Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омонимия и смежные с ней явления. I.Что называется омонимией?




Вопросы и задания.

I. Что называется омонимией? Какие виды омонимов вам известны?

1. Заполните таблицу 3. Отметьте в ней основные отличительные признаки каждого явления, примеры.

 

Таблица 3

Омонимия и смежные с ней явления

 

Лексические омонимы Смежные с омонимией явления
Полные лексические омонимы = абсолютные Неполные лексические омонимы = относительные Грамматические омонимы (ОМОФОРМЫ) Фонетические омонимы (ОМОФОНЫ) Графические омонимы (ОМОГРАФЫ)
         

 

2. Определите типы омонимов в произведениях В. Ливанова и Ю. Энтина. Назовите эти произведения.

1. Нам любые дороги дороги. 2. В замке я под замком. 3. Ох, рано встает охрана. 4. Я докажу вам свою привязанность. Ваша привязанность к дубу скоро кончится. 5. Я Водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной. Внутри меня водица, ну что с таким водиться?

3. Сопоставьте выделенные слова по форме и значению. Определите тип омонимии.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? (М. Лермонтов). 2. Теснилась знать в роскошные покои - Былая знать минувшего двора. (М. Лермонтов). 3.Не житье мне здесь без милой, С кем пойду теперь к венцу? Знать судил мне рок с могилой Обвенчаться молодцу (С. Стропилов)

4. Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного поэта XIX века Д. Минаева? Объясните значение выделенного слова.

Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

5. Дайте толкования всех имеющихся значений и употреблений слова свет и оформите запись таким образом: омонимы поместите в разных словарных статьях, а разные значения одного слова - в одной.

1. Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли (А. Грибоедов). 2. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй - ум вскружится... (А. Грибоедов). 3. Пять тысяч раз Твердит одно и тоже! То Софьи Павловны на свете нет пригоже, То Софья Павловна больна. Скажи, тебе понравилась она? Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (А. Грибоедов). 4. Корабельщики в ответ: “Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо, В свете ж вот какое чудо...” (А. Пушкин). 5. Князю лебедь отвечает: “ Свет о белке правду бает...” (А. Пушкин). 6. Без платья с серпом и молотом не покажешься в свете (В. Маяковский).

 

6. Определите, на каком языковом явлении (полисемии или омонимии) основаны загадки:

а) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
Но вы, друзья, не бейте нас! (С. Маршак)

б) Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (часы)

II. Какие способы отличия омонимов от многозначных слов вы знаете?[10]

1. Определите, к омонимам или многозначным словам относятся выделенные слова? Проверьте ваши предположения известными способами.

а) Но, между тем, кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком? (А. Грибоедов). Сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей (А. Пушкин).

б) - Правильно! - подтвердил попугай. - Если один раз взять один банан - получится один банан. А вот если два раза взять по два банана...

- Где ж их взять? - удивилась мартышка. - Они кончились. (Г. Остер)

 

2. В стихотворных строках Я. Козловского найдите одинаково звучащие слова. Докажите возможными способами их принадлежность к омонимам или многозначным словам. Определите типы омонимии.

а) Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса?

б) – Эй, скворец, начинается сев, даром клюв о сучок ты не три. Время завтракать, на поле сев, слопай гусениц дюжины три.

в) Рыбачьей удалью блесну и в речке возле леса поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса.

г) Хоть ростом я не с ноготок, Мне дали имя: ноготок. По красоте не чемпион, Куда скромней я, чем пион.

д) Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка.

е) Дятел. Вблизи лесных сторожек, Где лось всегда сторожек, К больным, которых я лечу, В красной шапочке лечу.

ж) Хороша у Алёны коса, И трава на лугу ей по косу. Скоро лугом пройдётся коса: Приближается время к покосу.

з) Стоит пожарный бак, алея, Потёр Барбос свой нос о бак, Помчался дальше. «Бакалея». Хотел войти он, но собак Увидел близкую семью С большими сумками семью. – Привет! Как жизнь идёт? Где были? – Смешались выдумки и были.

и) Раку гусь твердил одно: - Ты ударь клешнёй о дно И на берег из реки Вылезь, мудрость изреки. Где же ты? Или потоп?…- Вылез рак, клешнёй как топнет: - Мне не страшен и потоп, Знай, гусак, что рак не топнет!

к) Сугробы снега вьюги намели, И у ворот, как баржа на мели, Полуторка стоит. Ну и занос! Я вышел за ворота, а мороз Как затрещит – и хвать меня за нос!

л) Лентяй. Воду в ступе потолок, Посмотрел на потолок И зевнул: «Мне спать пора, Ночи близится пора!»

м) Справа лес всё чаще, Конь несётся рысью, Услыхав, что в чаще Ветер фыркнул рысью.

н) Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: - Где вы были? – У Лисички! – Что вы ели там? – Лисички!

о) На виду полночных рос Кто на тёмном небе рос? Ясный лунный месяц. Кто без кисти и белил Крыши города белил? Первый зимний месяц.

п) Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.

р) Это кто стрелой из лука Прострелил головку лука?! – Я ни слова, как немой, Словно выстрел был не мой.

с) Ивушка, листвою помаши нам, Косы в тихом озере домой. Слышится команда: «По машинам!» Едем мы из лагеря домой!

т) Сердилась королевская Маслёнка: - Болтают в кухне со среды, Что я родня какого-то маслёнка. Какая ложь! Я из другой среды!

у) Медведь и осы.. Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на мишку – вот напасть!- Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной. Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы влезли в пасть, Жалили куда попало, - Им за это и попало.

ф) Шьёт иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, Ставлю маленькую…

 

3. Определите, какими средствами создается эффект комического?

- Орех вернётся, - сказал удав. - Он упадёт обратно. А почему он упадёт, знаешь?

- Трудно сказать, задумалась мартышка. - Вообще-то может и по затылку. Запросто. Или по лбу. Это уж как повезёт.

- При чем тут везение? - отмахнулся удав. - Я спрашиваю не по чему он упадёт, а почему. По какой причине? (Г. Остер).

 

 

4. Проанализируйте средства создания комического в отрывках из сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» в переводе Н. Демуровой. К каким лексическим явлениям их можно отнести?

а) - Мне бы тоже хотелось порисовать, - сказала она наконец. – У колодца.

- Порисовать и уколоться? – переспросил Заяц.

б) - Три сестрички жили на дне кисельного колодца припиваючи.

- Припеваючи? – переспросила Алиса. – А что они пели?

- Не пели, а пили, - ответила Соня. – Кисель, конечно.

- …они были кисельные барышни.

в) – Глупости! – рассердилась мышь.- …Как я от них устала! Этого просто не вынести!

- А что нужно вынести? – спросила Алиса. (Она всегда готова была услужить.)

– Разрешите я помогу!

5. Найдите в учебнике для 2 класса В.В. Репкина[11] (см. §7. Есть ли у слов родственники?) задания, которые привлекают внимание учащихся к явлению омонимии. Определите цель использования омонимов в рамках данного параграфа. Определите типы омонимов, выбранных авторами учебника.

 

6. Какие из слов текста могут иметь омонимы? Укажите их типы. Найдите метафоры.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

 

7. Найдите в различных учебниках по русскому языку для начальной школы тексты, которые дают возможность знакомить учащихся с явлением омонимии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.