Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Типы переносных значений




Практические занятия

Вопросы и задания. [7]

I. Что понимается под многозначностью (полисемией) слов? Какое значение слова называется прямым? Какое – переносным?

1. Найдите однозначные и многозначные слова в отрывке из рассказа А.Землянского.[8]. Определите, какие слова употреблены в прямом, а какие в переносном значении. Спланируйте работу над этим отрывком в 3 классе.

- Дядя Петя, а что вы делаете? – спросил Коля.
- Огонь зарываю в землю.
Недоумение боролось у Коли с недоверием.
…Через тридцать дней клумба в самом деле запылала. Огонь покачивало лёгким ветерком, но яркие язычки пламени упрямо тянулись к небу. Это были кумачово-дымные, похожие на огонь цветы – сальвии.

2. Найдите слова в переносном значении. Подберите словосочетания, в которых актуализировались бы прямые значения этих слов.

Образец: Цветовая гамма - гамма до мажор.

Политический климат, железнодорожное полотно, тонкий слух, глубокий ум, свежий взгляд, спектр услуг, сферы влияния, формирование архитектуры европейской безопасности, кружевная тень деревьев, экологическое равновесие.

 

3. Найдите слова в переносных значениях, определите тип переноса.

Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, - а в тот день случись воскресенье, - выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и шелка, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку (Н.В. Гоголь).

 

4. Найдите в учебниках по русскому языку и книгах для чтения задания, которые направляют внимание учащихся на явление многозначности.

II. Какие существуют типы переноса наименования?

1. Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Типы переноса наименования

 

Способы переноса значения слова Метафора Метонимия Синекдоха Перенос по функции
Отличительные черты        
Примеры        

2. Определите, в каких значениях употреблены слова золотой, золото. Определите типы переноса наименований.

1. а) Мы с тобой, жена, обручалися, Золотыми кольцами менялися! (М. Лермонтов). б) И над пустынею пророка Встал тихо месяц золотой! (М. Лермонтов). в) Кони ржали и храпели, Очи яхонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струится золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты (П. Ершов). г) Солнце село на волну, Золотой Копной Соломы Медленно Пошло ко дну. Проплывает золотая Туча с выводком тучат. Солнце в море утопает - Лишь соломинки торчат. (С. Козлов). д) Золотые космы по хитону Разметала белая рука (С. Есенин). е) Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый золотые переливы (А.А. Фет). ж) Ты восхитительна! ты пышно расцветаешь… И пурпуром ланит, и золотом кудрей (Н. Языков). з) Кому-то пятками уже не мять по рощам Щерблёный лист и золото травы (С. Есенин). и) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река (М. Горький). к) И железная лопата В каменную грудь, Добывая медь и злато, Врежет страшный путь (М. Лермонтов). л) В багрец и золото одетые леса (А. Пушкин). м) Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых (С. Есенин). н) Не всё то золото, что блестит (посл.). о) «Золото, золото падает с неба!» - Дети кричат и бегут за дождём. (А. Майков). п) Отговорила роща золотая Березовым веселым языком (С. Есенин).

2. а) Хочешь золота али жемчугу? (М. Лермонтов). б) Во дворце я буду жить, Буду в золоте ходить (П. Ершов). в)... Максим Петрович: он не то на серебре, на золоте едал. (А. Грибоедов). г) Он выигрывал беспрестанно, и загребал золото, и клал ассигнации в карман (А. Пушкин).

3. В приведенных ниже предложениях найдите слова с переносным значением. Определите тип переноса наименования.

1.Он стал выдавать себя за другого, телеграфируя вперед, что едет инженер, или врач-общественник, или тенор, или писатель. 2. Рио-де-Жанейро – это хрустальная мечта моего детства. 3. «Читали про конференцию?» - обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. 4. -Я скажу вам откровенно, - отвечала панама. 5. Бернсторф – это голова!- отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. 6. Посторонним лицам вход запрещен. (Из произведений И.Ильфа и Е. Петрова).

4. В приведенных ниже строках найдите слова с переносным значением, определите тип переноса наименования. Объясните значение выделенного слова. Назовите автора и название сказки.

Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету.
Девки сыплют изумруд
В кладовые да под спуд.

 

5. Выпишите метафоры (в словосочетании), распределив по группам. Продолжите списки своими примерами.

Метафора
языковая обще-поэтическая индивидуально-авторская
сохранившая образность утратившая образность
       

1. Два ведра серебряных с речки принесём....Реченьку жемчужную в ковшик зачерпнём (С. Козлов). 2. Затуманились лощины, серебром покрылся мох (С. Есенин). 3. Трава, поблекшая, в расстеленные полы сбирает медь с обветренных ракит (С. Есенин). 4. И взлетел он на рояле, нажимая на педали. У рояля есть одно крыло (А. Вознесенский).

6. Составьте или подберите из литературы по 2-3 предложения так, чтобы одно и то же слово было употреблено в разных значениях. Определите типы этих значений. Можно воспользоваться следующими словами:

бронза, бронзовый, сердце, ласточка, орел, угол, температура, солнышко, формула, звезда.

III. С учетом характера лексической сочетаемости значения слов могут быть свободными и несвободными. Какие виды несвободных значений слов вы знаете?

 

1. Найдите слова в свободных и несвободных с точки зрения сочетаемости значениях (синтаксически обусловленных, конструктивно ограниченных или фразеологически связанных).

а) 1. “Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождем я весь промок С головы до самых ног” (П. Ершов). 2. “Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею, Вишь, какая саранча!” (П. Ершов). 3. Сказка - умница и прелесть, С нами рядышком живёт... (Ю. Мориц).

б) 1. Имел он счастливый талант [...] Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. 2. Она, пророчествуя взгляду Неоценимую награду, Влечет условною красой Желаний своевольный рой. 3. Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку.
4. Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. 5. Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет. 6. Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло, Ночное небо над Невою И вод веселое стекло не отражает лик Дианы, Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы! (А. Пушкин). 7. Сколько свинцового яда влито, Сколько чугунных лжей… Моё лицо / никак не выжмет / штангу / ушей. (А. Возн.).

 

2. Распределите словосочетания в 2 столбика так, чтобы в одном были слова со свободными значениями, в другом – одно из слов было бы конструктивно ограниченным или фразеологически связанным.

Формула успеха, Формула 1; пламя костра, пламя страсти; зеркало затона, зеркало Венеры, зеркало души; песня жаворонка, лебединая песня, муки творчества, история любви; огонь желаний, смысл жизни.

 

3. Сопоставьте значения выделенных слов. Охарактеризуйте их с точки зрения мотивированности, соотнесения с реальной действительностью, сочетаемости. Подчеркните их как члены предложения.

1) Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка (А. Барто). Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен. Страшно в лапы волку серому попасть (А. Блок). Зайка моя, я твой зайчик (Ф. Киркоров).

2)...Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Всё на яблоко (А. Пушкин). Мимо белого Яблока луны, Мимо красного Яблока заката Облака Из неведомой страны К нам спешат И опять бегут куда-то (С. Козлов).

3) Я на солнышке лежу. Я на солнышко гляжу (С. Козлов). Милая моя, Солнышко лесное. Где, в каких краях, встретишься со мною (С. Митяев).

 

4. Найдите слова в переносных значениях. Определите тип переноса, сопоставив данные значения с прямыми.

1. Спортивные костюмы врассыпную кинулись в заросли кустарника... Камуфляжные комбинезоны преследовали бандитов (Д. Корецкий). 2. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М. Лермонтов). 3. Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой (А. Грибоедов). 4. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет (А. Пушкин). 5. Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде (А. Грибоедов). 6. К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели (А. Грибоедов). 7. Что он едет ко двору Доложить о всем царю. И оставив часть отряда, Он поехал для доклада (П. Ершов). 8. Весь конюшенный завод Царь в приказ мне отдает (П. Ершов). 9. Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар, И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед (А. Пушкин). 10. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит... (А. Пушкин).

 

5. Найдите в приведенных ниже текстах современной городской рекламы (надписи на рекламных щитах) слова, значения которых неясно, расплывчато. Чем, на ваш взгляд, вызвана эта неточность словоупотребления?

1. «Превратим полезную площадь в жилую» (рекл. магазина стройматериалов).

2. «”Mars”- 5 сладких раз» (рекл. шоколадного батончика «Mars»).

3. «Приятные от ношения» (рекл. одежды).

4. «”Bond”. Гармония вкуса» (рекл. сигарет «Bond»).

5. «Распахните свой взгляд!» (рекл. туши для ресниц).

6. «На волнах скорости» (рекл. пароочистителя).

7. «Бесконечный красный» (рекл. краски для волос).

8. «Примерь реcницы размера XXL» (рекл. туши для ресниц).

9. «Изысканное очарование здоровья. Конец засухи для моей кожи» (рекл. крема для лица).

10. «Стиль в едином пространстве» (рекл. торговой марки одежды).

11. «Сумочка навсегда» (рекл. женских сумок).

12. «Лекарство от будней» (рекл. билоогической добавки к пище).

13. «Удовольствие – дело техники» (реклама сети магазинов бытовой техники).

14. «Только с 1 по 15 сентября! Ученикам – «труба»! Только для детей!» (реклама сети салонов мобильной связи).

6. Оцените употребление слов в названиях: понятны ли они, соответствуют ли они тому, что ими названо, всегда ли учитываются оценочные свойства слов в переносном значении?

1. «Непокоренная вершина автоугонщика» (рекл. новой системы автосигнализации; надпись на рекл. щите).

2. «Охранно-страховое общество “Аллигатор”» (рекл. объявление).

3. «Анчар» (название продуктового магазина в районе станции метро «Победа»).

4. «Вкусный дедушка» (название заметки о пожилом победителе конкурса «Лучший кулинар Петербурга»).

5. Современные авиакомпании существенно сокращают пребывание человека на земле (газ.).

6. «Вечером в парке будет вечер. У нас на костре лучшие люди села» (объявление).

7. Мы сохранили молочную зрелость горошка и кукурузы, чтобы в ваших блюдах была изюминка: горошинка и кукурузинка. (телевизионная реклама консервов).

8. Пусть ваши волосы не теряют головы (реклама шампуня от потери волос).

9. Почувствуй себя легче. (телереклама средства для похудания).

10. Грипп не пройдет (телереклама от лекарства от гриппа).

 

7. Выпишите слова с переносным значением, определите тип переноса наименования, приведите пример употребления этих слов в прямом значении.

1. Сиреневая спина вздрогнула, но, вероятно, случайно, ибо не мог же иностранец понять то, что говорили по-русски Коровьев и его спутник. (М. Булгаков).

2. «Я не сплю…» - заикается козлиная бородка (А. Чехов).

3. Минск рассчитывает на увеличение инвестиций. («Время новостей»).

4. Мне с тобою пьяным весело – смысла нет в твоих рассказах. Осень ранняя развесила флаги желтые на вязах (А. Ахматова).

5. Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде (Ф. Тютчев).

6. Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе своей рукой убрал я со стола (А. Блок).

7. «”Бельгийский мускул” хочет встретиться с Владимиром Путиным» (заголовок статьи в газете о визите в Москву Ж.К. Ван Дамма).

8. Со всей «Губмогилы» непременно предпочтение Надюше отдать нужно…(М. Зощенко).

9. Не смотри на меня своими акварельными глазами! (К. Федин).

 

8. Дополните таблицу 2 примерами. Приведите по два примера для каждого столбика таблицы[9].

 

Таблица 2

Типы лексических значений слов в русском языке

1. По способу номинации 2.По возможности лексической сочетаемости семантических отношений 3. По степени семантической мотивированности 4. По характеру выполняемых функций
прямое л. з. переносное л. з. свободное л. з. несвободное л.з. немотивированное л. з. мотивированное л. з. номинативное л. з. экспрессивно-синонимическое л. з.
фразеологически связанное синтаксически обусловленное конструктивно ограниченное
                   

 

9. Найдите в словаре С.И. Ожегова данные ниже слова, определите их семантическую структуру; у многозначных слов охарактеризуйте направление, основание переноса, степень образности, выявите общие смысловые компоненты разных значений.

Стекляшка, конверт, автореферат, галоп, кирпич, колли, лиса, расценка, самосев, самотек, дубликат, треугольный, стройка, галочка, доярка, дружина, крушение, крючок, лимонад, лисичка, самородок, укрытие, лимузин, зачет, упряжка, звонок, краб.

10. Опишите лексические значения выделенных слов в отрывках из произведений Михаила Зощенко.

1) - Ты что ж это, бродяга! - кричала баба, доходя в некоторых словах до полного визгу. - Ты кого ж посадил-то, черт рваный? Обормот, горе твое луковое! 2) А инвалид, чертова перечница, несмотря на это, в самую гущу втерся. 3) “Вот-те, думают, клюква, с чего ж это мы, уважаемые граждане, разодрались?” 4) А деверь, паразит, отвечает: - Об чем речь, говорит… 5) Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. 6) Весь вагон с неудовольствием и раздражением смотрел на суетливую фигурку старика. 7) А она, жаба, отвечает тихими устами…

 

11. Определите, какими средствами создается эффект комического? Проанализируйте данное лексическое явление.

- …И даже Стиганд, архиепископ Кентерберийский, нашел это благоразумным…

- Что это он нашел? – спросил Робин Гусь.

- Нашел это, - отвечала Мышь. – Ты что, не знаешь, что такое «это»?

Л. Демурова

 

12. Вставьте на месте пропуска подходящее по смыслу определение. Сравните подобранные вами слова с авторским эпитетом.

Лужи снова затянуло … льдом. (Вафельным) (И. Ильф и Е. Петров).

 

13. Какие лексические явления лежат в основе названий художественных произведений. Определите их авторов.

1. Большой секрет для маленькой компании. 2. В очках и без очков. 3. Дом гнома, гном - дома! 4. Пузатый чайник. 5.Это - да! Это - нет! 6. У котёнка работёнка. 7. Море чудес. 8. Хохотальная путаница. 9. Ненаглядное пособие. 10.Великое закрытие. 11.Котёнок по имени Гав. 12.Вредные советы. 13. Книга о вкусной и здоровой пище Людоеда: а) баловень по-домашнему с раскисшими неженками; б) перечащий мальчик со сладкими перцами; в) шалун в шоколаде; г) шашлык из шалунишек; д) путаник в макаронах; е) садовые гулёны с дикорастущими гуляками; ж) голубцы с глупцами; з) биточки из отлупленных мальчиков; и) вонючка с ванилью; к) грубиян с грибами; л) мучные блюда из почемучек; м) опостылевший надоеда в горячих печёнках. 14.Легенды и мифы Лаврового переулка: а) дикие тапочки; б) буквы и картинки; в) третье попадание в милицию; г) гадание по картам и глобусу; д) гадание по рукам, ногам, ушам и шее.

14. Какими лексическими средствами создается эффект комического в миниатюрах радио, телевидения, газет?

1.Мы приехали сюда со всех концов света, и каждый привёз с собой свою частичку конца света. (КВН. Из реплик команды “Дети лейтенанта Шмидта”). 2. Легко ли в постоянно расширяющейся вселенной найти суженую? 3. Не знаю, что вы принимаете от головы, но вам это не помогает. 4. Диктую большими буквами: рекламная служба Русского радио. 5. Глобус - это чучело Земли. 6. Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме. 7. Одни жены хорошо пекут, другие - допекают. 8. Цепь брака настолько тяжела, что нести ее приходится вдвоем, иногда втроем (А. Дюма-сын). 9. Свободная печать – страж свободы; печать связанная – её бич (М. Робеспьер). 10. Не мотай на ус то, что тебе вешают на уши (Ю. Красников). 11. Здоровье не купить, им можно только расплатиться (И. Белякова). 12. Рядом с красотой ум и сердце всегда производят впечатление бедных родственников. 13. Стоит пройти огонь и воду, чтобы медные трубы сдать в металлолом. 14. Мы слишком долго жили в избушке на ножках Буша. 15. Юмор бывает блестящим и матовым. Последний доходчивее (И. Шевелев). 16. Не надо фамильярно похлопывать Кавказ по хребту (С. Алешина). 17. Ахиллесовой пятой чаще всего бывает голова (Л. Ишанова). 18. Повышая голос – понижаешь интеллект (В. Посоховский). 19. Глоток свободы можно и не закусывать (Г. Малкин). 20. Это не жизнь дорогая, а мы дешевые (А. Мариненков). 21. Жизнь дорожает потому, что вчерашняя роскошь – это сегодняшняя необходимость (Г. Дребышевский). 22. Чем больше жизнь дорожает, тем больше обесценивается (Л. Михайлюк). 23. Девушка – это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в глаз, проходит через сердце, бьёт по карману и выходит боком (С. Тисленко). 24. Естественный отбор – это изъятие денег у мужа после получки (А. Рас). 25. К одним женщинам нужен подход с лаской, к другим – лучше с соболем или норкой (А. Борина). 26. Добившись руки любимой, вы постоянно будете ощущать её в своём кармане (Н. Житова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.