Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Психология познавательных процессов




ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ

Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и отдельных действиях. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Формирование и развитие воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов, мировоззрения в формировании волевых действий.

Различные подходы к пониманию и исследованию воли (В. А. Иванников, В.И. Селиванов, Е. П. Ильин). Функции воли. Тенденции в развитии представлений о воле в истории науки (У.Джеймс, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, К. Н. Корнилов). Проблемы соотношения мотивации и воли. Противопоставление мотивации и воли (З. Фрейд). «Растворение» понятия «воля» в понятии «мотивация» (Х. Мюррей). Исследование закономерностей динамического единства воли и мотивации (Фр. Ир­вин).

Переход от постановки проблемы воли в рамках задачи порождения действия к задаче «овладения собой».

Структура волевого акта. Волевые качества личности и их развитие.

Общая характеристика психических процессов и их классификация. Общая характеристика психических процессов и их классификация на основе функциональной структуры психики человека.

Ощущение и восприятие. Системная организация сенсорной сферы человека. Общее понятие об ощущении. Место ощущений в ряду других познавательных процессов. Взаимодействие органов чувств. Классификация ощущений. Интермодальные и неспецифические ощущения. Специфика ощущений разных модальностей. Зрительные, слуховые, вибрационные, кожные, осязательные ощущения. Вкусовые, обонятельные органы ощущения. Вестибулярные ощущения. Дистантные и контактные ощущения.

Закономерности ощущений: чувствительность и адаптация. Понятие о пороге чувствительности и чувствительности к различению. Абсолютные пороги и методы их определения. Психофизика сенсорных процессов. Закон Вебера-Фехнера. Константа Вебера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Понятие субсенсорной зоны. Адаптация и сенсибилизация. Синестезия. Явление контраста. Ощущение и восприятие, их взаимосвязь.

Перцепция как форма условного отражения действительности. Функция и структура перцептивной сферы психики человека. Общее понятие о восприятии.

Основные свойства восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, избирательность, структурность, осмысленность, иллюзорность. Явление объективизации в восприятии. Восприятие как форма представления реальности субъектом. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл (Э. Титченер), первичный образ и образ представления (Г. Гельмгольц), чувственная ткань и предметное содержание (А. Н. Леонтьев). Проблема выделения чувственной основы перцептивного образа. Проявление двойственности природы перцептивного образа в противоречивой феноменологии восприятия: непроизвольность – произвольность, чувственность – интеллектуальность, модальность – амодальность, зависимость от позиции наблюдения – неизменность, индифферентность – пристрастность.

Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых объектов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость.

Восприятие как действие: роль моторных компонентов в построении образов восприятия. Понятие апперцепции. Роль установки в восприятии. Классификация восприятия: по формам существования материи, по различиям в анализаторах.

Восприятие пространства, движения и времени. Экспериментальное исследование особенностей субъективного отражения времени. Иллюзии, обусловленные физическими, физиологическими и психологическими факторами. Качественные и количественные иллюзии восприятия.

Проблема вторичных образов в психологии. Представление и воображение. Виды вторичных образов. Представление. Первичные и вторичные свойства образов представления. Представление пространственное и временное. Общая характеристика представления как процесса и результата. Представление как регулятор поведения. Соотношение представления, мышления и воображения. Воображение, его природа, основная функция. Способы переработки образов восприятия и представлений в образы воображения. Виды воображения: преднамеренное и непреднамеренное, пассивное и активное, репродуктивное и творческое. Воображение и творчество. Воображение и личность.

Внимание. Многозначность определения внимания. Особенности внимания как универсального психического феномена. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе.

Свойства внимания: устойчивость, распределяемость, объем, направленность и переключаемость. Рассеянность, причины, условия преодоления. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Психологические теории внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Моторная теория внимания (Т. Рибо). Роль движений в акте внимания. Биологическая теория внимания. Внимание, объективизация, установка человека. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин). Теория активности внимания (Н. Ф. Добрынин).

Виды внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное), их основные характеристики, условия возникновения и поддержания. Психологический механизм произвольного внимания. Послепроизвольное внимание, его характеристики. Зависимость объема внимания от структуры материала, индивидуальных способностей. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой и учебной деятельности. Методы исследования свойств внимания.

Память. Общие положения о памяти, ее функции и структуре. Ассоциации, специфика человеческой памяти.

Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Произвольная и непроизвольная, иконическая и кратковременная, оперативная и долговременная, эмоциональная, двигательная, образная и словесно-логическая.

Основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание их эмпирическая характеристика. Непроизвольное запоминание. Роль повторения и закрепления в процессе запоминания. Приемы запоминания. Запоминание и воспроизведение. Узнавание и явление ложного узнавания.

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула:влияние способа заучивания на память, роль схем.

Забывание и реминисценция. Кривая забывания Эббингауза. Более полное и точное воспроизведение сохраненного материала по сравнению с заученным. Способы управления памятью. Продуктивность памяти.

Теории памяти в отечественной и зарубежной психологии. Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Концепция Выготского-Леонтьева. Информационная теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Методы изучения памяти. Теория развития памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко).

Мышление. Понятие о мышлении как познавательном процессе и познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и общение.

Свойства мышления: связность - разрывность, подвижность - инертность, логичность - алогичность, поверхностность - глубина, системность – не системность. Процессуальный и личностный аспекты мышления.

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция. Дифференциация, систематизация и конкретизация.

Основные виды мышления: теоретическое и практическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Образное мышление и воображение. Проблемы понятийного мышления.

Своеобразие мышления, включенного в разные виды деятельности: научное и религиозное, художественное, обыденное и профессиональное мышление. Нормальное и аномальное мышление.

Основные формы мышления: понятие, суждения, умозаключения. Этапы мыслительного процесса: возникновение проблемы, построение гипотез возможных решений, осуществление решений и его проверка.

Соотношение сознательного и бессознательного в мышлении. Мышление и творчество. Моделирование мышления. Методы изучения мышления.

Теории мышления отечественной и зарубежной психологии. Мышление как ассоциация представлений (Д. Гартли, Д. Пристли). Мышление как действие (О. Кюльпе). «Теория комплексов» (О. Зельц). Мышление как акт переструктурирования ситуации (Келер, Коффка). Мышление как поведение (Уотсон). Мышление как система обработки информации (У. Найссер). Операторная теория мышления (Ж.Пиаже). Культурно-исторические исследования мышления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я.Гальперин).

Речь. Общее понятие о языке и речи. Речь и общение. Языкознание, психология речи, психолингвистика. Основные функции речи. Речь как средство коммуникации и информационный процесс. Общественно-историческая природа языка и речи.

Виды речи: внешняя и внутренняя, устная и письменная, эгоцентрическая, монологическая, диалогическая, тактильная, жестовая. Письменная речь и мышление.

Роль речи в регуляции поведения и в формировании психологических процессов. Слово, понятие, смысл, символ и знак, их соотношение. Знаковая и незнаковая трактовка речи. Проблемы понимания речи. Понимание и порождение речевых высказываний: слова, фразы, текста (А. Р. Лурия). Речевая деятельность и проблемы ее развития в процессе обучения. Направленность личности и стиль речи. Речевые свойства личности: общительность, замкнутость, красноречие.

Зарубежные теории речи. Ассоциативная теория речи. Лингвистическое пониманием речи как своеобразной активности (В. Гумбольт, Ф. Де Соссюр). Речь как планируемое поведение (Дж. Миллер). Концепция Ч. Осгуда об уровнях порождения речи.

Современная психолингвистика и психология речи. Происхождение индивидуальной речи.

Общая характеристика познавательной сферы. Развитие познавательных процессов и их нарушения. Интеграция восприятия, внимания, памяти и мышления в познавательной деятельности. \Структура познавательной деятельности. Познавательное действие как единица анализа познавательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.