Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус судей. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и




В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья - полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и законам страны.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса в зависимости от занимаемой должности и стажа работы не означает изменения его статуса относительно других судей.

Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов РФ, о чем шла речь в соответствующих главах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, военных судов, атак-же судов субъектов РФ.

Принцип единства статуса судей включает, как отмечалось ранее, единый подход к отбору кандидатов и порядку назначения их на судейские должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья:

• обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы;

• при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

• не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать

• работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

• Решен вопрос и о занятиях судьи, пребывающего в отставке. Он вправе работать в органах государственной власти и органах- местного самоуправления, в соответствующих учреждениях, профсоюзных и иных общественных организациях, быть помощником депутата. Судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. На период работы судьи, пребывающего в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом.

• Особенности правового положения судьи, его статус обеспечиваются государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановлениям прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества, о которой будет сказано в гл. 8.3.

Процедура осуществлена правосудш1,щ)едусматре}1наязаконом, - одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства (Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ), других федеральных законодательных актах детально излагаются правила осуществления судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля^ Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

• В соответствии с законом судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения его полномочий. Судья федерального суда, за исключением судей высших (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного) Судов РФ в первый раз назначаются на должность сроком

• на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока исполнения до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.

• В соответствии со ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, и их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

• Приостановление полномочий судьи производится решением квалификационной коллегии при наличии одного из следующих оснований:

S признание судьи безвестно отсутствующим решением суда,

• вступившим в законную силу;

s возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

S участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

S избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

• Судья, полномочия которого приостановлены в связи с привлечением к уголовной ответственности, участием судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано э Верховный Суд РФ в тот же срок. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим, - его семье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

• Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

• Уход судьи в отставку и в связи с этим прекращение его полномочий наступает в случаях подачи заявления об отставке; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.

• Удаление судьи в отставку возможно из-за неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи или в случае вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным.

• К иным причинам прекращения полномочий судьи относятся прекращение гражданства Российской Федерации; отказ судьи от перевода в другой суд; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

• Полномочия судьи прекращаются также в случае совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, атакже при вступлении в законную силу судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

• Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Дальнейшее обжалование возможно путем обращения в Верховный Суд РФ.

Неприкосновенность судей - важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

• Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

• Уместно отметить, что судебная неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством зашиты публичных интересов и прежде всего интересов правосудия. Именно это обстоятельство было отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. Na 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

• в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметтина и А.В. Барбата». Суд подчеркнул, что действующее законодательство не может быть истолковано как исключающее социальный контроль за работой судьи, а отказ квалификационной коллегии дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию или по заявлению гражданина в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

• Дополнение, внесенное в Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации», ввело четкие гарантии обеспечения интересов правосудия при решении вопросов о привлечении судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

• Дисциплинарная ответственность судей применяется за совершение проступка, связанного с нарушением норм федерального закона о статусе судей и положений кодекса судейской этики. Дисциплинарные взыскания - предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи - принимаются квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи.

• Административная ответственность возможна только по представлению Генерального прокурора РФ и по решению коллегии из трех судей вышестоящего суда. Принятое решение может быть обжаловано судьей в порядке, установленном федеральным законом.

• Уголовная ответственность осуществляется с соблюдением следующей процедуры. Вопрос о возбуждении в отношении судьи уголовного дела решается Генеральным прокурором РФ с согласия коллегии из трех судей вышестоящего суда и соответствующей квалификационной коллегии. В процедуре решения вопроса об аресте судьи также предусмотрено как участие коллегии из трех судей, так и квалификационной коллегии.

• Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Материальное и социальное обеспечение судей - важная составляющая их независимости. За последние годы увеличен размер оплаты труда судей и усовершенствована ее структура. Размер должностного оклада устанавливается в процентном отношении соответственно к должностным окладам Председателей Верховного

Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, для судьи районного суда общей юрисдикции он составляет 67% оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Кроме должностного оклада производятся иные выплаты: 50% за особые условия труда; доплаты за выслугу лет; за квалификационный класс; за ученую степень или ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и некоторые другие.

Социальное обеспечение судей включает ежемесячное пожизненное содержание судей, достигших пенсионного возраста, размер которого зависит от стажа работы и устанавливается в пределах до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность. Судье предоставляется ежегодный дополнительный отпуск от пяти до 15 дней в зависимости от стажа работы и некоторые другие гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Медицинское обслуживание судей и членов их семей включает обеспечение лекарственными средствами, которые предоставляются за счет федерального бюджета. Гарантии государственного страхования жизни, здоровья и имущества судьи обеспечивают возмеще- ' ние ущерба в случае смерти, причинения телесных повреждений, ущерба имуществу судьи.

Пмударственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена система мер защиты жизни, здоровья, имущества судей и присяжных заседателей федеральных судов, а также мировых судей. Государственная защита судей конституционных и уставных судов субъектов РФ может устанавливаться законодательством субъектов РФ.

. Помимо мер правовой и социальной защиты, о которых шла речь ранее, установлена система мер обеспечения безопасности судей. К ним относятся:

^ личная охрана, охрана жилища и имущества;

S выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;. S временное помешение в безопасное место;

s обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

S перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

S переселение на другое место жительства;

•/ замена документов, изменение внешности.

Судья и его близкие имеют право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности и взаимодействовать с охранными службами, в том числе выполнять их законные требования, незамедлительно информировать о каждом случаеуугроз и не разглашать сведения о принятых мерах обеспечения безопасности.

Меры безопасности в отношении федеральных и мировых судей и их близких обеспечиваются органами внутренних дел, а в отношении военных судей - командованием соответствующих военных частей. В связи с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в его полномочия входит принятие во взаимодействии с Правоохранительными органами мер по обеспечению безопасности судей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.