Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная система оздоровительной работы в детском лагере




Оздоровительная работа в условиях загородного стационар­ного учреждения отдыха и оздоровления детей (лагеря) пред­полагает проведение мероприятий по охране и укреплению здо­ровья детей, профилактике заболеваний, соблюдению санитар­но-гигиенических и противоэпидемических требований, по закаливанию организма, а также занятий физической культу­рой, спортом и туризмом, по формированию навыков здорово­го образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятель­ности детей в экологически благоприятной среде.

В рамках лагеря используются такие формы медицинского обеспечения, как постоянный и строгий контроль за соблюде­нием распорядка дня, за интенсивностью оздоровительных воздействий; систематический контроль за организацией пита­ния; организация санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий и контроль за их проведением; контроль за организацией мероприятий по профилактике детского травма­тизма; контроль за организацией физического воспитания, спортивных мероприятий; проведение санитарно-просветитель­ной работы, формирование навыков здорового образа жизни.

Главным действующим лицом в вопросах оздоровления вы­ступает медицинский работник лагеря. На него возлагается ос­новная организационная и методическая нагрузка и ответствен­ность за качественное проведение и содержание оздоровитель­ных мероприятий. Медицинские работники направляются в лагерь в соответствии с его штатным расписанием районной (городской) поликлиникой.

Медицинские работники во время подготовки смены обес­печивают: повышение квалификации сотрудников лагеря в об­ласти профилактической медицины, оздоровительных техно­логий; правильный отбор и подготовку детей к приему в лагерь, включая своевременную санацию полости рта, носоглотки, жел­чевыводящих путей, а также лечение глистных и паразитарных заболеваний еще до начала летней оздоровительной кампании; правильное оформление сопроводительных документов, в ко­


торых целесообразно указывать социальные, психологичес­кие, экологические, санитарно-гигиенические и другие факто­ры, отрицательно влияющие на здоровья ребенка, а также его психологический портрет, характеристики, упрощающие вы­бор педагогическим и медицинским персоналом тактики на­лаживания контакта с ребенком в интересах скорейшей адап­тации в новом коллективе.

Во время смены медицинские работники обеспечивают: кон­троль соответствия условий оздоровления в лагере санитарно-гигиеническим нормам; выбор форм оздоровления; организа­цию оздоровления (разработка и соблюдение распорядка дня, режима, рационального питания, проведение закаливания, ис­пользование возможностей физической культуры и др.); вне­дрение современных комплексных технологий оздоровления с учетом состояния здоровья, возраста, социальных условий воспитания детей, функционального состояния организма, со­матического здоровья детей и подростков в динамике; оценку их физического и психического развития, своевременное выявле­ние нарушений в нем; контроль соответствия педагогической работы, проводимой в лагере, задачам оздоровления детей.

Неотъемлемой частью оздоровительной деятельности в ла­гере является физическое воспитание, органически сочетае­мое со всеми другими формами работы, дополняя их и делая более эффективными.

Физическое воспитание в условиях лагеря имеет специфи­ческие особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания детей в учреждении, разнообразием кон­тингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню фи­зического развития и физической подготовленности.

Эти особенности следует учитывать при организации физ­культурно-оздоровительных и спортивно-массовых меропри­ятий.

Основными формами работы по физическому воспитанию детей, доступными и применимыми в любом лагере, являются:

— организованная ежедневная утренняя гимнастика,

— закаливающие процедуры и занятия плаванием,

— спортивные и народные подвижные игры,

— туристские походы.

В зависимости от конкретных условий и возможностей ла­геря эти формы работы могут быть дополнены другими, таки­ми как занятия в спортивных секциях, соревнования по от­дельным играм или видам спорта, спартакиады, соревнования в


рамках программы «Президентские состязания», специализи­рованные спортивные праздники и т. д.

Все эти мероприятия должны отвечать запросам и интере­сам детей. Очень важно, чтобы в них были вовлечены все дети и чтобы они воспитывали, пробуждали и закрепляли желание ребят сделать занятия физкультурой и спортом своими спут­никами на всю жизнь.

Поскольку физическое воспитание является неотъемлемой частью организованного отдыха и оздоровления детей, в лю­бом лагере должны быть лица, ответственные за физическое воспитание.

Руководитель (директор, начальник) лагеря:

— осуществляет общее руководство и несет ответствен­
ность за постановку физического воспитания, состоя­
ние спортивной базы;

— создает в лагере условия для активных занятий физи­
ческой культурой и спортом;

— осуществляет общий контроль за работой по физичес­
кому воспитанию, за проведением физкультурно-оздо­
ровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Педагог по физическому воспитанию (физрук, тренер):

— осуществляет планы физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы на каждую лагерную смену;

— проводит методическую и инструктивную работу с вожа­
тыми (воспитателями) отрядов и физкультурным активом;

— организует проведение физкультурно-оздоровительных
мероприятий общих для лагеря (утренней гимнастики,
спортивных и подвижных игр, матчевых встреч, турист­
ских походов и т. п.);

— осуществляет контроль и руководство физкультурно-
оздоровительными мероприятиями в отрядах, самосто­
ятельными занятиями детей физическими упражнения­
ми и играми;

— обеспечивает готовность спортивной базы лагеря, осна­
щение физкультурно-оздоровительных мероприятий и
спортивных занятий необходимым инвентарем и обору­
дованием.

Инструктор по плаванию:

— организует и проводит ежедневные занятия по обуче­
нию детей плаванию (осуществляет комплектование
групп детей, составляет график занятий, контролирует
его соблюдение и т. д.);


— совместно с медицинскими работниками организует ме­
роприятия по закаливанию детей, в том числе массовые
купания;

— организует мероприятия по ознакомлению детей с пра­
вилами поведения на воде, приемами спасения и оказа­
ния первой помощи;

— готовит инвентарь для обучения плаванию и спасатель­
ное оборудование, отвечает за его состояние и за состо­
яние места для купания детей и занятий по плаванию;

— участвует совместно с педагогами по физическому вос­
питанию в проведении физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых мероприятий в лагере.

Значительно обогащает оздоровительную работу лагеря туристская деятельность.

Учреждение имеет все необходимые условия для организа­ции туристских походов, краеведческих наблюдений, экскур­сий, т. к. находится на природе, что исключает дорогие транс­портные расходы. В лагере работают молодые педагоги, кото­рые часто сами желают вырваться за территорию лагеря, где есть неограниченный выбор объектов экскурсий и походов — лес, река, памятные места сражений и памятники Великой Отечественной войны, другие исторические памятники, памят­ники природы, сады, фермы, лаборатории, теплицы, предпри­ятия, музеи, которые знакомят с окружающей жизнью.

Следует также учесть исключительно оздоровительное и прикладное значение походов, воспитание чувства любви к родной природе, родным местам, удовлетворение интереса ре­бят к странствиям и познанию, простор для самодеятельности для проявления своих умений и знаний.

Поэтому организации и проведению путешествий нужно уделить достаточное внимание. Успех этой работы, ее содер­жательность и безопасность обеспечат:

— специальная подготовка вожатых, воспитателей, инст­
руктора по спорту (тренера);

— разведка нескольких маршрутов походов, знакомство по
карте, литературе и путем консультаций у жителей ближ­
них поселений с окрестностями;

— плановая подготовка отрядов к походам, освоение элемен­
тарной туристской техники, наличие и подготовка коллек­
тивного походного снаряжения, продуктов, аптечки;

— извещение родителей о предполагаемых экскурсиях и по­
ходах и подготовке необходимого личного снаряжения.


В план работы каждого отряда (группы) целесообразно включить:

— для отрядов, состоящих из ребят второго — третьего
классов — 3-4 познавательных прогулки, 1-2 похода
на расстояние не более 5 км;

— для четвертых — пятых классов — то же, но на рассто­
яние до 8 км;

— для отрядов шестых — восьмых классов — 2-3 одно­
дневных похода и расстояние до 12 км;

— для старших ребят — 1 -2 однодневных и 1 -2 двухднев­
ных похода на расстоянии не более 20 км.

Для походов с ночлегом в группе должно быть не более 17 ребят при двух руководителях.

Не следует увлекаться большими расстояниями, надо, что­бы в походе было достаточно времени на экскурсии, на наблю­дения в природе, сбор образцов для коллекций, гербариев, на встречу с местными школьниками, на игры, беседы у костра.

Важно, чтобы руководители походов точно определили, для чего отряд идет в поход: с чем познакомить, чему научить ре­бят, какие трудовые навыки прививать, какие растения не рвать, а оберегать, как вести себя на природе.

Особое внимание руководителей походов следует обратить на меры безопасности:

— в походах могут участвовать все ребята, занимающиеся
физкультурой в школе по основной группе или по до­
пуску врача лагеря;

— проверить наличие необходимой обуви, одежды каждо­
го, коллективного снаряжения, аптечки, доброкаче­
ственных продуктов;

— в пути для движения выбирать тропы, проселочные до­
роги, не пользоваться попутным транспортом, не допус­
кать отставания от группы и отлучек, строго соблюдать
противопожарные меры.

Разработчики реабилитационной тренинговой программы для детей и подростков «Вызов» составили «Правила поведе­ния участников в походе»:

Сорвалсъешь: в лесу мы только гости, поэтому нельзя причинять природе никакого вреда. Необходимо беречь все, что растет и движется.

Не пить, не курить.

Не материться: все нецензурные выражения заменять -на приемлемые. За нецензурное выражение — дополнитель-


ная нагрузка (во время движения или на привале, внеоче­редное дежурство и т п.).

Не теряться: нельзя уходить из лагеря, не предупредив взрослого.

Без разрешения не купаться.

Не обижать слабых.

В походе еда общая. Нельзя есть втихомолку.

Костер не для баловства. Нельзя вынимать из костра зажженные палочки или угольки.

Первое дело дежурноговымыть с мылом руки.

Во время перехода не пьем, пить только кипяченую или родниковую воду и только по приходу в лагерь.

Никакого оружия в поход не брать.

Сначала и до конца похода каждый отвечает за то сна­ряжение, которое ему поручено нести.

Беречь общественное снаряжение:

рюкзаки не бросать и не пачкать;

не ложиться спать в спальники в грязной одежде;

в палатке комаров не бить, в обуви в палатку не вхо­
дить;

все чехлы прятать под палатку;

каны кладутся в рюкзак только в полиэтиленовом
мешке;

топоры и пилу нести в чехлах, а на стоянке класть
около дровницы

Перед сном — проверка «на вшивость» Осмотр тела на наличие или отсутствие клещей, болячек, мозолей.

Каны брать только в рукавицах.

В работе с топором соблюдать технику безопасности.

О любых болях сообщать взрослому.

Держать дистанцию, предупреждать о препятствиях и ветках.

При движении по шоссе не выходить на проезжую часть дороги.

Мокрые бревна перешагивать

Задержка более чем на 10 секунд прибавляет 5 минут движения к следующему переходу.

Разрыв более чем в 30 секунд прибавляет 5 минут дви­жения к следующему переходу.

В походе желательно движение строем.

В любой транспорт рюкзаки заносим перед собой в руках.


При опоздании выхода из лагеря время первого перехода пропорционально увеличивается.

Весь мусорв костер, поддержание чистоты в лагере (по уходу из лагеря он должен остаться в идеальной чис­тоте).

Все участвуют в организации лагеря: дрова — в дровни­цу, рубятся в одном месте, все участвуют в сборе дров, свою посуду каждый моет за себя (немытую посуду пря­чут подальше от лагеря, а мытую вешают в пакетиках в одном месте).

Все участники похода должны побыть дежурными в:

• приготовлении пищи,

• поддержании костра,

• мытье канов и всей кухонной утвари,

• обеспечении чистой водой,

• охране лагеря в отсутствии группы
Сидеть у костра можно сколько угодно, но:

• не мешать людям спать,

• утром вовремя вставать1.

Меры безопасности и оказания первой доврачебной помо­щи должны быть хорошо известны руководителям.

Туристские соревнования, соревнования по ориентирова­нию, топографические игры, краеведческие викторины, раз­личные конкурсы, в том числе походной песни, хорошо впи­сываются в план оздоровительно-образовательных мероприя­тий, существенно обогащают жизнь лагеря, а собранные в походах материалы пополнят краеведческий уголок лагеря

Сегодня у современного подростка намного больше возмож­ностей в выборе собственного пути развития и самореализа­ции, чем у предшествующего поколения. Реалии сегодняшнего дня требуют от молодого гражданина владения несколькими специальностями, неиссякаемой трудоспособности, коммуни­кабельности, целеустремленности, а самое главное — крепко­го здоровья.

Здоровье нации оценивается по состоянию здоровья детей Исследования показывают, что сегодня практически здоровых детей менее 80% от общего количества. Причем отклонения от нормы в состоянии детей ширятся по всему диапазону — от нарушения осанки до инвалидности.

' Ювенальные технологии. Практическое руководство — М • Рос­сийский благотворительный фонд «НАН», 2002 — С 199.


По результатам исследований, проводимых на протяжении последних трех лет Методическим отделом ВДЦ «Орленок», можно выявить некоторые тенденции, привлекающие серьез­ное внимание социальных педагогов и психологов

— увеличение количества подростков, имеющих вредные
привычки (употребление спиртных напитков, табакоку­
рение, проба или употребление наркотических и токси­
ческих веществ) — до 70% подростков, приезжающих
в детский Центр;

— слабая мотивация детей на участие в оздоровительной
деятельности как следствие проблемы отсутствия в со­
временном менталитете россиян ценности здоровья, в
т. ч. и психологического, — до 60 %.

В массовой педагогической практике процесс оздоровле­ния детей носит формальный характер, используются тради­ционные средства: мероприятия в режиме дня, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации Для большин­ства современных педагогов здоровье не является ключевой базовой величиной всего педагогического процесса. Физичес­кая культура редко рассматривается как базовая ценность со­знания, отсутствует привычка придерживаться принципов здо­ровой жизни.

Известно, что здоровье человека — это не только отсут­ствие болезней, но и благополучие в различных аспектах со­стояния: духовного, социального, психологического и проче­го. Приоритетом педагогической деятельности должно являть­ся обеспечение физического, социального, психологического благополучия ребенка, где:

• физическое благополучие — сохранение и укрепление
подростком своего здоровья;

• социальное благополучие — социальная адаптация в но­
вых условиях (новизна социальной позиции; динамика
социальных ролей; возможность самореализации в сис­
теме быстро меняющихся социальных отношений, мно­
гообразие социальных проб);

• психологическое благополучие — комфортное пребы­
вание подростка во временном детском объединении,
снятие стрессов и неврозов. Создание в детском сооб­
ществе благоприятной атмосферы.

Выделяя здоровье как базовую смысловую категорию педагогической деятельности, педагогу и ребенку предлагает­ся взаимодействовать в рамках «Формулы Успеха»:


МОЙ УСПЕХ = МОИ ДРУЗЬЯ х (ЗДОРОВЬЕ + ТВОРЧЕСТВО)

Вышеизложенные идеи легли в основу педагогического про­екта «Здоровье + Творчество = Каникулы», реализованного на базе детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского детс­кого центра «Орленок» в 1998-2002 годах Основная цель про­екта — создать комплексную систему оздоровления ребенка в условиях временного детского объединения. Определяющим содержанием проекта является организация оздоровительной деятельности.

Оздоровительная деятельность — совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на оздо­ровление ребенка, а с другой — на изменение ценностного от­ношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения. Оздоровление — это восстановление, расшире­ние адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов.

Диагностика состояния здоровья и определение перспек­тив деятельности на смену является базовым этапом работы педагога, так как от его результатов зависит успех всех после­дующих. Совместная работа с ребенком на этом этапе начина­ется с инициативы педагога, потому что ребенок по эмоцио­нально-психологическим ощущениям считает себя здоровым, перед ним не стоит проблема укрепления и сохранения собственного здоровья. Ребенок зачастую впервые лично оце­нивает состояние собственного здоровья, и такая работа тре­бует от педагога кропотливых усилий, корректного тона об­щения, атмосферы открытости и доверия. Поэтому главными результатами этого этапа оздоровительной деятельности бу­дут: пробуждение интереса ребенка к сохранению собственно­го здоровья, осознанию значимости состояния своего здоро­вья для успеха в любом виде деятельности и карьере; разработ­ка личностной мини-программы оздоровления.

Логика работы на этом этапе включает три взаимосвязан­ных ступени.

Первая ступень — поиск и накопление ребенком разно­плановой информации о себе и своем здоровье

Для целенаправленной и осознанной работы над своим раз­витием ребенку необходимо иметь собственные отправные данные:

• Представление и понимание состояния собственного здо­ровья. Его могут составить субъективное мнение само­го ребенка, данные медицинской карты, уровень разви­


тия основных физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, координация), физические параметры (рост, вес, объем груди и т. д.). Для того чтобы помочь ребенку увидеть существующую ситуацию, можно ис­пользовать следующие средства: индивидуальные бесе­ды, работу с личной медицинской картой, тематический огонек, подвижные игры, спортивные эстафеты и др.

• Представление о существующих условиях для оздоров­
ления: особенности климата, наличие естественных во­
доемов, состояние материальной базы, разнообразие
спортивных сооружений и инвентаря. Изучить эти воп­
росы ребенку помогут такие формы, как экскурсии по
лагерю, игры по станциям, просмотр кино, видеофиль­
мов, комплексная игра «Узнай, разведай, расскажи»,
автобусное путешествие «Да, здравствую Я!» и т. п.

• Представление об окружающих людях (педагоги, про­
фильные специалисты, администрация, сотрудники ла­
геря), с которыми предстоит общаться и взаимодейство­
вать; их личностные и профессиональные качества; ши­
рота и диапазон их возможностей, способностей;
возраст, хобби. Дела, помогающие ребенку познако­
миться с людьми, могут быть комплексными, решающи­
ми одновременно несколько задач.

Таким образом, включение ребенка в разнообразную дея­тельность со сверстниками и взрослыми позволит подростку получить необходимую информацию о себе и своем здоровье, а ее последующий анализ даст реальный повод задуматься над тем: кто я? каким физическим потенциалом я обладаю? каки­ми способами я могу его развивать? и т. д.

Вторая ступень — критическое осмысление подростком полученной информации и вычленение из этого информацион­ного потока той части, которая значима и важна для него.

Этот процесс возможен только при активном включении под­ростка в различные виды деятельности. В ходе совместной дея­тельности подростка со сверстниками и взрослыми он раскрыва­ет себя, рассматривает свой физический потенциал через призму сравнения себя с другими. Более того, формируется личностное отношение к себе, стимулируются изменения поведения.

Подростку требуются достаточные усилия, чтобы признать существующую «картинку собственного здоровья», а глав­ное — захотеть ее изменить. Очевидна необходимость педаго­гической помощи и поддержки подростку в такой работе.


Мотивация здорового образа жизни — побуждение, вызы­вающее активность, и определение направления этой актив­ности.

Основные мотивы здорового образа жизни:

— самосохранение;

— подчинение этнокультурным требованиям;

— возможность самосовершенствования;

— получение удовольствия от самосовершенствования;

— способность к маневрам;

— сексуальная реализация;

— получение информации.

Третья ступень — определение перспектив деятельности на смену. На этом этапе формулируются ответы на вопросы: что может быть источником для информирования ребенка о нем самом, о состоянии его здоровья, об окружающих его лю­дях, о возможностях детского лагеря в реализации его интере­сов, потребностей, способностей?

Выработка подростком перспектив происходит совместно с педагогом. Задача педагога — помочь ребенку осознать, уточ­нить поставленную перед собой цель на конкретный времен­ной промежуток (смена в целом или один из этапов в смене) и выработать наиболее эффективные средства ее достижения. Например: обязуюсь каждый день делать зарядку, каждый день буду пробегать 10 километров, откажусь от еды вне столовой и так далее.

В рамках летнего лагеря есть все условия для того, чтобы организовать курс «Культура здоровья» с целью проведения профилактико-оздоровительной работы и подготовки к само­стоятельной саморегуляции и адаптации. Данный курс позволяет познакомить учащихся с методами саморегуляции, сня­тия стрессов и усталости, элементами аутогенной тренировки, в результате которых улучшается уровень физического и пси­хического состояния; создать положительный настрой, эмо­ции, поддержать желание заниматься собой в профилактико-оздоровительных группах.

Здоровый образ жизни немыслим без нормальных челове­ческих отношений. Развитию личности мешают состояния деп­рессии, агрессии, непонимание действий окружающих людей. Движение — это основа здорового образа жизни. Спортивные упражнения — это осознанная работа в плане укрепления здо­ровья. Целью марафона в области здорового образа жизни яв­ляются не только физические тренировки, но и эстетическое


отношение к себе. Это направление в области культуры дви­жения сочетается с элементами музыкально-танцевальных дви­жений.

Укрепление физического здоровья, экология эмоций, эко­логия сознания — это основные направления здорового обра­за жизни человека, которые реализуются в этой программе через элементы аутогенной тренировки, спортивные игры, музыкально-танцевальные движения, а также через психоло­гический диалог.

Серьезное отношение к культуре здоровья нужно приви­вать детям с малых лет, объясняя им, что здоровье — это не­что большее, чем отсутствие болезней. Здоровье — это ощу­щение в организме бодрости, энергии, радости. Здоровье не ограничивается здоровым телом. Оно неразрывно связано с нашим разумом, эмоциями, личностью в целом. Важно объяс­нять воспитанникам, что здоровье — это количество энергии любви, протекающее через человеческое существо. Чем более добрым и любящим окружающих его людей является человек, тем крепче его здоровье.

Каждый человек пытается понять смысл своей жизни, цель педагога — помочь учащимся усвоить, что истинный смысл жизни можно постичь лишь при условии душевного спокой­ствия и телесного здоровья.

Основу занятий курса «Культура здоровья» составляют пси­хофизическая тренировка и физические упражнения, при по­мощи которых появляется гибкость, а с ней и успехи в освое­нии более сложных упражнений. Происходит совершенство­вание физического тела (тренируется тело, укрепляется дух). Занятия помогают снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, стать спокойнее.

Другой важный момент — научиться соблюдать режим, приучить детей к обязательной утренней гимнастике или к си­стематическим ежедневным занятиям спортом.

Известно, что питание и здоровье тесно связаны. Для этого разработаны методики сбалансированного питания, немалое значение придается соблюдению ритма жевательных движений. Главное правило — полноценно питаться: особенно это важно для растущего организма ребенка.

Выбрав в летнем лагере тот или иной пищевой режим, надо строго соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы отнюдь не безразличны для организма, ухуд­шается самочувствие и падает работоспособность.


Важный этап в оздоровительной работе — профилактика вредных привычек. Профилактика — совокупность предупре­дительных мероприятий, направленных на сохранение и ук­репление нормального состояния здорового человека. Привыч­ка — устойчивая нейрофизиологическая связь между мышле­нием и действиями человека. Вредная привычка — регулярно повторяющиеся действия, наносящие ущерб здоровью индиви­да. Здоровая привычка — регулярно повторяющиеся действия, способствующие поддержанию организма в здоровом, оптимальном состоянии.

То, что происходит с человеком, во многом зависит от его привычек, в первую очередь, в мышлении и действиях. Ведь недаром русская народная пословица гласит: «Посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Чаще всего, когда речь заходит о вредных привычках под­ростков, к ним относят лишь те, которые подросток ярко де­монстрирует: курение, употребление алкоголя, наркотиков. К этому списку добавляются широко распространенные в под­ростковой среде поведенческие действия: беспорядочные по­ловые связи, нездоровое питание, малая подвижность.

Таким образом, речь скорее идет не о профилактике вред­ных привычек подростков, а о борьбе за отказ от них. Возник­новение подобной ситуации имеет свои субъективные и объек­тивные причины. Субъективность выражается в несвое­временной помощи подростку, так как начать заниматься профилактикой вредных привычек необходимо в 10-11 лет, когда организм подростка относительно стабилен, разум вос­приимчив к взрослому авторитету. Велика в этот период роль семьи. Пубертатный же период развития ребенка, с его под­вижной физиологией, изменением социального самоощущения, сменой авторитетов и приоритетов, объективно менее эф­фективен для профилактической работы. «Нарушение гормо­нального баланса в организме подростков опосредует их склон­ность к ассоциативному поведению, формированию таких ка­честв, как агрессивность, злобность, доминирование примитивных инстинктов» (С. Б. Тихвинский).

Педагог может помочь ребенку осмыслить причины выра­ботанной привычки и показать способы их устранения. Выде­ляются три причины слабости человека в борьбе с вредными - привычками: физиологическая и психологическая зависи­


мость, деморализующее влияние окружающей среды. Физио­логическая зависимость обусловлена химическими реакция­ми, протекающими в мозге на фоне возбуждения. Человек си­лою желания и воли может усиливать торможение или бло­кировать процесс возбуждения, как бы защищаясь от закрепления возможной привычки. Роль педагога заключает­ся в том, чтобы помочь усилиться желанию ребенка избавить­ся от вредной привычки. Желание подростка должно стано­виться настолько сильным, чтобы тот смог направить свою волю на разрушение физиологической зависимости.

Химические реакции в мозге, которые играют, безусловно, важную роль в выработке привычки, тем не менее намного сла­бее, чем психологическая зависимость, формирующаяся под влиянием повторяющихся ассоциаций с приятными чувствами и связанная с важным символическим значением самого опы­та, от которого человек становится зависимым.

Избавиться от психологической зависимости можно путем кропотливой работы над собственным сознанием и поведени­ем. Помочь эффективнее провести процесс избавления может группа единомышленников. Здесь могут оказать влияние та­кие психологические стимулы, как престиж, общественное мнение, реклама, отношение к пагубной привычке авторитет­ного, любимого человека, в том числе педагога, а также и жес­ткий запрет.

Окружающая среда часто действует, усугубляя вредные привычки, служит оправданием тем или иным действиям чело­века, выдавая их за положительные мотивы поведения: «У че­ловека, никогда не пробовавшего алкоголь и табак, суще­ствует естественное отвращение к этим вещам, проявля­ющееся как рвота, кашель и тому подобное при первом их употреблении. Но переступить этот здоровый природный инстинкт подростка или уже взрослого человека застав­ляет мнение уже отравленных друзей, массовое сознание, реклама: ведь очень трудно поверить, что ты находишься под неосознаваемым гипнотическим внушением. Вот так первый раз случается предательство собственного «Я» в угоду ее величеству смерти» (С. Р. Лодкина). Психологи на­зывают это попытками уйти от ответственности. Важно стать правдивым, не бояться брать ответственность за совершенные действия. Этот процесс кропотливый и долгий, требующий помощи и поддержки со стороны специалистов, в первую оче­редь, психологов и педагогов. Педагогам необходимо работать


с личностными ценностями ребенка и над развитием его эмо­ционально-волевой сферы.

Залогом успешной оздоровительной кампании в каникуляр­ный период является принятие самим педагогом ценности лич­ного здоровья, реальная демонстрация принципов здорового образа жизни на практике. Педагог должен быть ярким приме­ром для ребенка как в интеллектуальном плане, так и в физи­ческом. Работая в гуманистической парадигме, педагог не на­вязывает ребенку собственное понимание здорового образа жизни, а помогает ему в процессе диалога, сотрудничества осоз­нать эту ценность.

Важно ничем не стеснять личную инициативу подростков в размышлениях и действиях, предоставлять им возможность проверить у уважаемого, авторитетного, любящего взрослого свои сомнения и недоразумения, поддержать стремление пре­одолеть препятствия и временные трудности развития собствен­ными силами, как умственными, так и физическими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.