Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 3 Ветер удивления




 

Цели и задачи:

работа с чувством удивления

вербальное и невербальное выражение чувств

сплочение команды

принятие своих чувств

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий: «Итак, для начала нам нужно выплыть из бухты. Затем, следуя выбранному маршруту, мы будем держать курс на Остров Страха, намереваясь в нужный момент свернуть. Но нам следует быть готовыми к тому, что в местах, где мы сейчас будем плыть - часто бывают сильные ветра. Но я верю, что мы справимся, не смотря на трудности, которые ждут нас впереди».

 

Основная часть (60 мин.)

Отплытие (5-10 мин.)

Цель: развитие навыков взаимодействия, включение детей в занятие, развитие воображения, сплочение команды.

Капитан отдает необходимые команды для отплытия корабля (поднять якоря, отдать швартовы, поднять паруса - эти команды выполняют матросы, при необходимости им помогают кок, медсестра, врач; паруса могут быть воображаемыми). Освоение управления кораблем (боцман смотрит в подзорную трубу, исполняя роль дозорного; капитан отдает приказы; штурман выполняет и докладывает о выполнении) во время выхода из бухты и установления правильного курса (норд).

Шторм (5-10 мин.)

Цель: развитие воображения, снятие напряжения, включение в тему занятия, сплочение команды.

Затем боцман замечает на горизонте сильные тучи и они с капитаном начинают бояться, что будет шторм. Начинается сильный ветер, корабль «мотает» из стороны в сторону. Участники некоторое время изображают шторм, шатаясь и раскачиваясь. Капитан отдает приказ срочно спустить паруса, корабль разворачивается против ветра и штурвал надежно закрепляется, команда укрывается в трюме. Капитан рассказывает, что корабль попал в шторм, вызванный Ветром Удивления, который часто дует в этих широтах.

Капитан: «Теперь нужно переждать шторм, а чтобы корабль меньше пострадал при шторме, необходимо вспомнить, что такое чувство удивления, «подключиться» таким образом, к Ветру».

Вербальное и невербальное выражение удивления (15 мин.)

Цель: развитие рефлексии, опознавания эмоций у себя и у других, фокусирование внимания на различиях в проявлениях эмоций, степенях интенсивности.

Ведущие и участники вспоминают, что такое удивление, когда это чувство бывает, какое лицо у удивленного человека, какие восклицания могут произноситься. Каждый участник изображает удивление, остальные за ним повторяют.

Удивительные истории (15 мин.)

Цель: сплочение команды, достижение большей эмоциональной близости через обмен собственными переживаниями, принятие своих чувств и чувств окружающих.

Капитан и другие участники плавания начинают рассказывать всякие приключившиеся с ними удивительные истории, т.е. такие, в которых они испытывают удивление.

Игра «Собака» (15 мин.)

Цель: разрядка, снятие возбуждения, развитие творческих способностей.

Все сидят в кругу. Один участник начинает рассказывать (удивленным голосом): «Представляете, а у моей собаки уши вот такие» и показывает руками, какие. Следующий участник продолжает: «Представляете, а у моей собаки уши вот такие (показывает) и хвост вот такой (показывает)». Следующий участник продолжает описание собаки, повторив перед этим жесты и слова предыдущего. Таким образом, можно описывать любое воображаемое создание.

За 15 минут до конца занятий ветер стихает (о чем сообщает капитан) и команда получает возможность выйти на палубу. Обнаруживается, что сломана одна из мачт, для ее починки необходимо высаживаться на ближайшую землю и искать подходящее дерево. Ближайшей землей (т.к. ветер дул в направлении Норд-Ост) оказывается Остров Страха.

 

Завершение основной части (15-20 мин.)

Плывя вдоль побережья, находим удобное для высадки место, заплываем в бухту, спускаем паруса, бросаем якорь, отдаем швартовы.

Капитан просит команду не высаживаться сразу. Вначале необходимо заполнить судовой журнал. Заполнение судового журнала: день 1-й; далее вместе с командой описываются события, которые произошли за занятие так, словно это было действительно плавание.

На карте рисуется ветер удивления.

Капитан предупреждает команду о том, что надо быть осторожными, так как Остров Страха очень опасен, после чего команда высаживается на берег. Корабль разбирается до следующего занятия.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 4 Остров Страха.

 

Цели и задачи:

работа по преодолению страха

обсуждение вопроса: «Зачем нам нужен страх? Как с ним справляться?»

работа с наиболее распространенными страхами участников

умение находить поддержку друг у друга

развитие умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.)

Формирование системных знаний и навыков об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых.

Формирование системных знаний и навыков об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций дома, в школе, на улице, в общественных местах: о безопасности на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания первой доврачебной помощи.

 

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: грим, детский крем, зеркала, лосьон для снятия макияжа.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущие напоминают, что необходимо починить сломанную мачту. Для этого необходимо найти на острове подходящий материал. Однако здесь могут встретиться страшные опасности, поэтому необходимо быть очень осторожными, поскольку мы все найдем здесь то, чего боимся.

 

Основная часть (60 мин.)

Что такое страх? (10-15 мин.)

Цель: развитие рефлексии чувств, рассматривание негативно воспринимаемого чувства, как приносящего свою пользу, развитие навыка совместного обсуждения.

Ведущие задают участникам вопросы: что такое страх, когда он бывает, как выглядит человек, испытывающий страх. Каждый участник по очереди изображает страх, остальные повторяют за ними.

После этого, ведущие предлагают продолжить дискуссию, спрашивая: «Зачем природа дала нам это чувство? Что оно нам приносит (вред и польза)? Каким образом вы справляетесь со страхом, какие знаете способы?».

Написание списка страхов (5 мин.)

Цель: выявление основных страхов детей.

Участники вспоминают, чего они боятся, составляется список.

Формирование двух команд. Работа с командами (15-20 мин.)

Цель: развитие навыков взаимодействия, развитие творческих способностей, утрирование страхов переводя в смешную, неопасную форму, умение находить поддержку друг у друга, работа по преодолению страхов.

Материалы: грим, зеркала.

Участники делятся на команду корабля и команду острова, причем в каждой команде должен быть кто-то из ведущих. По количеству игроков в команде острова (столько же должно быть и в другой команде) из списка пугающих вещей выбираются персонажи.

Затем команды расходятся по разным помещениям.

Команда острова распределяет персонажей-страхов, гримируется и создает костюмы. Ведущий - капитан этой команды - объясняет им, что они не просто страшилища, а на самом деле заколдованные люди. Когда-то они испугались, что с ними никто не захочет дружить, и стали пугать людей, а затем это стало получаться у них все лучше и лучше, и тогда они заметили, что превратились в страшилищ. Тогда они стали еще больше пугать людей, потому что с ними вообще никто не захотел общаться, и вот однажды они все проснулись на Острове Страха, где с тех пор пугают всех, кто проплывает мимо или высаживается на берег. Но на самом деле в глубине души они хотят, чтобы кто-то подружился с ними - тогда они снова станут людьми. Затем команда острова готовит для моряков страшные испытания (например, пройти через темный коридор, где воют страшилища, пройти с завязанными глазами через комнату, в то время как их пугают и щиплют (драться нельзя) страшилища и т.п.). Предусматривается место, куда, в конце концов, попадет каждый из моряков.

Капитан команды корабля в это время проводит беседу о том, как справится со страхами и приводит детей к мысли о том, что не надо сразу пугаться, нужно выяснить, что на самом деле происходит, часто можно победить страх разумом, доброжелательностью к объекту страха и т.п. (справляться со страхом нужно рассудком, а не агрессией). По желанию члены команды корабля могут загримироваться и сделать себе костюмы.

Приключения на острове страха (20-40 мин.)

Цель: работа с наиболее распространенными детскими страхами участников, умение находить поддержку друг у друга, развитие умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.).

После этого члены команды корабля по одному, по сигналу со стороны страшилищ заходят в подготовленное для испытаний помещение, через которое страшилища должны провести их так, чтобы они попали в предназначенное для этого место – заколдованную темницу, из которой можно выбраться только при согласии страшилищ. Там их должен охранять кто-то из страшилищ, если ему становится трудно, то двое. Капитан команды корабля идет последним. Задача команды корабля - подружиться со страшилищами и тем самым расколдовать их (в явном виде им этого не говорится). Игра заканчивается, когда все начинают вести себя доброжелательно и страшилища превращаются в обычных людей (когда страшилище почувствует достаточное доверие к кому-нибудь из команды – он может просто стереть грим, что будет обозначать, что колдовские чары разрушены).

 

Завершение основной части (10 мин.)

Обе команды демонстрируют дружбу, команда корабля рассказывает, что у них сломалась мачта, команда острова сообщает, что к острову совсем недавно прибило морем замечательную почти новую мачту и торжественно вручают ее команде корабля (“мачта” может быть как воображаемой, так и представлять собой, например, швабру).

Ведущие рассказывают детям, как замечательно они справились с трудным испытанием, и говорят, что теперь они могут на следующий же день все вместе плыть дальше.

Заполнение судового журнала. Обсуждение произошедшего.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 5 Вихри тревоги.

 

Цели и задачи:

работа с повседневными пугающими ситуациями

обсуждение и проработка ситуаций

развитие умения находить и оказывать поддержку друг другу

развитие умения сориентироваться в ситуации

проигрывание пугающих ситуаций с поддержкой группы

Формирование системных знаний и навыков об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых.

Формирование системных знаний и навыков об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращении опасных ситуаций дома, в школе, на улице, в общественных местах: о безопасности на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания первой доврачебной помощи.

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: листы бумаги.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля, отплытие с острова Страха.

 

Введение (5 мин.)

Боцман или капитан, глядя в подзорную трубу «видят» на пути корабля странную туманность. По этой туманности как будто искры проходят и периодически оттуда вырываются маленькие вихри. Все это описывается команде корабля. Корабль разворачивают, пытаясь обойти странную туманность, но очередная серия вихрей вырывается из тумана и несет корабль прямо в середину этого загадочного места. Капитан говорит команде взяться за руки, чтобы никого не унесло с борта.

 

Основная часть (60 мин.)

Капитан описывает участникам ситуацию: «Кругом сплошной туман, вам не видно даже тех, кто стоит рядом. А вокруг вас появляются голоса, которые говорят о всех ваших тревогах».

Упражнение «Что меня тревожит?» (10 мин.)

Цель: актуализация повседневных страхов, опасений.

Каждому участнику раздается по листу бумаги, на котором необходимо написать список повседневных тревог. В их число могут входить и страх потеряться в метро, страх получить двойку, страх чего-либо забыть и др. Количество – не меньше 2х. После написания списков – они сдаются одному из ведущих.

«Вихри тревоги» (30-50 мин.)

Цель: работа по преодолению повседневных страхов, опасений, развитие диапазона конструктивных способов преодоления проблем, умения сориентироваться в ситуации, умения оказывать поддержку друг другу и принимать ее от других.

Ведущие объясняют участникам, что появившиеся голоса говорят им об этих тревогах. Участникам, чтобы пройти это место, а не застыть на месте необходимо справится с тревогой по этому поводу. Подобное «испытание» могут проходить все желающие участники. Для проведения «испытания» один из участников становится «голосом тревоги», берет список тревог испытуемого и «страшным голосом» описывает ему ситуацию, когда тот эту тревогу испытывает. Например: «Ты находишься в Метро на станции, на которой ты никогда не была. Кругом куча людей и ты не знаешь куда идти». Задача испытуемого защитить себя перед голосом тревоги и сказать, как он справится с тревогой и как решит эту ситуацию. Например: «Я посмотрю на людей и спрошу у кого-нибудь как доехать до нужной мне станции. Или куплю карту метро. Узнаю как называется станция метро, на которой я нахожусь и посмотрю по карте как добраться до нужного мне места».

Другая, довольно часто встречающаяся детская тревога – страх выступления перед доской. Можно справиться с ситуацией таким образом: «Это прекрасный повод выучить урок. Я еще раз прочитаю урок. Создам образы, нарисую картинку темы урока. Я расскажу урок родителям, друзьям, самому себе. Представлю себя великим оратором».

Если участнику сложно найти выход из ситуации, то другие участники, у которых есть идеи по решению проблемы, могут предложить себя в качестве адвокатов. Испытуемый может выбрать из кандидатов любого. Если этот «адвокат» не справляется, то можно взять второго «адвоката» и др. Голос тревоги слушает возражения, ответы и способы решения, пытается найти недостатки в решениях, если нет – то признает, что с этой тревогой испытуемый справился и уходит или начинает пугать по поводу следующей тревоги.

Примечание: если испытуемый, адвокаты, ведущие не могут справиться с тревожащей ситуацией, необходимо поддержать ребенка. Например, все участники корабля могут собраться вокруг испытуемого или взяться за руки и сказать: «… (имя участника) все сможет у него есть сила» (внутренняя и поддержка друзей). Если участник не хочет пройти испытание – не настаивать.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущие поздравляют участников с тем, что они справились с «Голосами Тревоги». Можно всем вместе прокричать «Ура!».

Капитан рассказывает, что корабль выплывает из этого тумана, небо проясняется, светит солнце и все прекрасно. Путешествие продолжается.

Теперь все моряки могут собраться вместе и обсудить все события дня, поделиться чувствами, возникшими при выполнении упражнений, заполнить судовой журнал.

Ведущий подводит итоги дня, говоря о том, что тревоги и мелкие страхи способны вырастать. Это происходит тогда, когда мы сами себя «накручиваем», представляем «ужасные последствия» и др., позволяя «Вихрям Тревоги» затягивать нас. Зачастую мелкие страхи имеют способность накапливаться. Например, плохая оценка + дождик + друг заболел = жизнь ужасна. Чтобы Вихри Тревоги не захватили нас в нашей жизни, важно находить плюсы в неприятностях, спокойно смотреть на проблемную ситуацию, уметь находить разные выходы. Если нам сложно справиться с тревогой самим, то нам могут помочь наши друзья.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 6 Остров Коварства.

 

Цели и задачи:

проработка ситуаций, когда непонятно, где правда, а где ложь

обсуждение объективной ситуации и принятие группового решения

определение приоритетов

иллюстрация в игровой форме развития химической зависимости

групповое сплочение, сотрудничество

противостояние групповому и индивидуальному давлению

умение просить о помощи

обсуждение опасности и коварства наркотиков, алкоголя и других ПАВ

подача необходимых знаний о наркотических веществах с учетом возраста детей

Формирование системных знаний и навыков о здоровом образе жизни, личной гигиене, физической культуре и закаливании.

Формирование системных знаний и навыков о факторах, разрушающих здоровье (алкоголь, табак, наркотики).

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: веревки, костюм для сумасшедшего (может быть просто надетая наизнанку и шиворот-навыворот одежда, всклокоченные волосы), костюм для графа (что-нибудь яркое, «богатое», солнцезащитные очки), грим и лосьон для снятия макияжа, имитаторы волшебных веществ (конфеты, духи), веревки.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий напоминает, что: «Мы отправились с острова Страха и теперь плывем в направлении «Ост», т.е. восток». Далее ведущий описывает, что корабль приближается к живописному зеленому острову, где раньше бушевал Вулкан Восторга. Но сейчас вулкан «спит». Что сейчас с островом, есть ли на нем жители?

 

Основная часть (60 мин.)

Примечание: приключение на этом острове является одной целостной игрой-упражнением, цели которой прописаны вначале этого занятия.

Ведущий-капитан сообщает ребятам, что они приближаются к острову. Вдруг на берегу они видят «сумасшедшего» (которого изображает второй ведущий).

«Сумасшедший» кричит, что высаживаться на берег нельзя, т.к. на острове живет злой граф Герман, который всех кормит едой, зараженной страшной болезнью. «Сам я, сообщает «Сумасшедший», сбежать отсюда не могу, так как болею, но вы, пожалуйста, уезжайте. Если же высадитесь на острове, то не принимайте от графа ничего, что бы он ни предложил». После чего «убегает» в другой конец класса, где ему необходимо перегримироваться, переодеться в графа Германа.

Ведущий-капитан в это время обсуждает с ребятами, стоит ли высаживаться на этот остров или нет. Все-таки и пресной водой хорошо бы запастись. В конце концов, команда приходит к решению высадиться на остров. И когда второй ведущий уже «перевоплотился» в графа – высаживаются.

«Граф Герман» встречает их на причале и приветствует всю команду: «Здравствуйте, я так рад, что вы посетили мой остров». Граф приглашает насладиться всеми прелестями острова, а так же великодушно предлагает, что бы команда портовых техников занялась починкой мелких поломок корабля и снаряжением для дальнейшего пути. Герман извиняется за происшествие на берегу и рассказывает печальную историю сумасшедшего: «Я также хочу перед вами извиниться, за нашего сумасшедшего, который мог напугать вас. Дело в том, что этот сумасшедший, к сожалению, мой брат. И с ним случилась ужасная беда. А дело было так. – «граф» предлагает ребятам сесть, – Я – довольно одаренный лекарь и умею делать снадобья, которые осуществляют мечты. Мой брат страшно завидовал мне. И однажды ночью, когда все спали, он пробрался в мою лабораторию и наелся всего-всего. Ну, вы понимаете, что снадобья разные. Одни для придания человеку смелости, другие для осторожности, одни для богатства, другие для ума и так далее. Вы, наверное, понимаете, что многие из них не сочетаются между собой. И когда мой брат их наелся, то его разум не выдержал и брат сошел с ума. Теперь он часто бегает по берегу и пугает всех, кто приплывает сюда. Вот такая вот история – граф сокрушенно качает головой, - Чтобы загладить эту вину, а также сделать вам подарок, я приглашаю вас посетить мою лабораторию, где вы сможете попробовать мои снадобья, которые осуществят ваши мечты».

После этого «граф» удаляется в свою лабораторию (огороженное место), где раскладывает приготовленные снадобья. А ведущий-капитан собирает команду, чтобы обсудить, что происходит сейчас, стоит ли соглашаться попробовать, кому стоит верить. Команда должна прийти к какому-то решению – соглашаться пробовать или нет.

После чего, каждый член команды подходит в лабораторию к графу и делает выбор самостоятельно. Задача «графа» соблазнить как можно больше народу. Когда участник пробует «снадобье», то «граф» описывает, что тому кажется. Например, «тебе кажется, что ты стал таким сильным, что горы можешь своротить». Затем «граф» говорит, что действие «снадобья» прекратилось. Что бы опять это почувствовать, «соблазнившимся» необходимо еще. Но для того, что бы получить следующую порцию необходимо попробовать уговорить «не соблазнившихся»

После попытки уговоров «граф» соглашается дать следующую порцию, но теперь повязывает вокруг пояса попробовавшего еще раз веревку. Один конец веревки остается в руках у «графа». Когда все, кто попробовал второй раз, повязаны, «граф», объясняет, что эти веревки – это магические цепи, и теперь все, кто обвязан будут рабами. Можно также предложить ребятам попробовать выполнить какие-то действия, и спросить каково это – быть на привязи, быть зависимым.

После этого ведущий-капитан говорит, что есть возможность спастись. Но для этого ребятам необходимо самим попросить о помощи. Для спасения, каждого, кто попросил о помощи необходимо обнять/обхватить всей «независимой» части команды и тянуть в сторону от «графа» изо всех сил. «Граф» удерживает веревку и сначала уговаривает, а затем говорит, что все равно они не смогут полностью освободиться и опасность попасть в зависимость от графа всегда будет больше чем у других. После того, как борьбы было достаточно, «граф» в конце концов, отпускает веревку.

Так освобождают всю команду.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущий-капитан собирает команду на корабле и обсуждает прошедшее занятие. Он также задает вопрос, какие ситуации в реальной жизни похожи на то, что мы сейчас проиграли. Ведущий подводит ребят к тому, что эти снадобья иллюстрировали психоактивные вещества (наркотики и алкоголь) и зависимость от них (смотри ниже – информация для ведущих). А то, что на «соблазненных» остались веревки вокруг пояса означает, что графу будет гораздо проще поймать за свободный конец этой «магической цепи» и вернуть в зависимость к себе. Ведущий так же спрашивает о чувствах участников, какого им было и др.

При обсуждении можно затронуть вопросы:

Как выглядит человек, который много пьет, курит или принимает наркотики. Отметить качества, отличающие алкоголика, курильщика и наркомана.

Поведение человека, употребляющего сигареты, алкоголь, пиво и наркотики.

Виды психоактивных веществ (ПАВ). Влияние наркотиков и других ПАВ на организм человека.

Возможные причины первых опытов употребления наркотиков и других ПАВ.

Формирование зависимости от наркотиков и других ПАВ.

Лечение больных, зависимых от наркотиков и других ПАВ.

Заметка для ведущих: ведущим необходимо быть достаточно информированными по данному вопросу, чтобы провести дискуссию на тему: «Наркотики и другие психоактивные вещества (алкоголь, табак)». Вся информация дается с учетом возраста детей. То есть на доступном, понятном для детей языке. Для облегчения усвоения материала, можно провести аналогию между происходящим на занятии и той информацией, которую вы даете. Большинство детей этого возраста интересуются тем, как устроено их тело, как работают различные органы. Акцентируйте внимание детей на том, как положительно действуют на организм человека полезные вещи и как разрушают его вредные. Помогите детям понять, почему лекарства спасают больного человека, а наркотики делают здорового больным.

Важно учитывать реакцию и заинтересованность детей в обсуждении данной проблемы. С детьми 8-9 лет, можно подробно обсудить только первые два-три пункта, а остальные коротко в общих чертах.

Дети в этом возрасте должны знать:

Что существуют наркотики, и какой вред они могут принести;

Почему так важна осторожность при виде незнакомых (и, возможно опасных) лекарств и других препаратов.

 

Заполнение судового журнала.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Краткая информация для ведущих:

Психоактивное вещество – любое вещество, которое при попадании в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Одной из важных особенностей психоактивных веществ является способность вызывать зависимость. К психоактивным веществам относятся наркотики, алкоголь, табак (никотин), кофеин и др. Среди этих веществ выделяют легальные и нелегальные. Легальными веществами являются алкоголь, никотин, кофеин, а также успокоительные и снотворные средства. К нелегальным психоактивным веществам относят наркотики.

Наркотик – психоактивное вещество, включенное в официальный государственный список наркотических и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте. В него включены социально опасные психоактивные вещества (производные конопли, опиумного мака, стимуляторы, депрессанты, а также целый ряд других веществ), способные даже при однократном их употреблении вызывать состояния измененного сознания или нарушения психического реагирования, быстрое формирование зависимости от них. В этот список входит 59 веществ.

Психоактивные вещества специфически действуют на психику (затормаживают или активизируют психические процессы, оказывают галлюциногенный эффект).

В основе формирования зависимости от наркотических или других ПАВ лежит привыкание – невозможность исключить его из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем; толерантность – необходимость постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата для достижения желаемого эффекта; нарушения функций организма.

Занятие № 7 Треугольник Непонимания.

 

Цели и задачи:

прорабатывание путей достижения взаимопонимания

обсуждение ситуаций, когда понимания не достигается, путей, которые дети используют, чтобы лучше понять или дать понять другим

невербальное общение, сплочение группы

умение сотрудничать

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: нет

 

Подготовка (5 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (10 мин.)

Ведущий напоминает, что корабль только что отплыл от острова Колдуна. Капитан командует взять курс Ост (восток). Штурман поворачивает штурвал, но корабль не слушается штурвала, продолжая плыть в направлении Зюйд приближаясь к Треугольнику Непонимания. Один из ведущих догадывается, что злой колдун сломал штурвал их корабля, когда якобы чинил его. Капитан продолжает пытаться выправить курс - отдает команду поднять паруса, но в этот момент ветер меняется, и корабль все равно сносит в сторону Треугольника. Ветер усиливается, начинается сильная качка. Участники имитируют сильную качку, носясь из стороны в сторону, хватаясь за всех и за все подряд (1-2 мин.). Затем ведущий-капитан говорит, что ветер внезапно стих, кругом стоит странная непонятная тишина. Ведущие сообщают команде, что корабль попал в самую середину Треугольника Непонимания.

 

Основная часть (60 мин.)

Обсуждение «Что такое непонимание?» (10 мин.)

Цель: развитие умений слушать друг друга и высказывать собственное мнение, сближение и сплочение внутри команды за счет обмена личным опытом, оценка актуальности проблемы.

Ведущие говорят команде, что для того, что бы отсюда попробовать выбраться, необходимо понять, что же такое Непонимание, встречался ли кто-нибудь с ситуациями, когда их не понимали. Команда садится в круг и начинает обсуждать, что же такое «непонимание», вспоминать о ситуациях непонимания, с которыми приходилось сталкиваться, что при этом каждый делает, какие чувства испытывает. Также команда обсуждает, как можно преодолеть непонимание. Например, для преодоления непонимания иногда хорошо отстраниться и посмотреть на ситуацию со стороны и попытаться разобраться в ней.

Упражнения (20-30 мин.) Сценки «когда мы не понимаем» (1) или Невербальное общение (2).

Цель: проработка, проигрывание сложных ситуаций, развитие умения разрешать конфликтные ситуации, достигать взаимопонимания.

Если участники затронули ситуации, когда непонимание происходит на уровне мировоззрения, воспитания и др. достаточно сложных уровнях, то можно всем вместе разобрать какую-нибудь ситуацию, предложить способы решения проблемы. Для этого хорошо подойдут упражнения-сценки, где команда (или несколько команд) выбирает ситуацию, в которой это непонимание проявилось, разыгрывают по ролям, а также в этой сценке показывают, что должны делать участники ситуации, чтобы разрешить это непонимание. На обдумывание ситуаций, способов выхода из них, репетицию сценок дается 5-15 минут. На демонстрацию перед остальными участниками или ведущими сценок, объяснение 10 минут. На обсуждение упражнения – 5 минут.

Цель: развитие навыков восприятия невербальной информации, фокусировка внимания на интонациях и жестах, развитие образного мышления.

Часто участники вспоминают, когда они не понимали язык или произношение кого-либо. В этом случае можно обсудить, как люди ориентируются в подобных случаях, как понимают суть сказанного и т.д. Ведущий рассказывает участникам о невербальной составляющей общения и предлагает игру, в которой водящий говорит остальным участникам какую-нибудь фразу, произнося только гласные или вообще другие звуки (кря-кря и др.). Задача участников угадать фразу или смысл послания.

Упражнение-игра «Угадай-ка» (15-20 мин.)

Цель: командное взаимодействие, развитие навыков восприятия невербальной информации, развитие артистизма и образного мышления, умения находить различные пути подачи информации, умения видеть различные значения одного и того же слова.

Для выхождения из треугольника Непонимания, проводится игра, суть которой заключается в том, что каждый член команды по очереди выходит и вытаскивает одну из заранее приготовленных ведущим бумажек со словами (это могут быть чувства, животные, предметы и т.д. – слова, принадлежащие к разным классам и не слишком абстрактные для детей этого возраста). Затем доставшееся слово нужно изобразить пантомимой перед командой. Команда должна угадать в течение 3 мин., что это за слово. Перед проведением игры капитан чертит на доске или на бумаге определенное число вопросительных знаков (» 3 ´ на число людей), которые при каждом отгадывании переделывает в восклицательные знаки.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Капитан торжественно объявляет, что корабль успешно вышел из Треугольника Непонимания. Команда корабля кричит «Ура!». Заполнение судового журнала. Обсуждение произошедшего.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 8 Водоворот Обиды.

 

Цели и задачи:

работа с чувством обиды

умение признавать свою обиду и высказывать ее

формирование умения конструктивного способа избавления от обиды

формирование умения прощать

умение принимать другого человека таким, какой он есть

умение прислушаться к состоянию другого человека

умение выйти на доверительный контакт с собеседником

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: мягкая игрушка, листы бумаги, ручки, карандаши.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Капитан напоминает команде, что корабль выходит из Треугольника Непонимания и дает команду взять курс (Ост) на остров Грусти, для того, чтобы запастись водой и пропитанием. Штурман поворачивает штурвал, моряки опускают паруса, ветер попутный.… И вдруг корабль начинает идти по кругу (о чем сообщает боцман) и капитан говорит команде, что корабль попал в Водоворот Обиды, о котором ходили слухи, но никто до конца им не верил. Говорят, что самое ужасное в этом водовороте, что он появляется тогда и там, где его никто не ждет.

 

Основная часть. (60 мин.)

Этапы конструктивного избавления от обиды:

Принятие и признание обиды.

Анализ причин поведения обидчика.

Прощение обидчика.

Этап генерации альтернативных способов решения проблемы.

Этап выбрасывания обиды.

Этап обсуждения последствий принятия выбранного решения.

Водоворот (5 мин.)

Цель: двигательная разрядка, снятие напряжения, фокусировка внимания на теме занятия.

Ведущий говорит детям, что их корабль затягивает на дно. Участники изображают, как кружит корабль - дети качаются и кружатся, держась, друг за друга, могут также кричать «Помогите!» (2-3 мин.). Затем ведущий говорит, что они попали в таинственное подводное царство. Ведущий говорит: «А теперь давайте возьмемся за ручки и тихо-тихо сядем на корточки». Капитан начинает свой рассказ о том, что он слышал про жителей этого подводного царства: «В этом темном царстве живет коварный злодей, который любит управлять чувствами других людей. Он залезает в мысли и говорит всякие гадости, от которых сложно отвлечься. Он говорит: «Бедный ты, бедный, все тебя обижают». И в этом царстве живут люди, которые поддались его влиянию. Они не смогли уйти от него и ходят обиженные на всех».

Появление обиженного жителя подводного царства (3 мин.)

Цель: умение говорить о своем чувстве; умение прислушаться к состоянию другого человека; умение выйти на доверительный контакт.

Выходит второй ведущий, который изображает обиженного человека, жителя этого царства. Он ходит по кругу и говорит: «Меня обидели. Меня обидели». Участники спрашивают: «Кто тебя обидел?». Он отвечает: «Все меня обидели! Меня никто не любит. Петька меня толкнул. А Васька дразнится и корчит рожи. Как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзываются. А вам бывает когда-нибудь обидно?».

Обучение детей конструктивному способу избавления от обиды:

Этап признания и принятия обиды. (10 мин.)

Цели игр «Мне обидно, когда …», «На что похожа обида»: обозначение важности проговаривания обиды, так как не проговорив она накручивается и затягивается как в водоворот. Принятие и признание права на чувство обиды.

Упражнение «Мне обидно, когда …» (5 мин.)

Дети пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда…» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Ведущий рассказывает детям, что все чувства, даже «плохие» мы имеем право принимать. Они помогают нам жить полноценной жизнью. (Листочки остаются у ребят.)

«Обиженный» радуется: «Как хорошо, что не только я умею обижаться. А давайте каждый, по очереди изобразим свою обиду».

Обсуждение-игра «на что похожа обида». (10 мин.)

Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на …» и изображает. Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на …, а моя обида похожа на…» и тоже изображает. Далее по принципу Снежного кома. Пример. Саша говорит: «Моя обида похожа на большой-большой дом без окон (показывает широко расставленными руками, какой этот дом большой)». Маша говорит: «Сашина обида похожа на большой-большой дом без окон (изображает), а моя обида похожа на злобного маленького зверька (тоже изображает)».

«Обиженный» говорит: «Да, моя обида похожа на большого монстра, который все время говорит мне о том, какие все плохие. Но мне эти темные мысли, про обиду, надоели. Хорошо бы найти способ как от них избавится».

Этап анализа причин поведения обидчика. (5 мин.)

Цель: проанализировать возможные причины обидного поведения других. Почему они так себя ведут? Попытаться встать на их место.

Ведущие советуют: «Постарайтесь понять обидчика. Возможно, у него есть свои причины и проблемы, которые вызывают такое поведение. Может, он получил двойку или у него плохое настроение, а может что-то более серьезное».

Этап прощения. (2 мин.)

Цель: развитие умения прощать, которое помогает избавиться от чувства обиды.

Ведущий предлагает:«Давайте постараемся простить человека, который вас обижает. Отделить личность от поступков. Ведь все люди могут ошибаться и совершать глупые поступки, которые могут обидеть других людей».

Участники совершают ритуал обиды, говоря по очереди: «Я прощаю того, кто меня обидел».

Этап генерации альтернативных способов решения проблемы. (10 мин.)

Цель: возможность отсроченного решения, не принимать вспыльчивых, опрометчивых действий.

«Обиженный»: «Ребята, а что сделать, что бы эта ситуация больше не повторялась?»

Вместе с участниками игры проводится мозговой штурм, в котором придумываются и записываются на доске, различные варианты разрешения проблемной ситуации (для примера можно взять обиды жителя подводного царства). Варианты могут быть самые разные, от глупых до смешных. Чем больше, тем лучше. Принимаются все предложения, без критики. Здесь действует принцип: «количество порождает качество».

Например:

попытаться понять Петьку и Ваську. Спросить, что у них случилось, поговорить по душам, попробовать выйти на дружеский контакт. Условие – после доверительной беседы, не распространять сплетни.

Пойти в спортивную секцию. Стать большим и сильным.

Найти свою нишу. Добиться успехов, в чем ты можешь (даже в самом глупом занятии).

Написать письмо (обидчику, близкому человеку).

Нарисовать карикатуру на этого человека.

Рассказать классному руководителю или близкому человеку.

Ходить в школу в шлеме и защитном костюме.

Не обращать внимания, игнорировать.

Дразниться, драться и толкаться в ответ.

Этап обсуждения последствий принятия выбранного решения. (5 мин.)

Цель: выбор наиболее эффективного способа.

Обсудить с детьми возможные последствия решений, оценивается эффективность и выполнимость предложенных вариантов.

Этап выбрасывания обиды. (5 мин.)

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: уничтожение обиды.

«Обиженный» предлагает скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда…» и выбросить в мусорное ведро со словами: «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

Примечание: следующие упражнения необходимы для снятия напряжения, накопленного во время занятия и создание положительного эмоционального фона после проработки чувства обиды.

Упражнение «Волчок» (5 мин.)

Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.

Участникам дается задание найти свободное место и вращаться, как волчок, по часовой стрелке. Можно нараспев произносить звук «и-и-и». Скорость вращения может быть любая, подходящая участникам группы.

Упражнение «Подарок» (5 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Ведущий: «А теперь по очереди подарим друг другу словесные и воображаемые подарки. Пример: «Я дарю тебе этот подарок, потому что ты очень хороший человек». Символом подарка может быть мягкая игрушка.

 

Завершение основной части. (10 мин.)

«Обиженный» благодарит ребят за помощь, говорит, что наконец-то почувствовал себя свободным от гнетущего чувства обиды. Теперь выход из этого царства открыт, и команда может продолжать свое путешествие. Мощным потоком воды корабль выбрасывает на поверхность. Ребята вместе с ведущими изображают этот процесс. Для этого все садятся на корточки, берутся за руки и высоко подпрыгивают с громким восклицанием (например: «Ура!» или «Свобода!»).

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по круг называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Занятие № 9 Фонтан Веселья.

 

Цели и задачи:

обсуждение и нахождение социально-приемлемых способов снятия напряжения

обсуждение способов проведения досуга

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: ритмичная, веселая музыка.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (10 мин.)

Корабль выходит из водоворота обиды и попадает в фонтан Веселья.

Ведущий описывает участникам, что корабль попал в удивительный мир. Кругом разноцветные брызги, светит солнышко, играет веселая музыка, слышен чей-то веселый смех.

Появляется фея (другой ведущий), которая говорит участникам, что корабль попал в Фонтан Веселья, где все легко, весело и приятно. Здесь команда может отдохнуть.

Основная часть (60 мин.)

Обсуждение способов отдыха (10 мин.)

Цель: установление большей эмоциональной близости посредством обмена личным опытом и участия в общем обсуждении; прояснение таких вопросов как: умеют ли дети отдыхать и какие способы свободного время препровождения им нравятся.

Фея спрашивает команду о том, как они проводят свое свободное время, какие еще способы хорошего отдыха им известны.

А также для веселого время препровождения фея предлагает те игры, которые знает она. Фея говорит: «А сейчас – время расслабляться и отдыхать».

Игра: «Танцы-противоположности» (15 мин.)

Цель: развитие умения распознавать различные эмоциональные состояния, фокусировка внимания на телесных проявлениях этих состояний.

Ведущий: «Я предлагаю вам поиграть в веселую игру. Разбейтесь по парам. Придумайте танец. В танце вы должны изобразить чувства. Чувства, которые вы изображаете должны быть разными, противоположными. Например, один из вас изображает веселый, а другой – грустный танец. Скажите своим танцем, что вам грустно-прегрустно или, наоборот, что вы счастливы. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями (1-2 мин.). Затем поменяйте танец».

Можно включить ритмичную музыку, подходящую к тем чувствам, которые вы предложите изображать. Танцы могут быть такими: нервный – спокойный, беспечный – озабоченный, сердитый – довольный, жадный – щедрый, трусливый – смелый, бунтарский – покорный, унылый – полный надежд, взволнованный – скучающий.

Примечание: поощряйте активность участников! Если кто-нибудь из команды предлагает свою игру, поблагодарите его и, можно поиграть в эту игру прямо на этом занятии, если нет, то фея может просто порадоваться что участники команды такие веселые ребята.

«Живые картинки» (5 – 10 мин.)

Цель: развитие артистических способностей, снятие напряжения, демонстрация детям одной из веселых игр.

Ведущий: «Разбейтесь на пары. В шляпе лежат бумажки с названиями животных. Ничего не говоря, вы должны показать, какое животное вы изображаете. Вы можете двигаться и издавать различные звуки, при этом ничего не говоря. Изображать звуки вы можете голосом, телом. Ваша задача – сохранить в тайне то, что вы изображаете, чтобы другие дети сами догадались и сказали об этом».

«Три лица, три чувства» (5 - 10 мин.)

Цель: невербальное выражение различных эмоций, снятие напряжения, разрядка, развитие умения настраиваться на эмоциональную волну другого человека.

Предложить детям представить выражения лиц при грусти, радости, злости и страхе. Пусть дети потренируются изображать эти чувства в усиленном варианте (очень сильную радость, очень сильную грусть и др.). Теперь поделите детей на пары. Пусть партнеры встанут спиной друг к другу. Каждый изобразит какое-нибудь чувство на лице. По сигналу ведущего поворачиваются друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руку.

«Жмурки на слух» (10 - 15 мин.)

Цель: развитие наблюдательности, снятие напряжения, демонстрация вариации одной из известных детских игр.

Стулья (по количеству участников минус водящий) ставятся в два ряда друг напротив друга. Участники садятся, водящему завязывают глаза. Задача участников поменяться местами с сидящими в противоположном ряду. Если участник встал со своего стула, то не может на него садиться, при переходе на другую сторону нельзя делать шаги назад. Если водящий дотронулся и схватил переходящего или вставшего участника, то тот, кого схватили, становится водящим, а водящий садиться на его место. Водящий старается внимательно слушать и на слух определять, не пытается ли кто-то поменяться местами… Хватать сидящих участников нельзя.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Капитан говорит о том, что внезапно корабль начинает покачиваться из стороны в сторону и куда-то плыть. Мощным толчком (всей команде можно присесть и еще как-нибудь изобразить резкий перепад высоты) корабль выбрасывает в неизвестно куда. Вокруг тишина, много водорослей. Похоже, корабль попал в Саргассовы Лени. Если корабль цел и за время игры не потерпел крушения (что периодически случается, когда кто-нибудь из команды случайно сдвигает или опрокидывает части корабля), то он натыкается на риф и терпит определенные поломки (например, рушится часть борта). Ведущий говорит о том, что корабль застрял в водорослях и предлагает сделать привал.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.307 сек.