КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фокина Татьяна Владимировна
Предмет: Картельные соглашения и односторонняя практика ограничения конкуренции в российском и зарубежном праве Тема: « Правовое регулирование противодействия антиконкурентным соглашениям в иностранных государствах »
Студентка группы № 49ФТУ
Москва, 2011 г. Антимонопольное законодательство является самым эффективный механизм предотвращения монополизации той или иной отрасли промышленности. То, каким образом развивалось антимонопольное законодательство в других странах, а также рассмотрение антимонопольного законодательства в других странах на сегодняшний момент очень важно для понимания. Это позволит понять, в каком направлении мы двигаемся в сфере антимонопольного регулирования, использовать позитивный опыт других стран и не повторять негативный. Про опасность монополизма говорили и предупреждали еще в 18 веке. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 года писал, что опасность монополизма существует всегда: «Представители одного и того же вида торговли и ремесла редко собираются вместе... без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен». Считается, что первым значительным антитрестовским законом был закон Шермана, принятый в 1890 году в США. Однако на уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как, например, Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. Но в отличие от таких законов, Акт Шермана был принят на национальном уровне и являлся важной ступенью развития антимонопольного законодательства. Представляя федеральное законодательство, сенатор Шерман и его союзники в Конгрессе заявляли, что объединения или тресты, как правило, ограничивали выпуск и тем самым повышали цены. Закон Шермана завоевал голоса законодателей и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных конкурентов, а билль о тарифах поддержали все американские производители, крупные и мелкие. Среди отраслей, которые в считались в то время монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Акт Шермана провозгласил, что преступлением считается препятствование свободе торговли путем создания треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. В данном законе также было впервые дано определение треста: «договор, объединение в форме треста, или в иной форме, ограничивающее торговлю…». Вообще говоря, Акт Шермана действует по настоящее время, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов (часть 15, параграфы 1-7).
Акт Шермана был дополнен Актом Клейтона, принятым в 1914 году. В результате принятия закона Клейтона была ограничена деятельность трестов (запрещена ценовая дискриминация и продажа товара "в нагрузку"). Для контроля над деятельностью трестов создавалась Федеральная торговая комиссия. В отличие от принятого ранее в 1890 первого федерального антитрестовского закона Шермана, Акт Клейтона освобождал от преследований рабочие и фермерские организации. В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий. С точки зрения американского законодательства в настоящее время, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
После принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились на большинство стран мира.После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Центральные и местные власти ряда стран приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация “естественных монополий” — тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей. В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %. Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. Регулирование монополистической деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии. Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистической деятельности, которые принимаются антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны. Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм. Контроль за деятельностью монополий введен также на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния крупных компаний. Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР. Стоит также отметить, что существуют страны, в которых антимонопольное законодательство вообще отсутствует. Среди них большинство стран Африки (Гана, Гвинея, Конго, Нигерия и т.д.), некоторые страны Азии (Афганистан, Кувейт и т.д.), Северной Америки (Доминика, Куба и т.д.) и Южной Америки (Боливия, Эквадор и т.д.) В основном такие страны отличаются слабой экономикой и неразвитой системой нормативно-правового регулирования.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |