Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники профессионального стресса. Купер и Маршалл исследовали источники стресса и выявили следующие их группы:




Купер и Маршалл исследовали источники стресса и выявили следующие их группы:

1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: слишком много работы (перегрузки); плохие физические условия труда;

дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…); необходимость самостоятельного принятия решения.

2.Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства; ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…,ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна; слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе); малая степень участия в принятии решений в организации.

3.Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты; трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

4.Факторы, связанные с деловой карьерой: два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры; отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений); несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом: неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов); ограничение свободы поведения, интриги и т.п.

6. Внеорганизационные источники стрессов: Основными источниками (причинами) развития психологического (рабочего) стресса могут служить:

1. Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности

- Структура (взаимосвязи, источники информации);

- Управление (формы подчинения, степень автономности);

- Стимулы труда (моральные, материальные);

- Социальные факторы (статус, ролевые отношения);

- Служба персонала (отбор, подготовка, продвижение)

2. Рабочие характеристики деятельности

- Содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки);

- Средства труда (их эргономичность, адекватность задачам);

- Санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи);

- Социальные условия (психологический климат, межличностные конфликты);

- Организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка)

3. Индивидуальные характеристики субъекта труда

- Профессиональные (подготовленность, опыт);

- Морально-нравственные и организационные (ответственность, инициативность);

- Психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и другие качества);

- Физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья)

 

Тема 2.8 Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок

 

1. Физиологические основы трудовых процессов

2. Классификация форм и видов трудовой деятельности

3. Методы оценки тяжести труда

4. Методы оценки напряженности труда

 

Физиологические основы трудовых процессов

Одно из противоречий научно- технического прогресса состоит в том, что, наряду с огромными положительными результатами, современное производство, широко оснащенное сложными техническими системами, предъявляет к человеку возросшие требования. Они вынуждают человека работать на пределе его психологических возможностей, а часто — в крайне сложных условиях труда. При этом человек несет ответственность за эффективное функционирование больших систем управления, и допущенная ошибка может привести к очень тяжелым последствиям.

Важной закономерностью общественного развития явилось разделение труда на две формы: труд умственный и труд физический. С этой точки зрения при работе учитывается или удельный вес мышечной нагрузки, или удельный вес одного из компонентов нервной нагрузки — мыслительного. Труд относят к физическому при преобладании мышечного компонента, к умственному — при преобладании мыслительного компонента.

Для характеристики и оценки физиологической стоимости работы используются термины «тяжесть» и «напряженность труда». Оба термина охватываются единым понятием функциональное напряжение организма при работе. Функциональное напряжение определяется как характером рабочей нагрузки, так и условиями производственной среды. При работе организму предъявляется два вида нагрузки: мышечная и нервная, поэтому функциональное напряжение организма, при работе должно в зависимости от рода нагрузки, характеризоваться либо как тяжесть, либо как напряженность труда. Напряженность труда — это функциональное состояние организма при работе с преобладанием мышечной нагрузки. Тяжесть труда — вовлечение в трудовой процесс опорно-двигательного аппарата и функций энергетического обеспечения. Тяжесть труда отражает также степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность. Такой подход характеризует физиологическую стоимость (цену) работы, то есть степень функционального напряжения организма при выполнении любой работы, как физической, так и умственной.

Выделяют следующие категории тяжести труда:

1,2 категории – работа выполняется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;

3 категория – работы, при которых у человека формируются реакции, характерные для пограничных состояний организма;

4 категория – неблагоприятные реакции, ведущие к нарушению здоровья;

5,6 категории – реакции, характерные для патологических состояний.

По степени комфортности условий деятельности выделяют виды рабочей среды:

1,2 – комфортная рабочая среда;

3 – относительно дискомфортная рабочая среда;

4 – экстремальная рабочая среда;

5,6 – сверхэкстремальная рабочая среда.

Оценка тяжести труда дается на основании энергозатрат при работе. Это объясняется тем, что энергозатраты хорошо отражают динамическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивают выполнение при этой нагрузке вегетативных функций — дыхание, кровообращение. Однако статическая работа относительно мало отражается на уровне энергозатрат. Поэтому используют и такие показатели, как вес удерживаемого груза (усилие удержания груза), характер рабочей позы, стационарность или нестационарность рабочего места. Напряженность труда — это функциональное состояние организма при работе с преобладанием нервной нагрузки. В физиологическом плане трудовая деятельность человека может характеризоваться двояко: во-первых, по виду труда и вызываемого им функционального напряжения (качественная сторона); во-вторых, по степени этого функционального напряжения (количественная сторона).

С физиологической точки зрения выделяют определенные нормы деятельности. Предельно допустимые нормы деятельности – максимальное значение некоторых параметров, превышение которых может привести к нежелательным последствиям в работе или состоянии работника. Под параметрами понимают следующие: физиологические параметры и показатели информационной перегрузки. По изменению физиологических показателей не всегда можно судить о степени тяжести и напряженности труда, поэтому проводится измерение внешних условий труда, операционная напряженность. Психофизиологические обоснование норм труда – обеспечение при разработке норм труда нормального уровня интенсивности и определенной содержательности труда, позволяющие исключить монотонию и чрезмерное утомление в процессе работы, тем самым сохранить высокую работоспособность человека в течение рабочего дня (недели, месяца).

 

Классификация форм и видов трудовой деятельности

1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. К этой группе относят профессии тяжелого и среднего физического труда. Примерами являются профессии землекопа, грузчика, кузнеца, каменщика, сельскохозяйственные профессии. Все эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами порядка 4000 —7000 ккал/сут, или в единицах работы — 200—300 тыс, кгм за смену. Существенной отрицательной чертой физического труда является его социальная неэффективность. Для достижения сколько-нибудь оправдывающей себя производительности требуется высокооптимальное напряжение физических сил человека. Другой недостаток в физиологическом плане состоит в том, что физический труд всегда односторонне развивает мышечную систему, а нередко вызывает и гипертрофию мышц.

2. Формы механизированного труда.

В эту группу входят многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические затраты в этих группах составляют 3000—4000 ккал/сут, а механическая работа может составлять до 100 тыс. кгм за смену. Отличительной чертой механизированного труда, помимо снижения мышечного компонента в работе, является развитие скорости и точности движений. Усложняется программа действий, что связано с двумя обстоятельствами: обслуживание механизмов требует знания их конструкции; перед исполнением работы происходит ее планирование, расчет по чертежам. Поэтому профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений.

3. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.

Это формы труда, связанные с дальнейшей механизацией производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек полностью выключается из процесса обработки. Его задача — подать в станок материал для обработки, пустить механизм, вынуть готовое изделие. Главная черта этих работ — монотонность, не требуется высокой квалификации. Почти вся работа адресована двигательному аппарату, от которого требуется, прежде всего, скорость и точность движений. Автоматизация редко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает дополнять механизм, который выполняет теперь не только основные, но и вспомогательные функции. Работник управляет механизмами. Его задача — обеспечить бесперебойную работу. Основной чертой действия во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакций.

4. Формы группового труда. Типичный вид группового труда — конвейеры. Основой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, приводящая к минимуму времени для их выполнения. Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников, определяющих такт конвейера, то есть интервал времени, предоставляемый работнику для выполнения очередной операции. Чем меньше интервал, тем монотоннее работа. Наиболее существенный признак, характеризующий работу конвейера — монотонность.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением.

Дистанционное управление производством возникает на базе механизации и автоматизации. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом на расстоянии. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. При этом у работников возникают разные функциональные состояния. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. Во втором случае работник, главным образом, находится в состоянии готовности к действию, но его реакции малочисленны.

6. Формы интеллектуального труда. Выделяют две формы интеллектуального (умственного) труда: 1) Профессии, занятые в сфере материального производства, но не связанные непосредственно с предметами труда. Это профессии инженера, конструктора, программиста. 2) Профессии, связанные с научной работой, профессии прикладных знаний (учителя, врачи), профессии в области литературы, искусства (артисты, художники, писатели).

Сфера материального производства в большей степени требует приложения сил в плане технизации и организации. Среди профессий инженерного профиля можно выделить два типа: первый связан с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы); задачей второго является осуществление эксплуатационных функций (операторы, техники, диспетчеры, бухгалтеры, статистики). Интеллектуальный труд с незначительной мышечной активностью энергетически наиболее экономичен. Суточные затраты составляют 24002800 ккал/сут (то есть превышают основной обмен всего на 600—1000 ккал.). Эта экономия обусловлена и ограниченной двигательной активностью и не является положительной. Мозговая деятельность лишена поддержки со стороны мышц, что может привести к отрицательным последствиям (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата). Основные черты интеллектуального труда — сложность и изменчивость программы действий. Чем больше сигналов равного содержания и значения поступает на работника, тем сложнее выбор правильного действия, тем напряженнее работа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.