Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные возможности временного детского коллектива




аксиология как теория ценностей легла в основу формирова­ния личностно-ориентированного подхода, идей педагогичес­кой поддержки, механизмов педагогического взаимодействия, направленного на самоопределение подростка в выборе форм, содержания и направленности саморазвития.

Но где сегодня современный подросток может самоопреде­литься? И только ли для себя ему это важно? Должен ли быть коллектив сверстников, единомышленников, который созда­вал бы условия подростку для его развития и сам бы развивал­ся вместе с ним? Эти вопросы были заданы педагогам при рабо­те с ребятами 11-16 лет в условиях временного детского объе­динения в течение 30-21 дней смены.

Ответы на эти вопросы могут быть положительными при условии развития у подростков социально значимых мотивов выбора деятельности. С позиции аксиологического подхода к проблеме личности была сделана попытка выявить механизмы педагогического влияния на развитие и обогащение социально значимых мотивов подростка. В результате этого анализа были получены следующие выводы:

1. Развитие и обогащение социально значимых мотивов
подростка возможно в том случае, если в детском объе­
динении создается ситуация мотивационно-ценностных
отношений и взаимодействия, в которой может быть
проявлена индивидуальная гуманистическая позиция
подростка.

2. При определении содержания педагогической деятель­
ности ведущим фактором становится создание условий
для подростка, при которых он чувствует себя субъек­
том деятельности, реализует в ней свой гуманистичес­
кий образ жизни, готовность принимать на себя ответ­ственность за других и за свои коллектив, поступать не­зависимо от частных обстоятельств и ситуаций, склады­вающихся в жизнедеятельности детского сообщества, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию преобразо­вывать себя как гуманную личность.

3. Временное детское объединение должно стать для под­ростка со-бытийной общностью, в которой он действи­тельно может встать в отношение к своей жизнедеятель­ности на уровне рефлексивного сознания, другими сло­вами, проявить свою субъектность.

Выделяются три основные группы условий, от которых за­висит реализация воспитательных возможностей временных детских объединений.

1. Индивидуально-психологические: кратковремен­
ность функционирования; относительная пространствен­
ная автономность существования; сборность состава; до­
минирование коллективного характера жизнедеятельно­
сти; возможность изменения позиций и социальных
ролей.

2. Социально-психологические: сжатость во времени
всего комплекса процессов коллективообразования; ус­
коренное формирование и качественное преобразование
системы межличностных взаимоотношений; кратко­
срочность становления благоприятной эмоционально-
психологической атмосферы, динамическое созревание
общностей детей как коллективов.

3. Организационно-педагогические: разнообразие
форм, видов и способов осуществления деятельности,
создающих возможности для разностороннего проявле­
ния свойств и качеств личности, ее самореализации и
самоутверждения, насыщенность жизнедеятельности;
интенсивность общения; преимущественно субъект-
субъектный характер педагогического взаимодействия;
широкое вовлечение в самоуправление; благоприятные
возможности для развития инициативы и самодеятель­
ности ребенка.

Анализ литературы и осмысление практических результа­тов позволяет отметить, что самоопределение предполагает формирование у подростков определенных индивидуальных качеств, направленных на возможность самореализации в раз­личных социальных процессах, в том числе:


— потребности построения собственного поведения и дея­
тельности на основе имеющихся культурных норм;

— убежденности в ценности воспринимаемых проявлений
культуры для своей личности, для саморазвития, что по­
рождает ощущение адекватности своих чувств, мыслей,
желаний с представлениями окружающих его людей;

— способности осознать то, как окружающие (и адекватно
ли) воспринимают его место в культурном пространстве,
действия по самоопределению и особенности субкуль­
турного поведения с целью последующей коррекции меж­
личностных взаимодействий;

— способности к самооценке культурной активности (соб­
ственной и других) и постоянной коррекции взаимодей­
ствий с окружением, что порождает способность к са­
мореализации;

— потребности к селективному восприятию окружающей
действительности, сознательному выбору и обоснова­
нию подростком своего жизненного пути, принятию или
отторжению им определенных ценностей культуры в
зависимости от собственного гуманитарного опыта.

Полученные в ходе лонгитюдного исследования результа­ты, их анализи обобщение позволяют в качестве организаци­онно-педагогических условий и факторов развития и обогаще­ния социально-значимых мотивов рассматривать следующее:

1. Управление педагогическим процессом,учитывающее

— временные социальные ожидания подростков;

— уровень социального опыта подростка, сформирован-
ность его ценностных ориентации;

— уровень профессионального опыта и мастерства педаго­
гического коллектива, ориентированного на реализацию
развивающего педагогического содержания;

— интегративные элементы системы воспитательной дея­
тельности центра дополнительного образования детей.

2. Предварительная (до приезда в «Орленок») инфор­мация о возможностях детского лагеря в реализа­ции интересов и потребностей ребенка в период его на­хождения в центре, о содержании и видах деятельности, предлагаемых педагогическим коллективом, о законах и традициях «Орленка», направленная на:

— отбор интенсивных средств адаптирования ребенка к но­
вым условиям его проживания и субъективизации его по-

зиции к педагогическому содержанию детского лагеря;


— наличие и гарантии выбора индивидуально привлека­
тельных видов деятельности и свободы его осущест­
вления;

— характер самой деятельности должен быть оптимально­
го уровня сложности, т. к. именно такая деятельность
позволит подростку реализовать свое мастерство и не
предоставит возможности почувствовать себя неуспеш­
ным;

— новизну, творческую сложность и непредсказуемость,
т. к. именно такие задания требуют от человека проявле­
ния больших способностей для их успешного выполне­
ния, чем простые, знакомые и привычные;

— необходимость постоянно предоставлять информацию
об успехах деятельности подростков, т. к. это увеличи­
вает их чувство компетентности и уверенности в себе.

 

3. Система средств педагогического взаимодействия
с подростком, микрогруппой, детским коллективом,
предполагающая коррекцию и формирование новых со­
циально направленных ценностных ориентации.

4. Педагогическая культура, определяющая субкуль­
турный характер педагогического взаимодействия и со­
вместной деятельности участников педагогического
процесса.

5. Социокультурная среда «Орленка». Это законы, тра­
диции Центра, стиль взаимоотношений, творческий ха­
рактер деятельности, педагогическая культура и т. д.
Особенностью «Орленка» была и будет основная цен­
ность — это сам подросток. Все, что окружает его в
Центре: люди, природа, корпуса — направлены на со­
здание условий для самоопределения подростка, обога­
щения социального опыта, присвоение им ценностей об­
щения, отношений и деятельности.

6. Со-бытийный характер пребывания ребенка в цен­
тре,
стимулирующий проявление сформированных и ов­
ладение новыми ценностными ориентациями, социаль­
но значимыми мотивами своей жизнедеятельности.

7. Индивидуально-личностные особенности подрост­
ка.
Это основная ценность «Орленка». Педагоги строят
свою работу, изучая интересы и потребности подрост­
ка, уже имеющийся жизненный опыт, привычки, моти­
вы приезда, выбора деятельности, физиологические и
психические особенности. На этом строят содержание


смены, открывая для подростков новые, интересные го­ризонты, помогая им «открыть», понять себя, опреде­литься в будущем, попробовать самим составить про­грамму своего роста, своего успеха. Одно из основных отличий Центра — это относительная свобода подрост­ка: от родителей; от прежних друзей и знакомых; от при­вычных социальных ролей дома, в школе, во дворе, в компании сверстников; от привычных педагогов в своей школе; от собственных психологических комплексов.

8. Личностно-ориентированное воспитание, предус­матривающее свободный выбор подростком форм, ви­дов и содержания деятельности, стимулирующее само­определение и самореализацию подростка в них.

9. Программное обеспечение жизнедеятельности под­ростков, реагирующее на изменение социальных ожи­даний, мотивов участия в различных видах деятельнос­ти, рефлексивный характер жизнетворчества в центре дополнительного образования детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.