Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий




ЛЕБЕДЬ

Перевод М. Талова

ЛЕБЕДЬ

Перевод М. Волошина

Могучий, девственный, в красе извивных линий

Безумием крыла ужель не разорвет

Он озеро мечты, где скрыл узорный иней

Полетов скованных прозрачно-синий лед.

 

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки,

Он знает, что ему не взвиться, не запеть:

Не создал в песне он страны, чтоб улететь,

Когда придет зима в сияньи белой скуки.

 

Он шеей отряхнет смертельное бессилье,

Которым вольного теперь неволит даль,

Но не позор земли, что приморозил крылья.

 

Он скован белизной земного одеянья

И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,

Окутанный в надменную печаль.

 

Живучий, девственный, не ведавший высот,

Ударом буйных крыл ужель прорвет он ныне

Гладь жесткую пруда, чей нам напомнил иней

Увековеченных полетов чистый лед!

 

И лебедь прошлого вдруг вспомнил: да, он — тот,

Кто, пышный, без надежд, встречает смерть

За то что никогда не пел он о равнине,

Где б жить, когда зимы отблещет тщетный гнет.

 

Всей шеей отряхнет он белизну печали,

Что отрицателю пространства навязали,

Но с крыльев не стряхнуть земли ужасный плен.

 

И призрак, пруд избрав для чистого сиянья,

Здесь закоснел в мечте, бесстрастен и презрен,

Что Лебедь воплотил в бесплодности изгнанья.


ЗАНЯТИЕ 2 (4 часа). СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ 19 ВЕКА

 

План:

1. Понятие "новый дом" и театральное новаторство Г. Ибсена, Б.Шоу, М.Метерлинка, А.Стриндберга и др. Их литературные предшественники в области драматургии.

2. «Кукольный дом" Г.Ибсена и художественное своеобразие "новой драмы" (см. статью Б.Шоу "Квинтэссенция ибсенизма");

а) сущность конфликта в пьесе,

б) развитие интриги и конфликта, особенности ретроспективной композиции,

в) действие внешнее и действие внутреннее,

г) образ Норы, этапы эволюции сознания, отражение их в конструкции речи героини,

д) внешний и внутренний конфликты в драме, их роль в раскрытии авторского замысла, образы мужа Норы и Крогстада,

е) открытый финал драмы; Ибсен и критика о незавершенных финалах,

ж) символика пьесы.

3. Сущность конфликта и проблема характера в пьесах Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», "Пигмалион". Образ Элизы.

4. Символика пьесы М.Метерлинка "Синяя птица" и функциональное различие в использовании символов в реализме и символизме.

Задание:

 

1. Рассмотреть основные литературоведческие понятия: СИМВОЛ (различие в функционировании у реалистов и символистов), ПАРАДОКС, РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИНТРИГА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРАМА. Работа со словарно-справочными изданиями (конспект соответствующих словарных статей).

2. Прочитать пьесы Г.Ибсена "Кукольный дом", Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», "Пигмалион", М.Метерлинка "Синяя птица".

3. Дать идейно-художественный анализ указанных пьес, учитывая пункты плана (см. выше).

4. Сделать конспекты:

· Б.Шоу "Квинтэссенция ибсенизма",

· Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б. - М., 1981. - С. 163-171, 179 – 185.

Художественная литература:

· Г.Ибсен. Кукольный дом. Любое издание.

· Б.Шоу. Пигмалион. Квинтэссенция ибсенизма. Любое издание.

· М.Метерлинк. Синяя птица. Любое издание.

 

Критическая литература:

· Адмони В.Г. Генрик Ибсен. - М., 1956.

· Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. - М., 1979.

· Шайкевич Б.А. Драматургия Ибсена в России: Ибсен и МХАТ.- Киев, 1968.

· Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. Михальской Н.П., Пуришева Б.И. - М., 1981.

· Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. - М., 1967.

· Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. - М., 1973.

· Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. - М., 1982.

· Гражданская З.Т. Бернард Шоу. - М., 1965.

· Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже 19-20 вв. - М., 1974.

 


ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа). СПЕЦИФИКА РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛЫ КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.

План:

 

1. Особенности новеллы как жанра. Эволюция классиче кой новеллы к концу ХIХ века. Сопоставление новеллы и рассказа. Особенности жанра "short story" в американской литературе.

2. Основные представители новеллистики рубежа веков и специфика произведений Томаса Манна, Стефана Цвейга, О'Генри, Луиджи Пиранделло, Брет Гарта, Амброуза Бирса, Д.Лондона.

3. Творческая биография Ги де Мопассана. Тематика его новелл. Место новеллы «Пышка» в творческом наследии писателя. История создания новеллы.

4. Композиция новеллы «Пышка» в свете ее основной идейно-тематической направленности:

· идея патриотизма (война и солдаты, война и офицеры, война и богачи, бюргеры, французские бедняки),

· роль развернутого эпического вступления в тексте,

· соотношение остальных частей,

· основные композиционные средства.

5. Сюжет и образная архитектоника в раскрытии идеи патриотизма:

· основные персонажи и авторские средства создания образов, авторское отношение к героям новеллы,

· характеристика пассажиров дилижанса.

6. Особенности стиля Ги де Мопассана. Мастерство психологической детали и роль пейзажа в новелле.

 

Задание:

1. Из ЛИТЕРАТУРНОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ (ЛЭС) выписать в рабочую тетрадь

а) определение ЖАНРА НОВЕЛЛЫ (проследить ее эволюцию и основные параметры, подтвердить теоретический материал примерами из прочитанных текстов других, кроме Мопассана, указанных авторов);

б) термина КОМПОЗИЦИЯ (уточнить основные композиционные элементы и средства и их роль в раскрытии темы художественного произведения).

2. По справочной ИСТОРИЧЕСКОЙ литературе познакомиться с информацией о франко-прусской войне.

3. Прочитать художественные тексты Мопассана («Пышка», «Папаша Симона», «Пленные», «Тетушка Соваж») и указанные в списке обязательной литературы новеллы С.Цвейга, Т.Манна, Л.Пиранделло, Б.Гарта, О’Генри.

4. Дать анализ новеллы "Пышка" Ги де Мопассана в соответствии с Планом (см. выше).

5. Сравнить новеллу П.Мериме "Арсена Гийо" и "Пышку" Мопассана.

 

Художественные тексты:

 

· Ги де Мопассан (см. новеллы из задания к семинару).

· С.Цвейг,

· Т.Манн,

· американская новеллистика: А.Бирс, Ф.Брет Гарт, О'Генри, Д.Лондон (см. список обязательной литературы).

Критическая литература:

 

· Владимиров М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана.// Философские науки. – 1993. - № 1. – С.48 – 61.

· Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. – М., 1962.

· Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1997. – Гл.7 («Легкое дыхание»).

· Данилин Д. Мопассан. Критико-биографический очерк. – М., 1951.

· Данилин Ю.И. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

· Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. В 2 ч.– М., 1997. – Ч.2. – С.74 – 80.

· Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М., 1990.

· Мениаль Э. Ги де Мопассан. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

· Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 15.

· Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинев, 1979.

 

 


ЗАНЯТИЕ 4 (2 ЧАСА). ТЕОРИЯ НАТУРАЛИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Э.ЗОЛЯ (РОМАНЫ "ЖЕРМИНАЛЬ", "НАНА").

 

План:

 

1. Натурализм как метод и направление в западноевропейской литературе последней четверти XIX века. Эстетические и философские основы (позитивизм). История формирования эстетики, предтечи натурализма. Периодизация. Национальные особенности в литературах Англии, Германии, Италии, США.

2. Эмиль Золя – основоположник натуралистической эстетики. Основные вехи творческого пути. Предисловие к роману "Тереза Ракэн" (1867). "Экспериментальный роман" (1879). "Натурализм в театре" (1881).

3. Художественный цикл "Ругон-Маккары". История создания, творческий замысел, тематика. Место романа "Жерминаль" в цикле.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие романа "Жерминаль".

5. Концепция личности. Система персонажей и способы создания характеров. Натуралистическая телесность

6. Категория "среды" и реализация этого образа в романе. Социальный биологизм. Бальзаковские традиции.

7. Особенности поэтики. Символика романа. Смысл названия. Своеобразие морализма Золя. Золя и Руссо.

8. Влияние Золя на западноевропейский и американский роман XIX - ХХ вв. (Г.Джеймс, А.Стриндберг, Т. Драйзер и др.)

9. Э. Золя и его идеи в русской культуре конца XIX века.

 

Задание:

 

1. Сделать конспект Предисловия к роману "Тереза Ракэн" и выписать основные положения Золя из работы "Экспериментальный роман".

2. Познакомиться с основными положениями позитивизма и натурализма по учебным пособиям и энциклопедиям (см. список литературы).

3. Составить синхронистическую таблицу творческого пути Э.Золя.

4. Выписать из словарных источников понятие "цикла".

5. Прочитайте роман "Жерминаль" и "Нана" и будьте готовы к обсуждению романа "Жерминаль" по Плану (см. выше) с привлечением теоретических знаний (позитивизм, натурализм, реализм).

 

Художественные тексты:

 

Э. Золя. Жерминаль. Нана.

 

Критическая литература:

 

1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987

2. Анисимов Н. Золя и наше время // Э. Золя. Собр. соч.. В 26 томах. - М., 1960. - Т.1.

3. Анисимов Н. Французская литература в контексте современности // Золя Э. Собр. соч.. В 3 томах. - М., 1985. - Т.3.

4. Арагон Л. Актуальность Золя // Литература и искусство. – М., 1957.

5. Барбюс А. Золя. – М., 1933.

6. Брахман С. Два романа Эмиля Золя // Золя Э. Тереза Ракэн. Жерминаль. – М.: Правда, 1981.

7. Владимирова В.И. Проблемы художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков. – Л., 1976.

8. Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». – Саратов, 1984.

9. Емельянников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. – М., 1965.

10. Емельянников С. Жерминаль // Э. Золя. Тереза Ракен. Жерминаль. – М., 1975

11. История французской литературы: в 3 томах. – М., 1959. - Т.2.

12. Клеман М. Э. Золя. – М., 1957.

13. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: "Ругон-Маккары" и проблема реалистического искусства XIX века во Франции. – М., 1973.

14. Кучборская Е.П. Э. Золя – литературный критик. – М., 1978

15. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. – М., 1997.

16. Лещинская Т.И. Э. Золя. – М., 1975.

17. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм. // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – М.: Collegium, 1994 – С. 92 – 108.

18. Манн Г. Золя // Манн Г. Полное собр. соч. – М., 1958. - Т.8.

19. Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя. – М.,1975.

20. Михальская Н.П. Роман Золя "Жерминаль" // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. – С. 156 – 163.

21. Мопассан Г. Полное собр. соч. – М., 1975. - Т.13.

22. Песис Б.А. От XIX к XX веку. Традиции и новаторство во Французской литературе. – М., 1979.

23. Писатели Франции о литературе. – М., 1978.

24. Пузиков А. Золя (ЖЗЛ). – М., 1969.

25. Пузиков А. Портреты французских писателей. – М., 1981.

26. Пузиков А. Рыцари истины: Портреты писателей. – М., 1986.

27. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.

28. Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. – М., 1979.

29. Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т.1. – С. 320 – 325.

30. Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур, Жюль и Эдмон де. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. – М., 1972.

31. Эйхенгольц М.Д. Статьи и комментарии // Э.Золя. Жерминаль. – М., 1987

32. Эйхенгольц М.Д. Творческая лаборатория Золя. – М., 1940.

33. Эткинд Е. Эстетические работы Эмиля Золя // Э. Золя. Собр. соч.: В 26 томах. – М., 1966. - Т.24.

34. Юльметова С.Ф. Новаторство Э. Золя. – Уфа, 1988.

35. Якимович Т.К. Молодой Золя: Эстетика и творчество. – Киев, 1971.

 

 


ЗАНЯТИЕ 5 (2 ЧАСА). СИМВОЛИСТСКИЙ ТЕАТР МОРИСА МЕТЕРЛИНКА ("СЛЕПЫЕ", "НЕПРОШЕННАЯ", "ТАМ, ВНУТРИ", "СИНЯЯ ПТИЦА").

 

План:

 

1. Проблема становления бельгийской литературы во второй половине XIX века.

2. Творческий путь Мориса Метерлинка и его место в бельгийской и французской литературах.

3. Метерлинк – реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. "Сокровище смиренных". "Мудрость и судьба". Полемика с "шекспировским" началом в драме, с принципами "новой драмы", с театром натуралистической ориентации.

4. Понятие мистерии. Несовпадение "внутреннего" и "внешнего" действий, развитие традиций "комедии дель арте".

5. Специфика театральности Метерлинка: идея "диалога видимого и невидимого", роль тайны, способы оформления спектакля, роль звуковых и цветовых эффектов.

6. От театра "смерти", "молчания", "ожидания", "марионеток" ("Слепые", "Непрошенная", "Там внутри") к театру "покоя" и поиска мудрости в повседневном ("Синяя птица").

· Одноактные пьесы. Особенности персонажей, функции диалогов. Сценическое пространство и время ("Слепые", "Там, внутри").

· Образ жизни как сна души. Суггестивность, таинственное и иррациональное.

· "Неизвестное" и способы его манифестации в феноменальном мире ("Непрошенная")

· Соотношение аллегории и символа. Образ начала и конца в драме "Слепые".

7. Блок о Метерлинке. Русские постановки метерлинковских спектаклей.

8. Значение творчества Метерлинка для развития европейской драмы (Пиранделло, экпрессионистская драма, антидрама 60-х гг ХХ века)

 

Художественная литература:

 

М. Метерлинк. Слепые. Непрошенная. Там, внутри. Синяя птица. Сокровище незаметных (смиренных).

 

Критическая литература:

 

1. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. - М., 1967.

2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

3. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. – М., 1998.

4. Бердяев Н.К. К философии трагедии. Морис Метерлинк. // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 ч. – М., 1994. – Т.2. – С. 187 – 210.

5. Зингерман Б.И. Очерк истории драмы Хх века. – М., 1979.

6. Мережковский Д.С. Метерлинк о будущности трагедии. // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. – М., 1994. – С. 258 – 261.

7. Минский Н. Морис Метерлинк. // Метерлинк М. Разум цветов. – М., 1995. – С. 3 – 28.

8. Морис Метерлинк в России Серебряного века. - М., 2001.

9. Розанов В.В. Метерлинк. // Розанов В.В. О писательстве и писателях. – М., 1995.- С. 240 – 243.

10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1980.

11. Тишунина Н.В. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. – СПб, 1994.

12. Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. – Сер. 9. Филология. – М., 1991, № 5. – С. 18 – 28.

13. Французский символизм: Драматургия и театр – СПб, 2000.

14. Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. – М., 1997. – Ч.2. – С.42 – 47.

15. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973.

16. Эткинд Е.Г. Театр Мориса Метерлинка. // Метерлинк М. Пьесы. – М., 1958.

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о построении и организации деятельности судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, адвокатуры и других правоохранительных органов. Значительный объем материала, касающегося организации правоохранительных органов, будет служить основой для изучения уголовного, гражданского процесса и других дисциплин. В связи с этим изучение дисциплины «Правоохранительные органы» должно осуществляться с учетом оптимального построения межпредметных связей, исключающего дублирование в преподавании. То обстоятельство, что данная дисциплина служит основой для изучения других учебных курсов, не исключает проблемного подхода к преподаванию материала.

При изучении дисциплины обучаемые знакомятся с основными понятиями правоохранительной сферы государства, принципами организации и задачами суда и других правоохранительных органов.

Таким образом, цель изучения данной дисциплины – формирование четкого представления о построении и основных функциях правоохранительных органов. Она достигается посредством проведения разного вида занятий, включая семинары.

Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум.

Семинарские занятия посвящаются совместному разбору студентами и преподавателями теоретических вопросов темы и решению ситуаций (казусов). В обоих случаях нужно помнить о конечной цели изучения дисциплины – выработке у студентов навыков применения законодательства. При решении задач студенты должны объяснить, какими теоретическими отправными положениями они руководствовались, толкуя и применяя ту или иную законодательную норму.

 

Тематические разделы

Тема 1. Предмет, система, источники и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы»

Семинар — 2 часа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.