Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и развитие психики в филогенезе




ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

 

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

  • возникновение и развитие психики в животном мире;
  • возникновение и развитие человеческого сознания;
  • развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д.

Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.

 

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных.

Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.

Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.

Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками.

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.

Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда).

Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано.

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

Все развитие психики животных подчинено биологическим законам ( наследственность, естественный отбор). Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.

Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека. Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, Подвешенную к потолку посреди помещения.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, Качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер (3).

Проблема возникновения психики в эволюции (Леонтьев)

 

А. Н.Леонтьев – книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А. Н.Леонть­ев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознан­ность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникнове­ния снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой по­зиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Ней­ропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

 

По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организ­ма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор ок­ружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.

 

Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатыва­ются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен ве­ществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл».

 

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейт­ральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности собствен­но психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (онаявляется допсихической или непсихической формой отраже­ния мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отраже­ния становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно рас­члененной) среде.

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому орга­низму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических ка­честв. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тес­но связано с появлением объективной связи в предмете биоти­ческих и абиотических свойств. Однако это необходимое, но не­достаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким обра­зом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

В школе А. Н.Леонтьева пришли к выводу, что исследова­ние строения деятельности может служить прямым и адекватным методом исследования форм психического отражения действитель­ности. Строение деятельности усложняется по мере развития животного мира, соответственно развивается и психическое отраже­ние мира субъектом, усложняется образ мира этого субъекта.

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающим условиям: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации (строения тела и его органов), а посредством изме­нения поведения, регулируемого психикой как его функциональ­ным органом.

В своих исследованиях А. Н.Леонтьев выделяеттри основные ста­дии психического развития животных в филогенезе:

1) элементар­ной сенсорной психики,

2) перцептивной психики,

3) интеллекта.

Теория эволюции живых организмов. Ж. Б. Ламарк (1744-1829)

1. Движущей силой развития органического мира является врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.

2. Новые признаки у живых организмов формируются при­жизненно, в процессах приспособления к меняющимся условиям среды.

3. Сформированные в онтогенезе у родительских организ­мов морфологические, физиологические, поведенче­ские признаки закрепляются и передаются по наследству потомкам.

4. Приобретая различные признаки, разные особи одного и того же вида животных постепенно дифференцируются в новые виды (8).

Теория эволюции живых организмов путем естественного отбора. Ч. Дарвин (1809—1882)

1. Принцип наследственности: существуют высокие кор­реляции в степени сходства по различным признакам у родительских организмов и их потомства.

2. Принцип изменчивости: в любой популяции организмов существует межиндивидуальная изменчивость по анато­мическим особенностям, физиологии и поведению.

3. Принцип отбора: каждое поколение живых организмов оставляет потомство, по численности превосходящее популяцию родительских организмов. При этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.

4. Объяснение (принцип борьбы за существование): при­чина того, что некоторые формы организмов в любой по­пуляции выживают и имеют возможность оставить по­томство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы жи­вотных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения (8).

Современная «синтетическая теория эволюции»

Сложи­лась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологиче­ской экологии и других наук. В настоящее время выявлено достаточно много законов, которые дополняют и конкрети­зируют основные положения классической теории эволю­ции Ч. Дарвина.

• Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне одной особи и может обеспечиваться: а) процессами преадаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.

• Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные геохронологические периоды, б) у разных видов (таксоно­мических групп) животных.

• В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще возникают на основе относительно мало специализиро­ванных групп животных; б) чаще вымирают в силу высо­кой (узкой) специализированное.

• Эволюция может протекать в направлении: а) морфологи­ческого и функционального усложнения, б) морфологиче­ского и функционального упрощения животных (8).

Формы приспособления животных к среде обитания. А. Н. Северцов (1866—1936)

1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.

2. Скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).

3. Изменения признаков у организмов в процессе приспо­собления могут быть наследственными и ненаследствен­ными (приобретенными).

4. Способы адаптации организмов зависят от скорости из­менения различных факторов окружающей среды:

• приспособление к медленным изменениям среды обеспе­чивается: а) наследственным изменением морфологии (анатомического строения) живого организма; б) наследственным изменением поведения (двигательные функци­ональные возможности животного, рефлексы, инстинк­ты);

• приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды обеспечивается: а) функциональным (прижизнен­ным) изменением строения путем упражнения органов; б) функциональными изменениями поведения (научение).

5. Чем выше организация вида, тем больше изменчивость реализуется не за счет морфологических, а за счет функ­циональных изменений.

6. Для существования живого организма в быстро меняю­щихся условиях окружающей среды необходимо эволю­ционное возникновение предпосылок для прижизнен­ного формирования индивидуальных особенностей по­ведения — научения (8).

 

Альтернативные гипотезы о появлении психики, кото­рые выдвигались в истории развития взглядов на психиче­ские явления:

• религиозно-мистическое происхождение психики. Пси­хика есть особая нематериальная субстанция;

• появление психики связано с появлением человека и чело­веческого сознания. Психика — это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);

• существует всеобщая одухотворенность природных явле­ний, которая в различной степени выраженности присут­ствует у любого явления. Психика — это особое свойство (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);

• психика есть атрибут только живой материи;

• психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.

Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных (8).

Основные этапы развития психики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.