Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фокина Татьяна Владимировна




Предмет: Картельные соглашения и односторонняя практика ограничения конкуренции в российском и зарубежном праве

Тема: « Правовое регулирование противодействия антиконкурентным соглашениям в иностранных государствах »

 

Студентка группы № 49ФТУ

 

Москва, 2011 г.


Антимонопольное законодательство является самым эффективный механизм предотвращения монополизации той или иной отрасли промышленности. То, каким образом развивалось антимонопольное законодательство в других странах, а также рассмотрение антимонопольного законодательства в других странах на сегодняшний момент очень важно для понимания. Это позволит понять, в каком направлении мы двигаемся в сфере антимонопольного регулирования, использовать позитивный опыт других стран и не повторять негативный.

Про опасность монополизма говорили и предупреждали еще в 18 веке. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 года писал, что опасность монополизма существует всегда: «Представители одного и того же вида торговли и ремесла редко собираются вместе... без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен».

Считается, что первым значительным антитрестовским законом был закон Шермана, принятый в 1890 году в США. Однако на уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как, например, Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. Но в отличие от таких законов, Акт Шермана был принят на национальном уровне и являлся важной ступенью развития антимонопольного законодательства. Представляя федеральное законодательство, сенатор Шерман и его союзники в Конгрессе заявляли, что объединения или тресты, как правило, ограничивали выпуск и тем самым повышали цены. Закон Шермана завоевал голоса законодателей и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных конкурентов, а билль о тарифах поддержали все американские производители, крупные и мелкие. Среди отраслей, которые в считались в то время монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Акт Шермана провозгласил, что преступлением считается препятствование свободе торговли путем создания треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. В данном законе также было впервые дано определение треста: «договор, объединение в форме треста, или в иной форме, ограничивающее торговлю…». Вообще говоря, Акт Шермана действует по настоящее время, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов (часть 15, параграфы 1-7).

 

Акт Шермана был дополнен Актом Клейтона, принятым в 1914 году. В результате принятия закона Клейтона была ограничена деятельность трестов (запрещена ценовая дискриминация и продажа товара "в нагрузку"). Для контроля над деятельностью трестов создавалась Федеральная торговая комиссия. В отличие от принятого ранее в 1890 первого федерального антитрестовского закона Шермана, Акт Клейтона освобождал от преследований рабочие и фермерские организации. В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающее­ся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий. С точки зрения американского законодательства в настоящее время, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечест­ных методов конкурентной борьбы.

После принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились на большинство стран мира.После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Центральные и местные власти ряда стран приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация “естественных монополий” — тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фик­сированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.

В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной поли­тике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы являет­ся улучшение качества продукции за счет широкого развития кон­куренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимо­нопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основ­ной целью антимонопольной политики в Англии является стимулиро­вание конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизон­тальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %. Принятие окончательных решений по ограничению монополисти­ческой деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.

Регулирование монополистической деятельности администра­тивным путем характерно также для Германии и Бельгии. Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистиче­ской деятельности, которые принимаются антимонопольными органа­ми, не вправе отменять даже президент страны. Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное зако­нодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдель­ных фирм.

Контроль за деятельностью монополий введен также на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния крупных компаний.

Достаточно либеральным считается антимонопольное законода­тельство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

Стоит также отметить, что существуют страны, в которых антимонопольное законодательство вообще отсутствует. Среди них большинство стран Африки (Гана, Гвинея, Конго, Нигерия и т.д.), некоторые страны Азии (Афганистан, Кувейт и т.д.), Северной Америки (Доминика, Куба и т.д.) и Южной Америки (Боливия, Эквадор и т.д.) В основном такие страны отличаются слабой экономикой и неразвитой системой нормативно-правового регулирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.