Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание профессиональных нагрузочных проб (ПНП) психофизиологического обследования на тренажере




 

Характер ПНП Психофизиологическое содержание ПНП
Штатный заход на посадку двумя разворотами на 180° Формирование образа пространственного и навигационного положения самолета по приборам
Отказ (самовыключение) двигателя на разбеге Экстренное принятие решения с выбором альтернативы
Повторный взлет после отказа двигателя Актуализация психотравмирующих переживаний, связанных с предыдущей аварийной ситуацией
Отказ системы курсовертикали (С В) в горизонтальном полете Экстренный анализ противоречивых показаний пилотажно-навигационных приборов для определения динамики самолета
Заход на посадку с дополнительной задачей Дополнительная интеллектуальная нагрузка (вычислительная задача) и выполнение совмещенных действий в процессе пилотирования по приборам
Навигационная задача Экстренное восстановление навигационной ориентировки по приборам

Результаты анализа показателей физиологических реакций, качества и эффективности деятельности свидетельствуют, что проявления функциональных расстройств, снижающих психофизиологическую устойчивость летчиков на различных этапах обследования, характеризуются:

Ø значительным увеличением эмоциональной активации (ЧСС – более 98–116 уд./мин., ΔЧСС – более 16 уд./мин., ΔМОД – более 10,7–15,2 л/мин.);

Ø дискоординацией психофизиологических функций (ΔΚΠ - более 0,64-0,80 л/уд., ДЧД' - менее (-2)–1 вдох/мин., ΔVΤ – более 0,31–0,61 л);

Ø ухудшением качества выдерживания заданных режимов полета (АН– более 90–95 м);

Ø снижением эффективности деятельности в сложной и аварийной обстановке (ПР – менее 18–36, tоп более 9,1 сек., tор – более 30 сек., ошибки в опознавании от-казов и принятии решений);

Ø признаками тревожности при актуализации психотрав-мирующих переживаний, связанных с моделировавшейся аварийной ситуацией (ΔЧСС на субъективно сложных этапах повторного взлета – более 37 уд./мин).

Таким образом, обследование на тренажере позволяет выявить психофизиологические признаки невротического конфликта, формирующегося в сфере профессиональной деятельности, и оценить степень влияния функциональной патологии на профессиональную работоспособность летчиков. Указанные экспертные возможности разработанной методики проверены при обследовании 26 летчиков с диагнозом нейроциркуляторной дистонии и выраженными профессиональными затруднениями (летчики были допущены к полетам по данным медико-психологического освидетельствования существующими методами). В процессе обследования на тренажере у большинства из них были обнаружены психофизиологические нарушения, свидетельствующие о пониженной устойчивости к профессиональным нагрузкам. Катамнестическая проверка выявила у некоторых ухудшение, по сравнению с контрольной группой, эффективности и надежности выполнения реальных полетных заданий, снижение профессиональной пригодности.

Анализ результатов проведенных исследований, а также данных литературы [104, 277], позволили сформулировать ряд положений восстановительной психофизиологии и медицины в авиации, отражающих содержание концепции медико-психологической (по методам и средствам) и функци-онально-деятельностной (по механизмам) экспертизы и регуляции процесса реадаптации к условиям профессионального труда летчиков с функциональными расстройства ми. Воздействие значительных информационных, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок является одной из основных причин возникновения некоторых функциональных заболеваний (типа эмоционально-вегетативной неустойчивости, нейро-циркуляторной дистонии, астено-не-вротического состояния, вегетососудистой неустойчивости и т. п.) или неблагоприятных функциональных состояний (типа хронического утомления и переутомления, нервно-психического перенапряжения, десинхроноза, фобий и т. п.). В развитии указанных функциональных расстройств существенную патогенетическую роль играет формирование у личности невротического конфликта вследствие психотрав-мирующего влияния субъективной сложности выполнения деятельности, то есть недостаточного соответствия функциональных возможностей требованиям этой деятельности (низкой профессиональной пригодности).

С точки зрения механизмов регуляции состояния и поведения лиц с функциональными расстройствами характерной является преобладающая роль процессов чрезмерной эмоциональной активации, дискоординации ряда психофизиологических функций и дезадаптации организма к нарастающим сложностям деятельности. Можно полагать, что эти процессы в наиболее общем виде отражают нарушения интегративной деятельности и снижают уровень профессиональной пригодности специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.