Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имам — это думающая голова общества




Человеческое общество ощущает острую нужду в человеке, который бы направлял в едином направлении мысленную деятельность своего народа. Однажды имам ас-Садик-мир ему!-спросил своего ученика Хишама бин ал-Хакама: "О Хишам, не расскажешь ли мне как ты поступил с Амром бин Убайдом и о чем ты его спросил?" Хишам вначале постеснялся говорить перед имамом, но потом начал рассказ о том, как однажды оказался среди слушателей Амра бин Убайда в мечети в Басре и обратился к нему с вопросами. После того, как Амр ответил на его вопросы о том, есть ли у него глаз, нос, рот, уши и что он с ними делает, Хишам спросил у него:

- А есть ли у тебя сердце и что ты с ним делаешь? Амр ответил: - Да, я отмечаю им все, что поступает на органы чувств.

- Не излишно ли сердце, - спросил Хишам, -когда есть эти органы? Тот ответил: - Нет. - Как же так, - спросил Хишам, - они же нормальные и здоровые? - Сын мой, - ответил Амр, - если органы чувств сомневаются в том, что они обоняли, видели, вкусили и услышали, то они передают это сердцу, а оно определяет достоверное знание и вытесняет сомнение. Хишам сказал: "То есть Аллах установил сердце для контроля над сомнениями органов чувств?" Да, - сказал Амр. Хишам сказал: - то есть сердце необходимо, иначе органы чувств не приобретут уверенность? Амр ответил утвердительно. Хишам сказал: "О отец Марва-на! Аллах - велик. Он и славен! - не оставил твои органы чувств без того, чтобы не назначить для них имама, определяющего им достоверное значение, с помощью которого они приобретают уверенность в том, что они сомневаются. Как же он оставляет всех этих людей в их растерянности без того, чтобы назначить им имама, к которому они обратились бы со своими сомнениями, если Он назначает тебе имама над твоими органами чувств, к которому ты обращаешься со своей растерянностью и сомнениями?" Амр замолчал и ничего не сказал. А когда он догадался, что его собеседником является Хишам бин ал-Хакам, оказал ему почести.

Когда Хишам закончил свой рассказ, имам ас-Садик - мир ему! - улыбнулся и спросил у него: О Хишам, кто же научил тебя этому? Хишам сказал: - Я перенял это у тебя и сочинил. Имам сказал: - Клянусь Аллахом, это написано в свитках Ибрахима и Мусы.[[51]]

Поистине, имамы -да пребудет мир над ними! -чувствовали и несли ответственность за защиту религии и шариата от отклонений, были щедрым источником вечных коранических действительностей. Они своими словами и действиями вели людей по правильному пути и оставили после себя богатое сокровище исламского наследия. Имам Али - да пребудет мир над ним! - играл важную роль в контроле за воспитанием, за деятельностью судебных и правовых органов в период после Пророка, сократил несостоятельные судебные законоположения, руководил их исполнением, заложил основы истинно исламским нормам и положениям в юриспруденции. Они олицетворяли в тот ранний период духовное и умственное превосходство религии ислама, организовывали диспуты с представителями обладателей книги, давали отпор многим измышлениям против ислама. Так, существование имамов, да пребудет мир над ними! -означало наличие важного источника культурного развития, способствовавшего распространению идейного наследия ислама.

Толкование исламского законоположения, разъяснение постановлений и решений ислама и контроль за внедрением универсальных положений ислама в практической жизни человека - одно из важнейших направлений деятельности людей дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! По утверждению мухаддисов, Пророк в разных местах и в разное время, привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между Кораном и его семьей, а этим своим коротким, но очень содержательным по смыслу высказыванием он изложил сущность программы действий мусульман на будущее. Хотя из-за разности источников предание и отличается по своей форме в общих чертах и подробностях, по содержанию все его варианты однозначно указывают на один и тот же смысл - на существование глубинной и бесспорной, крепкой и достигшей высшего предела связи между Кораном и людьми дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! Среди достоверных преданий людей сунны только лишь восемьдесят хадисов, переданных первым халифом,[[52]] пятьдесят хадисов, переданных вторым халифом.[[53]] В книге "Сахих" Муслима отмечены пять хадисов, переданных Усманом, а в книге "Сахих" ал-Бухари - девять преданий.[[54]] В то время как только в книгах Гурар ал-хукм и Дурар ал-калим указано на одиннадцать тысяч хадисов, переданных Повелителем правоверных Али - да пребудет мир над ним. Если сравнить предания, рассказанные людьми сунны с ахбарами, которые передали сообразно с различными обстоятельствами чистейшие имамы, то можно понять, насколько серьезно и широко вели люди дома Пророка борьбу за веру и какие великие услуги они оказали развитию исламских знаний во многих сферах религии. Все мусульманские ученые перенимали у них знания, учились у них, добровольно признавая их авторитет как блюстителей религиозного закона, обладающих знанием сокровенных сторон религии. Му'тазилиты, сторонники единобожия, божественной справедливости и умозрительного рассуждения, у которых люди учились этой дисциплине, являются учениками и сторонниками Али, ибо их глава - Васил бин Ата является учеником Абу Хишама Абдуллах бин Мухаммада бин ал-Ханафиййи, Абу Хашим - ученик своего отца, а его отец - ученик Али бин Абу Та-либа, да пребудет над ним мир!

Аш'ариты - приверженцы Абу-л-Хасана Али бин Исма'ила бин Абу Бишра ал-Аш'ари, являвшегося учеником Абу Али ал-Хаббаи, который был одним из старейшин му'тазилитов. Учение аш'аритов также возводится в конечном итоге к Али бин Абу Талибу-мир ему'-наставнику и учителю му'тазилитов. Что касается имамитов и зай-дитов, то и они явно относятся к Али.

Большая заслуга в становлении фикха - мусульманской юриспруденции принадлежит Али; каждый мусульманский юрист и законовед ссылается на его правотворчество. А что касается последователей Абу Ханифы, таких как Абу Йусуф, Мухам-мад бин ал-Хасан и других, то они также учились у Абу Ханифы. А аш-Шафи'и учился у Мухамма-да бин ал-Хасана, а его учение восходит к школе Абу Ханифы. Ахмад бин Ханбал учился у аш-Шафи'и, чье учение восходит также к Абу Хани-фе, который учился у Джа'фара бин Мухаммада, а тот - у своего отца, учение которого возводится к Али. Что касается Малика бин Анаса, то он учился у Раби'и ap-Pa'и, который учился у Икримы, ученика Абдаллаха ибн Аббаса, который учился у Али - мир ему! Что касается шиитского религиозно - правового толка, то он явно возводится к нему.

Умар бин ал-Хаттаб и Абдаллах бин ал-Аббас, которые были знатоками богословско-правовых норм среди сподвижников Посланника Аллаха, оба они перенимали знания у Али. Что касается Ибн Аббаса, то это явно, а в отношении Умара каждый знает, что тот обращался к нему во всех сложных вопросах и неоднократно говорил, что если не Али, то пропал бы Умар. Он также говорил: Никто не решиться выносить решение в присутствии Али.

У него перенимали и учились науке о понимании и толковании Корана. Если обратиться к комментариям к Корану, то можно убедиться в этом, ибо большая их часть передается со слов Али и Абдуллаха бин Аббаса. Люди знали об отношении Ибн Аббаса к Али, о его неотступном следовании ему, о его тяготении и симпатии к нему, о том, что он является его учеником. Его спрашивали:

"Каково отношение твоих знаний, к знаниям твоего двоюродного брата?" Он отвечал: "Оно подобно капле по сравнению с морем".

У Али перенимали и учились грамматике арабского языка и все знают, что он был основателем этой науки и диктовал Абу-л-Асваду ад-Дуали основные принципы этой науки.[[55]] Эта традиция распространялась и на других имамов из числа людей дома Али бин Абу Талиба - мир ему! Имам ас-Садик - мир ему! - воспитал целое поколение знатоков в различных областях науки. Среди них были философы и богословы как Муфаддал бин Умар, Му'мин ат-Так, Хишам бин Салим, математики и химики как Джабир бин Хаййан, законоведы и комментаторы Корана как Зирара, Мухам-мад бин Муслим, Джамил бин Даррадж, Хамран бин А'йун, Абу Басир и Абдуллах бин Синан. У имама Джа'фара ас-Садика учились такие выдающиеся люди как Малик бин Анас, Шу'ба бин Хаджжадж, Суфйан ас-Саури, Ибн Джу-райдж, Абдуллах бин Амр, Рух бин ал-Касим, Суфйан бин Уйайна, Сулейман бин Билал, Ис-ма'ил бин Джа'фар, Хатам бин Исма'ил, Абд ал-Азиз бин ал-Мухтар, Вахб бин Халид, Ибрахим бин Таххан и другие.

Чистейшие имамы из людей дома в течение всей своей благородной жизни возглавляли оппозиционное движение и политическую конфронтацию. Жизнь многих имамов была прекращена на поле брани, или в результате предательского покушения и никто из них не умер естественной смертью. Каждый из них имел сугубо свой стиль политической борьбы и свою тактику в отношении отклонений своего времени. Преподнесение имамом себя самого в качестве идеального примера, который составляет явное противоречие моральному облику халифа, действительно находившегося у власти, вынуждает общину сопоставить их и осудить одного из них. Такая конфронтация может проявиться в виде открытого осуждения существующего режима путем обращения к народу с политической речью, а может проявиться в совершенно другой форме - в форме воздействия имама на определенные ветви власти с целью устранения случаев отклонения и злоупотребления в их работе и поиска здоровых сил дабы добиться ближайших целей и осуществить в силу возможностей интересы общины. Не трудно заметить роль имама Али бин Абу Талиба и внука пророка имама ал-Хасана бин Али в руководстве духовной жизнью и направлении ее в течение, соответствующего духу ислама; их форма правления была более чем богатой и во многом может быть образцом политической мудрости.

Имамы из людей дома, которые были потомками Пророка, да пребудет мир над ними в личной жизни олицетворяли истинную действительность ислама и тем самым стали живыми образцами вдохновения на истинный ислам, который доставил к людям последний пророк. Они были прекрасным примером для подражания со стороны верующих: порой, просто их существование составляло угрозу для существующего режима, ибо они со своим образом жизни показывали мерзости правителей.

ЛЕКЦИЯ 38

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИМАМОВ

Среди представителей исламских сект шииты отличаются признанием непогрешимости имама. Они считают, что имам также как и Пророк обладает качеством непогрешимости и защищен от грехопадения. Поистине, тот, кто берет на себя огромные ответственности перед общиной и религией, если в чем-либо допустит ошибку, то эта ошибка обернется бедой для общины и приведет к опасным отклонениям, следовательно, будут подвергнуты опасности все исламские ценности. Ибо непогрешимость, основывающаяся на непоколебимую и глубокую веру в божественные истины, служит предохранителем, который оберегает лидера от отклонения, малого или большого, явного или тайного грехопадения.

Наличие у имама силы непогрешимости не означает, что он лишен собственной воли, и что Аллах насильственно сдерживает его от восприимчивости к грехам. Наоборот, имам как человек обладает свободой воли и выбора своих поступков, но степень достигнутой им веры дает ему абсолютную веру и позволяет ему видеть вещи во всей реальности. Действительно, он достиг такой степени знания, которая не позволяет ему приближаться к опасной зоне грехов. Он в своем благочестии и самообладании настолько удачен, что вероятность совершения им грехов при этом опускается до нулевого уровня и не превышает его. Шейх ас-Саддук в книге "ал-Амали" передает следующие слова Мухаммада бин Умаййира: "За все время моей дружбы с Хишамом бин ал-Хакамом я не услышал от него что-нибудь полезнее, чем его слова о качестве непогрешимости имама. Однажды я спросил у него о том, непогрешим ли имам? Он сказал: "Да". Я спросил: "В чем же заключается его непогрешимость и как о ней можно узнать?" Он сказал: " Поистине, все грехи бывают четырех видов, пятого не бывает. Это -жадность, зависть, гнев и страсть. Все эти качества отсутствуют в имаме. Ему нельзя быть жадным к ближайшей жизни, ибо он находится под его перстнем, ибо он хранитель мусульман, так к чему же он будет проявлять жадность? Ему нельзя быть завистливым, ибо человек завидует тому, кто выше него, а выше имама нет никого, так как же он будет завидовать тому, кто ниже него? Ему нельзя гневаться над чем-либо из мирских дел, кроме тех случаев, когда он гневается во имя Аллаха - велик Он и славен! - ибо Аллах обязал его соблюдать ограничения и не постигают его в Аллахе порицание из-за грехов и жалость в Его религии, пока он выполняет ограничения Аллаха -велик Он и славен! Ему нельзя следовать страстям и предпочитать ближайшую жизнь жизни последней, ибо Аллах - велик Он и славен! -привил ему любовь к последней жизни также как Он привил нам любовь к ближайшей жизни. Он смотрит на мир иной также как мы смотрим на этот мир. Встречал ли кого-нибудь, который отказался бы от красивой внешности ради скверной, от чистой еды ради горькой, от нежного одеяния ради одеяния грубого, от постоянной, вечно сохраняющейся милости ради мира бренного, преходящего?!" Наконец, имам обладает глубоким научным видением и прочной верой, непоколебимым убеждением и искренней богобоязненностью, что в своей сущности проявляется в качестве непогрешимости, которое и оберегает его от грехопадения.

Помимо интеллектуальных аргументов, существует много коранических стихов и рассказов, указывающих на непогрешимость имамов.

Только существование имамов является единственным гарантом направления людей к действительному счастью, олицетворяемому в желаемом совершенстве; в случае отсутствия непогрешимости, подрывается вера в достижение счастья, а счастье есть конечная цель создания Аллахом мироздания.

Вероятность допущения человеком ошибок в понимании законопорядков ислама и вытекаемой из него социальной системы всегда сохраняется и это еще раз подтверждает необходимость существования имамов. Следовательно, существование имама необходимо для поправки направления социальной жизни. Если возможно было допущение ошибок имамом, то появилась бы необходимость существования другого имама, который предупреждал, защищал и огородил бы первого имама от грехопадений. Сама логика говорит о невозможности такого варианта.

Имам должен пользоваться абсолютным доверием со стороны общины; полная непогрешимость имама в словах и действиях приводит к тому, что члены общины принимают его за образцового человека и следуют за ним на трудном пути. Если будет подорвана эта вера хоть небольшим сомнением в непогрешимости имама, то покорность ему утеряет обязательный характер, имам потеряет своего влияния в обществе.

Коранический "стих очищения" (айат ат-татхир) объявляет людей дома Пророка свободными от всего того, что можно порочить их; "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением" (33:33). Слово "скверна" употребляется в арабском языке для обозначения всего того, что может порочить человека внешне и внутренне и квалифицируется как грех. А по поводу ниспослания стиха, жена Пророка Умм Салма рассказывает людям следующее: "У меня дома был ниспослан стих: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семья его дома, и очистить вас очищением". Фатима принесла горшок с похлебкой и Пророк сказал ей: "Пригласи к нам твоего мужа, Хасана и Хусайна". Она пригласила их. И когда они ели, снизошел этот стих, и он покрыл их покрывалом и сказал: "О Боже, эти - люди моего дома и находящиеся под моим покровительством. Удали скверну от них и очисти их очищением".[[56]] Пророк - да пребудет мир над ним! -комментируя этот стих, подтверждал, что он относится к людям его дома - мир им! - и вопросу их непогрешимости как к одному из фундаментальных вопросов ислама.

Кто такие люди дома?

Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно обратить внимание на обстоятельства ниспослания нижеследующего стиха: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением" Умар бин Абу Салма, приемный сын Пророка говорил, что он был ниспослан в доме Умм Салмы. Пророк пригласил Али, Фатиму, Ха-сана и Хусайна и покрыл их покрывалом, а Али находился за его спиной. Он покрыл их покрывалом и сказал: "О Боже, эти - люди моего дома. Удали же скверну от них и очисти их очищением". Умм Салма спросила: "И я с ними, о Пророк Аллаха?" Пророк сказал: "Ты - на своем месте и ты в благополучии".[[57]] Аиша, мать верующих, рассказывает: "Однажды ранним утром вышел Пророк и на нем был плащ из черной шерсти. Пришел ал-Хасан, и он ввел его под плащ, затем пришел ал-Хусайн и он ввел его, затем пришла фа-тима и он ввел её, и затем пришел Али и он ввел его. Затем он сказал: "Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением".[[58]] Со слов имама Али рассказывают, что каждым утром Пророк приходил, подходил к двери дома Фатимы и говорил: "На молитву, о люди Дома - да смилуется над вами Аллах!"[[59]] Этот же рассказ рассказывает Абу-л-Хамра: "Я в течение восьми месяцев изучал Коран наизусть у Посланника Аллаха в Медине и он в течение этого времени ни разу не входил на молитву без того, чтобы подходить к двери Али, говоря, приставив руку к сторонам двери: "Молитва, молитва!" Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением".[[60]]

Имам ар-Рида - мир ему! - сказал: "Имам - человек непогрешимый, гарантированный от изъянов, наделенный особыми знаниями, отмеченный благоразумием. Он - порядок религии, честь мусульман, гнев лицемеров и гибель неверных".[[61]] Существует множество рассказов, которые подтверждают, что имам должен обладать качеством непогрешимости и в теоретическом, и в практическом планах, должен быть гарантирован от грехопадения. Он толкователь Корана и главный источник разъяснения положений исламского законодательства, он - идеальный образец совершенства человека, к которому призывает ислам. Поистине, человек, в котором все достоинства и положительные качества достигли такого состояния полноты, когда они существуют в виде реализации возможностей, есть совершенный человек, представляющий собой конечную цель эволюции рода человеческого. Именно такой человек находится на прямой дороге в религии и он должен в течение всей своей жизни действовать согласно установлениям религиозного закона и не пачкать себя грязью грехов, ибо если он хотя бы на короткий промежуток времени отклонится от прямой дороги, окажется неповинующимся Аллаху, такой человек не может считаться образцом и примером совершенства в религии.

Является ли непогрешимость принудительной?

Лишение имама сознательной воли в вопросе допущения ошибки и грехопадения равномерно отрицанию значимости его личности и отнятию его морального превосходства, а в этом случае он не может служить примером для подражания людьми. А что касается непогрешимости в чисто научном плане, то нетрудно отрицать допущение той или иной ошибки при практическом внедрении повелений послания; это происходит по воле Аллаха, Он и может преградить путь этому.

Вести людей по правильному пути можно двумя способами. Можно ставить указателей на пути движения и тем самым отметить правильный путь. Но это внешнее руководство, которое мы наблюдаем в движении пророков. Второй способ - это внутреннее, структурное руководство, для которого нужна непоколебимая внутренняя сила самостоятельности, которая и управляет движением человека в направлении своего божества. Убедительным примером этой силе притяжения может служить закон о магнитном притяжении. Стрелка компаса на любой точке земного шара показывает на север. Почему? Потому что северный и южный полюсы обладают огромным магнитным полем, оказывающим воздействие на весь земной шар и поэтому, где бы не находился магнит, он подвергается воздействию магнитного притяжения полюсов земного шара и следовательно, стрелка направится в направлении этого воздействия.

Имам - это средство воплощения божественного великодушия, огромная сила, направляющая людей на путь истины и оказывающая огромное воздействие на весь мир и каждая чистая душа притягивается к имаму.

Из ряда коранических стихов можно понять, что непогрешимый имам имеет способность руководства людьми, ибо в него вселяется божественный свет, поступающий из высшего мира божественной власти. Благословенный Коран подтверждает принцип "руководство по повелению" и считает терпеливость и уверенность важными чертами личного характера имамов: "И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях" (32:24). Таким образом, терпеливость и уверенность являются основными столбами этого "ведения". Однако ведение по повелению Аллаха - это такое положение, которое достигается лишь тогда, если это сделает Аллах, ибо достичь это высокое положение удается только тем, кому дана терпеливость перед лицом горьких и несчастных случаев. Таковыми являются условия, предъявляемые к тем, кто призван исполнить эзотерическую функцию руководства. Эта мысль подтверждается следующим стихом: "И сделали Мы их имамами, которые ведут по Нашему повелению" (21:73). Об имамате упоминается в кораническом стихе, связанном с назначением Аллахом Ибрахима имамом. В стихе говорится: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "И из моего потомства? " Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных" (2:214). Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Поистине, Бог сделал Ибрахима рабом, прежде чем сделать его пророком; сделал его пророком, прежде чем сделать посланником; сделал его посланником, прежде чем другом; сделал его другом, прежде чем сделать имамом. Когда в личности Ибрахима были собраны все эти качества, Он обратился к нему: "О Ибрахим, Я сделаю тебя для людей имамом".[[62]]

Существует множество рассказов, подтверждающих необходимость наличия имама для ведения людей по правильному пути. Например, Повелитель верующих Али - мир ему! - сказал: "Род Му-хаммада - да благословит Аллах и род его! - подобен звездам в небе; если закатывается одна звезда, то появляется другая..."

Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Аллах посредством имамов правильного пути из людей дома Своего Пророка - да благословит его Аллах и род его! - разъяснил Свою религию, выявил через них скрытый смысл начал Своего знания. Кто из общины познал обязательность признания достоинства своего имама, тот обнаружил сладость своей веры и узнал превосходства красоты подчинения себя Аллаху, ибо Аллах назначил имама знаком для Своих созданий и доказательством для людей земли Своей".[[63]] Известны слова имама Абу Джа'фара ал-Бакира - мир ему! -: "Клянусь Аллахом, Аллах не оставил землю с тех пор, как скончался Адам - мир ему! - без того, чтобы на ней не был имам, посредством которого люди находят правильный путь к Аллаху. Он есть Его Доказательство для Его рабов и земля не остается без имама как Доказательства Аллаха для Своих рабов".[[64]] Абу Халид ал-Кабили спросил у ал-Ку-лайни о словах Аллаха всевышнего: "Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали" (64:8). Он сказал: "О Абу Халид, клянусь Аллахом, свет - это имамы. О Абу Халид, свет имамов в сердцах верующих ярче светящегося днем солнца. Они - те, кто проникает в сердца верующих, и Аллах скрывает их свет от тех, кого пожелает, их сердца становятся темными и Он устраивает перед ними преграду этим".[[65]]

ЛЕКЦИЯ 39

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЯ ИМАМОМ ОСНОВ ИСЛАМСКИХ ВЕРОВАНИЙ

Знание - одно из важнейших особенностей имама; это существо, полное добра и благословения, щедро распространяет свое знание на все окружающее, дабы дать счастье людям в ближайшей жизни и в мире потустороннем. Он достиг вершины всех знаний, больших и малых, что необходимо для спасения человека от заблуждений этого мира, возвышения его к вершине достоинства и благородства. Благодаря универсальности его личности, которая фактически является продолжением личности Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! -ибо имам по охвату своих знаний, своей учености и по другим особенностям представляет собой уменьшенный образ Пророка. Это знание приходит к нему не через обучение, он учится этому благодаря акту божественной милости, которую Аллах дарует наиболее совершенным Своим рабам. Нет ни малейшей вероятности того, что его может преодолеть недостаточность знания или запутанность знаний.

К религиозному руководителю, достигшему внутреннего смысла вещей, находящемуся на прямой дороге и обладающему знанием не по независимому суждению, а по уверенности, мы не можем отнести недостаточность знания. Этот непогрешимый человек, которому Аллах поручил охранять Свою религию, и который следует за правильностью выполнения установлении Аллаха людьми, призван подготовить почву для воспитания и совершенствования человечества, наставления людей на прямую дорогу, которая есть единственный путь к самосовершенствованию. В обязанность имама входит также разработка программы для сохранения того, что служит интересам общины в идейном и социальном плане. Священный Коран гласит: "Тот ли, кто ведет к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведет, если его не будут вести?" (10:35).

Как мы уже отмечали, знание имама исходит из божественного света, достигается непосредственно и без посредника, поэтому полностью исключается какие-либо ошибки или забвение. Это есть знание, щедро даруемое Абсолютной Истиной имаму. Имам ал-Бакир - мир ему! - сказал: "Поистине, Аллаху принадлежит особое знание и знание общее; что касается особого знания, то это -знание, о котором не осведомлены Его ангелы приближенные и пророки посланные, и оно оставлено нам Посланником Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует!"[[66]] Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Тот, кто обладает знанием книги, тот и повелитель верующих". Некоторые рассказчики приводят следующие слова повелителя верующих - мир ему!: "Поистине, знание, с которым Адам сошел с неба на землю, и все то, чем оказана милость пророкам вплоть до Печати пророков, - находится у семьи Печати пророков."[[67]] Али бин Абу Талиб - мир ему! - достиг обширность знаний, был остроумен.

В начале третьего века халиф ал-Ма'мун организовал диспут с участием всех теолого-схоластических толков и школ. Цель диспута заключалась в проведении научного спора между ними и Али бин Мусой ар-Рида. Все теологи - схоласт вначале отказались вступить в дискуссию с человеком, кто будет приводить свои доводы с Книги, которую они не признают, и со слов Пророка, в которого они не уверовали. Но ар-Рида - мир ему! - сказал, что он приведет свои доводы против каждого из них из книги его же религии. В дискуссии с главой христиан он привел доводы из книг предшествующих пророков для доказательства того, что пришествие Пророка ислама было предсказано пророками до него. Его доводы были настолько ясны, глубоки и убедительны, что они не оставили сомнения ни у кого. Затем он на основании Торы доказал то же самое иудейскому теологу - схоласту. Столь же аргументирование он переубедил и главу зороастрийцев. В человеке, задавшем ему вопрос о божественной единосущности, имам узнал сабиита Имрана и настолько убедительно ответил на его вопросы, что тот опустился на землю, совершая земной поклон в сторону Мекки и принял ислам.[[68]]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.