Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование социального опыта подростка в детском лагере




Несмотря на существенные негативные изменения, проис­ходящие в государстве и обществе, Всероссийский детский центр «Орленок», трансформируя свой уникальный педагоги­ческий опыт применительно к современным условиям, спосо­бен существенно влиять на социальное становление подрост­ков. Ежегодно воспитанниками «Орленка» становятся более двадцати тысяч подростков со всех регионов России. На про­тяжении ряда лет педагоги Центра ведут поиск новых педаго­гических средств, которые могут существенно повлиять на формирование социального опыта подростков, так как опора на традиционные подходы к формированию социального опы­та подростков не всегда дает позитивный результат. Одной из главных причин этого являются изменения, произошедшие в ценностных ориентациях современных подростков.

В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориента­ции в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравствен­ных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, вос-


производство этого в своем поведении и отношениях с други­ми. В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предме­тами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свой­ства, это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.

Первый процесс — накопление гуманитарного опыта лич­ности, второй — деятельностного опыта. Их сумма представ­ляет собой социальный опыт, который на каждом возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личнос­ти, характеризующие индивидуальность и уникальность конк­ретного человека, то есть социальный опыт — это совокуп­ность духовно-нравственных ценностей и установок личнос­ти, сложившаяся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности.

Подросток, попадая в различные жизненные ситуации, про­являет уже накопленный уровень социального опыта и ос­ваивает новый. Проявление и освоение опыта проходит не­сколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятель­ствам реализовать себя в этой жизненной ситуации:

— репродуктивная: воспроизведение комплекса освоенных
духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимо­
действия с людьми — личностная предадаптация к ситу­
ации;

— адаптивная: рефлексия и самоопределение в возникшей
ситуации, приспособление и мобилизация имеющегося
гуманитарного опыта к возникшей ситуации — субъек­
тивизация в ситуации;

— локально-моделирующая: рефлексия развертывания си­
туации, освоение ценностных норм разрешения ситу­
ации, выработка стратегии поведения;

— системно-моделирующая: закрепление ценностных
норм, возникших при разрешении ситуации, попытка
влияния на разрешение ситуации.

Данный процесс носит цикличный характер и детермини­рован только индивидуальностью личности подростка и сло­жившимся у него на данный момент уровнем социального опы­та. Культура как носитель социального опыта охватывает все способы духовной регуляции развития. Процесс развития че­ловека протекает в многообразии взаимодействия внутренне­го пространства человека с пространствами окружающего мира,


когда «Я» через собственную деятельность входит в соответ­ствующее пространство внешнего мира наблюдает за приро­дой, слушает музыку, постигает историю и культуру предков, учится, работает на земле и т. д.

Процесс подобного взаимодействия детерминирован куль­туросообразной средой жизнетворчества личности, рефлек­сивным характером процесса развития. Культуросообразная воспитывающая среда — это совокупность окружающих ре­бенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в совре­менную культуру. Содержанием среды как фактора социально­го развития личности ребенка выступают предметно-простран­ственное окружение, социально-поведенческое окружение, со­бытийное и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка (по Н Е. Щурковой). Именно это положение и определяет возмож­ности влияния педагогической системы Всероссийского детс­кого центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков.

Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезнен­ным отказом от детских правил поведения и попыткой вырабо­тать новые, частично альтернативные как взрослой, так и детс­кой формам реагирования. Подростковые и молодежные суб­культуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодеж­ной субкультуры непосредственно включены в жизнь обще­ства и определяют некоторые формы его развития.

Субкультурная среда детского центра не возникает сама собой, она рождается в синтезе культуросообразных форм вза­имодействия внутреннего мира ребенка с окружающим, в со­вместной деятельности и общении взрослых и детей как субъек­тов культуры.

Педагогическая система «Орленка» является воспитываю­щим социумом, в котором субкультура определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимо­действии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультур­ными элементами Центра. К элементам субкультуры «Орлен­ка» относятся: природно-климатические условия; архитекту­ра; дендропарк, законы, традиции и ритуалы; легенды; базовые педагогические технологии (совместной деятельности); игро­вая среда; нормы и ценности общения и отношений; единое образовательное пространство; музыкально-песенные тради­


ции; педагогическая культура; единый педагогический коллек­тив современного типа; педагогическое взаимодействие как ус­ловие организаций совместной деятельности детей и взрослых. Пребывание ребенка в лагере — его своеобразная гумани­тарная практика, направленная прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людь­ми. Выделяется несколько интегративных признаков педаго­гической системы «Орленка»:

— общие целевые установки и функции центра дополни­
тельного образования детей;

— субкультурные факторы педагогического труда и педа­
гогического взаимодействия, воспитывающей среды
центра;

— личностно-ориентированный подход к воспитанию;

— технологии совместной деятельности, в центре которой
личность ребенка;

— специально организованная система подготовки и повы­
шения квалификации педагогических кадров;

— учет особенностей и условий существования временных
детских объединений.

Переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становит­ся фактором социально-личностного развития подростков, пре­вращает детский центр в гуманитарный центр дополнительно­го образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний.

Это позволяет соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федера­ции, определить основные направления реализации идеологии педагогического коллектива, к которым относятся, во-первых, поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в усло­виях воспитательного процесса, направленного на формирова­ние его личности и индивидуальности; во-вторых, разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способству­ющих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в це­лях приобретения лидерского и социального опыта в обще­нии, отношениях и деятельности.

Комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра, включает зависимости между:


— сезонными ожиданиями подростков и выбором содержа­
ния педагогических программ центра (при этом незави­
симо от времени года ведущим ожиданием подростка
является свободный и демократический выбор видов
деятельности, круга общения и отношений в микросре­
де временного детского объединения);

— многообразием видов развивающей деятельности и воз­
можностями выбора подростком своего участия в них с
позиции самоопределения, культурной идентификации
и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совмест­
ной деятельности и уровнями субъективизации подрос­
тка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных воз­
можностей центра дополнительного образования и ус­
пешностью усвоения нового гуманитарного опыта под­
ростков.

Это позволяет определить комплекс средств формирования социального опыта подростков в субкультурной среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической про­граммы: технология совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействия; педагогическая поддержка развития социального опыта, обеспечиваемая в ло­гике реализации педагогического содержания лагерной смены.

Сущность педагогического взаимодействия — прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на дру­га, порождающее их взаимную связь. Субъектность человека проявляется через активность поведенческую и деятельност-ную, то есть через гуманитарный и деятельностный опыт. На­ложение субкультур участников процесса взаимодействия при­водит к успешности или неуспешности педагогического влия­ния педагога на процессы социализации подростка. Другими словами, педагог как носитель и транслятор социального опы­та должен постоянно находиться в эмпатийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия.

Если рассмотреть педагогическую деятельность как сово­купный процесс управления и организации деятельности че­ловека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, обучение и социализацию во взаимодействии с уча­стниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения, то взаимодействие субъектов педагогической дея­тельности можно представить в трех системах: «Педагог — Ре­


бенок», «Педагог — Детская группа», «Педагог — Детское со­общество» на пяти уровнях субъектности.

I уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети принимают предложения педагога и соглашаются вклю­читься в деятельность (репродуктивный уровень субъек­тности).

П уровень Цели и задачи взаимодействия выдвигаются педагогом, а содержание взаимодействия и формы его реализации рождаются в совместной деятельности педа­гога и детей (адаптивный уровень субъектности).

Ш уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной твор­ческой деятельности педагога и детей (локально — мо­делирующий уровень субъектности).

IV уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и
формы его реализации формируются в совместной твор­
ческой деятельности детей и предлагаются педагогу (си­
стемно-моделирующий уровень субъектности).

V уровень. Цели, задачи, содержание взаимодействия и
формы его реализации формируются педагогом и пол­
ностью отвергаются детьми (абсолютная поведенческая
субъектность).

В этой связи логика педагогического взаимодействия мо­жет быть представлена следующим образом: 1) педагогичес­кая задача; 2) система педагогических методов, избранных для ее решения; 3) коммуникативные задачи, решение которых необходимо для реализации методики совместной деятельнос­ти; 4) создание педагогически и организационно целесообраз­ных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне субкультур субъектов; 5) чувствен­ное восприятие субъектами ситуации взаимодействия; 6) уров­ни проявления и освоения социального опыта подростков,

7) поведенческая и деятельностная активность субъектов;

8) педагогическая рефлексия ситуации взаимодействия и кор­
рекция первоначальной педагогической задачи.

В этой логике апробированы на практике «Орленка» вариа­тивные программы деятельности, такие как «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас», социально-ролевые игры, орга­низация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими. Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения соци­


ального опыта подростка позволяет рассматривать механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации любых педагогических программ Центра.

Формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достига­ется свободный вариативный выбор подростком видов деятель­ности, через разнообразие программ в системе совместной де­ятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.

Социализирующее влияние субкультуры оздоровительно-образовательного центра на формирование социального опы­та подростков будет более эффективным, если:

— в детской среде имеют место ситуации социального вы­
бора, творческого самоопределения и успеха;

— обеспечены возможности овладения подростками опы­
том самостоятельной, разносторонней, социально зна­
чимой деятельности;

— осуществляется процесс совместной деятельности под­
ростков и взрослых с позиции педагогической поддерж­
ки развития гуманитарного опыта подростка;

— субкультура воспитательной системы центра определя­
ет факторы влияния на процессы социализации подрос­
тка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрос­
лыми, субкультурными элементами Центра.

Важнейшим условием развития, становления ребенка в про­цессе социализации выступает социальный опыт как совокуп­ность духовно-нравственных ценностей, знании, умений, на­выков, форм, средств, методов, выработанных личностью под­ростка в процессе совместной деятельности во временном детском объединении при педагогической поддержке процесса развития и обогащения этого опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.