Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Районный суд




Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Они рассматривают в качестве суда первой инстанции практически все гражд.дела и большинство уголов.дел. К подсудности этих судов относятся все гражд.дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны и все уголов.дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и воен.судам. В настоящее время районный (городской) суд является судом только первой инстанции. Помимо уголовных и гражд.дел районный (городской) суд рассматривает дела об админ-ных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.). Районные (городские) суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия. В соответствии со ст. 23, 24 Конституции РФ район.суд (судья) выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции органами предвар.расследования, прослушивании телефонных переговоров органами осущ-ющими ОРД. Район.суды образуются в каждом районе, городские - в городах. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). Решение об образовании район.суда принимается местной администрацией по представлению Минюста РФ или по согласованию с ним. Проводящаяся в РФ правовая реформа предусматривает принятие закона о мир.судьях, который изменит компетенцию районного (городского) суда. Часть уголовных, граж-ких и админ-ных дел, подсудных ныне районному (городскому) суду, предполагается передать на рассмотрение мир.судьям. А районные (городские) суды станут вышестоящей инстанцией, проверяющей решения и приговоры мир.судьи. Район.суд состоит из судей и народ.заседателей. В зависимости от количества уголовных, админ-ных дел определяется число судей и народ.заседателей. При небольшом объеме работы в район.суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народных заседателей. Все судьи и народ.заседатели независимы, подчиняются только закону. Народ.заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи. Админ-ные дела, часть уголовных и гражд.дел, жалобы на незаконное и необоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражд.дел рассматривается составом суда, куда входят один судья и два народных заседателя. Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество. В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего он распределяет обязанности между судьями. При этом учитывается стаж, подготовка, собственные склонности. Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголов.дел, другой - гражданских, третий – админ-ных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Эти два признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рассматривает, например, уголов.дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по категориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально - конкретным судьям. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагается также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан. Он же организует изучение и обобщение судеб.практики, подготавливает статистическую отчетность о работе суда. Результаты обобщения м/б направлены в вышестоящий суд, местные исполнительные органы, другие правоохр-ные органы. Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, суд.исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, суд.заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консультантов и суд.исполнителей, которые назначаются по его представлению. Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражд.делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение суд.дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Секретари суд.заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола суд.заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари суд.заседаний обеспечивают и проверяют перед началом суд.заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших. В район.суде организуется справочная работа по законодательству и суд.практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Прав-тва РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению суд.практики и анализу суд.статистики. При районных (городских) судах состоят суд.приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: минюстами республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от 1 до 10- 12 человек и зависит от объема выполняемой работы. Суд.пристав является должностным лицом, осущ-ющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражд.делам, а также приговоров по уголов.делам и постановлений по админис.делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотренных законом случаях суд.приставы исполняют решения арбитраж.судов, некоторых исполн.органов. Деят-сть суд.пристава регламентируется Законами РФ "О суд.приставах" и "Об исполн.производстве" и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом суд.пристав действует на основании суд.решения, выданного ему судьей. Требования суд.пристава по исполнению суд.решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления суд.приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших суд.приставу сопротивление. Суд.пристав вправе применять принудительные меры для исполнения суд.решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.

36. Соотношение понятий “орган дознания”, “начальник органа дознания” и “лицо, производящее дознание”.

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процес.права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания. По общему правилу под понятием «ОВД», «орган ФСБ», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деят-сть «служащего — частица деят-сти органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осущ-ять возложенные на орган дознания функции. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида УПД обладают процесс.правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процесс.статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника ОВД. Сотрудниками ОВД РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД РФ, которым в установленном Положением о службе в ОВД РФ порядке присвоены спец.звания рядового и начальствующего состава ОВД (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в ОВД РФ и текста присяги сотрудника ОВД РФ) Сотрудником ОВД является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п. 5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголов.дела, производить дознание и осущ-ять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно- процесс.обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания. Начальник органа дознания возложил на него уголовно- процесс. полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей). В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником учреждения своим подчиненным процесс.полномочий имеет большую историю и развит в воен.частях (соединениях, военных учреждениях). Еще в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении о полковых судах начальники гарнизона и коменданты воинских частей поручали производство дознания подчиненным им военнослужащим (п. 29 данного Положения). Названный правовой институт м/б распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан мор.судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осущ-ение УПД. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деят-сть, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процес. полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процесс.функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процесс.положения. Налицо два вида отношений: 1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осущ-ение функций этого учреждения; 2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа гос-ной власти (в должностные обязанности которых не включено осущ-ение функций учреждения, перечисленного в ст. 40УПК). Таким образом, существует 2 вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым прав.статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголов.процесса заключаются в следующем. Дознаватель — сотрудник, обязанный осущ-ять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процесс.прав, (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг следственных и иных действий. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процес.полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процесс.постановлений. В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением УПЗ, которое затем может иметь следствием признание полученных в последствии доказательств недопустимыми. Подобным образом отличается и правовое положение различных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, которому права органа дознания делегированы, строго определен распоряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъявления своего руководителя наделен уголовно-процес.правоспособностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.