Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельность и концентрация




Учителя не пытаются управлять, инструктировать, тренировать или заставлять детей делать что-то, вместо этого учитель старается дать ребенку возможность для самостоятельного овладения знаниями. Предполагается, что если в школе имеются необходимые материалы, соответствующие внутренним потребностям детей в разные периоды чувствительности, дети будут с энтузиазмом работать с ними самостоятельно без надзо­ра взрослых.

Для того чтобы создать нужное окружение, Монтессори вначале долгое время просто наблюдала за поведением детей в отношении раз­личных материалов. Затем она оставила только те из материалов, которые, как сказали ей сами дети, были для них самыми ценными. Они сказали ей об этом очень выразительно: когда они встречали материалы, отвечавшие их внутренним потребностям, они занима­лись с ними с удивительной сосредоточенностью.

Когда дети получали задания, отвечавшие их внутренним потребностям в данный период чувствительности, они выполняли задания вновь и вновь. И когда они заканчивали, они были отдохнувшими и веселыми; казалось, они обретали внутреннее удовлетворение. Через интенсивную работу дети достигали уравновешенного состояния. Монтессори назвала этот процесс нормализацией (Montessori, 1949, р. 206).

Создавая для детей окружающую среду, Монтессори старалась от­бросить в сторону свои собственные представления о том, чему дети должны учиться, и посмотреть, что они выберут, если им предоста­вить свободу выбора. И они выбирали задания, которые больше всего поглощали их внимание. Например, она заметила, что двухлетние лети, предоставленные сами себе, постоянно выпрямляли согнутые вещи и выстраивали предметы по порядку. Если, например, стакан воды выскальзывал из рук ребенка, другие подбегали, чтобы собрать осколки и вытереть пол (Montessori, 1936, р. 121). То, что она видела, было стремлением к наведению порядка. И она изменила обстановку в комнате так, чтобы они могли осуществить свое стремление. Она оставила в комнате тазики для мытья рук и кисточек, сделала ма­ленькие столы и стулья, так что дети сами могли их расставить так, как им нужно, полки опустила пониже, чтобы дети могли убрать на них все вещи после занятий. Таким образом, повседневные бытовые дела стали частью учебной программы. Всем детям нравились такие занятия, но двухлетние дети относились к ним серьезнее всех. Они постоянно инспектировали комнату, проверяя все ли в порядке. Для них наведение порядка в окружающей среде было глубинной внут­ренней потребностью (Montessori, 1948, р. 88).

Сегодня разработанные Монтессори материалы и конструкторы для детей широко используются на практике, но учитель все же руководствуется принципом свободного выбора. Каждый ребенок подходит к шкафу и выбирает то, с чем он хочет работать. Учитель уве­рен, что ребенок выберет те задания, которые в данный момент от­вечают его внутренним потребностям.

Допуская свободный выбор заданий, учитель время от времени предлагает ребенку новые задания, к которым он кажется готовым. Это делается очень деликатно. Учитель просто показывает как работать с новым конструктором и сразу отходит в сторону, чтобы понаблюдать за реакцией ребенка. Он отмечает концентрацию и повторность действий ребенка. Если оказывается, что ребенок не го­тов к новому заданию, оно откладывается до лучших времен. Учи­тель должен быть осторожен, чтобы у ребенка не создалось впечат­ление, что он обязательно должен выполнить новое задание. Это может помешать ребенку следовать собственным тенденциям. Если ребенок начинает активно работать с новым материалом, учитель устраняется и дает ребенку возможность работать самостоятельно.

Учитель, по мнению Монтессори, играет, по существу, пассивную роль стороннего наблюдателя (Montessori, 1936, р. 39). Большую часть времени он просто наблюдает за детьми, стараясь угадать специфические склонности и готовность каждого из них.

По системе Монтессори, учитель не столько направляет детей, сколько следует за ними. Ребенок сам прокладывает себе путь, выявляя, что он больше всего хочет делать. Учитель Монтессори отличается от обыкновенного учителя, который ставит перед детьми задачи и берет на себя ответственность за образование детей.

Внешнее побуждение к учебе и оценки травмируют детей и лишают их независимости. Прежде чем сказать или сделать что-либо, дети начинают оглядываться в поисках внешних авторитетов, таких как учитель. Монтессори чувствовала, что учителя используют поощрения и наказания для того, чтобы подчинить детей своей воле. Как и Руссо, она не могла понять, как ребенок, обеспокоенный внешней оценкой своего поведения, может когда-нибудь научиться думать независимо или решиться выступить с критикой сyществующего общественного порядка.

Таким образом, в классе Монтессори нет места поощрениям и наказаниям. Учителя школы Монтессори верят, что если они заметят спонтанные внутренние тенденции ребенка, они смогут подо­брать для него нужные материалы, с которыми он будет работать самостоятельно и сосредоточенно. Дети будут делать это без напря­жения, и внешнее принуждение станет излишним.

Обычно учителя оправдывают необходимость наград и критики тем, что детям необходимо знать, правы они или нет. Монтессори соглашалась с тем, что дети должны учиться на ошибках, но она не хотела, чтобы дети обращались к взрослым за этой информацией. Поэтому она разработала учебные материалы с встроенной систе­мой контроля ошибок. Например, конструктор с цилиндрами раз­ных размеров, обучающий пространственным отношениям, имеет такой контроль. Если ребенок не разместит все цилиндры в нужные гнезда, один цилиндр останется лишним. Когда ребенок видит это, его интерес возрастает. Он начинает стараться исправить положе­ние самостоятельно. Такой контроль ошибок дает возможность ре­бенку исправить их самостоятельно, не полагаясь на советы и по­мощь взрослых.

Монтессори обнаружила, что если обучение чтению и письму начинается с 4 лет, то дети относятся к этому с большим энтузиазмом. Это происходит потому, что в это время они проходят период чувствительности к обучению языку. Дети обычно овладевают письмом раньше, чем чтением, но этот процесс требует специальной подготовки.

Сначала ребенку показывают, как держать карандаш и тренируют рисование по заданному контуру. Дети очень любят обводить контуры как можно точнее, так как они находятся в периоде тренировки точных движений рук. В этот период они также овладевают зрительным контролем движений рук через повседневные дела, такие как резка овощей, выливание воды и полировка серебра. В другом упражнении дети рисуют буквы пальцами на песочном экране. Трафареты изображают не печатные, а рукописные буквы, так как рукописные буквы кажутся детям более свободными и естественными. В этом упражнении они учатся дви­жениям, связанным с написанием букв. Детям очень нравится это упражнение, потому что они все еще находятся в периоде узнавания букв и отработки чувства осязания. Часто они закрывают глаза и обводят буквы не глядя на них. Шестилетние дети, наоборот, не любят работать с песочным экраном, так как они уже вышли из периода чувствительности к осязанию. В этом упражнении есть встроен­ная система контроля ошибок, потому что дети чувствуют пальцами отклонение от контуров буквы (р. 229).

В третьем упражнении детям дают разрезной алфавит, позволя­ющий составлять слова из букв. Через эти и другие разнообразные упражнения дети овладевают умениями, связанными с процессом письма. Когда они наконец соединяют все эти умения вместе и начинают писать буквы, следует целый «взрыв письма». Они будут заниматься письмом весь день напролет (р. 239).

Письмо прокладывает путь к чтению. Через письмо дети выраба­тывают мышечную и зрительную память на буквы и слова и поэтому легко узнают их. Соответственно 5—6-летние дети, научившиеся писать, обычно учатся читать почти без помощи учителя, при этом дети часто говорят, что читать их никто не учил. Но Монтессори все-таки помогала в этом процессе. Ее метод заключался в том, что она показывала детям слово на карточке, про­сила детей его озвучить, а потом сделать это быстрее. В большин­стве случаев дети быстро схватывали это задание и начинали читать слова самостоятельно.

В период подготовки к чтению и письму дети даже не заглядыва­ют в книгу. Потом, когда первый из них берет в руки книгу, он сразу же начинает ее читать. Таким образом дети избегают печального опы­та, который часто ассоциируется у детей с книгами. Начинается сти­хийное чтение книг. Детей восхищает все, что они могут прочитать (Montessori, 1948, р. 253).

Мы уже говорили о том, как учителя Монтессори поощряют не­зависимость ребенка, как они избегают всяческого давления на него и даже похвалы или критики. Это относится и к интеллектуальной деятельности

Однако в школе Монтессори существует наказание за плохое поведение. Детям не разрешают портить материалы и обижать одноклассников. В школе Монтессори уважение к учебным материалам и к окру­жающим людям развивается естественным путем. Дети знают, как важна для них эта работа, поэтому они уважают работу других детей. Если они беспокоят ребенка, находящегося в состоянии глубокой концентрации на работе, он настаивает на том, чтобы его оставили в покое таким образом, что его желание автоматически вызывает уважение. Иногда, однако, учителю приходится вмешиваться. Монтессори (Montessori, 1949, р. 62) рекомендовала в таких случаях изолировать ребенка на некоторое время. Таким образом, ребенок, нарушивший порядок, видит, насколько важна работа для других детей и чувствует, что он теряет. Тогда он начинает конструктивную деятельность без дальнейших подсказок. Настоящая дисциплина это не то, что насажда­ется извне с помощью угроз и наград, а то, что идет изнутри, от са­мих детей, по мере того, как они «переходят от беспорядочных дви­жений к спонтанно управляемым», (р. 56).

По мнению Монтеcсори, плохое поведение говорит о том, что ребенок не удовлетворен своей работой. Соответственно задача учите­ля не в том, чтобы принуждать детей, а в том, чтобы внимательно при­смотреться к каждому ребенку и подобрать для каждого те материа­лы, которые соответствуют его внутренним потребностям развития.

В первые дни учебного года учитель, естественно, ожидает, что дети будут отвлекаться и вести себя непоседливо, но когда они начинают работать, проблем с дисциплиной, как правило, не возникает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.