Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые занятия[5] и образовательные технологии




Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _1,777…______ зачетных единиц. Всего _64_______часов. Аудиторные занятия ____32_______часов, в том числе интерактивных занятий ______________часов[2]. Самостоятельная работа[3] ____32____часов.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции[4] Практ. Лабор.  
1. Лексика как уровень языковой системы и раздел науки о языке          
2. Слово как единица языка. Лексическое значение в языке и речи.          
3. Лексика как система..          
4. Фразеология          
5. Стилистическая дифференциация лексики и фразеологии литературного языка.          
6. Лексическая система с точки зрения сферы употребления.          
7. Лексика и фразеология с точки зрения ее актуальности          
8. Лексика и фразеология с точки зрения происхождения.          
9. Лексикография. Типы словарей.          
Итого часов          
з.е. 1,777… 0, 888888888888889 0, 888888…
№ п/п Наименование разделов дисциплины, тем Содержание темы
1. Лексика как раздел науки о языке и фрагмент языковой системы Предмет и задачи лексикологии. Лексика как раздел науки о языке и уровень языковой системы. Специфика лексического уровня, его открытость. Роль лексики в категоризации ментальных образований (концептов). Языковая картина мира и национальный менталитет. Лексикон, его свойства и роль в развитии языковой личности. Ассоциативно-вербальная сеть.
2. Слово как единица языка. Лексическое значение в языке и речи. Лексическое и грамматическое значение. Функции слова. Обобщающий характер слова. Слово и понятие. Мотивированные/немотивированные значения. Словообразовательная, этимологическая и лексическая мотивация значения слова. Языковое сознание носителя языка и мотивированность. Внутренняя форма слова, народная этимология. Детская этимология. Коннотативные значения. Структуризация значения методом оппозиций: дифференциальные и интегральные компоненты (семы). Однозначные и многозначные слова. Актуализация лексического значения в речи. Основные типы лексических значений. Значения свободные, фразеологически связанные, синтаксически обусловленные. Многозначность. Виды переносов значений. Омонимия.
3. Лексика как система. Парадигматические отношения в лексической системе. Лексико-семантические подсистемы. Семантическое поле. Гипонимические отношения. Тематическая группа. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Синонимы и многозначность. Доминанта синонимического ряда. Логическая основа синонимии. Виды синонимических рядов. Функции синонимов в языке и речи. Антонимы и энантеосемия. Антитеза, ее значение в художественной речи. Виды антонимов (по частям речи, однокорневые, по семантическим группам).
4. Фразеология Фразеологические обороты, их признаки. Пословицы и поговорки. Их роль в обучении русскому языку младших школьников. Фразеологические единицы русского языка по В.В. Виноградову. Взгляд на фразеологизмы А.И. Молоткова. Широкий подход к проблеме фразеологизации языка. Взгляды М.В. Копыленко.
5. Стилистическая дифференциация лексики и фразеологии литературного языка. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная дифференциация лексики. Лексика основных пяти стилей литературного языка.
6. Лексическая система с точки зрения сферы употребления. Общеупотребительная лексика как ядерная часть общенародного языка. Лексика ограниченного употребления. Просторечная лексика. Диалектизмы. Жаргонизмы. Арго. Профессионализмы и термины. Активные процессы, касающиеся лексики ограниченного употребления, в современном русском языке.
7. Лексика и фразеология с точки зрения ее актуальности Понятие активного и пассивного словарного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Агнонимы.
8. Лексика и фразеология с точки зрения происхождения. Общее понятие об исконной и заимствованной лексике в русском языке. Этимология. Противопоставление лексики исконной и заимствованной. Относительность этого противопоставления. Общеславянская лексика индоевропейского характера, общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика. Понятие основного словарного фонда. Заимствования в русском языке и их освоение. Типология неполностью освоенных заимствованных слов. Проблема лексической основы современного русского языка в русском и зарубежном языкознании. Старославянизмы. Неологизмы на базе старославянского языка. Старославянский (церковнославянский) язык и современная школа.
9. Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические словари. Словари терминов. Лингвистические словари. Толковые словари. Способы толкования слов в толковом словаре. Строение словарной статьи. Значение помет. Нормативные и ненормативные словари. Этимологические словари. Словари агнонимов. Особенности словарей синонимов, антонимов, омонимов. Словарь В.И. Даля и сфера его применения.
№ п/п Наименование смежных дисциплин № разделов данной дисциплины
                 
1. Введение. Фонетика. х х              
2. Словообразование   х              
3. Морфология   х              
4. Технология анализа художественного текста   х х х х х х х х
5. Методика преподавания русского языка. х х х х х х х х х
6. Методика преподавания литературного чтения. х х х х х х х х х

 

Тема группового занятия Компе-тенция (и) Образователь-ные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии Продукт деятельности[6]
  Лексика как раздел науки о языке и уровень языковой системы ОК-1 СК-2 Понимание значимости лексического уровня в ин-теллектуальном, моральном и эмоциональном развитии ребенка. Семинар: обсуждение тем 1) Роль лексики в категоризации ментальных образований (концептов). 2) Языковая картина мира и национальный менталитет. 3) Лексикон, его свойства и роль в развитии языковой личности. 4) Ассоциативно-вербальная сеть. Подготовка и компьютерная презентация обобщающих схем по каждой теме Резюме презентации по каждому вопросов
  Типы лексических значений СК-2 Умение анализировать типы лексических значений по схемам Практическое занятие в соответствии с планом Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов) Слайды с обобщающими схемами
  Лексика как система. ОК-1, СК-2 Навык элементарного семантического анализа методом оппозиций Практическое занятие в соответствии с планом. Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов) Слайды с обобщающими схемами
  Лексическое значение в языке и речи. ОК-1, СК-2 Навык контекстуального анализа Семинар (демонстрация и обсуждение иллюстрирующих слайдов) Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов) Слайды с обобщающими схемами
  Фразеология СК-2 Навык интерпретации фразеологизмов, использования их в устной речи и текстах. Семинар (обсуждение обобщающих схем); практическое занятие в соответствии с планом Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов) Слайды с обобщающими схемами Толковый словарь фразеологизмов на материале учебника РЯ и ЛЧ
  Дифференциация лексики и фразеологии по сфере употребления ОК-1, СК-2 Углубление навыка сознательного владение речью в соответствии с коммуникативной ситуацией Практическое занятие в соответствии с планом Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов Слайды с обобщающими схемами
  Стилистическая дифференциация лексики и фразеологии СК-2 Углубление навыка сознательного владение речью в соответствии с коммуникативной ситуацией Практическое занятие в соответствии с планом Подготовка обобщающих схем (демонстрация слайдов Слайды с обобщающими схемами
  Лексика и фразеология с точки зрения ее актуальности ОК-1, СК-2 Навык определения и интерпретации неактуальной лексики Семинар 1) проблема актуальности лексики в наши дни и агнонимия 2) типы устаревших слов 3) типы неологизмов 4) типы агнонимов и дифференцированное отношение к агнонимии Подготовка обобщающих схем и иллюстраций к ним (демонстрация слайдов Слайды Словарь агнонимов с иллюстрациями
  Лексика и фразеология с точки зрения происхождения. ОК-1, СК-2 Формирование осознанного отношения к исконной и заимствованной лексике Семинар 1) исконная лексика и ее типология 2) старославянизмы и их роль в русском языке 3) типы заимствований и их освоение 4) семантика родного и заимствованного слова в личном лексиконе 5) Подготовка обобщающих схем и иллюстраций к ним (демонстрация слайдов Слайды Объяснительный словарь на материале практического задания
  Контрольная работа          

В примерном плане групповых занятий должна быть обозначена цель занятия, примерные вопросы (проблемы) для обсуждения, примерные задания, темы докладов (выступлений на групповом занятии), литература по данному вопросу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.