Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия экономического и социального развития регионов




Миссия и цели развития регионов в долгосрочном периоде. Особенности прогноза социально-экономического развития, его инерционность и целевые задачи развития. Государственные инструменты экономического и административного стимулирования.

Раздел 5

«История культуры и литературы стран Европы и Америки»

 

1. Культура Древней Греции: периодизация и общая характеристика периодов. Доклассический и классический периоды, культура Эллинизма. Понятие «античность». Истоки древнегреческой литературы. Мифология.

2. Европейская культура средневековья (V – XIV вв.): Становление средневековой культуры. Синтез античного и варварского начал. Влияние христианской церкви. Остготское (Боэций, Кассиодор) и вестготское возрождение (Исидор Севильский). Развитие просвещения; обращение к классическому наследию; дворцовая академия Карла Великого; идея всеобщей системы образования; распространение школ, библиотек, скрипториев. Рыцарская литература. Лирика трубадуров и труверов, ее жанры. Появление рыцарского романа. Фаблио, шванки. Лирика вагантов. Романское и готическое искусство.

3. Западноевропейская культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.). Предпосылки и источники формирования. Понятие “Возрождение”. Эстетика Ренессанса. Понятие красоты, роль гармонии. Человек как эстетическая категория. Гуманизм как идеология Возрождения (светскость, антропоцентризм, рационализм, индивидуализм; новый нравственный и эстетический идеал; пора на античность). Искусство: новая техника и приемы (Джотто и Дуччо); грандиозность и величие архитектурных сооружений; Леонардо да Винчи (гармония в образах мадонн; историческая живопись; новый тип монументальной фрески; “Тайная вечеря”); Микеланджело (росписи Сикстинской капеллы, слияние живописи и архитектуры); гармонический идеал в мадоннах Рафаэля.

4. Искусство “Северного Возрождения”. Хронологические рамки и центры Северного Возрождения. Основные черты и особенности (реализм, демократизм, светскость, поддержка абсолютизма, влияние Реформации). Нидерландская художественная школа (Робер Кампен, Ян ван Эйк, Иероним Босх). Искусство Германии: творчество А. Дюрера. (“Всадники” Апокалипсиса); развитие портрета (Ганс Гольбейн Младший). Светское течение в искусстве Франции: Жан Гужон (декор Лувра); “Школа Фонтенбло”: Россо, Приматиччо; портретная живопись (Жан и Франциск Клуэ).

5. Западноевропейская культура в первой половине XVII в.: становление раннебуржуазной культуры. Подрыв идеологической роли церкви. Воздействие Реформации на художественную культуру. Рост значения абсолютистских государств в развитии культуры. Неравномерность культурного развития различных стран и регионов. Становление классицизма в литературе (драматургия П.Корнеля, Ж.Расина). П. Корнель «Сид» как произведение, отражающее исторические сдвиги в национальных судьбах Франции начала XVII в. Ж. Расин «Федра», «Андромаха» - противоречия мировоззрения писателя и их отражение в творчестве. Основные направления развития западноевропейского искусства – стиль барокко (преобладание светского течения в архитектуре; садово-парковые ансамбли; поэтизация обыденного); Питер Пауль Рубенс; А. Ван-Дейк; Рембрандт. Становление классицизма в искусстве и его сочетание с барокко в архитектуре.

6. Западноевропейская культура в начале нового времени. Особенности английской культуры (пуританизм и культура) и литературы (последний период творчества У. Шекспира, Джон Мильтон). Роль абсолютной монархии в культурной жизни Франции (стиль Людовика XIV). Придворный классицизм в литературе – Ж.Б. Мольер («Тартюф», «Дон Жуан») вершина французской литературы XVII в. Богатство жанров драматургии, связь с народным театром. Панорама французского общества, собирательные образы дворянина, буржуа, плебея.

7. Жанровое многообразие искусства и литературы европейских стран в эпоху Просвещения: Англия: Просветительский реализм в литературе Д.Дефо. «Гимн труду» в произведении «Робинзон Крузо». Политическая сатира Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера» как обобщающая сатирическая картина современной английской действительности. Франция: Психологическая проза А.Ф.Прево «Манон Леско». Мещанская драма Д.Дидро «Монахиня». Драматургия О. Бомарше «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро». Начало сентиментализма в литературе Л. Стерн «Сентиментальное путешествие» (Англия) и Ж.Ж.Руссо «Юлия, или новая Элоиза». Германия: “Веймарский классицизм” И.Гете и Ф.Шиллера. Изобразительное искусство: Англия: Просветительский реализм У.Хогарта. Академическая живопись второй половины XVIII в. (Д.Рейнольдс, Т.Гейнсборо). Франция: Расцвет стиля рококо (Л.М. Ванлоо, Ф.Буше, Ж.Б. Лемуан).

8. Романтизм в художественной культуре стран Европы и США в конце XVIII – первой половине XIX в. Англия – “озерная школа”, мятежный романтизм Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли и Джона Китса, творчество У. Блейка. Романтическая проза, исторический роман В.Скотта. Франция – консервативный романтизм в литературе (Ф.Р. де Шатобриан). В.Гюго – теоретик романтического театра. Историческая романистика А.Дюма. Германия – прогрессивный романтизм в поэзии и литературе (И.В. Гете, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне). Американский романтизм: старшее (И. Ирвинг, Ф. Купер) и младшее (Г. Мелвилл, Э. По, Г. Лонгфелло) поколения романтиков.

9. Реализм в художественной культуре Западной Европы и США в первой половине XIX века. Основные эстетические принципы критического реализма. Начало размежевания демократической и буржуазной культуры. Реалистическое искусство в Англии: социально-бытовой роман Ч. Диккенса, У. Теккерея, сестер Бронте. Французское реалистическое искусство: художественная проза Стендаля, Бальзака, Мериме. Особенности немецкого реалистического искусства: передовая немецкая литература и поэзия (Л. Берне, Г. Бюхнер). Первые проявления критического реализма в художественной культуре США: аболиционистская литература (Г. Бичер-Стоу).

10. Художественная литература стран Европы и Америки второй половины XIX - начала ХХ вв.: Критический реализм в литературе: Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» - история английского общества. Вершина критического реализма во французской литературе – творчество Г. де Мопассана. Критический реализм в романах Томаса и Генриха Манн («Доктор Фаустус» - итог многолетних размышлений писателя над проблемами современной культуры; «Верноподданный» - роман о Вильгельмовской Германии, критика шовинизма и империализма). Критический реализм М. Твена, О`Генри, Дж. Лондона, Т. Драйзера. Творчество Г. Уэллса «Машина времени», «Война миров» - жанр научной фантастики. (Угроза человечеству, проблемы технического прогресса, пути развития цивилизации, обезличивание индивида). Натурализм в литературе и его развитие (Э. Золя «Жерминаль», «Западня»). Эстетика импрессионизма в литературе – Марсель Пруст. «В сторону Свана» - роман потока сознания, господство инстинктивной памяти, субъективных ассоциаций.

11. Художественная культура второй половины XIX - начала ХХ вв. в странах Европы и Америки: Франция: Импрессионизм (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, Э. Дега, О.Ренуар). Постимпрессионизм (П. Сезанн, А. Матисс, П. Гоген, В. Ван-Гог). Начало творчества П. Пикассо. Скульптура О. Родена. Новая архитектура (Эйфелева башня). Германия: Политическая графика К. Кольвиц. США: Школа “мусорного ящика”.

 

12. Художественная литература первой половины ХХ века: реалистическая школа. Исторические условия развития литературы. Тема потерянного поколения в американской и европейской литературе (Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэй). Творчество Ф.С. Фицжеральда («Великий Гэтсби», «Ночь нежна» - романы об американцах и американской «мечте»).

13. Модернизм в художественной литературе первой половины ХХ века. Творчество Дж. Джойса, Ф. Кафки. Модернизм в Англии, натурализм, эстетика безобразного, поток сознания Дж. Джойса в «Улисс». Франц Кафка – «тайновенчанный король немецкой прозы» (Г. Гессе): общая характеристика прозы, ощущение распада мира, глубочайшей враждебности его человеческой индивидуальности, стиль от экспрессионизма к абсурду.

14. Экзистенциализм в литературе первой половины ХХ века. Эстетика экзистенциализма. Французский «литературный экзистенциализм» - Андре Жид («Имморалист» - абсолютная ценность собственного «я», его право самоутверждения в любом поступке. Альберт Камю – абсурд, всевластие смерти, ощущение одиночества и отчуждения от «омерзительного» внешнего мира. Эволюция творчества от «Постороннего» к «Чуме». Жан-Поль Сартр. Вопрос о свободе человека и необходимости, сознание абсурда бытия, отчуждения «Стена».

15. Изобразительное искусство ХХ века: идеи и практика “стиля модерн”. Проблемы модернизма и его основные течения: фовизм (А. Матисс), наивная живопись (А. Руссо), экспрессионизм (Э. Мунк. Л. Кирхнер); кубизм (Ж. Брак. П. Пикассо), абстракционизм (объединение “Баухауз” и В. Кандинский), футуризм (Дж. Балла), сюрреализм (С. Дали).

16. Художественная культура второй половины ХХ века: постмодернизм ( неореализм, поп-арт, оп-арт). Мировой литературный процесс послевоенного периода. Смена парадигмы личности – зависимость человека от окружения, растворенность в нем. Границы между Большой и паралитературой. Виды паралитературы: комикс, фотороман, кинороман, авантюрная литература, вестерн, детектив, роман ужасов, фантастика. Паралитература и ее эстетика. Ставка на массовость. Литература китча. Американская литература – Т. Уильямс «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание» – тема хрупкой красоты, непонимания людей, рокового одиночества. Литература послевоенной Германии, различия в сфере идеологии Западной и Восточной Германии. Тема войны, фашизма, обманутого поколения, погубленной молодости. Творчество Г. Бёлля – повествование о трагической судьбе нации. Французская литература – С. Беккет «В ожидании Годо» (театр абсурда). Грэхем Грин – ведущий послевоенный писатель Великобритании, жанровое своеобразие творчества, отражение современных проблем «Комедианты».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.