Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неомарксизм 31 страница




ВТО провозглашает своей целью продвижение многосторонних экономи­ческих обменов путем организации широких торговых переговоров. Речь идет о либерализации и глобализации международной торговли. Организация обладает правом юрисдикции в урегулировании торговых споров. Деятельность ВТО, членами которой являются 131 государство, охватывает 90% всего объема мировой торговли. Наряду с другими государствами (Алжир, страны Балтии, Китай, Украина и Тайвань), Россия является в настоящее время кандидатом на вступление в ВТО.

Международный валютный фонд (МВФ)

Межправительственная организация, созданная в 1945 г. на основе «Статей соглашения о Международном валютном фонде», выработанных Бреттон-Вудской конференцией. Вначале его задачей было способствовать междуна­родному валютному сотрудничеству с целью достижения стабилизации обменов, предусмотренной Бреттон-Вудскими соглашениями, и избежать нарушения равновесия в платежных балансах. Другая задача — укрепление валютного сотрудничества и финансовой солидарности между государствами. В этой связи МВФ предоставляет странам-членам кредиты на временной основе для корректировки их платежных балансов, а также для сокращения дефицитов их международных платежных балансов. Членами МВФ являются 181 государство, в том числе Российская Федерация. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Особое положение в МВФ занимают крупнейшие страны-кредиторы («Группа шести» — Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и Япония), а в их составе — Соединенные Штаты Америки, что позволяет им использовать данный институт для оказания экономического и политического давления на другие государства.

Всемирный банк

Международное кредитное учреждение, имеющее целью повышение уровня жизни в слаборазвитых странах (в отличие от МВФ, который может предо­ставлять займы любому из государств-членов) за счет финансовой помощи богатых стран. Состоит из пяти институтов: Междунарбдного банка рекон­струкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по ишестшгионным гарантиям (МАИГ), Международного центра по урегу­лированию ишестшгионных споров (МЦУИС).

 

Региональные МПО

Лига арабских государств

Организация, созданная в 1945 г. семью государствами (Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия), к которым в дальнейшем присоединились еще 15 стран (Ливия, Судан, Марокко, Тунис, Кувейт, Алжир, Южный Йемен, Бахрейн, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Мавритания, Сомали, Джибути и (в 1988) Палестинское государство). Цели — защита общих интересов и формирование единой линии арабских государств на международной арене. В этой связи главный орган организации — Совет Лиги — призван урегулировать разногласия между государствами-членами способствовать их сотрудничеству в сферах экономики, финансов и таможен­ного дела, координировать их политические программы и противостоять любой внешней политике, наносящей ущерб арабской Лиге или ее членам. Основной механизм внутреннего функционирования Лиги — право вето, которым обладает каждое государство-член и которое призвано способствовать сохранению их суверенитета. Однако этот механизм является серьезным пре­пятствием для принятия решений и, соответственно, для эффективной меж­дународной деятельности организации.

НАТО (Мог1к Айапйс Ттва1у Отдатгайоп) — Организация Североатлантического договора

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. на основании Атлантического пакта, подписанного 12 государствами: США, Канадой, Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Нидерландами, Португалией и Францией. В 1952 г. в НАТО вступают Греция и Турция, в 1955 г. ФРГ, а в 1982 г. Испания. Главная цель — обеспечение коллективной безопасности стран Запада и противостояние военной угрозе со стороны СССР.

Окончание холодной войны поставило перед НАТО серьезную проблему, касающуюся самого смысла ее существования в отсутствие угрозы безопас­ности для стран-членов. В этой связи уже в декабре 1989 г., спустя месяц после падения Берлинской стены, госсекретарь США Дж. Бейкер заявил о необхо­димости реформирования организации и создании «нового атлантизма». Ре­формы НАТО затронули внутренние и внешние аспекты ее деятельности и имели политический и военно-стратегический характер.

Внутренние реформы проходили в три этапа. На первом из них была при­нята «Лондонская Декларация об обновленном Альянсе» (6 -июля 1990 г.), состоящая из 23 глав и содержащая «предложение дружбы своим прежним противникам», т.е. странам — членам ОВД, включающее установление посто­янных дипломатических связей с целью укрепления взаимного доверия и со­трудничества между двумя блоками. Декабрьская 1991 г встреча в верхах представителей стран-членов в Риме внесла дополнительные изменения в по­литику и стратегию НАТО. Наряду с принятием «Декларации мира и сотруд­ничества», здесь была выработана новая «Стратегическая концепция Альянса». Было заявлено о том, что отныне натовская политика безопасности будет базироваться на трех неразрывных элементах: диалоге, сотрудничестве и по­тенциале коллективной обороны. Каждый из этих элементов должен способ­ствовать предупреждению и мирному разрешению кризисов в европейском стратегическом пространстве. Было также подчеркнуто «исключительно обо­ронительное предназначение» НАТО. Наконец, Брюссельская встреча руко­водителей стран — членов НАТО добавила новые нюансы в политику и стра­тегическую линию этой организации. Основные положения Брюссельской декларации могут быть резюмированы следующим образом.

1) Было заявлено о необходимости формирования в рамках НАТО «ев­ропейской оси обороны и безопасности» и, соответственно, «европейской идентичности в сфере обороны и безопасности».

2) Постсоциалистическим странам была предложена программа сотруд­ничества «Партнерство ради мира».

3) Было Принято решение о рассмотрении вопроса, касающегося принятия в состав НАТО новых членов и тем самым ее расширения на восток. В рамках этого решения 8 июля 1997 г. в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия, а в 1999 г. — Румыния и Словения.

4) Наконец, принято решение о создании «группы многонациональных сил евроатлантичеекой безопасности».

23—25 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялся новый, 50-й, саммит стран — участниц НАТО, ставший, по сути, поворотным не только для самого Альянса, но и для дальнейших судеб международной безопасности в целом. Уже за месяц до этого саммита НАТО предприняла военную операцию против Югославии, которая не находилась ни с одной из стран-членов в состоянии войны. Цели операции были заявлены как «гуманитарные» — спасение албанского населения 'от этнических чисток со стороны режима С. Милошевича. Тем самым были нарушены два важнейших принципа международного права: государственный суверенитет и Устав ООН. В свою очередь, на юбилейной встрече глав государств и правительств стран Альянса была принята новая «Стратегическая концепция союза НАТО». В ней закреплена концепция «гуманитарной интервенции», заявлено о намерении дальнейшего расширения НАТО на восток путем направления приглашений новым странам, желающим вступить в Альянс и имеющим для этого необходимые предпосылки, а главное — зафиксировано' намерение вооруженных сил НАТО «осуществлять операции кризисного реагирования, выходящие за рамки статьи 5 Вашингтонского договора», или, иначе говоря, за пределами действия Североатлантического договора и без санкции Совета Безопасности ООН (см. Часть III, п. 29, 31-, 39; Часть IV, п. 41, 43, 47, 49, 53с и 53е, 54, 56).

В России натовские реформы были восприняты с серьезной озабоченностью и беспокойством, как создание новых угроз ее безопасности и фактор, который дестабилизирует международные отношения, провоцируя интенси-икацию гонки вооружений во многих регионах мира.

В то же время Россия не отказывается от сотрудничества с Альянсом, итывая, что полный разрыв с ним способен привести к самоизоляции РФ, казать негативное воздействие на отношения со странами — членами Альянса, ухудшить отношения с ЕС, а также лишить страну возможности своевре-енн'ого получения информации о намерениях блока. Проблема в том, чтобы такое сотрудничество не облегчало дальнейшего расширения НАТО и не ле­гитимировало действия, подобные «Косовской операции» Альянса.

Организация американских государств (ОАГ)

Создана в 1948 г. государствами — участниками девятой панамериканской конференции в Боготе и включает в настоящее время 35 стран-членов. Хартия ОАГ представляет собой 'договор о взаимной обороне, на основе которого

любое нападение на одно из государств-членов должно рассматриваться как нападение на всех. По существу, данная организация выражает собой регио­нальную гегемонию США и неспособность латиноамериканских государств освободиться от их опеки. Во всех более или менее значительных конфликтах, которые имели место на американском континенте с 1948 г., ОАГ всегда под­держивала правительство Вашингтона. В 1994 г. саммит в Майами выступил с «Инициативой американских государств» о создании на континенте зоны свободного обмена (РТАА — Ргее ТгаСе Агеа ой Ше Атепсаз), впервые выдви­нутой Вашингтоном еще в 1990 г.

Организация стран Варшавского Договора (ОВД) (1955—1991)

Военно-политическая организация, созданная по предложению СССР в ответ на Парижские соглашения от 23 октября 1954 г., которые разрешали принятие ФРГ в члены НАТО. Наряду с СССР в ОВД входили: Албания (вышла из ор­ганизации в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехослова­кия. После распада СССР и падения Берлинской стены ОВД была распущена.

ОАЕ (Организация Африканского единства)

Образована 26 мая 1963 г. в Аддис-Абебе и объединяет все страны африканского континента, включая (с 1994 г.) ЮАР. Основные цели: единство действий африканских государств на международной арене, а также институализа-ция и урегулирование (как в экономическом, так и в политическом плане) конфликтов между государствами-членами.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)

Эта региональная организация, в которую в настоящее время входят 52 страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также США и Канада, была основана в 1994 г., явившись институализацией Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Заключительный Акт созванного по инициативе Советского Союза СБСЕ был подписан в присутствии Генерального секретаря ООН в столице Финляндии 1 августа 1975 г. 35 государствами Европы, включая СССР, а так же США и Канадой. Он был призван закрепить плоды разрядки напряженности между Западом и Востоком и наметить пути дальнейшего продвижения по этому пути. Акт содержал три «корзины», или, иначе говоря, три основных раздела. Первый касался вопросов европейской безопасности. Второй — экономического, научного и технического сотрудничества, включая сотрудничество в области сохранения окружающей среды. Третий раздел, вызвавший больше всего дискуссий и настойчивое внимание стран Запада, был посвящен гуманитарным вопросам и соблюдению прав человека. Таким образом, принятие этого документа не знаменовало собой окончания холодной войны, а в известном смысле переводило ее в новую, достаточно неуютную для СССР плоскость — в плоскость защиты прав и свобод человека.

После окончания холодной войны и принятия Парижской Хартии для новой Европы было решено преобразовать СБСЕ в Организацию по безопас­ности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ призвана отвечать новым реалиям, складывающимся на континенте и в мире после окончания холодной войны, задачам укрепления демократии и защиты прав человека; служить механизмом урегулирования конфликтов между государствами-членами; способствовать укреплению европейской безопасности.

Сегодня ОБСЕ является, по сути, единственной европейской организацией с полноправным участием всех европейских стран, включая Россию. Это единственная общеевропейская структура, в рамках которой возможен непо­средственный диалог России и США. Наконец, это единственная региональная МПО, которая не ограничивает европейское сотрудничество какими-либо разделительными линиями, считая географическим полем применения своих принципов пространство от Ванкувера до Владивостока.

Однако отсутствие эффективных инструментов выполнения ею своих задач, с одной стороны, а с другой — явная утрата интереса к ней со стороны стран Запада значительно снижают ее роль в европейских делах.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Создана на основе Парижской конвенции об учреждении ОЭСР, имевшей целью развитие экономически бедных стран и стимулирование международной торговли, и вступила в силу 30 сентября 1961 г. Эта МПО стала преемницей ОЕЭС (Организации европейского экономического сотрудничества), существовавшей с 1948 г. для координации экономического восстановления Западной Европы после Второй мировой войны и оптимального использования американской помощи по «плану Маршалла». Включает 29 государств-членов. Среди них 18 членов бывшей ОЕЭС: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, ФРГ, Швейцария и Швеция. Кроме указанных стран, в ОЭСР с момента основания входят США и Канада, а также: Австралия (с 1971 г.), Венгрия (с 1996 г.), Польша (с 1996 г.), Мексика (с 1994 г.), Новая Зеландия (с 1973 г.), Республика Корея (с 1996 г.), Финляндия (с 1994 г.), Чешская Республика (с 1995 г.), Япония (с 1964 г.). В 1994 г. Россия подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и Соглашение о привилегиях и иммунитетах. Российская Федерация и Словакия подали заявки на вступление в члены ОЭСР. Главная цель ОЭСР, страны которой производят более 60% всего мирового богатства, состоит в поддержании финансовой стабильности и экономического роста, а также содействие расширению международной торговли и развитию мировой экономики.

Совет Европы

Создан в 1949 г. Страны-основатели: Бельгия, Великобритания, Дания, Ир­ландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция. В последующие годы к ним присоединились: Греция (1949), Исландия и Турция (1950), ФРГ (1951), Австрия (1956), Кипр (1961), Швейцария (1963), Мальта (1965), Испания (1977), Португалия (1978), Лихтенштейн (1978),

Финляндия (1989). В 1950 г. Совет Европы принял Европейскую конвенцию по правам человека.

После окончания холодной войны и распада СССР в СЕ в разные годы были приняты Болгария, Венгрия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г В настоящее время СЕ насчитывает в своем составе 41 государство.

Основная цель организации — способствовать развитию и практическому воплощению идеалов демократии и политического плюрализма. Все ее члены обязуются соблюдать основные свободы: и права человека. СЕ включает в себя Совет министров, состоящий из министров иностранных дел стран-членов, и Консультативную Ассамблею, в которую входят представители национальных парламентов.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Создано 8 декабря 1991 г. За исключением Литвы, Латвии и Эстонии, в СНГ входят все новые независимые государства — бывшие республики СССР. 9 из них подписали в мае 1992 г. Ташкентский договор о коллективной безопасности. В 1993 г. был создан экономический союз с целью установления сотрудничества в финансовой и таможенной сферах и создания в будущем общего рынка. Создание СНГ способствовало политической стабилизации постсоветского пространства в период создания новых независимых государств, облегчило процесс мирного выхода бывших республик из состава СССР, помогло сохранить — пусть далеко не в том объеме, который необходим, и тем более не в том, которого многие желали, — культурные, социальные, политические и экономические связи между ними. Однако общее гуманитарное, куль­турное,.информационное и экономическое пространство сформировать неуда-. лось. Кроме того, экономический кризис и социальные проблемы, охватившие практически все страны Содружества, стали основой его неэффективности, преодолению которой мешают также политические амбиции и ошибки лидеров молодых независимых государств, как и опасения многих из них попасть в энергетическую, политическую и иную зависимость от России.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти (ОРЕС -Огдатцйит о/ 1ке Ре1го1еиш ЕхроНтд Сотйпех)

Создана на Багдадской конференции в 1960 г. по инициативе Венесуэлы. На­считывает 12 государств-членов: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Са­удовская Аравия и Эквадор. Основные цели организации: координация и уни­фикация нефтяной политики стран-членов; 2) определение наиболее эффек­тивных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов; 3) по­стоянное внимание к интересам государств - производителей нефти-В структуру ОПЕК входят Конференция и комитеты, Совет управляющих, Секретариат во главе с Генеральным секретарем и Экономическая комиссия. В 1970-е гг. ОПЕК фактически контролировала мировой рынок нефти, что позволяло ей диктовать на нем свои цены - ситуация, которая привела (в

1973 г. и в 1978 г.) к двум «нефтяным шокам» (резкому скачку цен на нефть И, соответственно, экономическому кризису в странах-потребителях). В пос­ледующем энергичные меры, предпринятые странами Запада, — разработка и производство нового поколения высокоэкономичных автомобильных двига­телей, эксплуатация месторождений Северного моря, рост производства нефти странами, не входящими в ОПЕК (в частности, Великобританией) и т.п. — способствовали тому, что уже в 1984 г. организация, члены которой сохраняют в общей сложности две трети, мировых запасов нефти, контролирует лишь половину ее производства. В результате монополии ОПЕК на установление мировых цен на нефть был нанесен существенный урон.

 

Региональные интеграционные объединения

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (А8ЕАМ — А&яосиайоп о/ 8ои1к Еа\Г А&иап ХаГгоп.ч)

Организация, созданная союзниками США в 1967 г. во время вьетнамской войны. Первоначально включала Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины и носила антивьетнамскую и антисоветскую направленность. В 1984 г. в нее вступает Бруней, а в 1995 г. — Вьетнам, четверть всего объема внешнеторгового оборота которого приходилась к этому времени на страны — члены АСЕАН. С 1997 г. членами организации являются Бирма и Лаос. Статус наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея. Сегодня страны организации на­считывают более 400 тыс. населения этого региона.

АСЕАН проводит ежегодные конференции министров иностранных дел стран-членов, посвященные экономическим вопросам и безопасности. В 1992 г. принято решение о создании в последующие 15 лет зоны свободного обмена.

АТЭС—Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АРЕС —А&иап Раа/1с Есопопйс СоореШюп)

Образовано в 1989 г. по инициативе Австралии как признание растущей вза­имозависимости экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТС). Имеет консультативный статус с правом приятия решений на основе консенсуса. Членами АТЭС являются 19 государств: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы Острова, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Республика Корея, Российская Федерация (с 1997 г.), Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. Основная цель — развитие экономического сотрудничества между странами региона. Другие цели Организации — это поддержание экономического роста и развития всех стран-членов; укрепление открытой многосторонней системы международной тор­говли; повышение степени либерализации торговли и инвестиций в АТР; сти­мулирование негосударственного сектора экономики и др. Элементами струк­туры АТЭС, которая все еще находится в процессе своего формирования, являются: ежегодные встречи должностных лиц; Тихоокеанский деловой Форум; Комитет по торговле и инвестициям; Экономический комитет; Бюд­етно-административныш комитет; рабочие группы и Секретариат. Представление о направлениях деятельности АТЭС дают ее рабочие группы, среди которых следует назвать следующие группы: по региональному энергетическому сотрудничеству; по развитию человеческих ресурсов; по промышленной науке и технологии; по туризму; по телекоммуникациям; по обзору торгово-инвестициошюй статистики; по содействию торговле; по транспорту; по со­хранению морских ресурсов. Некоторые из групп (например, но торговле и инвестициям, но экономическим тенденциям) преобразуются в соответствующие комитеты. Предусмотрено создание зоны свободного обмена к 2010 г. — для развитых и 2020 г. — для менее развитых стран региона.

Европейский союз (ЕС)

Региональная межправительственная организация, создание которой связано с Парижским договором 1951 г. (между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ), учредившим Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), и двумя Римскими договорами 1957 г.: об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) с общим таможенным пространством, и Европейского общества по атомной энергии (Евратом). В последующие годы — с 1972 по 1986 г. — к государствам-осно­вателям присоединились, соответственно, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания и Португалия. В феврале 1986 г. эти 12 стран подписали Единый европейский акт, цель которого состояла в ускорении процесса их интеграции и усилении экономического веса ЕЭС на мировых рынках. Наконец, 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) члены ЕЭС подписали комплекс соглашений, основная суть которых касалась расширения сотрудничества на такие сферы, как внутренние дела, правосудие, безопасность и внешняя политика, а также единая денежная политика, предусматривающая введение с 2000 г. единой валюты — экю.-В настоящее время членами ЕС являются 15 государств: с 1 января 1995 г. вступил в силу договор о включении в него Австрии, Финляндии и Швеции.

Структурно ЕС состоит из следующих основных институтов:

Совет Европы, действующий на основе межправительственного принципа и принимающий директивы по дальнейшему развитию ЕС. Особую роль играет в сфере формирования общей внешней и оборонной политики;

Совет Европейского союза, играющий роль законодательного органа;

Комиссия Европейских сообществ (включающих Европейское сообщество — бывшее ЕЭС, ЕОУС и Евратом) с исполнительной и инициативной ролью;

Европейский парламент, в компетенции которого отклонять, изменять или одобрять законодательство (предлагаемое Советом ЕС);

Суд Европейских сообществ. В июне 1994 г. на острове Корфу между ЕС и Россией было подписано Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, предусматривающее «содействие торговле, инвестициям и гармоничным отношениям между сторонами», поддержку усилий России по укреплению в ней демократии и развитию рыночной экономики и «создание необходимых условий для учреждения в бу

дущем зоны свободной торговли», охватышающей в основном всю торговлю товарами между Россией и ЕС, а также создание условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движе­ния капитала.

МЕРКОСУР (Мегсайо Соттип йе18иг — Южный Общий рынок)

Межправительственная организация, в которую входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Создана в 1991 г. на основе Асунсьонского договора. Статус ассоциированного члена в организации имеет Чили (с 1996 г.), статус наблюдателя — Боливия. Основные цели организации: свободный обмен то­варами, услугами и факторами производства, установление общего внешнего тарифа, координация направлений макроэкономических политик стран-чле­нов и развития отдельных экономических секторов.

Дополнительным протоколом от 17 декабря 1995 г. между государствами-членами устанавливается зона свободного обмена, как первый этап на пути к образованию общего рынка.

Североамериканская Ассоциация свободной торговли (МАРТА — МоНк Атепсап Ргее Тгайе А$8ос1айоп)

Создана на основе договора между США, Канадой и Мексикой от 17 декабря 1992 г., который вступил в силу в январе 1994 г. Организация представляет собой расширение Американо-канадского договора о свободном обмене между странами, заключенного в 1988 г. Цель — либерализация торговых и экономи­ческих обменов между странами-членами. Предусматривается создание зоны свободного обмена в последующие 15 лет.

 

Межрегиональные МПО

Британское содружество (Соттопм>еаШ)

Организация, объединяющая 54 государства — бывшие колонии Ве­ликобритании. Цель — поддержание приоритетн^1х экономических, торговых и культурных связей между бывшей метрополией и ее колониями.

Организация Исламская конференция

Межрегиональная международная организация. Основана в 1969 г. на первом саммите руководителей мусульманских государств в Рабате. Основные цели Организации носят экономический, политический и культурный характер: развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи между государствами, исповедующими ислам; развитие в них научных исследований и технической подготовки кадров; поддержка мусульманских меньшинств в немусульман­ских странах; конструктивное участие в управлении международными делами; противодействие антимусульманской политике Израиля. Включает как наи­более богатые (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), так и беднейшие (Бангладеш, Гвинея-Бисау, Мали) страны мира. В настоящее время членами Организации являются 55 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и республик бывшего СССР (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также (в качестве наблюдателей) Европы (Босния и турки-киприоты), представляющих более 1,2 млн мусульман. В структуру организации входят Конференция суверенов, руководители государств и правительств (в качестве рабочих органов), Генеральный секретариат и Кон­ференция министров иностранных дел.

 

Неправительственные организации (НПО), частные и неформальные объединения

Врачи без границ

Межправительственная организация, основанная в 1971 г. вследствие несогласия ряда врачей — членов МКК с политикой замалчивания им фактов нарушения прав человека обеими сторонами — участницами войны в заливе Би-афра (1967—1970). Отвергая принцип нейтралитета этой организации, они выступили за его замену принципом гуманитарного вмешательства, за публичное осуждение злоупотреблений и нарушений прав человека, за право ин­формирования о них широкой международной общественности. «Врачи без границ» провозгласили своей целью оказание медицинской помощи всем, кто в ней нуждается, независимо от национальной принадлежности и государст­венных границ. Подобная позиция нашла определенную поддержку со стороны ООН: в развитие международного гуманитарного права резолюция ГА ООН от 8 декабря 1988 г. о «гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий» признает роль НПО, «действующих строго в гуманитарных целях».

Давосский Форум

Основан в 1971 г. Клаусом Швабом, профессором Цюрихского университета. Форум представляет собой уникальное место для встреч, неофициальных дип­ломатических переговоров и заключения торговых сделок. На его ежегодные недельные заседания собираются более тысячи бизнесменов, руководителей крупных предприятий и фирм, экспертов и банкиров, политических и проф­союзный деятелей со всего мира. Участники платят вступительный взнос — около 20 тыс., и ежегодный — 8800 швейцарских франков.

Лондонский клуб

Создан в начале 1970-х гг. по модели Парижского клуба, но в отличие от последнего он сводит друг с другом частные банки-кредиторы и государства-должники. Указанные банки составляют Консультативный комитет (Вапк Ай-У1зогу СотгшТТее), в котором представлен примерно десяток крупных банков, призванных защищать интересы более мелких коммерческих банков (число которых может достигать нескольких сотен) для ведения переговоров с госу­дарствами-должниками. Достижение соглашения между сторонами и его пос­ледующее вступление в действие предполагает единогласное (со стороны членов Комитета) одобрение процента кредитной ставки соответствующего займа или такой же консенсус по вопросу реорганизации долга.

Строго говоря, Лондонский клуб хотя и является частной организацией, но в полной мере не может быть отнесен к НПО.

Международный Красный Крест (МКК)

Частная организация, создание которой связано с битвой между австрийскими и франко-итальянскими войсками при Сольферино 24 июня 1859 г., когда швейцарский гражданин Жан-Анри Дюнан стал свидетелем ужасающей картины ее последствий: на поле боя осталось более сорока тысяч жертв, в том числе раненых, медленно погибавших без какой-либо надежды: на медицинскую или хотя бы моральную помощь. Потрясенный увиденным, Ж.-А. Дюнан, объехав несколько стран Европы, предпринял беспрецедентные усилия по созданию организации помощи раненым в случае вооруженного конфликта и с этой целью свободного доступа к ним врачей для выполнения своих профессиональный обязанностей. 22 августа 1864 г. двенадцать европейских правительств заключили «Первую Женевскую конвенцию», гарантирующую непри­косновенность медицинского персонала и оборудования и возводящую в принцип сбор и уход за военными ранеными и больными, «к какой бы нации они ни принадлежали».

Сегодня МКК состоит из двух ветвей. Во-первых, это Международный комитет Красного Креста, действующий (на основании четырех Женевских соглашений 1949 г. и двух дополнительных протоколов 1977 г.) в качестве нейтрального посредника при международных и внутригосударственных конфликтах. МККК состоит исключительно из швейцарских граждан, набираю щихся путем кооптации, и входит в сферу действия швейцарского частного права. Во-вторых, это Лига обществ Красного Креста или Красного Полумесяца, объединяющая более 250 млн добровольцев в 150 странах мира. Лига обладает определенной независимостью от политических режимов соответствующих государств, но обязана оказывать МККК необходимую поддержку в случае каждого конфликта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.