Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

X. Методические рекомендации преподавателю




Содержание и формы промежуточной аттестации

Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

Критерии оценки сформированности компетенций

Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;

· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.

Код компетенции Уровень сформированности компетенции Содержательное описание уровня Критерии оценки
знает умеет владеет
  Пороговый   + +  
Повышенный   + + +

(См.: вопросы для самоподготовки к темам)

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

9.3.1. Формы аттестации по дисциплине:

· экзамен, бально -рейтинговая оценка, защита исследовательской работы;

· перечень вопросов для подготовки к экзамену (зачету) при проведении аттестации по билетам:

1. Правоохранительная деятельность: понятие, содержание.

2. Правовые основы деятельности правоохранительных органов.

3. Предмет, система и методы учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

4. Основные признаки и основные направления правоохранительной деятельности?

5. Виды государственной защиты граждан и мер безопасности общества.

6. Источники и место учебной дисциплины «Правоохранительные органы» среди других отраслей права.

7. Правосудие: понятие и отличительные черты от других функций правоохранительной деятельности?

8. Каково соотношение правосудия и судебной власти?

9. Законность и основные правила ее обеспечения.

10. Компетентность и беспристрастность суда.

11. Презумпция невиновности: понятие и содержание.

12. Язык судопроизводства.

13. Состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве.

14. Признаки суда, его символы и атрибуты.

15. Конституционное судопроизводство: понятие и содержание.

16. Арбитражное судопроизводство: понятие и содержание.

17. Виды и компетентность судебных инстанций в судах.

18. Судебный надзор и контроль: их виды и формы.

19. Мировой суд – как первый уровень общих судов: его компетенция.

20. Требования, предъявляемые к кандидату на пост мирового судьи и порядок назначения (выбора) мирового судьи.

21. Состав и порядок формирования районных судов: их структура и компетентность.

22. Апелляционное производство: содержание и порядок его разбирательства.

23. Суды третьего уровня: структура, состав и полномочия.

24. Особенности рассмотрения дел судом присяжных?

25. Аппарат суда третьего уровня: структура и полномочия.

26. Военные суды: система, юрисдикция и компетентность.

27. Аппарат и его полномочия Военной коллегии Верховного Суда РФ.

28. Верховный Суд Российской Федерации: структура, место и значение.

29. Порядок формирования и состав Верховного суда РФ.

30. Состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ.

31. Значение решений Пленума Верховного суда РФ в правоохранительной деятельности?

32. Аппарат Верховного суда РФ: структура и полномочия его подразделений.

33. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: структура и полномочия.

34. Органы судейского сообщества: виды и полномочия.

35. Система и компетенция арбитражных судов России.

36. Структура Высшего арбитражного Суда РФ.

37. Порядок формирования Конституционного Суда РФ.

38. Требования, предъявляемые к кандидату в судьи Конституционного Суда РФ и правовой статус судьи Конституционного Суда РФ?

39. Компетенция пленарного заседания Конституционного Суда РФ.

40. Решения Конституционного Суда РФ: виды и требования к их форме и содержанию.

41. Компетенция руководителей Конституционного Суда РФ.

42. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ.

43. Конституционный (уставной) суд и его компетенция.

44. Основные задачи и полномочия Министерства Юстиции РФ.

45. Структура и правовой статус Министерства юстиции РФ.

46. Полномочия начальника управления (отдела) юстиции в субъектах Федерации.

47. Служба судебных приставов: система и полномочия.

48. Требования к кандидату на должность нотариуса.

49. Нотариат: система, виды и полномочия.

50. Органы управления нотариата и их полномочия.

51. Адвокатура: система, полномочия.

52. Адвокат: требования к кандидату, порядок вступления в палату адвокатов.

53. Правовой статус адвоката.

54. Органы управления адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

55. Адвокатские учреждения: виды и полномочия.

56. Виды юридической помощи, осуществляемой адвокатами.

57. Прокурорский надзор: понятие, виды и содержание.

58. Прокуратура: система, структура и компетенция.

59. Функции и правовой статус Генерального прокурора РФ.

60. Система военных прокуратур и их структура.

61. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора.

62. Понятие полномочий органов предварительного следствия.

63. Виды органов дознания и основные их полномочия.

64. Каковы полномочия и правовой статус, процессуальная самостоятельность следователя и начальника следственного отдела?

65. Понятие, система, структура и правовые основы деятельности и задачи ФСИН.

66. Территориальные органы управления ГУ ФСИН субъекта федерации: структура и функции.

67. Учреждения и подразделения ФСИН, исполняющие уголовные наказания: их структура и функции.

68. Счетная палата РФ и ее основные задачи, структура и полномочия.

69. Федеральная служба охраны.

70. Федеральное агентство правительственной связи и информации.

71. Федеральная служба безопасности: структура и полномочия.

72. Государственный таможенный комитет.

73. Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов РФ.

74. Детективные и охранные предприятия: виды и полномочия.

75.Виды общественных формирований, участвующих в правоохранительной деятельности.

76. Роль присяжных заседателей и их правовой статус.

77. Арбитражные заседатели: порядок отбора и их правовой статус.

78. Формы и методы взаимодействия правоохранительных органов по реализации своих полномочий.

79. Следственный комитет России.

80. Актуальные проблемы правовой реформы в России.

 

9.3.2. Толкование и обеспечение промежуточной аттестации:

· маркеры и критерии оценки при проведении аттестации в балльно-рейтинговой форме: знание нормативной базы и проблем реформирования, научных работ, умение применить знания на практике.

· критерии оценивания курсовой работы (исследовательского проекта) при проведении аттестации в форме защиты – изложение всех требований методических рекомендаций.

 

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

XI. Глоссарий по курсу дисциплины (по усмотрению кафедры)

Адвокатура - это самоуправляемая общественная организация, образованная на демократических началах в соответствии с законом для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокат - юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством: консультаций, защиты обвиняемого и др.

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатское бюро – низшая структура адвокатуры, созданная двумя и более адвокатами на основе партнерского договора.

Адвокатский кабинет – низшая структура адвокатуры и создается тогда, когда адвокат принимает решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Адвокатская палата - структура адвокатуры, которая объединяет в регионе (субъекте федерации) адвокатов и их образований. Созданная в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта России, организации юридической помощи, оказываемой бесплатно гражданам РФ, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдения адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Аппарат (суда, ведомства и др.) - совокупность подструктурных подразделений органа, обеспечивающих деятельность основных сфер деятельности и имеет сложную структуру в зависимости от вида органа объема работы и др.

Арбитраж - включает в свое понятие систему арбитражных судов и иных арбитражных органов: третейские суды, третейские патентные суды, Международный коммерческий арбитражный суд. Морская арбитражная комиссия при торговой палате, которые призваны решать споры, вытекающие из административных, гражданских и иных правоотношений.

Арбитражный суд - входит в систему федеральных судов, сама система арбитражных судов представляет собой трехзвенную систему: Высший Арбитражный Суд, Окружной Арбитражный Суд (10) и Арбитражный суд субъекта России.

Арбитражные заседатели - в порядке эксперимента в 29 Арбитражных Судах субъектов Российской Федерации допущены представители народа к арбитражному судопроизводству, ими могут быть граждане России, достигшие 25 летнего возраста и имеющие опыт работы в сфере экономики и предпринимательской деятельности.

Архивариус - хранитель судебных, архивных документов.

Банкротство - признание предприятия не дееспособным, является прерогативой рассмотрения арбитражного суда.

Ветви судебной власти - 1. Конституционные (уставные) суды; 2. Суды общей юрисдикции; 3. Арбитражные суды.

Виды судопроизводства: конституционный контроль, гражданское, уголовное, арбитражное, административное.

Военная коллегия Верховного Суда РФ - суд третьего звена военных судов, это суд, в компетенции которого входит рассмотрение уголовных и гражданских дел в отношении военнослужащих, имеющих воинское звание генерал и выше либо занимающих должность от командира соединения и выше и им равные.

Военные суды - составная часть судов общей юрисдикции призваны решать все дела, касающихся военнослужащих и приравненных к ним лиц. Имея общие черты с судами общей юрисдикции, военные суды имеют и различия: 1) отсутствует право конституционного контроля и разъяснения законодательства, 2)не в полном объеме реализуются полномочия судебной власти, в жесткие рамки облечена деятельность по контролю за должностными лицами военной администрации; 3) только они могут рассматривать уголовные дела о преступлениях, совершенных против военной службы.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый судом, нотариатом, арбитражными судами и др. при выполнении ими определенных функций.

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ (ФСН)– координирующий деятельность аналогичных служб отдельных силовых структур и органов исполнительной власти в сфере оборота наркотиков.

Гражданские дела - рассматриваются судами общей юрисдикции и представляют собой дела по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений, а также дела особого производства.

Дела об административных правонарушениях - в порядке административного в судах общей юрисдикции разрешаются и рассматриваются мировым судьей единолично.

Демократические принципы правосудия - лежат в основе организации и деятельности судов и определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия.

Дознаватель - должностное лицо практически ведущее все расследование по делу, действует самостоятельно, но наиболее важные решения по делу согласовывает с начальником органа и требуется его утверждения, поскольку должны исходить от имени органа дознания.

Единоличные действия судьи - это действия без народных заседателей или других судей, входящих в данный состав суда, они допускаются только в случаях, предусмотренных законом.

Жалоба - обращение в общий суд гражданина на неправильные, незаконные действия должностных лиц.

Законность - конституционный основополагающий принцип деятельности правоохранительных органов.

Закрытое судебное заседание - это исключение из правил и проводится по уголовным делам: когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, о половых преступлениях, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в деле лиц, а также обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц; по гражданским делам: в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления.

Защита судей и лиц, проводящих предварительное расследование – это система мер, принимаемых государством, для ограждения указанных лиц от преступных посягательств и регламентирована ФЗ РФ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов" от 22 марта 1995 г.

Исполнительное производство -регламентировано ФЗ "Об исполнительном производстве" № 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. и представляет собой принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ - это суд третьей инстанции и рассматривает решения Военной коллегии, Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, не вступившие в законную силу, принятых ими в качестве суда первой инстанции.

Квалификационная коллегия судей - орган судейского сообщества, создаваемый в судах второго и третьего звена (ВКК) системы общих судов, занимающаяся вопросами профессиональной пригодности кандидатов в судьи, аттестации судей, прекращения полномочий судей и др.

Коллегия по уголовным делам - созданы в судах общей юрисдикции в субъектах Российской федерации и в Верховном Суде РФ, рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, кассационной, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; подсудность уголовных дел предусмотрена ст.38 УПК, а для судов третьего уровня - ст.36 УПК.

Коллегия по гражданским делам - созданы в судах общей юрисдикции второго и третьего звена.

Коллегия адвокатов - низшая структура адвокатских образований, в которой участвуют два и более адвоката на основе учредительного договора.

Компетентность суда - совокупность полномочий, прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Конституционный контроль - выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Конституционные (уставные) суды - органы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации, созданы на 1. 01. 99 г. в 13 субъектах, предусмотрено их создание в девяти. В 1998 г. образован Совет председателей конституционных (уставных) судов.

Коллегиальность при отправлении правосудия - это коллективное разбирательство дела в составе: пленарного заседания (Конституционный Суд РФ), в составе большинства членов палаты (Конституционный Суд РФ), в составе профессиональных судей (три и более), в составе судьи и представителей народа (арбитражных, присяжных заседателей) по процедурам, которые четко определены в законе.

Мировой судья - судья судов общей юрисдикции, осуществляющий рассмотрение в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об отцовстве (материнстве), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МОТ; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе, дела об определении порядка пользования земельным участком, строениями и другим недвижимым имуществом, дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в законную силу (См.: Закон Пермской области от 14.02.2001 г. и раздел 11 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» №119 от 7.08.2000 г.).

Надзор - (судебный или прокурорский) - одна из форм деятельности суда или прокуратуры по обеспечению законности и справедливости соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в правоохранительной деятельности.

Направления (виды) прокурорского надзора - 1)конституционный надзор; 2) надзор за исполнением законов (общий) 3) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, 4) за органами, осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие; 5) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, применяющих принудительные меры медицинского характера, за законностью содержания под стражей, надзор за деятельностью судебных приставов; 7) иная надзорная деятельность.

Начальник следственного отдела - его полномочия шире чем у следователя и регламентированы статьями 25,116,219-220,127 УПК.

Нотариат - включает в свое понятие деятельность государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, а также консульских представительств и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению нотариальных действий: свидетельство верности копий документов и выписок из них; заверение подписи на документах; выдача свидетельств о праве собственности на дом в общем имуществе жильцов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; удостоверение факта нахождения гражданина в отдельном месте или факта его нахождения в живых; обеспечение доказательств; совершение исполнительных надписей и др.

Органы судейского сообщества: съезд судей, совет председателей судей, квалификационные коллегии, научно-консультативные советы, общие собрания судей.

Органы дознания - предусмотрены ст. 223-226 УПК, само дознание имеет два вида, деятельность которых регламентирована УПК РФ.

Органы предварительного следствия – их деятельность регламентирована главой 22 УПК РФ.

Основные символы (компоненты) судебной власти – государственный флаг России, герб России, униформа, печать суда, Конституция РФ.

Общественный защитник – это уполномоченный представитель трудового коллектива, участвующий в рассмотрении уголовного дела и отстаивающий интересы одной из сторон.

Общественный обвинитель - уполномоченный на то представитель народа, обычно трудового коллектива со стороны потерпевшего.

Правовое государство - это государство, где идея утверждения права в жизни общества является неотъемлемым в поведении каждого гражданина, то есть это такой тип государства, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Принципы правового государства:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

- наиболее последовательное связывание с помощью права политической деятельности, а для государственных структур режима правового ограничения,

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

- федерализм,

- верховенство закона,

- взаимная ответственность государства и личности,

- высокий уровень правовой культуры в обществе,

- наличие гражданского общества и осуществление контроля с его.стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Правовой статус - совокупность прав и обязанностей, закрепленных в праве.

Правоохранительные органы – органы, уполномоченные на то государством и стоящие на страже законов и правопорядка.

Правонарушение - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу либо отдельным его членам и караемое по закону.

Правомочие - предусмотренная законом возможность участника правоотношений осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников этого правоотношения.

Правоохранительная деятельность - это вид государственной деятельности, которая обладает рядом существенных признаков:

- эта деятельность может осуществляться лишь с помощью применения юридических мер воздействия,

- юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта;

- она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

- ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими.

Полнота исследования - означает достаточность доказательств, что позволяет сделать достоверный вывод об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Правосудие - суждение суда о нарушении прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также о привлечении виновных к ответственности.

Приговор - решение суда, вынесенное в результате судебного разбирательства уголовного дела и устанавливающий виновность или невиновность подсудимого, меру наказания виновному, а также другие правовые последствия признания виновности или невиновности подсудимого.

Постановление - решение следователя или органа дознания, принятое при производстве предварительного следствия или дознания, а также решение суда по уголовному или гражданскому делу, рассмотренного в порядке кассационного или надзорного производства.

Процедура рассмотрения дела в суде - четко регламентированное процессуальным законом действие суда (очередность и форма) по исследованию обстоятельств дела.

Признаки системы судов общей юрисдикции:

- единство системы судов общей юрисдикции,

- построение судебной системы в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением, со структурой Вооруженных Сил РФ, организацией системы мировых судей,

- рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по существу осуществляется лишь в суде 1-й инстанции,

- основным звеном является районный(городской) суд,

инстанционная взаимосвязь между судами различных звеньев или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Подсудность - распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции.

Подведомственность - разграничение компетенции между судами трех ветвей судебной власти либо внутри системы.

Подследственность - совокупность признаков уголовного дела, установленных ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которыми четко определяется орган дознания или следствия определенного ведомства, который обязан расследовать конкретное уголовное дело.

Полномочие должностного лица - в правоохранительной деятельности это круг действий и вопросов, который он способен разрешать в соответствии с законом.

Прокуратура - система органов(трехзвенная) государства, призванных надзирать за соблюдением законности в государстве всеми гражданами, органами, учреждениями, организациями и их должностными лицами.

Присяжные заседатели - это представители народа, граждане России, входящие в коллегию присяжных в количестве 12 человек при рассмотрении уголовного дела в суде присяжных, достигшие возраста 25 лет, не имеющие судимости, дееспособные и владеющие языком судопроизводства.

Презумпция невиновности - как конституционный принцип закреплен в ст. 49 Конституции РФ и означает предположение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Право на защиту - как конституционный принцип означает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Равноправие сторон - включает в свое понятие принцип равенства всех перед законом и судом, а также принцип равноправия сторон в исследовании доказательств.

Рассмотрение (разбирательство) судебных дел - суд (судья) в ходе судебного заседания с участием сторон и других лиц исследует доказательства, принимает решения, связанные с порядком ведения дела, выслушивает стороны и др., что подробно регламентировано законом.

Решение - акт суда, вынесенный в результате разбирательства дела.

Система учебного курса "Правоохранительные органы" - состоит из двух частей: Общая - призвана раскрыть на высоком научном уровне основной понятийный аппарат, содержание и задачи правоохранительной деятельности, сформулировать основные институты, положения, принципы и методы ее, способствовать совершенствованию правовой реформы и деятельности правоохранительных органов. Особенная - раскрывает структуру и полномочия правоохранительных органов, содержание и статус должностных лиц правоохранительных органов, требования к кандидатам на их должности и иные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности.

Состязательность - заключается в таком построении судебного разбирательства, при котором функции обвинений защиты и решения дела отделены друг от друга при главенствующем положении суда.

Суд - сложное и многостороннее понятие: это суждение, мнение, заключение, государственный орган, осуществляющий правосудие, помещение, в котором действует такой орган; само заседание и разбирательство дела этим органом; судьи, входящие в его состав.

Судебная власть - это обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами судами, образующими единую систему России.

Судопроизводство - порядок рассмотрения дел в суде.

Состав суда - совокупность судей данного суда.

Судебный состав - зависит от того, судом какой инстанции рассматривается дело, к какому звену судебной системы относится суд, а в ряде случаев от позиции обвиняемого, ходатайствующего или дающего согласие на рассмотрение дела в определенном составе судей.

Судебная система - в зависимости от классификации: а) суды Российской федерации и суды субъектов Российской Федерации; б)трехзвенное (арбитражные суды) или четырехзвенное иерархическое расположение (общих) судов.

Судебные инстанции - это суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (См.: Разделы 9,13, 15 УПК).

Судебный Департамент Верховного Суда РФ - основная структура Верховного Суда РФ, призванная обеспечить деятельность Верховного Суда РФ и его составных частей, а также нижестоящих судов.

Съезд судей - как орган судейского сообщества представляет собой высший совещательный орган всех судов общей юрисдикции по вопросам организации и деятельности судов и правовой защищенности судей.

Совет председателей судов - как орган судейского сообщества, помогает решать наиболее сложные вопросы Верховному Суду РФ по деятельности судов.

Судебная практика - итоги деятельности судов за определенный период времени на определенной территории юрисдикции суда, основные подходы в решении сложных вопросов.

Судебная статистика - часть уголовной статистики о рассмотрении уголовных дел, а также сведения о числе и видах, решениях по гражданским делам.

Суд присяжных - создаются в ряде субъектов Российской Федерации(хотя они предусмотрены во всех) и представляют собой суд, рассматривающий уголовное дело в качестве суда первой инстанции в составе председательствующего и коллегии присяжных, состоящей из 12 человек.

Судебный пристав - по действующему законодательству (См.: ФЗ №118 от 21.07.97 г. «О судебных приставах») входят в состав МЮ РФ, а также предусмотрены в Конституционном Суде РФ и призваны поддерживать порядок в суде во время судебного разбирательства и, во-вторых, в административных районах призваны исполнять решения судов и других контролирующих органов государства и общественных организаций.

Теория разделения властей - основанная Ш. Монтескье, означает самостоятельность каждой ветви власти, в том числе и судебной.

Таможенные органы - как орган дознания, осуществляет правоохранительную функцию, его подследственность охватывает контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ) и другие.

Юридическая консультация - коллектив адвокатов для организации работы по оказанию юридической помощи гражданам и юридическим лицам, образованная палатой адвокатов в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района. Составляет менее двух на одного федерального судью.

Юрисдикция - установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые вопросы и споры, решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Язык судопроизводства - как принцип, закрепленный в Конституции РФ, означает, что судопроизводство осуществляется на русском языке или на языке данной местности.

 

XII. Организация контроля содержания и качества учебно-методического комплекса дисциплины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.