Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В результате всей сухопутной компании Япония смогла оставить за собой почти всю южную часть Маньчжурии (9)




Неудачи русских войск на далеком Дальнем Востоке вызвали гнев и боль у всего народа. Страшные вести о поражениях русских войск всколыхнули в протесте русскую общественность. Большинству здравомыслящих людей была ясно видна вся пагубность развязанной бойни, вся тяжесть которой ложилась непосильным грузом на плечи простого русского мастерового и крестьянина.

Пытаясь как-то успокоить общественное мнение, царское правительство вынуждено было признать бездарность русского высшего командования и, в первую очередь, генерала Куропаткина А.Р. Его после войны даже судили, но он отделался легким испугом, будучи уволен в отставку. Японцы тоже смертельно устали от кровопролитных схваток с русскими солдатами. После мукденовского сражения генерала Куропаткина А. Н. сменил Линевич Н.Л. Но к тому времени ни одна из воюющих сторон уже физически не была способна вести активные боевые действия.

Еще в октябре 1904 года и в феврале 1905 года, чтобы поддержать наши силы на Дальнем Востоке, из города Лиепая на Балтике была направлена на театр военных действий 2 Тихоокеанская эскадра. Эскадра вышла в море 2 октября под командованием вице-адмирала Рожественского З.П. В состав эскадры входили разнотипные корабли: и боевые, и вспомогательные. В кильватерном строю шли 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, которые представляли из себя просто слегка вооруженные коммерческие пароходы и 8 эскадренных миноносца.

Эскадра Рожественского З. П., пройдя вдоль берегов Западной Европы и обогнув западное побережье Африки, 3 марта 1905 года встала у острова Мадагаскар для пополнения запасов топлива и воды. Здесь эскадру Рожественского З.П. уже ожидал отряд кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова Н.И. в составе 4 броненосцев, 3 крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров и 2 миноносцев, который более коротким путем через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море 27 января 1905 года прибыл на Мадагаскар.

В связи с резко изменившейся ситуацией после сдачи Порт-Артура, без учета реальной обстановки, сложившейся к тому времени на других участках боевых действий, эскадре ставилась не соответствующая ее возможностям задача: прорваться к Владивостоку и обеспечить господство не только в районе боев, но и во всем Японском море.

Объединившись и пополнив трюмы углем и пресной водой, вторая Тихоокеанская эскадра пересекла Индийский океан, прошла вдоль берегов Индонезии, и за 7 месяцев беспримерного для того времени похода, преодолев свыше 18000 миль водного пространства в мае 1905 года подошла к Корейскому проливу, разделяющему Корею и Японию. В наиболее узкой его части, между островами Цусима и Ики, эскадру уже поджидали развернувшиеся для сражения японские корабли под командованием адмирала Того. Хайхатиро Того не был гением морского боя, но обстоятельства и военная сила, а так же близость родных берегов, позволявшая его эскадрам пополнять свои ресурсы, делали его морскую армаду грозной силой, способной успешно противостоять 2 Тихоокеанской эскадре Рожественского З.П. К тому же, японские корабли обладали большей скоростью хода, а следовательно и большей маневренностью. Их личный состав был лучше обучен, в то время как русские моряки в наспех сформированной эскадре имели всего около двух месяцев на обучение. Сказывалась и усталость от длительного плавания. Японские артиллеристы имели в своем распоряжении снаряды, начиненные шимозой. Взрываясь внутри корабля они не только поражали людей огнем и осколками, но и выделяли удушливый газ. Русские артиллеристы, меткостью своей стрельбы прославленные во всем мире, использовали снаряды со взрывателем Бринка, который заверял: «Относительно нашей артиллерии можете быть спокойными – она, безусловно, выше японской.»

Но на деле, в бою, все оказалось не так. Меткость русских комендоров была намного выше, чем у японцев, но русские снаряды, попадая в неприятеля, по большей части прошивали корабль насквозь, и лишь потом взрывались. Это намного уменьшало их разрушительную силу. Сами японцы в последствии признавали:» Если бы ваши снаряды обладали такой же взрывной мощью, как наши, то результат сражения мог бы закончиться для нас плачевно». Японцы были поражены стойкостью русских кораблей, которые продолжали вести бой, имея страшные разрушения корпусов и пожары в надстройках.

К тому же русская эскадра была связана в маневре отрядом транспортов, вспомогательных и госпитальных судов. Японская эскадра, находясь вблизи своих баз, не была обременена всем этим. В этом бою совместились две казалось бы несовместимые крайности: общая слабость российской техники, по сравнению с японской и героическая доблесть российских морских экипажей.

Командующий 2 Тихоокеанской эскадрой адмирал Рожественский З.П. вместе со своим штабом и командирами флагманов не имел необходимой подготовки для руководства боевой операцией такого масштаба, как Цусимское сражение. Да и не верил он в победу. Еще перед отплытием эскадры из Лиепаи он сказал: «Русская публика, возбужденная газетными инсинуациями, слепо уверовала в мой успех. Но я то отдаю себе отчет в том, что уготовила судьба на путях наших странствий. Не следовало бы вообще начинать это безнадежное дело. Но как я могу отказаться вести эскадру, если вся страна верит в мою победу?» И эскадра снялась с якорей и пошла в долгое плавание навстречу гибели.

Цусимское сражение началось 27 мая 1905 года около 14 часов Японцы, двигаясь в кильватерном строю во главе с броненосцем «Миказа», на котором держал свой флаг адмирал Того, всю силу своей огневой мощи сосредоточили на русских броненосцах. Уже через пол часа выбыл из строя и вскоре погиб броненосец «Ослябя». Японцы сосредоточили огонь на броненосце «Суворов», где находился командующий эскадрой Рожественский З.П. Русский броненосец мужественно отбивался, нанося существенный урон японским кораблям. Но силы были не равны и, потеряв управление, броненосец вышел из боевого порядка. К тому же был серьезно ранен адмирал Рожественский З.П. Из-за этого русская эскадра потеряла стройность управления и сражение разбилось на поединки отдельных русских кораблей с превосходящими силами противника. Сражение продолжалось и с заходом солнца. Ночью особенно сильный урон русской эскадре нанесли атаки японских миноносцев. В результате дневного и ночного боев русская эскадра как организованная, боеспособная сила перестала существовать. Были потоплены 4 новейших эскадренных броненосца и один старый. 4 броненосца и 1 эскадренный миноносец из отряда под командованием Небогатова Н.И. Вынуждены были сдаться превосходящим силам противника. 1 миноносец и 3 крейсера ушли в иностранные порты и были там интернированы. Лишь 1 крейсер и 2 миноносца прорвались во Владивосток.

В результате Цусимского сражения русская эскадра потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек. Было потоплено, сдались и интернировано 27 боевых кораблей. Японская эскадра тоже понесла серьезные потери, но они были значительно меньше. Цусимское сражение - самое крупное поражение русского флота за всю историю его развития. И хотя русские моряки показали в Цусимском бою беспримерный героизм, самоотверженность и бесстрашие, сражаясь в трудных условиях против хорошо подготовленного и численно превосходящего врага, неумелое руководство высшего командования, отсталость в вооружении и техническом обеспечении привели к столь плачевному результату. В Цусимском сражении потерпело поражение, в первую очередь, царское правительство со своим военным ведомством, но не героизм и стойкость русского моряка. Ленин В.И. совершенно точно охарактеризовал Цусимское сражение, как военный крах русского самодержавия.

На сухопутном театре боевых действий, после Мукдена, активных боевых действий практически не проводилось. Обе противоборствующие стороны к этому времени были истощены и морально и материально. Особенно это ощущалось у японцев. В русской армии к тому же после ряда поражений, обусловленных в первую очередь неумелым командованием, началось заметное разложение и рост антиправительственных настроений не только среди солдат, но и офицерского состава. Все яснее становилась явная никчемность этой войны, ведущейся далеко от России, на незнакомой территории (3).

В Японии намного раньше поняли бесперспективность задуманного предприятия. Еще летом 1904 года, еще до падения Порт-Артура, Токио, предчувствуя угрозу надвигающихся кризисов, и военного, и финансового, и, что особенно страшило, политического, тайно начало зондировать почву для заключения мира. Через побочные каналы дипломатии русскому министру Витте было предложено встретиться с японскими представителями где-нибудь на европейском курорте и начать переговоры о мире. И хотя победа японцев при Цусиме еще больше возродило дух самого вульгарного шовинизма в стране, японское правительство стало ясно понимать, что их политика зашла в тупик. И не только зашла, но и стала задевать политические интересы могущественных покровителей, которые за все время военных действий оказывали Японии существенную помощь, как стратегическими материалами, так и военными.

Россия проиграла в этой войне. Каковы же основные причины этой катастрофы Руссой армии и флота, ведь таких крупных поражений не было у России очень давно.

Самое главная причина в том, что государство не смогло обеспечить армию всеми необходимыми новшествами, изобретениями, которые нес капитализм. Также можно выделить неподготовленность высшего руководства к войне; военно-техническое отставание; бездарное командование; растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало ни одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке)

 

2. 4. Человек и война.

Миролюбивый художник (1842-1904).

Как ни странно, но начать изучение этого вопроса, я решил со знакомства с биографией нашего земляка, который прямого отношения к военным действия никогда не имел. Он не разрабатывал стратегических планов ведения боевых действий, не давал мудрых военных советов, не получал жалования от государства за то, что он был на войне, но погиб именно там. Это обстоятельство и определило очередность изучения данного вопроса. Гражданский человек гибнет на войне. Почему?

Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика среднего достатка. Детские годы до восьми лет, а затем каникулярное время он провел в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда.

Добрый и очень впечатлительный мальчик мучительно воспринимал бесправие и унижение людей. Вместе с тем ему стали ненавистны и какие-либо проявления холопского раболепия, притворство и ложь.

Многодетная семья Верещагиных жила за счет оброка и барщины крепостных крестьян. Дом обслуживала многочисленная дворня. Хотя родители будущего художника и слыли в помещичьей среде сравнительно гуманными людьми, сам он с раннего детства наблюдал нередкие сцены барского произвола и угнетения крепостных, попрания их человеческого достоинства.

С восьми лет родители отдали мальчика в закрытое военное учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затем в петербургский Морской корпус. Рано лишившись семейного уюта, родительского внимания, ласки, будущий художник тяжело переживал разлуку с домом, деревенским привольем, друзьями. Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом, что отнюдь не способствовало у многих кадетов стремлению к военно-морской службе.

Именно в годы корпусной учебы выявились и укрепились некоторые черты убеждений и характера Верещагина. Он переживал душевную травму, если сталкивался с несправедливостью или унижением человека. Не находил себе места, если наказывали розгами товарищей. Любое проявление у кадетов сословного чванства и высокомерия, а у корпусного начальства - особого благоволения к воспитанникам из знатных семейств, вызывало у него чувство негодования. Необычайно самолюбивый, Верещагин в течение многих лет стремился быть в числе наиболее успевающих и кончил Морской корпус первым по количеству баллов. Здесь проявилась его крепнущая воля, ибо в борьбе за такое первенство приходилось систематически недосыпать, жертвовать развлечениями и отдыхом. Впрочем, знания, полученные в корпусе, пошли Верещагину на пользу, особенно в последующие годы. Среди них - свободное владение английским, французским и немецким языками.

В 1860 году Верещагин был выпущен из корпуса и произведен в гардемарины флота. Открывалась блестящая карьера морского офицера. Но уже в Морском корпусе у Верещагина все больше крепло стремление стать художником. А любовь к рисованию развивалась у него с детских лет. С 1858 года он стал два-три раза в неделю посещать занятия в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников, где проявил большие способности. Окончив корпус, Верещагин твердо решил оставить морскую службу и поступить в Академию художеств (10).

Именно в эти годы в России появились многие яркие картины, стихи, драматические произведения, романы, которые, обличая невыносимые условия жизни крестьян и городской бедноты, звали к протесту, к борьбе за социальное освобождение народа. Это и стихи H. А. Некрасова, и пьесы А. H. Островского, и "Записки охотника" И. С. Тургенева, и картины В. Г. Перова ("Проповедь на селе", "Крестный ход на пасху", "Чаепитие в Мытищах"), и многое другое.

Два года Верещагин учился в рисовальной школе, шесть лет - в петербургской и парижской Академиях художеств. Учился самоотверженно, отдавая занятиям все силы и стремления. Огромная работа над совершенствованием своего профессионального мастерства и общего образования характерна для него и во время многочисленных путешествий, и в период жизни в Петербурге, на Кавказе, в Париже, Москве, где бы он ни был. И так - всю жизнь!

В конце 1860-х - начале 1870-х годов техника Верещагина стала значительно более зрелой, уверенной и впечатляющей. Рисунок, более мягкий, живописный, умело передавал тончайшие отношения и светотеневые переходы, эффекты освещения, отличался предельной точностью сходства с натурой. Несколько возросло умение художника и в масляной живописи, хотя здесь успехи были пока значительно скромнее. В этюде "Афганец" автор применил звучный локальный цвет, преодолев присущую ему в "Бурлаках" темноватость и жухлость колорита. Он уверенно очертил фигуру человека, но не сумел еще достаточно убедительно связать ее с пространством.

Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. "Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".

Верещагин не застал сражения, развернувшегося на подступах к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических последствий этого сражения. "Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью". Эти слова художника - крик ужаса еще не огрубевшей, впечатлительной души, получившей первый толчок для глубоких размышлений о том, что же такое война. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.

В апреле 1877 года вспыхнула русско-турецкая война. Хотя царизм и преследовал в ней свои корыстные интересы, объективно она была со стороны России прогрессивной, в решающей степени содействовала освобождению народов Балканского полуострова от многовекового османского ига.

На вопросы знакомых, ради чего он, Верещагин, постоянно рискует жизнью, добровольно участвует в сражениях и стычках, художник отвечал: "Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут "не то".

8 июня 1877 года добровольцем участвуя в атаке на Дунае крошечной миноноски "Шутка" против огромного турецкого парохода, Верещагин получил ранение, от которого едва не умер. Еще не оправившись от раны, хромая и едва держась на ногах, художник устремляется к Плевне, где русская армия в третий раз штурмует эту турецкую крепость. Битва под Плевной стала сюжетной основой нескольких значительных картин Верещагина.

В общем Верещагин увидел и пережил страшные бедствия и ужасы войны, воспоминания о которых как кошмар преследовали его многие годы. На обрушившиеся позднее обвинения некоторых военных, будто он в своих картинах слишком сгустил трагические стороны русско-турецкой войны, художник отвечал, что не изобразил и десятой доли того, что лично наблюдал в действительности.

Русско-турецкая война, оставившая у Верещагина массу жутких, мучительных воспоминаний, принесла ему еще и большое личное горе. На войне погиб его любимый младший брат - Сергей, а другой брат - Александр - был ранен. Крупной неприятностью явилась потеря многих этюдов художника по вине лиц, которым он доверил пересылку их в Россию. "Этих работ, - вспоминает Верещагин, - было от 30 до 40 штук, писанных на самых местах битв, буквально под неприятельским огнем".

Картины русско-турецкой войны раскрывают с глубокой правдой ту историческую эпопею борьбы России за освобождение балканских народов. Они показывают победы и поражения, но главное в них - тяжкий труд, невыразимые мучения, страшные бедствия, которые несет народам, солдатской массе война. Балканская серия - это наиболее значительные произведения художника как по идейному содержанию, так и по высокому художественному мастерству. Глубоко правдивы и выразительны композиции картин; их колорит отличается единством, тональной собранностью, глубокой связью с содержанием.

В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий. В 1901 году он посетил Филиппинские острова, в 1902-м - США и Кубу, а в 1903-м – Японию (7).

Отправившись в Японию, художник с огромным интересом изучал там общественную жизнь, знакомился с памятниками истории и культуры, природой страны. Он сделал в Стране восходящего солнца серию этюдов, изображающих жителей, храмы, природу. Японские этюды - новый этап в творческой эволюции художника. Они необыкновенно живописны, свидетельствуют о неустанной работе над дальнейшим развитием своего мастерства.

Работа Верещагина в Японии прервалась из-за ухудшившейся политической обстановки, связанной с явным намерением японских милитаристов начать войну против России. Чтобы не быть интернированным, художник спешно покинул Японию. Вернувшись на Родину, Верещагин стал горячо предостерегать всех от назревавшей войны.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени, он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх - художник, как и сверх - человек".

Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. Среди них особенно яркой и содержательной была статья В.В.Стасова. В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.

Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и трех малолетних детей, направился в самое пекло военных событий, чтобы вновь поведать людям правду о войне, раскрыть ее подлинную суть. Находясь на флагманском корабле "Петропавловск", он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н. М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

Человеческий подвиг? Во имя чего? Ради того, чтобы быть еще более известным и популярным, так как его картины кроме высокого художественного профессионализма были еще и реалистичными и историческими? Может быть, но Василий Васильевич никогда об этом не говорил. Может быть, этот человек хотел показать не просто ужасы войн, но и донести до остальных людей все ужасы нечеловеческих поступков, действий и решений? Может быть, художник ненавидел войну и хотел, чтобы все остальные тоже ее возненавидели. Или запечатлеть подвиги и поражения русской армии, простого солдата, оставить в нашей памяти реальные события и факты?

Так или иначе, Верещагин сделал для нас все это и своей жизнью показал преданность своему делу, любовь к своему Отечеству, восхищение человеком и ненависть к войне. Василий Васильевич Верещагин, являясь художником – баталистом, оставался миролюбивым человеком, патриотом и Человеком.

 

Макаров Степан Осипович (1849-1904) – русский адмирал, знаменитый морской исследователь и изобретатель. Родился в офицерской семье, в 1865г. окончил Морское училище в Николаевске-на-Амуре. С 1869г. – мичман, служил на флоте Дальнего Востока, затем на Балтийском и Черноморском флоте. Макаров разработал новые минные устройства: в русско-турецкой войне 1877-78гг. применил изобретенные им (!) шестовые мины против турецких кораблей. Впервые на русском флоте использовал самодвижущуюся мину-торпеду. В 1869 - 75 годах был занят разработкой вопроса о непотопляемости судов и напечатал о том несколько работ в "Морском Сборнике" (1875 - 76). В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем "Великий князь Константин". В 1881 г. производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований Макаров напечатал в сочинении "Об обмене воды Черного и Средиземного морей" (1883). В другом сочинении, "Витязь и Тихий океан" (1893), Макаров изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Северном Тихом океане, произведенных Макаровым во время кругосветного путешествия (1886 - 89) на корвете "Витязь". С 1891 по 1894 годы Макаров состоял главным инспектором морской артиллерии; в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской войны. В 1896 г. Макаров назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. - комендантом Кронштадтского порта. В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа на выстроенном им ледоколе "Ермак". Через месяц после открытия военных действий с Японией, в 1904 г., Макаров был назначен командующим флотом Тихого океана. 24 февраля прибыл в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот. Стараясь поднять боевой дух флота, он начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце "Петропавловск". Когда эскадра возвращалась, "Петропавловск" наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и Макаров в том числе. Кроме названных, Макарову принадлежит ряд ценных трудов о морской тактике, о военном судостроении, о судовом составе флота и другое. Макаров был одним из немногих наших моряков, которые, сознавая недостаточность наших морских сил и предвидя возможность столкновения с Японией, задолго указывали на необходимость разработки определенного плана военных действий на случай конфликта на Дальнем Востоке и на принятии соответственных подготовительных мер. Гибель энергичного адмирала через месяц после прибытия его в Порт-Артур печально отразилась на ходе дальнейших морских операций порт-артурской эскадры (1).

Великий человек – великие дела, а если это военный человек, то означает, что великие победы также были в его жизни, а его жизнь и победы переплетаются с судьбой своего Отечества. Русские офицеры всегда были гордостью и совестью нашего общества. Они были высоко образованы, знали иностранные языки, писали стихи и музыку, но их еще отличала гражданская позиция, честь, достоинство, преданность и любовь к Отечеству.

 

 

3. Заключение.

На другом берегу Тихого океана в Белом доме Вашингтона стали испытывать все большую тревогу. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт всегда очень хотел, чтобы Россия и Япония дрались «до тех пор, пока обе державы не будут полностью истощены, и тогда придет мир на условиях, которые не создадут ни желтой, ни славянской опасности». Через много лет его слова почти точь-в-точь повторил английский деятель Уинстон Черчиль, когда Германия напала на Советский Союз. Теодор Рузвельт, поддерживая Японию, желал ослабления позиций России на Дальнем Востоке, который считал зоной своих интересов. Но когда Россия потеряла почти весь свой флот, США стало не выгодно усиление Японии в этом районе земного шара. В исторической перспективе Рузвельту уже виделась будущая японская морская угроза и для России и для Америки, что и произошло в годы Второй мировой войны.

Сразу же после Цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой о посредничестве к миру. Русское самодержавие, запуганное надвигающейся революцией и общим недовольством в стране результатами дальневосточной компании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры походили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 года между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. Основные итоги этой войны были следующими. Несмотря на крайне неудачный ход войны, С. Ю. Витте удалось заключить выгодный (с учетом сложившейся ситуации) мир: Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, отказалась от права на аренду Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Южно-Маньчжурской железной дороги, но избежала уплаты контрибуций. Обе страны обязывались вывести войска из Маньчжурии. Русское правительство заплатило японцам за содержание русских военнопленных, разрешило японцам рыболовство во всех российских прибрежных зонах.

Как видим, подписание подобного договора, не принесло русскому государству победных лавров и не подняло его престиж в мире.

Последствия военного поражения для России были значительными: авторитет власти в глазах общества был подорван катастрофически; усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905—1907 гг

Если судить о русско-японской войне с точки зрения тактики и стратегии ведения военных действий, то она показала, что к тому времени в этом направлении произошли значительные изменения в военном искусстве, которые не были своевременно учтены ни царским правительством, ни военным ведомством.

Ведение боевых действий на столь отдаленном от центра театре войны показала значительно возросшую роль тыла, надежности железнодорожного транспорта.

Опыт войны показал, что численность армий, задействованных в боевых действиях, резко возросла. Возросла и ширина фронта боевых действий. В бою увеличилось значение огневого удара. Особенно пулеметов, как мобильного средства огневого воздействия на пехоту. Артиллерия научилась поражать противника с закрытых позиций, выросло значение тяжелой артиллерии, способной своими снарядами сокрушать фортификационные укрепления противника.

Война потребовала уже не просто закапываться войскам в землю, роя окопы, но и возводить сложные инженерные позиции, требовавших большей механизации войск и создания довольно крупных инженерных подразделений.

Пехота в ходе боевых действий отказалась от сомкнутого строя и стала применять рассыпной строй, приноравливаясь к окружающей местности. Особенная выгода подобного строя стала хорошо заметна при массированном применении пулеметов.

В морском бою большую роль стали играть быстроходные крейсера и миноносцы. Тактика и стратегия морского боя так же претерпели существенные изменения.

Горький опыт русско-японской войны был учтен в реорганизации армии и флота, которая была проведена в 1908-10 годах.

Но в целом, война показала несостоятельность власти в 2-х важнейших сферах – военной и внешнеполитической, потребовала серьезных корректив во внешней политике и военных программах России.

Человек и война – явления неразрывные, и в то же время, несовместимые. Человек – «изобретатель» ее и ее же жертва. Мир слишком сложен и противоречив, чтобы избегать военных столкновений и конфликтов, особенно это было сложно сделать в начале xx века, когда шла жесточайшая конкуренция за рынки сбыта и сферы влияния. Простой человек становился заложником большой политической игры. Любая война – это смерть и горе. Тогда ради чего люди воюют? Не только потому, что так велит государство, но и потому, что в такие опасные для государства, семьи минуты человек понимает необходимость того, что необходимо отстоять свободу независимость, с которой приходит и надежда на счастье и жизнь.

Русско – японская война стала последней войной, в которой человек играл очень большую роль. Поведение и подвиги солдат и офицеров порой были определяющими, ведущими факторами в войне. Но развитие науки и техники, которые в свою очередь вели к увеличению роли оружия и военной техники, делали войну более несправедливой в отношении человека. Доблесть и храбрость постепенно уступали мощи оружия, но даже во Второй Мировой войне часто техника подводила, а человек никогда.

 

4. Список литературы:

 

1. «История Отечества: люди, идеи, решения». Очерки истории России.

Мироненко С.В. Политиздат. 1991 г.

2. Н.И. Михайлов. «Сибирь. Физика» - географический очерк.

Госиздательство. Москва 1956 г.

3. БСЭ том № 37 Государственное издательство. 1955 г.

4. Новиков Н.В. «Боевая летопись русского флота». Москва 1948 г.

5. Пикуль В.С. том №7. «Крейсера».

6. БСЭ том № 47 Государственное издательство. 1957 г.

7. «Люди русской науки». Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Том №2 ОГИЗ. 1948 г.

8. С. Переверзев, Из серии «История России», «Российский флот». М. 2002 г.

9. А. Н. Сахаров, «История с начала xix века до начала xxi века». Москва АСТ Астрель Ермак, 2005 г.

10. Материалы Интернета 315С4355.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.