Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы профессионального самоопределения 4 страница. Реакция консультанта: почему Вы так решили.




Реакция консультанта: "Почему Вы так решили?". Со стороны консультанта исходит такая реакция, которая выражает удивление и сочувствие. Она неверна, поскольку искажает рассказ клиента без выяснения сопутствующих обстоятельств. Также можно сомневаться в правильности высказывания консультанта, которое в своем ядре признание клиента подтверждает: "Вас это сильно огорчает?".

Лучшим вариантом для конструктивного поддержания затронутой клиентом темы был бы такой вопрос консультанта: “Какие способности необходимы человеку для обучения в институте?”. А затем уже можно будет спросить: “Какие способности были Вам нужны для учебы в институте ранее?”, а вариантом для продолжения темы, обозначенной клиентом мог бы быть вопрос: ”Какие способности Вам нужны теперь для продолжения учебы в институте?”. Самое главное событие, волнующее клиента, но о котором клиент умолчал, послужило, по всей видимости, неким моментом, разделяющим обучение в институте на “до” и “после” также могло быть выявлено консультантом с помощью вопроса: “ Что случилось (что произошло) с Вами (в Вашей жизни), если Вы засомневались в возможностях дальнейшего обучения в институте?”. Но лучше консультанту с такой формулировкой не торопится, поскольку у клиента должна быть возможность самому задать этот вопрос себе и поискать ответы на него.

4. Эмоциональная окраска слова, включенного в вопросительную фразу консультанта может сильно повлиять на ответ клиента: "У Вас хорошие отношения с женушкой?" Такой вопрос мог бы привести к идеализации отношений с женой. В случае их конфликтности - к иронизированию, проявлению злости и упреков.

5. Желательно в беседе не задавать суггестивные вопросы: "Одиночество для Вас непереносимо, не так ли?". Таким способом консультант весьма поверхностно показывает свое понимание и одновременно поддерживает жалость клиента к себе как поиск решения и мотивацию к изменению поведения.

6. Вопросы - "ловушки" или "хитрые" вопросы не могут иметь место в процессе профконсультационной беседы, поскольку в ней не ставится задача "вытянуть" из клиента то, о чем ему не хочется рассказывать. Лучше не выбирать такую последовательность вопросов, чтобы вывести клиента "на чистую воду", например, алкоголика или имевшего судимость. Основой отношений в консультации является взаимное доверие, которое можно разрушить из-за подобных вопросов. Иногда требуется достаточное время, чтобы доверие возникло и клиент открыл консультанту все, что связано с его проблемой. Однако, гораздо важнее, чтобы проблема клиента открылась для него по-новому, благодаря вопросам консультанта.

7. Вопросы, вызывающие стереотипные ответы-фразы нельзя включать в интервью. Консультант: "Как Вы живете?" Клиент: "Спасибо." Приведенный пример краткого диалога лишен смысловой нагрузки и его необходимо реконструировать.

8. Вопросы о нейтральных проблемах могут иметь общую формулировку: "Какие выгоды имеет человек, если он работает на государственном предприятии?"

9. Вопросы об истории развития личности клиента требуют персонализации и могут быть сформулированы конкретно на основе сведений, которые клиент уже сообщил о себе: "Вы говорили, что Вас это глубоко взволновало. Помните, что Вы сделали в ту минуту когда Н. сказала, что Вас увольняют?".

10. Ответы, которые получены с использованием вопросных форм типа: "Если...?", "Предположим, что...” не имеют большого значения, поскольку имеют тенденцию быть поверхностными.

Вопрос: "Если бы у Вас было много денег, как бы Вы их использовали?"

При получении неупорядоченного набора ответов-высказываний было бы ошибкой делать выводы о системе ценностей, потребностях или интересах клиента. В отдельных случаях, при сравнении ответа с реальными ситуациями в прошлом, можно сделать относительно верные заключения.

11. Во время консультации у клиента не должно возникнуть ощущения, что его экзаменуют. Вопросы не должны провоцировать оборонительные вербализованные реакции или самообвинение за неспособность.

Консультант: “Знаете ли Вы вообще, что такое целеустремленность?"

Клиентка: "Нет, не знаю. У меня нет никаких целей, я все делаю, не думая, как кто подскажет. Обо мне думают, что я ответственна и послушна. А я на самом деле ни к чему не способна... чувствую себя ненужной... неспособной и глупой...".

Важным правилом является правило гибкого выбора разновидности тех или иных вопросов.

1. Открытые или закрытые вопросы ставятся в зависимости от характера проблемы. Например, в случае выяснения уровня квалификации и количества специальностей, которыми клиент, владеет ставится больше закрытых и прямых вопросов: "Какое базовое образование Вы имеете? Повышали ли Вы квалификацию? По какой специальности Вы работали самое длительное время?" и т.д.

В случае проблемы в организации межличностной коммуникации на консультации психологу лучше пользоваться открытыми и непрямыми вопросами. Они дают клиенту возможность самому выбрать содержание ответа в зависимости от того насколько это для него субъективно важно.

Консультант: "Могли бы Вы что-то рассказать о себе и своей работе?"

Клиент: "Сколько себя помню, никогда и ничего хорошего у меня с работой не получалось. Когда в школе учился, хотел поступать в университет на географический, чтобы потом стать океанологом. Не поступил, да и зрение подвело. Астигматизм и близорукость, знаете... В общем, работал год в типографии подсобником. Потом поступил в политехнический на факультет электрооборудования судов. Но распределение, сами понимаете, получил не для плавания и путешествий, так уж мне не везет, а на электроподстанцию в захолустье. Оттуда уехал, не захотел связываться с пьяницами. Отец еще страшно тогда возмущался, говорил, что надо бороться с ними, но я не стал. Устроился после в трамвайное управление дежурным слесарем по КИП и А, работа посменная, народу на работе две души - я да сменный мастер. Так три года и прошло, потом я сильно заболел гриппом с осложнением на головной мозг. В общем, с этой работы я ушел, так как не мог напрягаться по ночам. Мать меня поддерживала, а отец ни в какую, я у него тунеядцем прослыл. Какой же я тунеядец? Ему легко говорить."

2. Открытые вопросы приводят к широкому ответу, поэтому его необходимо направлять, чтобы клиент не отступал от сути дела слишком далеко. Помогать вернуться к обсуждаемой проблеме с помощью дополнительных вопросов.

Консультант: "А как дальше с работой?"

Клиент: "Да пытался устраиваться, но увы... Как видите к Вам пришел. В кооперативе тут в одном подрабатывал, но он прогорел...".

3. В ходе консультации можно вставлять в рассказ клиента во росы "Кто?", "Когда?", "Как?". Не рекомендуется начинать вопросительную фразу со слова "Почему?”, поскольку необходимое оценочное суждение должно вытекать из беседы.

4. Тактика профконсультационной беседы предполагает предъявление клиенту таких вопросов, которые поддерживают благоприятную доброжелательную атмосферу общения и ободряют клиента: "К нам пришли. Надеетесь, что разберетесь в Вашей проблеме?... В чем может выражаться моя помощь?".

5. В случаях, когда в начале беседы клиент не отвечает на закрытые и прямые вопросы, то их не имеет смысла дальше задавать. Лучше начать постановку открытого непрямого или проективного вопроса.

6. В ситуации, когда клиент в процессе беседы не отвечает на вопросы, на которые, по нашим расчетам, у него ответ имеется, можно предположить, что он говорить этого не хочет. Дальше консультант задает вопросы, дав понять клиенту, что он принял это обстоятельство к сведению. Требование объяснить свое поведение и принуждение к ответу приводит к образованию эмоционального напряжения и к нарушению контакта. К вопросам, на которые ответы не прозвучали, можно вернуться через некоторое время.

Важным правилом является правило ясности вопросов.

1. Консультанту необходимо прежде всего убедиться, что он сам хорошо понимает вопрос, который хочет задать клиенту. Вопросы и слова, которые недостаточно ясны лучше исключить из плана беседы.

2. Клиент не должен переживать неприятных ощущений в ходе консультации, а именно ощущения, что он не знает и не понимает того предмета о чем идет речь. Для выяснения уровня понимания можно использовать фильтрационные вопросы, которые непрямо показывают правильно ли клиент понимает смысл вопроса.

3. Хорошо всем известные сведения или явления не обязательно могут быть знакомы клиенту. В силу этого строить вопрос с позиции "это ясно каждому" не всегда будет успешно.

4. Неясные для клиента моменты могут быть разобраны на конкретных примерах, а затем включены в беседу в обобщенном виде.

5. Лучше не смешивать негативные альтернативные вопросы с позитивной вопросной альтернативой, и наоборот. В этом случае у клиента возникает непонимание на какой именно вопрос он должен отвечать. Например, на вопрос: "Какие Ваши качества способствуют успешности в работе, а какие препятствуют этому?" очень трудно ответить. Лучше разбить его на два вопроса о качествах, способствующих успешности, и о качествах, препятствующих, затрудняющих успешность.

6. Иногда консультант наблюдает в ответах клиента противоречие. В этом случае необходимо обратить внимание клиента на это и попросить объяснения, не цепляясь к каждой ошибке, поскольку в дальнейшем непоследовательность можно детально разобрать в беседе.

7. Вопросы. с помощью которых консультант проверяет правдивость клиента вставляются в беседу осторожно и не часто.

8. Двусмысленные вопросы и такие вопросы, которые в различных контекстах имеют неодназначное толкование не могут иметь место в профконсультационной беседе.

9. Многозначность вопросов и малое отличие их друг от друга вызывают некоторое подозрение клиента к намерениям консультанта "вытянуть" из него что-то непонятное.

Важно также уметь пользоваться правилами грамматики и синтаксиса при формулировке вопросов.

1. Построение вопросов зависит от употребления правильной формальной языковой грамматической формы, что не должно пониматься как сухость выражений.

2. В некоторых случаях можно использовать слова, относящиеся к профессиональной лексике, диалекту, культурной среде, окружающей клиента.

3. При выборе между сложным, простым или иностранным словом лучше выбрать простое.

4.Самый сложный вопрос не может содержать в себе более двадцати слов и его лучше предъявлять в письменном виде.

5. Длинные придаточные предложения трудны и для формулирования и для понимания.

6. Вопросы нужно высказывать ясно, четко без длинных пауз.

Следует помнить, что в консультировании могут иметь место разные виды интервью.

2.8. Типы интервью.

В конкретной практике профконсультирования трудно точно дифференцировать отдельные типы интервью, однако принято различать вступительное интервью, диагностическое интервью, интервью-консультацию, терапевтическое интервью. Проведение границ между выделенными типами интервью достаточно условно. С помощью вступительного - контактного интервью можно стимулировать продуцирование клиентом важной информации о сути его запроса, которая будет проверена и дополнена в диагностическом варианте развертывания интервью. Консультационное интервью может помочь клиенту принять решение о выборе после ее завершения. Но оно также может быть развернуто как терапевтическое интервью, особая коррекционная процедура собеседования в рамках компетенции психолога для лучшего осознания клиентом различных сторон выбора. Идеальный вариант развития профконсуьтационной ситуации составляет последовательную смену типов интервью.

Вступительное или контактное интервью происходит в начале работы психолога с клиентом, поскольку необходимо установить контакт - положительную основу процесса консультации. Важно устранить недоверие, опасения, негативное эмоциональное напряжение и стараться подвести клиента к совместной работе по реконструированию его представлений о себе как субъекте трудовой деятельности.

В ходе вступительной беседы основной задачей психолога является построение позитивного эмоционального фона отношений с клиентом, поскольку в первую очередь он должен получить от беседы приятное ободряющее впечатление человеческого общения.

Совсем не обязательно, чтобы сразу клиентом была обозначена целостная проблематика, например, первичного профессионального выбора или профессиональной реориентации. Прежде всего консультант стремиться направить внимание клиента на выяснение причины прихода в консультацию, а затем уже на объяснение и формулировку его проблемы.

Важно понять, что клиент считает проблематичным - ситуацию или себя, а также получить дополнительные информационные сведения, которые помогут определить временные рамки консультации (разовая это будет помощь или повторная) и содержательный ее аспект.

Общая схема вступительной беседы может быть такой:

а) знакомство психолога и клиента с представлением фамилии, имени и отчества обоих партнеров по общению;

б)вводные слова, которые вытекают из конкретной ситуации, предложения психолога клиенту о совместной работе;

в) выявление причины прихода клиента на консультацию;

г) формулирование проблемы;

д)выявление и формулирование совместных консультативных задач;

е) подведение клиентом итога консультативного сеанса и формулирование запроса психологу для дальнейшей работы;

ж)заполнение клиентом информационных материалов как конструктивный способ выхода из контакта;

з)протоколирование психологом особенностей консультативного сеанса (проводится после ухода клиента), фиксация плана дальнейшей работы.

Следует отметить, что установление контакта зависит от прошлого опыта установления межличностных отношений, которым обладает клиент в части опыта ведения доверительных разговоров. Эту роль на себя охотнее берут на себя девушки и женщины, что культурно обусловлено. На готовность к контакту также влияет жизненный опыт клиента, тип межличностной коммуникации между партнерами: мужчина-консультант - клиентка, женщина-консультант - клиент, другие комбинации и способ проведения вступительной беседы в недирективном или директивном ключе.

Недирективный способ ведения контактного интервью влияет на девушек и юношей по-разному. Несамостоятельные девушки и женщины будут реагировать смятением и усилением застенчивости. Напротив, самостоятельные женщины лучше адаптируются к ситуации, когда психолог ведет себя недирективно.

Со стороны клиентов мужского пола от мужчин-консультантов ожидается большая директивность, нежели от психологов-женщин.

В особых случаях, когда состояние клиента особо напряженное в данный момент времени и ему требуется спонтанное его выражение, консультант не может препятствовать этим проявлениям. Часто при этом даже не относящийся к делу рассказ способствует образованию продуктивного контакта между партнерами. Кстати заметить, формированию напряженного эмоционального состояния клиента с отрицательным зарядом способствует сидение в очереди и стихийное общение в коридорах службы занятости с другими посетителями.

Вступительное профконсультационное интервью может иметь самостоятельную диагностическую ценность. Например, в ходе его проведения выявляются ожидания клиента, что консультант решит все его проблемы, даст ему категорический и директивный совет, означают, что в консультацию пришел человек незрелый, в высокой степени зависящий от окружающих и на данный момент времени он не способен к самостоятельному выбору того или иного решения профориентационной задачи.

Существует определенное разнообразие в способах проведения вступительной беседы. Это разнообразие будет зависеть от личностных и стилевых особенностей консультанта, его возраста, пола, содержания жизненного и специфического профессионального опыта. Именно этими обстоятельствами обуславливается невозможность выдачи единообразных рекомендаций по проведению профконсультационной беседы. Форма и содержание вступительной беседы будут зависеть и меняться от возраста клиента, его реакций на интервью, от характера профориентационной проблемы.

В результате проведения вступительной беседы психолог располагает информацией, на основании которой он решает, - входит ли проблема, о которой говорил клиент в его компетенцию или не входит. Если компетентность консультанта недостаточна, то клиенту должна быть предоставлена информация о возможном участии и помощи ему со стороны другого специалиста, например, врача или социального работника. В ряде случаев с этими специалистами-смежниками психологу необходимо сотрудничество.

2.8. Диагностические аспекты использования направленного интервью “Моя работа” (НИМР).

Начальной целью профконсультанта при предъявлении НИМР выступает цель диагностическая - выявить и зафиксировать его индивидуальные предпочтения характеристик-требований профессиональной деятельности. В этом качестве НИМР можно рассматривать как диагностическое интервью для фиксации идеальной формулы клиента. Очень часто в публичных высказываниях тех или иных специалистов о своей работе, весьма далеких от научного профессиоведения, можно услышать, что их профессия, - это не просто работа, а “образ жизни”, или “диагноз”, поскольку она развивает человека вполне определенным образом. Для того, чтобы НИМР стало действительным диагностическим инструментом при исследования личностных профессиональных проблем в ситуации специфического коммуникативного вербального поведения, называемой профконсультацией, недопустимо сводить это интервью лишь к простой регистрации психологом рассказа клиента о том какие характеристики деятельности он хотел бы иметь в своей работе, основанного на житейском самонаблюдении. При проведении интервью психолог просит клиента приводить примеры профессий и специальностей, иллюстрирующих каждый пункт интервью, каждую характеристику, о которой идет речь. Тем самым психолог “зондирует” содержание социального интеллекта клиента и выявляет его пристрастия в предметно-объектной сфере труда, связанной с типом мышления профессионала. Специфика построения любого устного высказывания в рамках поиска путей решения проблемы, в том числе и приводимые клиентом примеры профессий, отражает связи неосознаваемых и рациональных оснований выбора именно названных профессий, а не каких-то других. Причины, по которым консультанту требуется умение оперировать и анализировать любую специальность очевидны. В случаях, когда профессиоведческих знаний не хватает, психолог “теряется”, сам погружается в состояние неопределенности и рискует “провалить” сеанс. Из-за этого им могут овладеть страхи и он как утопающий за соломинку хватается за использование в профконсультации традиционных психодиагностических процедур, чтобы чувствовать себя поувереннее. Как чувствует себя клиент в этом случае психолога не особенно волнует, поскольку все правила диагностической работы говорят о соблюдении “стандартных” условий проведения бланкового обследования, а они не предполагают развития у испытуемого состояний определенности и уверенности в своих ответах. Наоборот, чем меньше человек знаком с содержанием теста (о чем гласит этический принцип неразглашения тестового материала), чем неуверенней он себя чувствует и чем неопределенней ситуация эксперимента (у нормального человека отсутствует даже поверхностная ориентировочная основа в тестах), тем “достоверней” и “валидней” выглядят результаты.

Психолог сталкивается в профконсультировании с такими ситуациями, когда он не располагает никакими стандартизированными психодиагностическими методами для выяснения и понимания определенных черт личности в их связи с профессиональной деятельностью и, наоборот. При совершении попыток использования стандартизированных психодиагностических методов консультант всегда имеет противоречивые результаты, которые необходимо приводятся к интеграции на уровне здравого смысла, благодаря диагностической беседе. По этим же причинам применение сложных научно-исследовательских процедур, в определенной мере навязанных практике психологической помощи, нецелесообразно ни экономически, ни морально (поскольку интерпретационный репертуар формулируется извне по отношению как к клиенту, так и к консультанту; особый ущерб профессиональному развитию профконсультанта наносит компьютерная (автоматизированная) деятельность, неподкрепленная ручными умениями этого специалиста).

Принятие решения о проведении процедуры НИМР осуществляется клиентом и психологом совместно. В ряде случаев консультанту достаточно использовать диагностическое интервью о работе.

2.9. Диагностическое интервью о работе.

Целью диагностического интервью является стимулирование клиента (за относительно короткое время) к сообщению необходимой информации, относящейся к трудовой биографии клиента, его потребностной сфере, ценностям, взглядам, интересам и отношениям с другими людьми, уровню и содержанию запроса, другим аспектам его представлений о возможном взаимной соответствии его личных устремлений и требований профессиональной активности.

В ряде случаев, когда клиент фактически находится в кризисном состоянии и говорит об отчаянии, упадке сил или сведении счетов с жизнью в связи с отсутствием работы или интереса к ней можно говорить о собственно диагностическом исследовании, о фазе управляемой диагностики совместно с медицинским психологом или врачом-психотерапевтом. Выясняется, что и в этом случае прогностические выводы являются наиболее валидными, если использовать комбинированный критерий. Имеется ввиду следующий порядок формулирования выводов - они строятся на основе анализа тестовых показателей и информации, полученной с помощью интервью, путем их сопоставления. Работа по построению идеальной формулы профессии может быть проведена с клиентом, у которого сняты острые проявления патологических состояний и он принимает препараты общеукрепляющего действия.

В ходе проведения диагностического интервью консультант ведет наблюдение за двумя параллельными рядами проявлений клиента: словесным и невербальным. К первому относятся речеголосовые, лексические и другие выразительные средства, содержание и объем вербальной продукции. К второму - нейровегетативные переменные: мимика, движения, сложные моторные акты. Словесная коммуникация предназначается для обмена информацией и направлена к основной цели интервью. Нейровегетативные проявления служат для манифестации потребностей, эмоционального состояния, темперамента клиента. Они могут появиться как реакция на содержание беседы и служат своеобразным индикатором протекания процесса консультирования. Спокойный деловой фон и тон профконсультации сопровождается негромкими голосами и плавными равномерными движениями рук партнеров, сосредоточенными и ясными взглядами, обращенными на лицо партнера по общению. Оба ряда поведения человека органически и функционально связаны и представляют собой самые надежные общие источники информации о клиенте и консультанте.

Желательно в области профессионального консультирования и учебно-профессиональных его ответвлений использовать генетический подход к раскрытию истории проблемы для данной личности, с которой психолог имеет дело на консультации. В диагностической беседе можно способствовать выявлению суждений клиента о силе и характере влияния факторов среды, которая его окружала и окружает, и в зависимости от этого выявлять характер и интенсивность трудовой потребностной сферы. Явления, о которых идет речь в высокой степени зависят от общественных норм социальной и классовой группы, к которой человек принадлежит. Он более или менее осознанно развивает в себе качества социально желательные и санкционированные для развития через ожидания его референтной группы. Принадлежность клиента к той или другой социально-экономической общности, а в нее входят профессиональные группы, больше всего влияет на уровень притязаний на общественное признание заслуг данного человека.

Диагностическая беседа с клиентом может содержать темы о семье, о детстве, о состоянии здоровья, о школе, о работе, обо всех обстоятельствах развития восьмифакторной структуры профессионального самоопределения, о которых шла речь в первом разделе настоящего пособия. Ниже речь будет идти о подробной проработке темы о работе и профессиональных интересах.

В профессиональном консультировании приходится всегда затрагивать историю трудовой деятельности клиента, несмотря на то, что она может быть совсем короткой. Обсуждение информации о работе помогает клиенту понять специфику его отношения к труду и характер социального взаимодействия при осуществлении контактов с другими людьми. Сведения об этих сторонах жизнедеятельности клиента помогает определить возможную меру устойчивости его к тревожном событиям (фрустрациям), направленность на профессию как ряд родственных специальностей.

Особой заботы психолога требует организация обсуждения работы клиента в аспекте понимания им требований деятельности и особенностей личности, которые необходимы для успеха в данном виде труда.

Работа как часть жизненной истории личности определяется в частности такими аспектами.

Мера приспособленности клиента к труду:

а) первое место работы, длительность работы на этом месте, основная деятельность, характер обязанностей, распределение рабочего времени;

б) временные интервалы между переходами на новые места работы, оклад, причины ухода с той или другой работы.

Устойчивость к фрустрациям:

а) эквивалентность труда и образования, способностей и интересов, мера ответственности при выполнении трудового задания;

б) препятствия при выполнении работы и их устранение;

в) концентрация и сосредоточение трудовых усилий, несмотря на неприятные условия труда;

в) способность делать неприятную работу;

г) реакция на поощрения и взыскания.

Социальные связи:

а) характер и количество контактов с людьми на работе;

б) отношения с начальством;

в) друзья и критерии образования дружеских отношений (на работе и вне работы);

г) членство в различных кружках, общественная работа.

Трудовая инициатива:

а) рационализаторские предложения;

б) оптимизация норм труда и отдыха.

Рациональное использование энергетических затрат в процессе труда:

а) проблемы выбора;

б) регулярность или нерегулярность выполнения трудовых обязанностей;

в) критичность при выполнении большого трудового задания;

г) использование и полезность планов и схем;

д) приспособляемость к изменениям в условиях труда.

Непрофессиональные интересы - объекты, ситуации, различные явления, которым клиент уделяет особое внимание;

а) любимые области искусства, науки;

б) люди, которых клиент уважает, их особенности и деятельность;

в) активность и развлечения в свободное время.

Профессиональные интересы - область труда, которой клиент уделяет особое внимание:

а) отдельные фазы развития профессиональных интересов;

б) лица, которые сыграли важную роль при возбуждении интереса к определенной профессии;

в) роль родителей при активизации интереса к определенной специальности;

г) источники информации о предпочитаемых видах труда;

д) уровень информированности о мире профессий в целом;

е) школьное и профессиональное развитие (безуспешные по- пытки при поступлении на учебу, привлекательное место работы, помещение различных курсов, учеба в училищах, институтах, уход оттуда и его причины).

Мотивация труда - значение, которое клиент придает определенной профессии:

а) доводы выбора (финансовые, социальные, эстетические, психологические);

б) неуверенность при объяснении выбора;

в) характеристики профессий, которые привлекают или оттал- кивают клиента;

г) фрустрация (нереализованные профессиональные желания, препятствия при достижении целей, способы примирения с неудачей - изменение самого себя, выбор альтернативной цели, подчинение обстоятельствам).

Представления о себе как субъекте трудовой активности - критерии сходства и различия клиента с другими людьми:

а) образ себя с точки зрения будущего;

б) ценности и идеалы, способы, с помощью которых клиент старается их достичь;

в) внутренняя и внешняя конфликтогенность личности.

 

Задание 1. Воспользуйтесь приведенной выше схемой построения беседы о работе и сформулируйте по каждому ее пункту ряд вопросов и подвопросов с учетом правил их построения. После завершения этой работы необходимо провести анализ разновидностей вопросов, которыми вы оперировали. Нужно сделать арифметический подсчет количества закрытых и открытых вопросов, в особенности стараться выявить ваши индивидуальные и стилевые особенности в использовании прямых, непрямых (косвенных) и проективных их вариантов, а затем построить столбчатые диаграммы, которые позволят наметить пути самостоятельной коррекционной работы.

Это задание необходимо выполнить потому, что в реальной практической работе психолог сталкивается с различными категориями клиентов, поэтому при подготовке плана общеориентирующей профконсультационной беседы ему необходимо исходить из гибкой ее структуры и возможностей оперативной перестройки разговора в зависимости от идивидуальных потребностей и специфики проблемы конкретного клиента.

Именно этим обстоятельством, в первую очередь обусловлена невозможность выдачи готового рецепта по проведению консультации. Другим препятствием для принятия "чужих", зачастую навязанных вариантов выполнения профконсультативной деятельности выступает фактор социальной и эмоциональной зрелости специалистов психологов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.