Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодексы профессиональной этики как регулятор борьбы с коррупцией




Генеральний прокурор України

державний радник юстиції України В.Пшонка

Этические кодексы стали широко применяться в развитых странах еще с 80-х гг. ХХ века. В России данная тенденция получила развитие несколько позже:

- «Кодекс судейской этики» был утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года (сменил «Кодекс чести судьи Российской Федерации», утверждённый постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года);

- «Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации» - утверждён Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 года;

- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» принят Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 года (сменил «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действовавший с 19 ноября 1993 года);

- «Кодекс профессиональной этики адвоката» - принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, изменён и дополнен II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 года и III Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 года;

- «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» от 23 декабря 2010 г. Первый вариант этического кодекса в сфере государственной службы был предложен в 1997 г. группой специалистов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, второй – в 2001 г. депутатами В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым (данный проект был даже рассмотрен ГД РФ и отправлен на доработку).

В целом, этические стандарты могут регулировать отношения как в отдельной компании (корпоративные кодексы), так и в целой отрасли (профессиональные или отраслевые кодексы). В нашем случае мы имеем дело с последним вариантом. Специалисты выделяют три основные функции, которые выполняет этический кодекс: репутационную, управленческую, функцию развития профессиональной культуры. Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к профессиональной группе с внешней стороны. Управленческая функция кодекса состоит в регулировании поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

- регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
- определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
- указания на неприемлемые формы поведения.

Выполняя функцию развития профессиональной культуры, кодекс может транслировать профессиональные ценности всем сотрудникам, ориентировать их на достижение единых целей и тем самым повышать профессиональную идентичность и самоконтроль.

Жесткого стандарта в отношении того, чем должен быть наполнен этический кодекс, нет. Обычно в нем формулируются миссия и задачи, основные ценности, фиксируются стандарты поведения персонала, описываются профессиональные традиции, механизмы контроля исполнения принятых правил. Кодекс должен как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику профессиональной группы. Как показали исследования, кодексы, состоящие из общих положений (например, «не лги», «не воруй»), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Как правило, кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности) и нормативную (стандарты рабочего поведения). При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса.

Корпоративные этические кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему, занимая от 16 слов у одних компаний до 19 страниц – у других. Одни компании декларируют все: начиная с одежды, которая считается приемлемой на работе, и, заканчивая сексуальной ориентацией, другие сосредотачиваются только на «жизненно необходимых условиях существования». Профессиональные этические кодексы отличаются более детальной регламентацией значимых этических дилемм, обусловленных содержанием самой профессиональной деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.).

Рассмотрим подробно только профессиональные этические кодексы государственных и муниципальных служащих применительно к интересующему нас вопросу, начиная с международных стандартов.

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (12 декабря 1996 года) так понимает антикоррупционное поведение государственных должностных лиц: они никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу; не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей; не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью; выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и / или иждивенцев; не добиваются и не получают, прямо или косвенно, любых подарков или других знаков внимания; участвуют в политической или иной деятельности вне рамок их официальных обязанностей в соответствии с законами и административными положениями таким образом, чтобы не подрывать веру общественности в беспристрастное выполнение ими своих функций и обязанностей. Данный документ вводит новое для российской практики понятие – «коллизия интересов» (в российских документах чаще используется более удачный термин «конфликт интересов»): возможная или предполагаемая коллизия между обязанностями государственных должностных лиц и их частными интересами, возникающими в результате деловых, коммерческих или финансовых интересов или деятельности, осуществляемой с целью получения финансовой прибыли.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, разработан на основе множества международных и национальных актов, в том числе на основе ФЗ «О противодействии коррупции» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.):

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие (далее – служащие) независимо от замещаемой ими должности с целью достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, содействия укреплению авторитета служащих среди населения и доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления.

В основных принципах Типового кодекса закреплено следующее понимание их антикоррупционного поведения служащих:

1. не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

3. соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

4. не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Кроме того, служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения).

В связи с чем служащий должен:

1. заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности;

2. представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи;

3. уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

4. передать полученные в связи с протокольными мероприятиями подарки по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

5. служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, призван не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Принятие данного Типового кодекса профессиональной этики привело к созданию подобных документов на региональном уровне. Например, Кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, выборные муниципальные должности, государственных гражданских служащих Красноярского края и муниципальных служащих (утвержден решением Совета по вопросам государственной службы Красноярского края от 30.03.2011 г.). В данном акте федеральная модель антикоррупционного поведения дополнена следующими положениями:

Должностному лицу и служащему следует воздерживаться от личных связей, которые заведомо могут причинить ущерб репутации и авторитету, затронуть честь и достоинство должностного лица или служащего либо поставить под сомнение его объективность и независимость.


Должностные лица и служащие не должны допускать претензий на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии.

 

В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его руководитель призван оказать всемерную помощь и поддержку.

 

Руководитель не вправе поощрять атмосферу круговой поруки, допускать проявления протекционизма, фаворитизма, непотизма (кумовства), а также злоупотребления служебным положением.

 

При осуществлении должностных обязанностей, связанных с выполнением контрольных и (или) надзорных функций, должностное лицо должно проявлять требовательность, принципиальность и объективно оценивать деятельность проверяемых организаций, не давать поводов для подозрений или упрёков в отношениях с представителями проверяемых организаций, в том числе воздерживаться от застолий, принятия недопустимых знаков внимания, подарков, подношений и вознаграждений. При направлении на проверку в организацию должностное лицо или служащий, ранее работавший в подлежащей проверке организации, обязан заранее уведомить об этом непосредственного руководителя.

 

Должностному лицу и служащему при исполнении должностных обязанностей рекомендуется придерживаться официально-делового стиля одежды, в том числе соблюдать умеренность в использовании косметики, парфюмерии, ношении ювелирных изделий и других аксессуаров.

 

Должностному лицу и служащему не следует вывешивать в служебном кабинете плакаты, календари, листовки и иные изображения или тексты, не соответствующие официальной обстановке, а также содержащие рекламу коммерческих организаций, товаров, работ, услуг, не рекомендуется использовать канцелярские принадлежности с логотипами коммерческих организаций. Кроме того, не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте: предметы культа, старины, антиквариата, роскоши; подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов.

Должностному лицу или служащему не следует:
- провоцировать вручение ему подарка;
- принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми должностное лицо или служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
- передавать подарки другим должностным лицам и служащим, если это не связано с выполнением его должностных обязанностей;
- выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Правда, создатели данного кодекса не были оригинальны и опирались на текст принятого в 2008 г. Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, тем не менее, они скорректировали и дополнили ряд положений с учетом специфики своей профессиональной деятельности.

Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих управления здравоохранения администрации города Ставрополя и Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Аксайского района (2010 г.), напротив, во всем повторяют ранее указанный Типовой кодекс.

Как и следовало предполагать, уже упомянутый Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. (№ 1138) подходит к антикоррупционной составляющей поведения сотрудников более основательно. Так, в кодексе перечислены все виды профессиональной нравственной деформации сотрудников как то: поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке; беспринципность в оценке нарушений служебной дисциплины; моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам; использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности; демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы.

Кроме того, данный Кодекс включает в себя целую главу (гл. 7.), устанавливающую профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника. Так, в ст. 22 дано понятие коррупционно опасного поведения: «такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение».

Антикоррупционное поведение достигается посредством соблюдения следующих требований и запретов:

- заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

- выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

- предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

- создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

- проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

- обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

Кодекс различаеткоррупционно опасное поведение простого сотрудника и его руководителя (ст. 23). Проявлением последнего являются: протекционизм[1], фаворитизм[2], непотизм[3], а также злоупотребление властью[4] при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров и т.п. поведение.

В Кодексе так же даются понятия «этический конфликт», «этическая неопределённость» (ст. 24), «конфликт интересов» (ст. 25).

При этом, под этическим конфликтом понимается ситуация, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

Этическая неопределённость трактуется как случай, когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.

Профессионально-этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высокому званию сотрудника. Личной корыстной заинтересованностью сотрудника признаётся возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.