Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексики русского языка




Социально-функциональная характеристика

Паронимия

Часть II

Часть I

Синонимия и антонимия

 

Семинар по книге А.А.Брагиной "Синонимы в литературном языке" (М.: Наука, 1986).

 

З а д а н и я:

 

1. Составить план книги (он не должен соответствовать оглавлению, а должен отразить заинтересовавшие вас проблемы синонимии).

2. Законспектировать книгу в соответствии с вашим планом (обязательно подкреплять теорию примерами).

3. Составить свое представление о некоторых спорных вопросах по проблемам синонимии.

 

 

В о п р о с ы:

 

1. Синонимия и антонимия как наиболее типичные проявления системных отношений в лексике.

2. Строение синонимического и антонимического рядов (общее, различное).

3. Узуальные (системные, общеязыковые) и контекстуальные синонимы и антонимы.

4. Типология синонимов и антонимов.

5. Пути образования синонимов и антонимов.

6. Связь синонимии и антонимии с другими лексическими явлениями (полисемия, гипонимия, энантиосемия и др.).

7. Словари синонимов и антонимов.

 

 

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

 

1. Учебники Э.В. Кузнецовой, Д.Н. Шмелева, М.И. Фоминой (см.с.7).

2. Словари синонимов и антонимов (вступительные статьи).

3. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М.: Наука, 1986.

4. Новиков Л.А. Синонимы русского языка. М., 1982. с. 222-241.

5. Он же. Антонимия в русском языке. М., 1973. с. 158-181.

6. Соколов О.М. Энантиосемия в кругу смежных явлений. // ФН. 1980. №6.


З а д а н и я:

 

1. Построение синонимических рядов из предложенной группы слов, выявление доминанты, рассмотрение возможностей превращения в антонимы крайних компонентов синонимического ряда.

2. Работа с текстами по выявлению узуальных и контекстуальных синонимов и антонимов, выяснение роли тех и других в художественных текстах.

 

 

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

 

1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.,1994.

2. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. М., 1981.

3. Головина Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. Киров, 1997.

4. Колесников Н.П. Словарь паронимов. Тбилиси, 1971.

 

З а д а н и я:

 

1. Составить краткий конспект книги О.В. Вишняковой "Паронимы современного языка". Обратить внимание на отличие паронимии от других лексических явлений. Разграничить паронимию и парономазию.

2. Познакомиться со вступительной статьей к "Словарю паронимов" Н.П.Колесникова. Сделать выводы о том, совпадают ли точки зрения на паронимы у О.В. Вишняковой и Н.П. Колесникова.

3. Привести примеры речевой паронимии и парономазии по собственным наблюдениям.

 

В о п р о с ы:

 

1. Понятие противопоставления "общеупотребительная лексика – лексика, ограниченная в своем употреблении".

2. Термины и профессионализмы. Терминологические словари.

3. Жаргонная и арготическая лексика.

4. Диалектная лексика. Типы диалектизмов. Диалектные словари.

5. Взаимодействие лексических пластов.

 

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

 

1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975. С.53-68.

2. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

3. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969. С.168-181.

4. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.

5. Современные проблемы русской терминологии. М., 1986.

6. Туманян Э.Г. Язык как система социолингвистических систем. М., 1985. С.152-160.

7. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1977. С. 210-230.

8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С.151-180.

9. Язык и личность. М., 1989.

 

 

З а д а н и я:

 

1. Работа с научными текстами: показать на примерах лексические пласты, обслуживающие «язык науки».

2. Дать лексическую характеристику текстам (см. приложение 1), выявив в них лексику, ограниченную в своем употреблении.

3. Выразить профессиональное отношение к лексике, нарушающей литературные нормы (профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.