Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пунктуация в ССП




Тема 7: Сложносочиненное предложение.

Задание 1. Дайте определение:

Сложносочиненное предложение – это _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Вставьте, где нужно, буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое предложение или сложносочиненное. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложносочиненное предложение.

1 вариант Ответ
  Со..нце зашло за горы но было ещ.. св..тло (Л.Т.).  
  З..ря охв..тила треть неба и на свете з..ри ре..ко о..делялись бело(матовые) гр..мады гор (Л.Т.).  
  Потом (без)чу..ств его нашли и (в)новь в обитель пр..несли (Лерм.).  
  Поез.. пр..ш..л точ..но по ра..писанию но Вари (не)оказалось на пер..не (Леон.).  
  Цветы луч..ше соб..рать утром или перед вечером (Пауст.).  
  В..дны были только белые стволы бл..жайших бере.. да кусоч..к ал..еи (А.Ч.).  
  Два года плавания не то что ут..мили меня а ут..лили (в)полне мою жажду пут..шествий (Гонч.).  
  Наш угол прост и (не) богат но он родной и обж..той (М.А.).  
  Я полон дум о юности веселой но (н..)чего в прошедш..м мне (не)жаль (Ес.).  
  В одну из н..чей проб..гает гр..за а после гр..зы из сада ве..т густым теплом (Смирн.).  
 
2 вариант Ответ
  Пл..кучие березы опустили (в)низ все свои дли..ые косы а в елках нависла син..я тишина (Пришв.).  
  Огород (в)низу нач..нает чернеть а в лесу было бело (Пришв.).  
  Со..нце на севере (не)свет..т а просвеч..вает как (будто) чере.. толстое стекло (Пауст).  
  Сн..жинки падали с небес в таком случайном бе..порядк.. а улеглись постелью гла..кой и строго окаймили лес (Марш.).  
  Легок шаг у м..р..за но хватка крепка (Щит.).  
  Со..нце должно опустит..ся в туч(?)ку но до туч(?)ки ему еще д..леко (Пришв.).  
  Мы люб..м охр..нительный свет м..яков но ре..ко вгляд..ваемся в него (Пауст.).  
  (Не)мало птиц в душе моей гнездит..ся но аист мне всех ближе и милей (Рыл.).  
  Я поб..жал к хат.. но сух..вей настиг меня в пути (Паустов.).  
  Велик океан но в лесу, или в пусты..ом оазисе маленький ручеек соверша..т (не) менее в..лик..е дело (Пришв.).  

Задание 3. Укажите сложносочиненные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Пословицы и песни всегда кратки а ума и чувства вложено в них на целые книги.

2) На лето Даша не поехала к отцу в пыльную и знойную Самару а с радостью осталась у сестры на взморье в Сестрорецке.

3) Атлас был очень велик и не влезал в ранец а носить его под мышкой было неудобно.

4) Пусть волны доходят до рубки но с ног они нас не собьют.

5) Писатель должен много писать но не должен спешить.

Задание 4. Укажите сложносочиненные предложения.(Знаки препинания не расставлены).

1) Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.

2) Время дорого и терять его мы не станем.

3) Мысль легка и сердце ждет ответа.

4) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

5) Ветер дул с моря и обдавал город запахом водорослей.

Задание 5. Укажите сложносочиненные предложения. (Знаки препинания не расставлены).

1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната.

2) Лишь составы идут за составами до кого-то скликают гудки.

3) Не курские а местные поют здесь соловьи.

4) Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут.

5) Все спит кругом а может и не спит а только притворяется искусно.

Задание 6. Вставьте,где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое предложение перед вами или сложносочиненное. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложное предложение.

1 вариант Ответ
  В поезде экстре..ой работы (не) было и Данилов отпустил часть перс..нала погулять (Пан.).  
  Все ушли и разг..воры спрят..ла ноч..ная мгла (Св.).  
  Никита вылез из кроват.. и на ц..поч(?)ках прош..лся по г..рячим солнеч..ным квадратам на полу (Долм.).  
  Д..ри щедрее людям счастье и сам ты буд..ш.. им богат (Долм.).  
  Небо хмур..лось и ст..новилось прохладно.  
  Месяц св..тил в окно и луч.. его играл на земляном полу хаты (Л.).  
  К вечеру небо очист..лось от туч.. и ноч.. об..щала быть х..лодной (Арс.).  
  Ст..ю на развилк.. дорог и сер..це (в)друг зам..рло в груди (Шерф.).  
  Я всю жизнь провела возле этого озера и знаю на нем каждый островок (Ч.).  
  Как(то) сразу мы познакомились и я наш..л свое место в простой хорош..й семье (Корм.).  
 
2 вариант Ответ
  Я бр..дил (по)долгу и вид..л много пр..мет ос..ни (Пауст.).  
  Черемуха душ..стая с весною ра..цвела и ветки золотистые что кудри зав..ла (Ес.).  
  Подул ветерок с заречья и сразу стало свеж.. (Сурк.).  
  Выход..т лето из весны и в осень поз..н..ю уход..т (Марш.).  
  Слушайт.. т..шину и тогда осень л..сная покаж..т вам все богатства (Песк.).  
  Бе..хитрос..ная тишина и воздух пр..зрачен до бол.. (Шеф.).  
  Сн..жинка мне (на)нос упала и сразу ра..та..ла (в)друг (Фат).  
  Трет..й выстрел и птица сн..лась с дерева широкими взмахами своих крыльев (С.-М.).  
  Л..сная путан..ица тр..пинок окончилась и открылся в..ликий пр..стор (Пришв.).  
  Пр..сяд..м..десь и дожд..к переждем (Дуд.).  

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, имеет ли сложносочиненное предложение общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям. Выберите вариант ответа: 1) имеет общий второстепенный член; 2) не имеет.

1 вариант Ответ
  (На)прав.. б..лела низме..ая песча..ная коса и т..мнела груда дальних гор (Гонч.).  
  Я г..шу лампу и ноч.. начинает медле..о св..тлеть (Пауст.).  
  В з..ркальных стеклах к..чались с..сны и плыли грузные серые облака (Гран.).  
  По небу голубому пр..ехал грох..т грома и снов.. все м..лчит (Марш.).  
  ..десь краски (не)ярки и звуки (не)ре..ки (Рыл.).  
  В полях реки т..кут голубые цв..ты возле них разные (Пришв.).  
  Над Невой покач..вался слюдяной солнеч..ный блеск и прол..тали ле..кие ветры со взморья (Пауст.).  
  Солн..шко село и зорька погасла (Фат.).  
  Стонут орлы и поблекла трава в сент..бре (Саян.).  
  Звали (в)даль журавли..ые стаи и орли..ый мне слыш..лся крик (Саян.).  
 
2 вариант Ответ
  В сент..бре лес реже и св..тлее и птич..и г..лоса тише (Пришв.).  
  К..литка зап..ртая на замок открылась и мы вошли в у..кий двор..к (Кор.).  
  Дождями кажд..дневными к..нчается лето и нач..нает..ся осень (Пришв.).  
  Д..леко за двором кр..чали л..гушки и пел сол..вей (Ч.).  
  Даша к..внула головой и на шапочк.. зак..вали ромашки (А.Н.Т.).  
  Ее пров..жают березы и ясень встречает в пути (Св.).  
  Совсем ст..мнело и в т..мн..те мы очень скоро пот..ряли наших товарищей (Наг.).  
  Всю ноч.. (не)сходил месяц с неба и к..залось г..товился настоящий моро.. (Пришв.).  
  У нас вып..л снег и нач..лся сан..ый путь (Ч.).  
  Мой отец любил порядок и порядок любил его (В. Инб.).  

Задание 8. Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложносочиненное предложение?

С самого утра мы начали нервничать…

1) так что настроение было испорчено на весь день.

2) и обсуждать возможные трудности предстоящего дела.

3) но погода не подвела нас и на этот раз.

4) потому что каждый из нас чувствовал себя неуверенно.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера ССП и простых предложений с однородными членами. Составьте схемы предложений.

Предложения

ССП простые

с однородными членами

____________________ _____________________

1) Св..стящим ш..потом перекинулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом п..лился с потревожен..ых ветвей. ________________

2) И вдру.. еще один жук отвалил от танцевавшего в воздух.. роя и ост..вляя за собой пышный хвост пр..несся мимо к п..ляне. _____________________

3) Пов..нуясь этому м..гучему чу..ству он вск..чил на ноги но тут же заст..нав пр..сел на медвежью тушу. ____________________________

4) Звезды еще св..ркали остро и х..л..дно но небо на восток.. уже стало св..тлеть. ________________________

5) В хорошую погоду лес клубит..ся шапками с..сновых вершин а в непогодь п..дернутый серым туманом напоминал помр..чневшую водную гладь. _________________________

6) Шумит лес лицу жарко а со спины проб..рается к..лючий холо... __________________________

7) Прих..дилось стоять закрыв глаза присл..нившись спиной к ств..лу дерева или пр..саживаться на сугроб и отдыхать чу..ствуя биение пульса в венах. __________________________

8) Глухая ноч.. сгущает краски и поневоле страшно нам. ________________

Задание 10. Подчеркните в ССП общий второстепенный член или общую придаточную часть. Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

1) Из окошка далеко бл..стят горы и виден Д(д)непр (Г.).

2) Уже совсем рас..вело и народ стал поднимат..ся когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.).

3) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разг..рался огонек (М.Г.).

4) В л..су еще снег л..жит (не)тронутый и деревья ст..ят в снежном плену.

5) На солн..шке было совсем тепло и пахло з..млей (А.Н.Т.).

6) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно ст..хать (Ч.).

7) Где-то в глубине глухо посвистывал сквозняк и капала вода с прозрачным звуком (Леон.).

8) Звезды уже начали бл..днеть и небо с..рело когда коляска под..ехала к крыльцу домика в В(в)асильевском.

9) Когда из-за туч.. по..вилась луна все вокруг п..св..тлело и на море по..вилась с..ребристая доро..ка (Л.).

10) Со..нце прятал..сь за х..л..дные в..ршины и б..ловатый туман начал ра..ходит..ся в д..линах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извоз..иков (Л.).

Задание 11. Составьте ССП, употребив данные слова в качестве подлежащих. Пример: Кучер-лошадь. Кучер тронул вожжами, и лошади пошли.

1) Поезд-пассажиры. ______________________________________________

________________________________________________________________________

2) Полдень-путник. _______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Ураган-деревья. ________________________________________________

________________________________________________________________________

4) Ветер-парус. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

5) Течение-гребцы. _______________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 12. Дополните незаконченные сложные предложения; выделите главные члены предложения.

1) Прошло уже много времени, а ___________________________________.

2) Все устали от работы, но _______________________________________.

3) Вся земля еще покрыта снегом, но он _____________________________.

4) Еще холодно, но во всем ________________________________________.

5) В полях уже тает, а _____________________________________________.

6) С утра реку затянуло туманом, а __________________________________.

7) Небо пасмурно, но _____________________________________________.

8) Пригревает, и с крыш ___________________________________________.

9) Уже светает, а _________________________________________________.

10) Солнце уже село, но ____________________________________________.

Задание 13. Продолжите каждое из начатых предложений так, чтобы первое было простым предложением с однородными членами, второе – сложносочиненным с союзом и, третье – сложносочиненным с союзом а или но.

Образец: Путники подошли к реке…

1) Путники подошли к реке и на берегу расположились на отдых.

2) Путники подошли к реке, и перед ними открылась прекрасная картина.

3) Путники подошли к реке, но перевозчика там не оказалось.

 

1) Охотник прицелился ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Раздался выстрел _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) По вершинам деревьев пронесся ветер _____________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Солнце уже садилось __________________________________________

____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Море глухо рокотало ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Блеснул на востоке луч солнца __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.