Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное воспитание в системе организованного отдыха детей




Российское общество, находясь в состоянии затянувшегося духовно-нравственного кризиса, все глубже осознает необхо­димость возврата к традиционным ценностям предшествующих поколений, основой которых долгие столетия служило веро­исповедание. Религиозные центры играют заметную роль в орга­низации каникулярного времени детей, подростков и молоде-жи. Во многих восстановленных монастырях живут, получа­


ют образование и трудятся дети из неблагополучных семей, подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел. При монастырях и храмах активно создаются подростковые объе­динения, вовлекающие юных граждан в социокультурную дея­тельность. Одна из самых крупных православных молодежных организаций, возникшая в начале девяностых годов и зарегис­трированная Министерством юстиции РФ, — Братство право­славных скаутов (следопытов). Тысячи молодых людей в рам­ках программы церковной детской организации, использую­щей традиционные скаутские методики, приняли участие в летних лагерях, паломничествах, работах по реставрации мо­настырей и храмов. Воспитательный потенциал Братства на­правлен, в первую очередь, на оказание поддержки семье в вос­питании детей и подростков. Деятельность некоммерческой неполитической воспитательной организации, открытой для молодых людей независимо от их социального статуса, расо­вой принадлежности или вероисповедания, организована та­ким образом, что основная воспитательная работа осуществ­ляется в союзе с семьей и опирается на семейные ценности, с помощью которых возможно оказывать особенно действенное влияние на детей и подростков.

Интересен опыт религиозно-просветительского социально-педагогического православного общественного объединения детей, родителей, педагогов и духовенства «Святительский по­кров», созданного на базе Кировского регионального отделе­ния общероссийской общественной организации ДИМСИ («Детские и молодежные социальные инициативы»). На осно­ве духовного опыта Церкви (работу объединения благословил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф) и опыта отече­ственной педагогики «Святительский покров» ставит перед со­бой задачу воспитания как духовно-нравственного, так и соци­ально активного человека, заботящегося о «преображении со­циальной среды» при помощи деятельного добра. Успешная социально-педагогическая деятельность кировской организа­ции, направленная на гармонизацию отношений личности и социума, свидетельствует о том, что соединение усилий в об­ласти социального воспитания и социальной работы мощных факторов социализации — общественного, государственного и конфессионального секторов социального воспитания (с уче­том специфики каждого) — способно вывести деятельность социально-педагогических, служб на более высокий уровень. А это позволит смягчить социальное напряжение в обществе,


сгладить социальные, политические и экономические проти­воречия.

Одним из примеров взаимодействия священнослужителей и светских педагогов являет в себе негосударственное образо­вательное учреждение, созданное в 1998 г. при Свято-Троиц­кой Сергиевой лавре — Детский центр образования «Пере­свет». Занятия с курсантами (из ста пятидесяти ребят в возра­сте от 10 до 18 лет, постоянно участвующих в деятельности Центра, больше половины — из неблагополучных семей, при­надлежат к группе социального риска) проводятся как священ­нослужителями и монахами Троице-Сергиевой лавры, так и пра­вославными мирянами, офицерами действующей российской армии и запаса. Основные цели организации:

— православное воспитание молодежи;

— воспитание патриотов России;

— воспитание в сознании курсантов убеждения в необходи­
мости и почетности государственной и военной службы.

Первостепенная задача, решаемая в детском Центре обра­зования «Пересвет» (помимо защиты от разрушающего влия­ния улицы), — подготовка юных людей, как нравственно, так и физически, к достойному прохождению срочной службы в рядах российской армии. Жертвенность, мужество, бесстра­шие — качества, во все века отличавшие русских защитников. В Центре успешно реализуется программа культурно-массо­вых предприятий «Вечерний досуг», осуществляемый как во внеурочное время в рамках учебного года, так и в период школь­ных каникул. Ее главными задачами являются:

— привлечение молодежи через организованный досуг к
духовно-нравственным ценностям православия;

— укрепление семейных отношений между подростками и
их родителями или разрешение конфликтных ситуаций
в семье.

В рамках этой программы проводятся интеллектуальные конкурсы и игры, просматриваются видеофильмы, рассказы­вающие о знаменитых русских монастырях, исторических ме­стах, царях, полководцах, писателях, деятелях искусств, орга­низовываются встречи с интересными православными людьми. «Пересветовцы» регулярно в стенах Центра и на объектах по­печения организуют творческие вечера, концерты, посвящен­ные христианским праздникам, Дню Победы в Великой Отече­ственной войне, Дню Российской Армии и Флота, спортивные турниры, зрителями и участниками которых являются роди­


тели многих курсантов. Благодаря открытому характеру рабо­ты образовательного Центра между педагогами, юными кур­сантами и их родителями создается атмосфера доброжелатель­ности и понимания, взаимной заботы и поддержки.

На средства Троице-Сергиевой Лавры для подростков из православного образовательного Центра «Пересвет» на Волге и Онежском озере арендованы парусно-моторные шхуны, на которых в летний период часть курсантов проходит учебную практику. Вместе со взрослыми наставниками курсанты в пе­риод летних каникул несут на шхуне круглосуточную службу: стоят на вахте, ведут наблюдение, отрабатывают действия эки­пажа при аварийных тревогах, работают на камбузе. Другие взводы «Пересвета» проходят военную летнюю практику в по­левых условиях. Летняя практика предполагает освоение кур­сантом специальностей, относящихся к разным формам дея­тельности: навыков оказания первой медицинской помощи, умения ориентироваться на местности, поискового дела.

Православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры в сис­теме духовно-нравственного воспитания курсантов во время летних каникул практикуют дальние паломнические походы. Возле Сергиева Посада расположено немало знаменитых свя­тых мест, к которым на протяжении столетий в определенное время года совершаются массовые паломничества, — это Хоть­ковский монастырь, Александровский Свято-Успенский жен­ский монастырь, Черниговский скит.

Ежегодно «пересветовцы» организуют летний лагерь возле святого источника «Гремячий водопад», расположенного в трид­цати километрах от Сергиева Посада, вода в котором освящена преподобным Сергием Радонежским в 14 веке. Подростки уча­ствуют в различных спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах, концертах авторской и патриотической песни. Любое мероприятие начинается и оканчивается молитвой. Сигналом к подъему и отбою служит добрый благовестник ла­геря — походный колокол. В ежедневный рацион питания вхо­дит постная, монашеская, непритязательная пища, составлен­ная, как правило, из растительных, молочных и рыбных блюд. Привычка к продолжительным постам, освященным Право­славной Церковью, помогала нашим соотечественникам пере­носить в условиях частых войн и оккупации длительные пери­оды голода. Церковный пост воспитал в русском воине беспри­мерную выносливость и способность к преодолению внешних затруднительных обстоятельств.


Курсанты участвуют в реставрации храмов и исторических памятников, а также в археологических экспедициях. В мае 2000 г. под Петербургом в районе Синявинских высот успеш­но трудилась поисковая группа из «Пересвета» под руковод­ством офицера авиации Константина Смирнова. Ребята нашли 42 захоронения советских воинов, без вести пропавших во вре­мя Великой Отечественной войны. Им удалось установить име­на пятерых погибших бойцов.

Археологическая экспедиция, возглавляемая инструктором Олегом Карповым — выпускником историко-архивного инсти­тута, провела совместно с сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника раскопки в районе Ратьковского городища, что на границе Московской и Владимирской области. Инте­ресные для ученых находки из бронзы были переданы музею.

Воскресные занятия в летнем лагере начинаются с посе­щения походного храма или близлежащей церкви. Божествен­ная литургия используется православными педагогами как принцип воспитания и метод изучения предмета Закон Бо­жий. Православный храм оказывает и глубокое эстетическое воздействие на юных курсантов: одухотворенные иконы и настенные фрески, драгоценная церковная утварь, запах ла­дана, мерцание свечей создают атмосферу таинственности и праздника.

Большое значение в воспитательном процессе в православ­ном Центре образования «Пересвет» приобретает ношение подростками военной камуфлированной формы. Пятнистая военная форма — символ мужества — делает курсантов отлич­ными от других их сверстников, заставляет осмысленно отно­сится к своим поступкам и поведению. Право ношения формы необходимо заслужить: новички, совершенствуя себя, прила­гают немало нравственных и физических усилий для того, что­бы стать обладателями заветной экипировки. Методы поощре­ния, используемые в социально-педагогической деятельности православными педагогами из детского Центра образования «Пересвет», направлены на воспитание в подростке таких нрав­ственных качеств, необходимых православному воину, как коллективизм (соборность), взаимовыручка, мужество, бес­страшие, терпение, сострадание. Курсант, искупавшийся в святом источнике, пересилив холод и страх, получает право носить на камуфляже возле сердца отличительный знак — нашитого «орла». А тот, кто до конца выстоял в храме Рож­дественскую и Пасхальную службы, имеет право нашить на


грудь знак высшего отличия — имя святого монаха, в честь которого назван Центр.

Исповедь, проводимая священнослужителем, также несет в себе элементы поощрения и наказания — епитимий. Чело­век, осознавший свое духовно-нравственное несовершенство и желающий исправления, допускается священником к приня­тию церковных таинств. Святая евхаристия — это венец хрис­тианского богослужения, знаменующий собой таинственное приобщение Тела и Крови Христа. Лишение подростка этой награды обязывает юного человека глубже заглянуть в себя и начать процесс внутреннего перерождения и исправления. Зап­рет на участие в евхаристии — одно из воспитательных наказа­ний в христианской практике. Человеку, отлученному от этого таинства, предлагается путь исправления. Его цель — с помо­щью духовных упражнений, а также социально-полезной дея­тельности: жертвенности, благотворения, безвозмездного тру­да — отучить подростка от вредных привычек и наклонностей.

Методы воспитания и перевоспитания, которыми руковод­ствуются православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры в своей социально-педагогической деятельности, нередко на­правлены на решение тех же задач, что и воспитательные мето­ды, используемые светскими педагогами в работе с детьми и подростками, к примеру, в общественных объединениях, лет­них лагерях, в образовательных или исправительных учреж­дениях. Специфика и религиозной, и светской социально-пе­дагогической деятельности обусловлена, прежде всего, ее идейно-мировоззренческими основаниями и ценностными ориентациями. Ключевая базовая идея христианской соци­ально-педагогической деятельности — спасение души и по­мощь в осознании кратковременности земной жизни, трудно­сти которой необходимо переносить с достоинством; в то вре­мя как ключевая идея светской социально-педагогической деятельности — социальная справедливость в общественном потреблении.

Вовлекая детей в систему православного воспитания, орга­низаторы каникулярного времени создают особую среду, в которой подросток начинает жить по христианским законам. Подростки учатся быть достойными продолжателями тради­ций предков, веками созидавших родное Отечество. Отличие православной педагогики, по словам известного богослова, философа и протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, что она готовит ребенка относиться к жизни как к жизни веч­


ной. Православная педагогика опирается на вечные, вневре­менные ценности и готовит ребенка не просто к жизни в обще­стве, она заповедует ему быть «солью земли», нравственным маяком для других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.