Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синонимия




Вопросы и задания.

I. Что называется синонимией? Какие виды синонимов вам известны?

 

1. Дополните таблицу 4 своими примерами.

2. Есть ли в данном предложении синонимы?

Да что мы всё о пенсиях да о зарплатах, давайте лучше поговорим о деньгах (АиФ).

 

3. Найдите синонимы, определите их типы.

а) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль (М. Лермонтов).

б) Из огня да в полымя (погов.).

 

4. Выберите подходящие, по вашему мнению, варианты синонимов, приведенные в скобках. Какие варианты неуместны и почему?

1. Регулярное (устройство, проведение) таких праздников стало хорошей традицией. 2. У этих ученых была (вторая, другая) крайность. 3. Они там производят (починку, ремонт) вагонов. 4. Это нередко (влечет, ведет) за собой неприятные последствия. 5. Ходят (истории, слухи, легенды), будто в желудке касаток находили останки человека. 6. Я им (предъявил, поставил) ультиматум.


Таблица 4

Синонимы

1. По характеру сходства/ различия между словами 2. По структуре   3. По строению соответствуют 4. По лексической сочетаемости 5. По характеру выполняемых функций 6. В зависимости от речевого употребления
семантические = понятийные = идеографические стилистические семантико-стилистические абсолютные = дублеты однокорневые разнокорневые одному слову свободному сочетанию слов фразеологическому сочетанию включение сочетаемости пересечение сочетаемости полное несовпадение сочетаемости = позиционные синонимы функция замещения функция уточнения экспрессивно-стилистическая функция общеязыковые контекстуальные = индивидуально-авторские = окказиональные
                                 

5. Замените выделенное слово нужным синонимическим вариантом, обосновав ошибочность употребленного и правильность, уместность предложенного вами. Рекомендуем при этом пользоваться толковым словарем и словарем синонимов.

а) Немцы не щадили бомб для этого города на Волге. б) Мы орошаем деревья в саду. в) Учитель – переносчик знаний в массы. г) Помещики жили хорошо, время проводили в разгуле. д) Пушкин часто посещал места, где были большие сборища народа.е) Рабочие добивались снижения рабочего дня. ж) Раскольников делает убийство старухи. з) Петр I делал борьбу с боярами.

Образец выполнения:

Немцы не щадили бомб для этого города на Волге.

Объяснение. Словарную ошибку в данном предложении можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, в стилистическом отношении слово щадить может быть употреблено применительно к положительному, а не к отрицательному плану сообщения. Во-вторых, в ситуативном отношении этот глагол в основном применяется к людям, к живым существам, а иногда – к отвлеченным понятиям (ср.: щадить друга, лошадь; щадить силы, здоровье; ср. также: не щадя живота своего). Сочетать же глагол щадить со словами, обозначающими конкретные понятия, не представляется нормальным (напр., щадить деньги, бумагу, сахар и т.п.). В таких случаях употребляются синонимичные глаголы: беречь, экономить, жалеть. Последний глагол как раз и является наиболее подходящим вариантом в приведенном примере: немцы не жалели бомб. В третьих, в этом случае заявляет о себе и такой фактор, как привычная сочетаемость слов, ср: патронов не жалеть, боеприпасов не жалеть (в противном случае было бы: беречь патроны, экономить боеприпасы – при позитивном плане высказывания). На этом примере наглядно видны взаимосвязи и взаимообусловленность трех аспектов: ситуативной уместности, семантико-стилистического соответствия и словесной сочетаемости.

 

6. Употребите следующие слова в составе двух предложений с таким расчетом, чтобы в одном случае они допускали взаимную замену, а в другом случае их взаимная замена была бы невозможна. Следует иметь в виду, что слова обычно многозначны, а поэтому в своих различных значениях могут иметь разные синонимические сближения, ср.: он удивил нас – он поразил нас, НО поразить воображение (удивить воображение нельзя).

а) способность, умение; б) урок, занятие; в) крепкий, сильный; г) быстрый, скорый; д) ронять, терять; е) черный, смуглый; ж) лицо, физиономия; з) старый, пожилой; и) победить, одолеть; к) представлять, воображать.

 

Образец выполнения:
Он обладает способностью (умением) быстро применяться к новым условиям. У него хорошие способности к изучению точных наук и иностранных языков (но не умение).

II. Какие виды синонимов выделяются в соответствии с основными их функциями?

1. Найдите в учебниках по русскому языку и книгах для чтения задания на подбор слов-синонимов. Какие виды синонимов встречаются при выполнении этих заданий?

 

2. Найдите в материалах периодических изданий (газет, журналов) примеры использования авторами синонимов разных видов. Выпишите синонимы в контексте с ссылкой на источник, проанализируйте их по схеме.[12]

 

3. Напишите сочинение-миниатюру (описание интерьера), избегая использования общеупотребительных глаголов со значением положения в пространстве (стоять, лежать, висеть, находиться).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.