Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности в сфере антимонопольного контроля




 

Можно выделить следующие направления антимонопольного контроля в банковской сфере:

1) контроль за приобретением акций (долей) кредитных организаций;

2) контроль за злоупотреблением кредитной организацией доминирующим положением;

3) контроль за экономической концентрацией в банковской сфере.

1. В соответствие с ч.3 ст.32 ФЗ «О банках и банковской деятельности» соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется антимонопольным органом (Федеральной антимонопольной службой) совместно с Банком России.

В соответствии с ч. ч. 8 и 9 ст.11 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст.61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 1 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.

Данные обязанности лежат на приобретателях акций (долей).

Понятие группы лиц законодательно закреплено в ст.9 ФЗ «О защите конкуренции».

Уведомление о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения (ч.3 ст.61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Что касается получения предварительного разрешения, то Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной (ч.2 ст.61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения их приобретателей (ч.5 ст.61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации публично-правовыми образованиями также требует получения предварительного согласия Банка России.[167]

Данный порядок распространяется и на передачу акций и долей (как имущественных прав) в доверительное управление.

2. В соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (п/п 10 п. 1 ст.23).

Доминирующим признается такое положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (в том числе работ, услуг) на этом рынке, устранять с него других хозяйствующих субъектов или затруднять им доступ на этот рынок (п.1 ст.5).

Условия признания доминирующим положения кредитной организации и порядок такого признания для случаев осуществления банковских операций устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.7 ст.5).[168]

В случае оказания кредитной организацией иных финансовых услуг (т. е. осуществления тех видов деятельности, которые не относятся к банковским операциям) к ней применяются условия и порядок признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.[169]

Для кредитных организаций, занимающих доминирующее положение, запрещаются действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц. Общий перечень таких действий (бездействия) дан в п.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. В соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» в определенных случаях для создания и реорганизации кредитных организаций, а также совершения сделок с их акциями (долями), имуществом либо правами в отношении них, необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (ст. ст. 27 и 29).

Кроме того, в некоторых случаях антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении сделок (ст.30).

Также согласно п.9 ст.35 ФЗ «О защите конкуренции» кредитные организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях с другими кредитными организациями, если они имеют в совокупности долю на товарном рынке больше нормативно определенной величины.

Размеры стоимости активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, при наличии которых возникают указанные выше обязанности, а также обозначенный норматив доли на товарном рынке установлены Правительством РФ.[170]

Кроме того, кредитные организации обязаны соблюдать требования ст. 11 Закона о защите конкуренции, которыми запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции.

 

1.5. Обязанности по соблюдению требований законодательства о рекламе банковских услуг.

 

ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг.

Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицензий (п/п 7 ст.7). При этом кредитная организация как рекламодатель обязана предоставлять рекламораспространителю сведения о наличии таких лицензий только по требованию последнего (ст.13). Подобная формулировка позволяет утверждать, что ответственность за рекламу банковских услуг при отсутствии соответствующей лицензии может применяться только к кредитным организациям как рекламодателям.

Во-вторых, реклама банковских услуг должна содержать наименование кредитной организации (п.1 ст.28), в том числе как организации, выпускающей ценные бумаги, при их рекламе (п.3 и 4 ст.29).

В-третьих, реклама банковских услуг не должна:

1) содержать обещания доходности вложений, если она не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Однако к случаям привлечения кредитными организациями денежных средств это положение неприменимо, поскольку кредитные организации привлекают средства под заранее определенный процент;

2) умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ст.28).

В-четвертых, применительно к конкретным услугам установлены отдельные требования:

1) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика (п.3 ст.28);

2) реклама услуг, связанных с осуществлением доверительного управления, должна содержать сведения о месте или номере телефона, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, а также получить сведения о кредитной организации (п.4 ст.28). При этом данная информация не должна содержать информацию о результатах управления активами, о возможных выгодах, связанных с методами управления активами, заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных уже достигнутым (п.5 ст.28).

В-пятых, в дополнение к перечисленному выше, установлены отдельные требования к рекламе ценных бумаг, которая не должна содержать:

а) обещание выплаты дивидендов по акциям;

б) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг (п.5 ст.29).

Кроме того, реклама эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций не допускается до осуществления регистрации их выпуска (п.6 ст.29).

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган, который вправе в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:

- выдавать им обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства;

- предъявлять иски о запрете распространения рекламы или о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе);

- применять штрафы, предусмотренные ст.14.3 и п.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.