Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И окончаний глаголов




Тема 4. Глагол. Правописание суффиксов

Задание1. Дайте определение: глагол – это_______________________________

____________________________________________________________________
Задание 2. Обозначьте глагольные формы. Обратите внимание на гласные в суффиксах глаголов.

Выберите вариант ответа:

1) Глагол в неопределенной форме (инфинитив).

2) Глагол в форме прошедшего времени.

3) Глагол в форме действительного причастия прошедшего времени.

4) Глагол в форме страдательного причастия прошедшего времени.

5) Глагол в форме деепричастия совершенного вида.

1 вариант Ответ 2 вариант Ответ
  Развеять   Проверить  
  Развеял   Проверил  
  Развеявший   Проверивший  
  Развеянный   Проверив  
  Развеяв   Проверенный  
  Ускорить   Выслушанный  
  Ускорив   Выслушать  
  Ускорил   Выслушав  
  Ускоренный   Выслушавший  
  Ускоривший   Выслушал  

 

Задание 3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Разлившееся молоко стекло со стола.

1) Имя существительное

2) Причастие

3) Глагол

4) Имя прилагательное

Задание 4. Укажите неопределенную форму у глаголов:

Поем _______________________

Борются ____________________

Соберешься _________________

Воюет ______________________

Останетесь __________________

Даю _______________________

Носит ______________________

Привезу ____________________

Задание 5. Подберите зависимые слова к глаголам:

Описывать __________________

Излагать ____________________

Доказывать __________________

Переживать ___________________
Тормозить _____________________

Задание 6. В каком ряду все слова являются глаголами одного наклонения?

1) Угостит, вышлите, решил бы, бегите

2) Полюбил, произнес, прибьешь, караулим

3) Сознавайся, выйдите, кусал, помнил бы

4) Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы

Задание 7. В каком предложении глагол не является безличным?

1) Уже стемнело.

2) Ему просто нездоровится.

3) Меня знобит с самого утра.

4) Кто-то стучит.

Задание 8. В каком предложении глагол не является безличным?

1) Ребенку не сидится на месте.

2) Градом побило все посевы.

3) Что-то мне не работается.

4) Летом рано светает.

Задание 9. В каком ряду глаголы относятся к первому спряжению:

1) Играть, догонять, оформлять, зависеть

2) Сортировать, перевязать, таять, вертеть

3) Учитывать, вычищать, гнать, лаять

4) Брить, стелить, каяться, заверять

Задание 10. В каком ряду глаголы относятся ко второму спряжению:

1) Заклеить, обидеть, вертеть, вымести

2) Колоть, терпеть, заметить, замечать

3) Мучить, дышать, ненавидеть, гнать

4) Заверить, назначить, вычислить, жаждать

Задание 11. В каком ряду допущена ошибка в образовании форм глагола?

1) Отобрать – отберу, отберем, отберут

2) Вызывать – вызываю, вызываешь, вызовем

3) Заснуть – засну, заснем, заснете

4) Отдирать – отдираю, отдираем, отдирают

Задание 12. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?

1) Выжать – выжму, выжмем, выжмут

2) Испугать – испугаю, испугаешь, испугаемся

3) Ворваться –ворвусь, ворвешься, врываются

4) Протирать – протираю, протираем, протрешь

Задание 13. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?

1) Мочь – могу, могёшь, могла

2) Лечь – ляжешь, ляжь, ляжьте

3) Стричь – стригу, стригёшь, стриги

4) Беречь – берегу, бережешь, берег

Задание 14. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?

1) Бриться – бреюсь, броишься, брейся

2) Доставать – достаю, достаем, доставайте

3) Стеречь – стерегу, стерегешь, стереги

4) Стонать – стонаю, стонаешь, стоните

Задание 15. Обозначьте морфемы в глагольных формах.

Говоришь, говорила, говорить, говори, говорите; смеюсь, смеялась, смеяться, смейся, смейтесь.

Задание 16. Составьте предложения со словами.

Выберите и выберете, напишешь и напишите. Обозначьте в этих глаголах морфемы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 17. Определите спряжение глаголов. В скобках запишите формы 2-го л., ед.ч. и 3-го л., мн.ч.

Образец: Бороться – I спр. (борешься, борются)

Вышагивать _______________________________

Стелить ___________________________________

Ненавидеть ________________________________

Зависеть __________________________________

Увидеть ___________________________________

Клеить ____________________________________

Вымокнуть ________________________________

Выдержать _________________________________

Выгнать ___________________________________

Выгонять __________________________________

Обидеть ___________________________________

Обижать ___________________________________

Нести _____________________________________
Отпиливать ________________________________

Закручивать ________________________________

Задание 18. Образуйте формы повелительного наклонения от глаголов.

Одеть ___________________________________

Надеть __________________________________

Ехать ___________________________________

Поехать _________________________________

Положить _______________________________

Класть __________________________________

Бегать _____________________________________
Бежать _____________________________________

Составьте с образованными формами предложения и запишите их.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Составьте словосочетания, чтобы доказать, что эти слова имеют функциональные омонимы.

Печь, течь, сечь.________________________________________________

Задание 20. Из букв, входящих в данное слово, составьте глаголы в форме инфинитива. В скобках укажите спряжение.

С __________________________________

О __________________________________

О __________________________________

Б __________________________________

Р __________________________________

А __________________________________

З __________________________________

И __________________________________

Т __________________________________

Е __________________________________

Л __________________________________

Ь __________________________________

Н __________________________________

О __________________________________

С __________________________________

Т __________________________________

Ь __________________________________

Задание 21. Укажите вид глаголов, образуйте возможные формы времени.

Рассказывать _______________________________________________________

Написать __________________________________________________________

Разрабатывать ______________________________________________________

Планировать ________________________________________________________

Сдавать ____________________________________________________________

Выполнять _________________________________________________________

Запомнить __________________________________________________________

Перевыполнить _____________________________________________________

Задание 22. Перестройте предложения, употребив личные глаголы в безличном значении.

1) Вьюга замела окрестные поля и овраги.

________________________________________________________________

2) Во время грозы молния зажгла старый дуб.

________________________________________________________________

3) Весенняя вода снесла мост через реку.

________________________________________________________________

4) Снег запорошил дорожки в саду.

_________________________________________________________________

Задание 23. Образуйте видовые пары глагола (совершенный - несовершенный).


Лишать _____________________

Кидать______________________

Кричать _____________________

Ехать _______________________


Нравиться ___________________ Ходить ________________________

Сесть _______________________ Печалиться ____________________

Набрать _____________________ Сохнуть ______________________

Прощать ____________________ Класть ________________________

Печь ________________________ Плыть _______________________

Стать ________________________ Дать _________________________

Закрыть ______________________ Ловить _______________________

Задание 24.

1) Определите, какой суффикс нужно написатьь в глаголе прошедшего времени.

2) Укажите предложения, в которых пропущены знаки препинания.

3) Вставьте пропущенные буквы.

4) Нужно разделить запятой простые предложения, входящие в сложные. Выберите вариант ответа: 1) суффикс –е-; 2) суффикс –и-, 3) суффикс –а-; 4) суффикс –я-.

1 вариант Ответ
  Надо мною расстилалось голубое небо по которому тихо плыло и та…ло сверкающее облако (Корол.)  
  Се…ло мелкой, сухой изморозью (М.Г.)  
  По всей станице ла…ли собаки (Закр.)  
  Наконец могучая река обессил…ла окончательно волны стали ниже и ровнее появились льдинки (Иван.).  
  Я украс…л свою комнату портретами Байрона Лермонтова и Гюго (Пауст.).  
  Издалека послыш…лся звонок. (Шеф.).  
  Постав…ла хозяйка самовар все вылож…ла на стол сахар булку студень огурцы (Пришв.).  
  Утки над озером подн…ли крик (А.К.Т.).  
  Все что произошло дальше зан…ло может быть не больше трех минут (М.Б.).  
  Весь день слыш…лось журчание ручейков.  
2 вариант Ответ
  Я вид…л небо (М.Г.).  
  В окно пове…ло весною (Плещ.).  
  Вчера слыш…л во всей красе песню певчего дрозда (Пришв.).  
  Осып…ла кусты черная смородина (Сол.).  
  Дуб готов…лся дать лист (Кас.).  
  Небо молнией летучей опояс…лось кругом (Тютч.).  
  Метель взвилась звезда сорв…лась (А.Б.).  
  Мокрые ветки калина развес…ла смолк прокатившийся гром (Р.Рожд.).  
  Снег на припеке та…л как в кипятке сахар (Д.Сам.).  
  Втайне я леле…л мысль что на этот раз Дерсу поедет со мной в Хабаровск (Арс.).  

Задание 25.

Обозначьте, какую букву нужно написать в суффиксе глагола. Выберите вариант ответа: 1) букву о; 2) букву е; 3) букву ы; 4) букву и.

1 вариант Ответ 2 вариант Ответ
  Склад…вать вещи.   Переноч…вать в гостинице.  
  Использ…вать изобретение.   Честв…вать героя.  
  Устанавл…вать аппаратуру.   Затраг…вать вопрос.  
  Глянц…вать фотографии.   Потч…вать гостей.  
  Придерж…вать рукой.   Танц…вать мазурку.  
  Перерабат…вать проект.   Рекоменд…вать работника.  
  Чувств…вать облегчение.   Воспит…вать детей.  
  Треб…вать выполнения.   Приветств…вать спортсменов.  
  Попроб…вать на вкус.   Способств…вать росту.  
  Лиц…вать пальто.   Поддерж…вать дисциплину.  

Задание 26.

1) Подумайте, какой суффикс нужно написать на месте пропуска.

2) Обозначьте сложные предложения. Расставьте знаки препинания.

3) Выберите вариант ответа: 1) суффикс –ова-; 2) суффикс –ева-; 3) суффикс –ыва-; 4) суффикс –ива-; 5) сложное предложение.

1 вариант Ответ
  Если жить то действ…ть (Экз.).  
  Все время к званью человека подтяг…ю себя (М.Л.).  
  Жил задум…лся увлекался (Эйз.).  
  Нельзя проповед…ть людям то что отрицаешь сам (М.Г.).  
  Удаль хороша если она движима готовностью пожертв…ть собой для блага людей (Кол.).  
  Ночь послед…ла за днем без промежутка (Л.).  
  Все трое принялись вытаск…ть что-то из лодки (Л.).  
  Я велел было поскорее заклад…ть лошадей как вдруг поднялась ужасная метель (П.).  
  Старик обрад…вался новому соседу (Н.О.).  
  Мы ноч…ли вблизи болота и я не сомкнул глаз прислушиваясь к лесным таинственным звукам (С.-М.).  

 

2 вариант Ответ
  Я догад…лся что в жизни хорошее и плохое лежит рядом (Пауст.).  
  Природа любит смеш…ть краски ей подавай бескрайнее многоцветье (Сладк.).  
  Пригляд…йтесь к облакам прислуш…йтесь к птицам приклад…йтесь к родникам ничто не повторится (Шеф.).  
  В Суздаль едут люб…ться красотой древности (Песк.).  
  Мы ноч…ли на ветхой дощатой террасе (Пауст.).  
  Движение воды завораж…ет на волны можно смотреть без конца (Сладк.).  
  Если разгляд…ть каждый цветок в отдельности можно увидеть много интересного (Сол.).  
  Ветер гонит облако с дождями листья переверт…ет скопом (Ваниг.).  
  Дорогу размыло дождем так что по горам образ…лись глубокие рытвины (Гонч.).  
  Сквозь дождь лучило солнце и раскид…лась радуга от края до края (Пришв.).  

Задание 27. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.

1 в. Он высп…тся, она смотр…т, он бор…тся, кол…т, они слыш…т, легко дыш…тся, они стел…т, мы паш…м, ненавид…шь, та…т.

2 в. Посе…шь, приход…тся, встрет…т, он люб…т, они ищ…т, стро…тся, ве…т, он колебл…тся.

3 в. Измеря…т, бледне…т, внос…т, он пляш…т, ре…т, они мел…т, он завис…т, угон…тся, объяв…тся, бормоч…т, они полощ…т, скач…т.

4 в. Наруш…т, накле…т, догон…т, замет…т, они полож…т, вымоч…т, урон…т, теря…т, поссор…тся дети, расслыш…шь, мы бор…мся, они дыш…т.

5 в. Они движ…тся, он блещ…т, опиш…шь, расскаж…шь, они дремл…т, она колыш…тся, шепч…т, ве…т, ла…т, вер…шь, он порт…т, кол…т.

6 в. Он стел…т, сия…т, рокоч…т, не крас…т, они меч…тся, гре…шь, он помож…т, брызж…т, плещ…т, они хлопоч…т.

7 в. Он бледне…т, разгора…тся, согре…т, обве…т, дети кле…т, тебе нездоров…тся, он слыш…т, вер…т, гон…т, выпь…шь, упуст…шь.

8 в. Смож…шь, зна…шь, люб…т, име…тся, он подел…тся, шевел…тся, сия…т, зацвета…т, чу…т, пен…тся, умыва…тся.

9 в. Он реша…т, зна…т, знач…т, брезж…т, свищ…т, щелка…т, они стел…тся, мы наде…мся, они откро…т, трус…т, дремл…т.

10 в. Они маш…т, дремл…т, он блекн…т, он зре…т, топ…т, пыш…т, нисход…т, грян…т, проход…т, суш…т, померкн…т, убуд…т, тян…т.

Задание 28. Вставьте пропущенные буквы в формах будущего времени и повелительного наклонения.

1 в. Вышл…те мне нужные книги.

Если вышл…те в ближайшие дни книги, я получу их своевременно.

Вытр…те пыль с письменного стола.

2 в. Хотя здесь шумно, но если вы крикн…те, то я услышу.

Ты на второе полугодие выпиш…шь те же газеты?

Пиш…те мне чаще.

3 в. Вспомн…те стихотворение А.С. Пушкина «Чаадаеву».

Когда вспомн…те, то прочтите.

Выйд…те из комнаты.

4 в. Стукн…те мне в окно.

Когда вы стукн…те, я мигом соберусь.

Если буд…те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

5 в. Когда вынес…те вещи, скажите мне об этом.

Вынес…те из комнаты лишние вещи.

Как только выйд…те из леса, то увид…те колхозные поля.

6 в. Выбер…те из этих статей материал, нужный для доклада.

Когда выбер…те, приступайте к оформлению доклада.

Наполн…те сосуд жидкостью.

7 в. Прыгн…те еще раз?

Пожалуйста, прыгн…те, у вас это хорошо получается.

Выбер…те книги.

8 в. Выруч…те меня и на этот раз.

Если выруч…те, я буду вам премного обязан.

Умолкн…те хоть на минуту!

9 в. Вымет…те мусор.

Когда вы выме..те, в комнате станет намного чище.

Пока не умолкн..те, я рассказывать не стану.

10 в. Если дверь будет заперта, стукн…те в дверь или окликн…те кого-нибудь.

Как только вы стукн…те или окликн…те, вам откроют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.