Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия образования Локка




Локк много размышлял о роли образования в формировании характера ребенка и в то же время о самом академическом обучении. Локк утверждал, что главная цель образования — самоконтроль: «Мне кажется ясным, что принцип всякой добродетели и совершенства заключается в силе отрицания нами самими удовлетворения собственных желаний, когда разум их не оправдывает» (s. 38).

Чтобы установить самодисциплину, нужно укрепить здоровье ребенка. Когда тело ребенка больно и слабо, ребенок мало способен контролировать требования тела. Необходимо давать детям много упражнений, чтобы их тела стали сильными, и нужно, чтобы дети играли на улице во все времена года, чтобы они научились выдерживать трудности самой разной погоды.

Если детям надо стать более дисциплинированными, с самого начала нужно вести себя с ними твердо. Многие родители балуют своих детей и уступают как только те начинают хныкать; они думают, что такая снисходительность нормальна, потому что дети еще маленькие. Они отказываются осознавать, что привычки ран­него детства трудно сломать. Дети, которые понимают, что могут получить все, что хотят просто когда просят или плачут, никогда не отучатся от плохой привычки. Таким образом родители никогда не должны вознаграждать детей, желающих получить вещи, которые им не нужны. Дети должны усвоить, что они получат, только те вещи, которые их родители сочтут нужными дать (s. 38-40).

По мнению Локка, нужно уделять пристальное внимание тому, как мы подкрепляем поведение наших детей. Использование вознаграждений и наказаний, однако, непростое дело. Не все вознаграждения и наказания приводят к желаемому эффекту. Локк особенно противился применению физического наказания. Во-первых, его применение приводит к нежелательным ассоциациям. Если девочку бьют или подвергают порке за то, что она «отвлекается во время уроков чтения», она будет ассоциировать боль не только с тем, что отвлеклась, но и с самими книгами. Далее, физическое наказание зачастую оказывается неэффективным. Ребенок подчиняется, когда видит перед собой розгу, но как только он замечает, что никто на него не смотрит, ребенок делает все, что захочет. Наконец, когда физическое наказание срабатывает, оно cpaбатывает слишком. Оно приводит к тому, что «сознание ломается; и потом, вместо ребенка-хулигана, у вас появляется уныло хнычущее создание» (s. 51).

Точно так же не все виды вознаграждений являются желательными. Локк противился применению денег или сладостей в качестве вознаграждений, потому что их применение препятствует достижению главной цели образования: подавлять желания и подчиняться разуму. Когда мы вознаграждаем ребенка едой или деньгами, мы только поощряем детей к тому, чтобы они довольствовались этими вещами (s. 52).

Самое лучшее вознаграждение — это похвала и лесть, а самое худшее наказание — это неодобрение. Когда дети делают все хорошо, нам нужно похвалить их, заставить их чувствовать гордость; когда они плохо себя ведут, нам нужно холодно взглянуть на них и заставить их пережить чувство стыда.

Локк говорил, что если вы можете за­ставить детей «полюбить удовольствие от того, что о них хорошо думают, вы можете воспитать их так, как вам понравится и дети полюбят добродетель» (s. 58).

Локк ценил смелость, способность «справляться с опасностями, которых мы боимся, и со злом, которое мы чувствуем» (s. 115). Эта способность очень полезна для взрослых, так как мы «подвергаемся нападениям со всех сторон; и поэтому очень желательно предоставлять детям такое вооружение так рано, как только возможно» (s. 115).

Проблема заключается в том, что дети усваивают многие страхи. Например, их первоначально привлекают животные, но потом когда животное кусает ребенка, он ассоциирует вид животного с болью и боится его. Локк учил, что мы можем исключить страх, или будем постепенно сближать ребенка и животное. Во-первых, надо позволить кому-то еще сесть рядом с животным на некотором расстоянии, пока ребенок не сможет наблюдать за животным, не испытывая страха. Затем нам нужно медленно и постепенно приблизить ребенка к животному и убедиться, что ребенок может наблюдать за ним, не испытывая особой тревоги. Наконец, мы позволяем ребенку коснуться животного, пока его держит другой человек, и делаем так до тех пор, пока ребенок не перестанет волноваться (s. 115).

Локк также рекомендовал приучать детей к ощущению боли — опять-таки постепенно. (Он, по-видимому, имел в виду боль, с которой ребенок может столкнуться во время занятий спортом, на­пример, погружение в холодную воду). Нам следует начать, когда ребенок в хорошем настроении и подвергнуть ребенка слабой боли, которую он может вытерпеть, при этом нужно хвалить его. Посте­пенно можно усиливать ощущение боли, но делая это постепенно и обязательно хваля ребенка за смелость. Таким образом, мы воспитаем ребенка, который может, скорее, сохранить репутацию смелого человека, чем уклониться от слабой боли (s. 115).

По мнению Локка, большинство родителей устанавливают разного рода правила и затем наказывают детей, когда те не слушаются. Эта практика в целом бесполезна. Детям очень трудно усваивать и запоминать абстрактные правила, и они недоумевают или злятся, когда их наказывают за нарушение правила, которое они едва могут удержать в сознании. В качестве альтернативы приказаниям Локк предложил две процедуры.

Во-первых, так как дети понимают больше на примерах, чем из наставлений, мы можем обучать их, предоставляя им хорошие модели. Дети будут живо моделировать свое поведение, наблюдая за поведением добродетельного человека, особенно когда мы хвалим их за это (s. 68).

 

Во-вторых, Локк предложил вместо приказаний приучать детей желаемой модели поведения. Например, вместо того, чтобы заставлять детей кланяться, когда они встретят леди, лучше показать на практике, как нужно поклониться, и каждый раз хвалить их за то, что они кланяются правильно. После повторений они будут кланяться так же естественно, как и дышать, не думая и не предаваясь в целом чуждой для них рефлексии (s. 66).

Рассуждение Локка о тщетности применения правил, непонятных для детей, привнесло нечто новое в его систему. До этого он называл рассудок ребенка куском глины, из которого мы могли лепить все, что пожелаем. Теперь же он говорил, что у детей есть свои собственные когнитивные способности, устанавливающие границы того, чему мы можем их научить. Он также предполагал, что дети обладают особым темпераментом, например, они любят шум, потасовки и веселье, и добавлял, что глупо пытаться менять их естественную предрасположенность (s. 63). Таким образом, Локк, казалось, допускал, что дети не «чистые доски». Некоторые его утверждения противоречили его собственной базовой теории окружающей среды, но он не обращал на это внимания.

Академическое обучение

Вдохновившись идеями великого чешского педагога Коменского (Comenius, 1657), Локк указал, что инструкция оказывается наиболее эффективной, когда нравится детям. Он предположил, что дети могут узнать о многих вещах (чтение букв, слов и т. д.). Локк также рекомендовал, чтобы наставления давались детям постепенно так, чтобы они могли полностью овладеть одной темой, прежде чем переходить к следующей, и он хотел, чтобы дети в своих занятиях видели порядок и пользу (s. 180).

Локк признавал, что детям могут не нравиться некоторые уроки, которые нам кажутся необходимыми для их будущего. В этих случаях учитель должен попытаться облегчить детям задачу. Конечно, учитель не должен наказывать детей физически или сильно pугать их. Суровая дисциплина лишь пугает ребенка, а учитель ничего не может сделать с пугливым ребенком. Как писал Локк: «Точно так же невозможно нарисовать прекрасный и правильный характер в дрожащем сознании, как портрет на трясущейся бумаге» (s. 167). Лучше всего опираться на такие вознаграждения и наказания, о которых мы говорили раньше: на похвалу и неодобрение.

Локк подчеркивал (s. 118-119) необходимость воспользоваться естественным любопытством ребенка. Дети, говорил он, учатся ради учебы; их сознание стремится к знаниям, как глаза к свету. Если мы просто слушаем их вопросы и прямо отвечаем на них, то их сознание расширяется за пределы того, что мы считали возможным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.