Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 11. Лексикология 1 страница




Abstract

ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

в названии не более 5-7 слов

Иванов Иван Иванович (Москва, Россия) − доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы акмеологического развития личности будущего психолога. В данной работе…

Ключевые слова: будущий психолог, личность, акмеологическое развитие.

всего до 500 знаков с пробелами, включая не более 3-5 ключевых слов

 

В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3] в сфере… Далее следует текст статьи, отражающий последовательно актуальность и состояние рассматриваемой проблемы, методику и выборку (если статья с эмпирическими данными), описание основных результатов, краткие выводы, благодарности.

Литература

[1]. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. 2-издание. − М.: Изд-во: РАГС, 2007.

[2]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. №3. 2011. С. 5−12.

[3]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. М.: МПСИ – Воронеж: Модэк, 2010.

Просим авторов по возможности дать в списке литературы ссылки на 1-2 статьи из специальных выпусков журнала «Акмеология» 2013-14 гг. (архивы см. по ссылке http://akmeology.ru/specialnye-elektronnye-vypuski/)

Ivanov Ivan Ivanovich (Moscow, Russia) − D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected].

The article is devoted to analysis of the results of an empirical study of acmeological development of the personality of the future psychologist. In this work…

Key words: future psychologist, personality, acmeological development.

 

Задание 1

Объясните значение следующих слов с использованием толкового словаря или словаря иностранных слов.

Толерантность   темперамент  
апатичность   щепетильность  
инертность   эгоцентризм  
эпатаж   экстраверт  
надменность   интроверт  
безропотность   взыскательность  
халатность   жеманство  
харизматичность   аморальность  
раболепство   перфекционизм  
амикошонство   фарисейство  

 

Задание 2

Выполните тестовые задания

А1 Значение какого слова определено неверно?
  1) Легитимный – законный, находящийся в соответствии с действующим законодательством 2) Лояльный – лежащий в пределах законности или благожелательно-нейтрального отношения к чему-либо 3) Одиозный – величественный, внушающий чувство благоговения 4) Меркантильный – излишне расчетливый, преследующий личную выгоду
А2 Значение какого слова определено неверно?
  1) Ноктюрн– небольшая лирическая музыкальная пьеса 2) Рандеву – место встречи судов в море 3) Речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении 4)Травести –праздный, изнеженный роскошью человек
А3 Значение «неисчислимое множество» имеет слово:
  1)попурри 2)мириады 3) буриме 4) атташе
А4 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) К счастью, рост числа суицидальных попыток в среде молодежи замедлился. 2) Его начальник – настоящий помпадур. 3) Официант принес сэндвичи, лазанью и горячий полонез. 4) Специалист по медиевистике выступил с докладом о философских взглядах Фомы Аквинского.

 

А5 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) На стене висели эстампы и тартинки, что придавало помещению современный вид. 2) Совершая променад, они беседовали о местных достопримечательностях. 3) Он по профессии тинейджер, возит грузы в разные регионы нашей страны. 4) По данным социологического опроса лишь 20 % респондентов в качестве жизненной цели назвали здоровый образ жизни.

 

А6 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) В комнате психологической разгрузки студентов обучают приемам релаксации. 2) Калининградская область – субъект Российской Федерации, являющийся конклавом. 3) В ходе обсуждения нового законопроекта депутаты пришли к выводу о необходимости проведения плебисцита. 4) Юная балерина осваивает технику танца в паре с болеро.

 

А7 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) В конце пособия по английской разговорной речи помещен глоссарий. 2) В обязанности фельдъегеря входит уход и надзор за вверенными ему лесными угодьями. 3) Вопрос о некорректных предвыборных технологиях еще долго муссировался в прессе. 4) Некоторые политики любят эпатировать публику как своим внешним видом, так и не политкорректными поступками.

 

А8 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) Все таблоиды мира освещали конкурс «Мисс Вселенная». 2) Мадам читала модный журфикс и время от времени манерно поднимала голову и запрокидывала ее чуть назад. 3) Отец купил мячики и ракетки для пейнтбола. 4) В ходе импичмента президент принес присягу на верность службе, Родине и народу.

 

А9 Значение какого слова определено неверно?
  1) Компиляция – соединение результатов чужих исследований, мыслей без самостоятельной обработки источников 2) Бонны– кредитные документы или деньги 3) Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие мнений, существующего порядка вещей 4) Аутодафе– публичное сожжение еретиков по приговору инквизиции
А10 Значение какого слова определено неверно?
  1) Майолика –один из Карибских островов 2) Корифей –выдающийся на каком-либо поприще деятель 3) Альманах – непериодический литературный сборник произведений разных авторов 4) Валторна –духовой музыкальный инструмент в виде изогнутой трубы с широким раструбом
А11 Значение «изъятие имущества в пользу государства» имеет слово:
  1) эмансипация 2) приватизация 3) конфискация 4) инкарнация
А12 Слово употреблено в несвойственном ему значении:
  1) Для лучшего подъема теста нужно добавить в него квинтэссенцию. 2) Инаугурация президента намечена на пятнадцатое декабря. 3) Он выражался на странном идиолекте – смеси нижегородского с какими-то зауральскими говорами 4) Специфику когнитивного развития детей изучает возрастная психология.

Задание 3

Словосочетание соответствует слову:

В1. комическое подражание – п… составление и истолкование гербов – г… диск на кухонной плите – к… фирменный товарный знак – л… наиболее существенное, важное – к…
В2. краткое изложение содержания книги – а… карликовое дерево в горшке – б… литературное воровство – п… внутреннее расположение к кому-либо – с… сожжение по приговору инквизиции – а…
В3. кровоизлияние в какой-нибудь орган – а… благовоспитанный человек – к… вдыхание с лечебной целью – и… общепринятый образец для воспроизведения – э… полусон, вызываемый внушением – г…
В4. торговец старинными книгами – б… совокупность языковых особенностей человека – и… изъятие имущества в пользу государства – к… предписание врача о составе лекарств – р… мелкие параллельные складки – п…

Задание 4

Найдите среди приведенных ниже слов многозначные. Составьте с ними словосочетания или предложения, использовав их в разных значениях.

Пейзаж, ординарец, ориентир, нокдаун, министр, коттедж, аудитория, критика, консилиум, канонада, клиника, калибр, диафрагма, девальвация, марионетка, композиция, вестибюль, шаблон, пирамида.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Пользуясь словами для справок, вставьте в предложенные пословицы и поговорки подходящие по смыслу слова.

Битая ___________ два века живет; ближняя ___________ лучше дальнего сенца; на мужике ___________ сер, да ум у него не черт съел; быть бычку на ___________; ___________ приходит во время еды; баба с возу – ___________ легче; было бы ___________, а свиньи будут; без ___________ и дом сирота; в одном ___________ смеркается, а в другом заря занимается; близок ___________, да не укусишь; в чужой ___________ со своим уставом не ходят; горбатого ___________ исправит; два ___________ в одной ___________ не живут; дела идут, ___________ пишет, на чужой ___________ рот не разевай; на чужой роток не набросишь ___________; залетела ворона в высокие ___________; что ни ___________, то и запинка; нашему ___________ ни в чем нет ___________; беды ___________ ходят; пущен ___________ на воду – отдан богу на руки; боится его, как черт ___________; резвого ___________ и волк не берет; хватил шилом ___________; голова без ума, что ___________ без свечи; я за ___________ – меня по плечам, я за ___________ – меня за висок; не в ___________, так в ___________.

 

Слова для справок: кочан, медведь, болван, корыто, соломка, кафтан, карман, патока, фонарь, каравай, вилок, генерал, платок, локоть, посуда, аппетит, веревочка, кобыла, берлога, контора, капрал, хозяин, корабль, монастырь, вереница, жеребец, ладан, могила, хоромы, талан, порог.

Задание 6

Прочитайте словосочетания. К каким из использованных слов можно подобрать омонимы? Составьте словосочетания, используя слова-омонимы. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Рекламный проспект; кресло в стиле помпадур; сидеть в аудитории; угольный бассейн; ламповый патрон; платье с воланом; купить в пассаже; наградить орденом; программа телепередач; мотив судьбы в творчестве поэта; удаление миндалин; график в виде гиперболы; ассоциация производителей; помещение камерного типа; верхняя палата парламента; брать песок из карьера; амортизация оборудования; электромагнитная индукция; удобный диван.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Составьте словосочетания со словами-паронимами (слова употребляйте в нужной форме).

1. эффектный А. наряд 3. декоративный А. плитка
Б. прибор Б. способности
2. эффективный А. урок 4. декораторский А. орнамент
Б. жест Б. мастерская

 

5. демонстранты А.безоружные 7. экономный А. порошок
Б. пунктуальные Б. хозяйка
6. демонстраторы А. мирные 8. экономичный А. проект
Б. опытные Б. в словах

 

9. драматический А. судьба 11. командированный А. в город
Б. театр Б. документ
10. драматичный А. эпизод 12. командировочный А. удостоверение
Б. кружок Б. сотрудник

 

13. декоративный А. прием 15. гарантийный А. отпуск
Б. плитка Б.талон
14. декораторский А. мастерская 16. гарантированный А. ремонт
Б. оформление Б. успех

Задание 8

Разгадайте кроссворд.

               
                 
             
         
                 
                 
                 
                                 
                             
                           
                         
                                             
                           
                 
                                   
                             
                       
                     
                 
             
         
                 
                 
                                                     

По горизонтали: 1. Сближение с кораблем противника в ходе морского сражения для рукопашного боя. 2. Вводная часть международного договора, закона. 3. Человек, разбогатевший на спекуляциях. 4. Воспитательница из иностранок при маленьких детях в состоятельных семьях в России (XI-н.XX вв.). 5. Музыкальный инструмент. 6. Обыденность, тривиальность. 7. Самый напряженный момент в развитии действия литературного произведения. 8. Нанесение особой краской рисунка на тело. 9. Декоративное растение (цветок) семейства сложноцветных. 10. Ангина. 11. Искусственно ограненный алмаз. 12. Особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или ином отношении.

По вертикали: 1.В Древнем Риме союз трех политических деятелей. 2. Животное. 3. Декоративная планка для рамок и карнизов. 4. Женщина, исполняющая обязанность привратника. 5. Помощник профессора, врача при проведении операции, научного опыта. 6. Автор небольших повестей, рассказов. 7. Средневековый следственный и карательный орган католической церкви. 8. Лицо, пользующееся телефонной связью или иными услугами (книгами, местом в концертном зале). 9. Работник ресторана, кафе. 10. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 11. Благовонное вещество. 12. Площадка со специальным покрытием для проведения соревнований по некоторым видам борьбы.

Задание 9

Укажите различия в значении следующих синонимов.

Мемуары – воспоминания, реставрация – восстановление, копия – снимок, афиша – объявление, лакей – слуга, игнорировать – пренебрегать, орфография – правописание, позитивный – положительный, эмоции – чувства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Спишите слова парами.

В1. ипохондрик лицедей антисемит антропофаг инвалид масон синоптик парикмахер исполин паломник офтальмолог окулист калека юдофоб меланхолик фармазон метеоролог пилигрим каннибал колосс куафер комедиант

 

В2. изумруд аромат бриллиант амулет яхонт мираж этикетка диван кошелек вензель книксен монограмма талисман сапфир реверанс канапе смарагд диамант фимиам марево ярлык портмоне

 

В3. вариация дилемма импровизация конвульсия элоквенция манифестация дисгармония вакации аплодисменты пассивность бигуди демонстрация альтернатива судорога модификация диссонанс каникулы овации экспромт инертность папильотки риторика

 

В4. обитель ангел интрига претензия привилегия экипаж периферия картавость арена шпагат катаклизм каверза монастырь прерогатива притязание команда провинция херувим манеж бечёвка катастрофа грассирование

 

В5. банальный эффективный жеманный панибратский эмоциональный экзальтированный эгоистический эвентуальный некондиционный карикатурный карательный тривиальный фамильярный результативный репрессивный некачественный восторженный манерный вероятный гротесковый экспансивный эгоцентрический

 

Задание 11

Составьте пары слов, находящихся в антонимических отношениях. Уточните их значения.

Анализ – _____________; революционный – _____________; ординарный – _____________; демократический – _____________; мобилизовать – _____________; фашист – _____________; симпатия – _____________; гипербола – _____________; блондин – _____________; архаизм – _____________; гигантский – _____________; колосс – _____________; гигант – _____________; вертикаль – _____________; прогрессивный – _____________; интенсивный – _____________; коллективный – _____________; абстрактный – _____________; легально – _____________; непрезентабельный – _____________;   превалирование – _____________; конфронтация – _____________; дефицит – _____________; витиеватый – _____________; реальный – _____________; адресат – _____________; профессионал – _____________; тезис – _____________; аскет – _____________; брошюра – _____________; гипертония – _____________; тахикардия – _____________; ориентировать – _____________; интроверт – _____________; квалификация – _____________; пацифизм – _____________; пролог – _____________; национализация – _____________; систематический – _____________; официальный – _____________;.

Задание 12

Подберите к данным словам антонимы.

Незаконный – л… зависимый – с… нетерпимый (к другим) – т… подготовленная (речь) – с… относительный – а… нравственный – а… норма – а… антирелигиозный – к… семитизм – ю… убыток (в средствах) – б… учтиво – з… отличающийся – и… благозвучие (в музыке) – к… разобщенность (в обществе) – к… непримиримость – к… распространенный (в пространстве) – л… многословный – л… приятный – о… мирской – с… бесстрастный – с… неустойчивый – с… крах – т… практический – т… упорядоченный – х… неуверенный (тон) – б… дикий (зверь) – д… устаревший – и… деятельный – а …

 

Задание 13

Определите, в каких случаях указанные слова могут выступать как лексические омонимы, омоформы, омографы и омофоны.

Видение, запах, три, хаос, хлопок, безобразный, лавровый, запахнуть, топить, код, тем, верхом, засыпать, промокнуть, строить, кругом, стекло, блок, кран, такса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 14

Многозначность (М) или омонимию (О) представляют следующие пары слов? Какие признаки позволяют отличить указанные явления?

а) Лисичка «животное» – лисичка «гриб» (…), мир «отсутствие войны» – мир «вселенная» (…), вид «зрительный образ» – вид «грамматическая категория» (…), язык «орган» – язык «средство общения» (…), лопух «растение» – лопух «простак» (простор.) (…), отпуск «отдых» – отпуск «выдача» (…), бой «сражение» – бой «звучание» (колоколов) (…), огонь «пламя» – огонь «свет лампы» – огонь «стрельба» (…);

б) настоять «добиться исполнения» – настоять «приготовить настойку» (…), коса «вид прически» – коса «сельскохозяйственное орудие» (…), лук «оружие» – лук «растение» (…), класс «социальная группа» – класс «комната для занятий» (…), брак «супружество» – брак «изделие с дефектом» (…), мех «волосяной покров, шерсть» – мех «приспособление для нагнетания воздуха» (…), лад «согласие, мир» – лад «сочетание звуков» (…).

 

Задание 15

Найдите слова, употребленные в переносном значении, и определите тип переноса.

1. На небе светил серебряный полумесяц, было много звезд. (Ч.) _________________________

2. Сибирь начала дышать в нашу сторону, и субтропики южного приморья начали одеваться в сибирский наряд. (Пр.) _________________________

3. По теневой стороне двигался человеческий муравейник – светлые платья, светлые шляпы, голые руки, персиковые щеки, влажные глаза, веселый говор встречи, деловая суета и созерцательное безделье. (А.Т.) _________________________

4. Гитары, скрипка и саксофон, прежде чем начать играть, выпивают по стакану пива. Протирая круглые очки, саксофон делится со скрипкой городскими новостями. (Ибн.)

_________________________

5. Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале. (П.) _________________________

6. Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. (П.) _________________________

7. Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою. (П.) _________________________

8. Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал. (П.) _________________________

9. Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь. (Исак.) _________________________

10. … И Пушкин падает в голубоватый

Колючий снег. Он знает – здесь конец…

Недаром в кровь его влетел крылатый,

Безжалостный и жалящий свинец. (Багр.) _________________________

11. Апрель ударил голубым крылом

О городскую черствую дорогу.

И вот со звоном выкатился лом

Из шумной двери солнцу на подмогу. (Исак.) _________________________

13. Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес,

Черно-бурою лисицею

Под горой улегся лес. (Кедр.) _________________________

14. Я три тарелки съел!

- И полно, что за счеты! (Кр.) _________________________

15. И повторяю всюду и везде:

Не в соли соль. Гвоздь тоже не в гвозде. (Матв.) _________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.