Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8: Сложноподчиненное предложение




Задание1. Дайте определение:

Сложноподчиненным называется предложение __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.

1вариант Ответ
  Дальние горы к..зались как(бы) выреза..ными из (разно)цветного к..ртона (Пауст.).  
  Посмотри как тихо поз..лоту август ра..сыпа..т на п..лях (Дуд.).  
  Л..са на дальних (косо)горах как ж..лто(красный) лис..й мех (Бун.).  
  Все б..резы на дожде как (бы) радос..но плач..т (Пришв.).  
  На дворе гнулась и м..талась акация как(бу..то) с..рдитый ветер тр..пал ее за волосы (А.Н.Т.).  
  (Кое)где пад..ли как(бу..то) син..е пол..сы отд..ле..ых д..ждей (Кор.)  
  В..сною и летом как(бы) под..лив на участки просторы тундры полярные совы в..дут уед..нен..ую ст..р..жевую жиз(?)нь (С.-М.).  
  В з..ркальных окнах пылало только что поднявш..еся со..нце (Пауст.).  
  Сегодня день такой что (в)пору про все (не)взгоды п..забыть (М.А.).  
  Свет луны как наро..но пр..туш..н (Акм.).  
 
2 вариант Ответ
  Старайся дать уму как можно больше пищ.. (Л.Т.).  
  Я д..вно соб..рался написать о том как пишут(?)ся книги (Пауст.).  
  Люди пон..мают талант как заг..товле..ое от р..ждения счастье (Пришв.).  
  Андерсен всю свою жизнь умел рад..ват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого (ни)каких осн..ваний (Пауст.).  
  Комната в которой они оч..тились п..ходила скорее на рабочий к..бинет чем на гости..ую (Т.).  
  Блажен кто веру..т т..пло ему на свет.. (Гр.).  
  Пр..глян..т день как(будто) (по)неволе и скро..т(?)ся за край окружных гор (П.).  
  Было сп..койно и тихо как после бури (Ф.).  
  Сте..ые часы в соседней комнат.. только что мя..ко и глухо пр..били один ра.. (Марш.).  
  Готов я пр..знат..ся что нынче сильней из птиц перелетных люблю жур..влей (Шв.).  

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.

1 вариант Ответ
  Когда шуршат в овраг.. л..пухи и никнет гроз..ь р..бины (ж..лто) красной сл..гаю я в..селые стихи (Цвет.).  
  Ран..ей зимою как только вып..дет сне.. зал..гают в берлоге медведи (С.-М.).  
  (В)новь я пос..тил тот уголок земли где я пр..вел изгнан..иком два года (не)заметных (П.).  
  Кто землю леле..т того земля ж..ле..т (Посл.).  
  Под утро когда буря спала Алексей услыш..л отд..ле..ые звуки боя (Пол.).  
  Чем дальше мы продв..гались тем глуше ст..новилось (во)круг (Т.).  
  В мор.. когда гибн..т к..рабль все пас..ажиры с..дят(?)ся в ло..ку (Пришв.).  
  И в жизни люди соб..рают(?)ся вместе потому что в од..ноч(?)ку (не)возможно сп..стись (Пришв.).  
  Когда..десь цветы соб..рают в..сною осколки на склонах в..дны (Долм.).  
  Пусть молодость знает какою ц..ною добились мы этой весны (Долм.).  
 
2 вариант Ответ
  В звон.. каждого дня так я счас..лив что нет мне покоя! (Ванш.).  
  Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гладь тот поч(?)ти березк.. каждой но..ку рад поц..ловать (Ес.).  
  Сознание того что чудес..ное было рядом с нами пр..ход..т слишком поз..но (Бл.).  
  Когда на душе горе то т..жело без людей (Ч.).  
  Кто самого себя (не)ув..жает того без сомнения и другие уважать (не)будут (Н.Карамз.).  
  Тот кто жил для вещей все т..ряет с последн..м дыханьем (Шеф.).  
  Тот кто жил для людей после смерт.. живет средь живых (Шеф.).  
  Суме..т сер..це заг..рет(?)ся когда потребу..т стр..на (А.Б.).  
  Человеку чтоб р..сти нужен свет и горяч..я жизнь (Кетл.).  
  Пока есть в нас кровь и юность буд..м верны буду(?)щ..му (Бл.).  

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.

1 вариант Ответ
  Я ост..новился в гости..ице где ост..навл..вались все прие..жие (Л.).  
  Нет у меня такой м..чты в которой (не)живеш.. и ты (М.А.).  
  Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар (Т.).  
  Мне пок..залось что в тон.. его чу..ствует(?)ся какая(то) (не)ловкость (Кор.).  
  Иной раз нар..дит..ся такой день что рад..сти (не)обереш..ся (Пауст.).  
  Отец осторожно прош..л в детск..ю п..см..трел спят(ли) мальчишки (Кат.).  
  Любой уголок з..мли где ты встр..чаеш.. друзей ст..новит..ся р..дным (Як.).  
  Проснувшись я долго (не)мог сообр..зить где я (Кор.).  
  От деревн.. где я жил в то лето до озера было двадцать к..лометров (Пауст.).  
  Ш..гаеш.. и вид..ш.. как быстро и много с..кретов тебе открыва..т д..р..га (С.См.).  
 
2 вариант Ответ
  Нет (н..)чего м..лей земли которая тебя взр..стила (Баук.).  
  На обрыв.. что возвышался..зади в светл..м небе ч..рнела од..нокая ск..мья (Бун.).  
  Пр..бл..жение вечера тем и пр..крас(?)но что пр..дает густ..ту краскам и (не)обыч(?)н..ю ле..кость воздушным пр..странствам (Пауст.).  
  Ковш Большой Медвед..ц.. стоит на крыш.. дома что (на)против (Як.).  
  К..залось что город устал от з..мы (Гран.).  
  (Не)(в)д..леке от дом..ка где жил писатель рос огромный тополь (Пауст.).  
  Песча..ая дорога ведет к мост..ку под которым с..чит(?)ся и журчит (не)вид..мая реч(?)ка (Кор.).  
  Я считаю что лес пр..красное выр..жение силы пр..роды и самый яркий образ..ик ее совершенства (Пауст.).  
  По старым охотам знаю какими пр..крас..ными могут быть последни.. деньки осени (Пришв.).  
  Мне пр..помнил..сь нынче с..бака что была моей юности друг (Ес.).  

Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.

1 вариант Ответ
  Нужно читать и уважать только те книги которые учат пон..мать смысл жиз(?)ни пон..мать желания людей и исти..ые мотивы их поступков (М.Г.).  
  День был так радос..но заполнен трудом что от этого ст..новилось радос..но жить (В.Инб.).  
  Мы разве помним по в..сне о том что осень п..дойдет? (М.А.).  
  Крыльц.. и вход в зал штурмовали так что туда ввалились люди с выпуче..ыми глазами без шапок (А.Н.Т.).  
  Те кто (не)попали на представление (не)долго гор..вали (А.Н.Т.).  
  Надо жить и поступать так как (будто) на тебя смотр..т следу(?)щее поколение (Св.).  
  Человеку который сам (н..)чего (не)знает (н..) о (чем) и ра..сказывать людям (Б.Горб.).  
  Телегин чу..ствовал как кровь зал..вает ему лицо (А.Н.Т.).  
  Бывает (же) так что пр..стане.т к тебе одно слово и (не)д..ет покоя (Пауст.).  
  Говорят что человеку время от врем..н.. полезно пожить в од..ноч..стве (Пауст.).  
 
2 вариант Ответ
  Спасибо тебе весна что ты ч..ста и чес..на полна надежд и стремлений! (Н.Асеев.).  
  Кусты местами были так ч..сты что сост..вляли (не)проходимый лес (Гонч.).  
  Метели что лом..тся в дверц.. с дороги меня (не)соб..ют (Фат.).  
  Вода была так мутна что тень пар..хода л..жала на ней как на глин.. (Кат.).  
  И вер..т(?)ся и чуд..т(?)ся и слыш..т(?)ся что лес тебя пр..ветствует (бе..)слов (С.См.).  
  А туман до того зат..пляет окрес..ности что хоть ло..ку бери и плыви по нему (С.См.).  
  А прямо к реч(?)к.. возле брода такие краски зал..гли что перед гением пр..роды бл..днеют гении земли (С.См.).  
  Ран..ей в..сной в половодье река до того переп..лняет..ся водой что уже (н..)куда пр..н..мать в себя воду пр..токов (Пришв.).  
  Вы зна..те что обл..ка это соверше..о точ(?)ные с..гналы о погод..! (Пауст.).  
  Воздух так чист что в..дна кажд..я ветка (В.Инб.).  

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.

1 вариант Ответ
  Душа во мне зам..талась как зв..рек в клетк.. (Наг.).  
  Мальч..к открыл глаза и долго слуш..л как вывод..т свои серебристые трели (не)вид..мый п..вец (Як.).  
  Жизнь теченье свое изм..нила как р..ка изм..няет русло (Н.).  
  Большой поэт почти всегда вид..т мир глазами ребенка как (будто) вид..т его действительно в первый раз (Пауст.).  
  Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек подн..мает(?)ся выше всего (М.Г.).  
  Сколько раз я уже убеждался что (н..)что хорош..е (не)повторяет(?)ся (Пауст.).  
  Вспышка была так с..льна что на мгн..вение осл..пила его (Фад.).  
  Жур..вли л..тели быстро-быстро и кр..чали грус..но как(будто) звали с собой (Ч.).  
  Закружилась л..ства золотая в роз..ватой воде на пруду словно бабоч..к ле..кая стая с зам..раньем л..тит на зв..зду (Ес.).  
  Мое первое впеч..тление было столь сильным и чистым что (не)нуждалось в подкреплени.. (Наг.).  
 
2 вариант Ответ
  Мне пок..залось что (с)прав.. кто(то) смотр..т (Вер.).  
  Тени обл..ков ст..новятся св..тлее точно омылись в..дою реки (М.Г.).  
  И сер..це (по)старому б..ет(?)ся как билось в д..лекие дни (Ес.).  
  Старик говорил с увл..чением как(будто) изл..вал перед прое..жим свою душу (Ч.).  
  (В)скоре я увид..л как из(за) крайних дв..ров хутора выш..л на дорогу мужчина (Шол.).  
  Стало мне (в)друг хорошо на душе как(будто) де..ство мое вернулось (Пришв.).  
  На уроках всегда бывало так тихо что одни г..лоса уч..телей зан..мавшихся в разных комнатах разд..вались по всему пансиону (Кор.).  
  Я вдруг почу..ствовал себя таким счас..ливым что даже сер..це к..льнуло (Шер.).  
  В думах (не)пр..вычно т..желых Метелица (не)замет..л как выехал в д..лину (Фат.).  
  Слова сами собой л..жились в том поря..к.. который сейчас был единстве..о нужен (Пауст.).  

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.

1 вариант Ответ
  Вн..мательно сл..жу как золотом п..стреют в л..щинах и в п..лях дубовые л..са (Бун.).  
  Была светл..я ноч.. когда со..нце на севере за нами подгляд..вает (Пришв.)  
  Когда сне.. тихо опуска..т..ся самому хоч..т..ся быть еще тише (Пришв.).  
  Там где р..стет мож..евельник з..мою обыч(?)но держ..т(?)ся тетерева (С.-М.).  
  Я вернусь когда ра..кин..т ветки (по)весе..ему наш белый сад (Ес.).  
  Лес (не)высокой ч..ртой в..днелся на той ст..роне (от)куда мы пр..шли вчера (Каз.).  
  Я поб..гу пока (не)рас..вело (Фад.).  
  Как только сойдет в л..су сне.. н..бухают на б..резах см..листые душ..стые по(?)ки (С.-М.).  
  Среди густых бере.. и елей л..жит земля где я ж..ву (С. См.).  
  Старые лист(?)я легли в перегной что(бы) мол..дые шумели (Вс.Рожд.).  
 
2 вариант Ответ
  Трудись мой ум! Трудись пока я жив! (Вин.).  
  Гриша уже переж..л пери..д безудержного наивного стихотворчества когда рад..вало соч..тание любых слов (Кетл.).  
  Еще я люблю когда передо мной ст..ят цве..ы пускай самые скромные (В.Инб.).  
  Когда шумит жестокая война на нежн..сть повышает..ся ц..на (М.А.).  
  Дож..ву(ль) до осен.. такой что(б) в моей душе настали то(же) с..нева и яс(?)ность и покой (М.А.).  
  Шумит (в)дали пшеница там где были к..выли (Фат.).  
  Как только к..телок с водой пр..крыл бе..покойное пламя небо снов.. открыл..сь (Пришв.).  
  Один среди своих вл..дений что(б) только время пров..дить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.).  
  Как я счас..лив созн..вать что пон..маю теперь п..сенку любой птиц.. следы всех зв..руш..к много(много) знаю (во)круг.  
  После того как я бросил курить у меня (не)быва..т мрач(?)н.. и тр..вожн.. настр..ения (Ч.).  
3 вариант Ответ
  Что(бы)..делать что(нибудь) великое нужно все силы души устр..мить в одну точ(?)ку (Л.Т.).  
  По складу своего х..рактера я бол..ше склонен вид..ть все луч(?)шее в людях и имен..о это изобр..жать что(бы) был перед глазами людей хоть какой(нибудь) обр..зец (Фад.).  
  Едва р..дела ночи мгла Людмила к вод..паду шла умыт(?)ся хладн..ю струей (П.).  
  Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож.. густая (Майк.).  
  (Ни)какой городской ш..фер (не)поед..т там где мы с Петей прох..дили т..ж..лую школу езды (Пришв.).  
  Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар.  
  Мне по..залось что справ.. кто(то) смотр..т (Вер.).  
  Ах, какая мес..ность вдруг ра..п..хнулась перед нами когда мы мин..вали лес! (Гонч.).  
  Пр..красное пр..красно (от)того что есть и безобразное на свет.. (Сельв.).  
  Пробуждают(?)ся клены от сна что(б) как бабоч(?)ки лист(?)я захлопали (Заб.).  
4 вариант Ответ
  Нет такой лошад.. что(бы) (не)спотыкалась (Пословица).  
  Ист..млен(?)а полдневым зноем в н..мой т..ске земля ждала что(б) ноч.. прохладой и покоем хоть миг забвения дала (Бун.).  
  Стаи птиц прол..тали над поездом и и..чезли (в)дали где ветер к..чал тр..ву (Пауст.).  
  Со..нце еще согр..вало в..рхушки сосен когда мы д..шли до места (Каз.).  
  Как человек оз..ряет те места где он ж..вет! (Пауст.).  
  Вечерн..я з..ря нач..нает(?)ся когда со..нце уже з..йдет за край земли (Пауст.).  
  Для того что(бы) попасть к перелеску и на кладбище надо было бы перейти (не)большое поле (Гайд.).  
  С осен.. когда пруды нач..нали покрыват(?)ся пленкой мы с (не)терпением сл..дили за их зам..рзанием (Кор.).  
  Пора пр..нят(?)ся мне за дело что(б) озорливая душа уже (по)зрелому запела (Ес.).  
  (Не)хочу я что(б) ты пр..творялася и к улыбк.. себя пр..нуждала (бы) (А.К.Т.).  

Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.

1 вариант Ответ
  Надо верить в возможность счаст..я что(бы) быть счас..ливым (Л.Т.).  
  Так много счастья все (от)того что связан я с людьми с пр…родой с миром напр..ж..н..ой связ..ю (Луг.).  
  Сколько раз пытался я ускорить время что н..сло меня (в)перед (Марш.).  
  Если я дерево то вы мои корни и моя крона одновреме..о (Тург.).  
  Все сады, сады так что д..мов (не)видно (Гонч.).  
  Детство Лермонтова было грус..ное хотя он был окруж..н з..ботой и любовью (Бл.).  
  На дерев..ях л..жали пуш..стые хлопья точ(?)но сад опять ра..пустился бел..ми лист(?)ями (Кор.).  
  Пусть хл..ба х..роши а пашню (с)нов.. паши (Пословица).  
  Приятель мой и пров..дник еще спали когда я проснулся и (по)тихоньку выш..л из дома (Каз.).  
  Есть (по)всюду хорошие люди где есть небо з..мля и в..да (Ош.).  
 
2 вариант Ответ
  Я замет..л что у Петрова отсу..ствует чу..ство страха (Долм).  
  Если буря шумит на свет.. как в тепле ус..деть могу? (Сурк.).  
  Но страшен миг когда стремлен..я нет (Бун.).  
  Что(бы) понять тайну рус..кого народа его велич..е нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое (А.Н.Т.).  
  М..як заж..г свой красный огонь хотя было еще св..тло (Пауст.).  
  Петя (ни)когда (не)предпол..гал что город такой большой (В.Кат.).  
  Как (н..) дробите жизнь она всегда едина (Бел.).  
  Как пр..красна жизнь между прочим и потому что человек может пут..шествовать (Гонч.).  
  Память у него была басн..словная так что он перед..вал м..лейшие детали прои..шествия (Гонч.).  
  Близкое присутствие моря возвр..тило миру свеж..сть и ч..стоту как будто(бы) сразу..дуло с пар..хода и пас..ажиров всю пыль (В.Кат.).  
3 вариант Ответ
I Звезды бились и св..ркали серебря..ой ч..шуей как б..ет(?)ся в с..тях пойма..ая камса (Пауст.).  
  Соловей весе..ей ноч..ю на черемух.. поет потому что в нашей рощ.. ран..ше всех она цв..тет (Фат.).  
  Небо часто обл..ч(?)но так что мы (не)можем вид..ть (н..)восх..ждения (н..)зах..ждения со..нца (Гонч.).  
  Елоч(?)ка х..р..ша если одна р..стет (Пришв.).  
  ..дание института к..шело как мур..вейник хотя лекции еще (не)нач..нались (Кор.).  
  Я выр..с там где мой отец и дед бр..дили ро..ко у ч..жих поместий (Исак.).  
  Хотя наступила зима река возле деревн..(не) замерзла.  
  Бер..гите старых людей без которых (не)было (б) вас! (Тат.).  
  Никита пош..л кругом двора п..см..треть что там делает(?)ся (А.Н.Т.).  
  Когда в товарищ..х соглас..я нет (не)прочитать им и «Квартет» (А.Барто.).  

Задание 9. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня.

2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени.

4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно.

3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов.

Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного?

1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное?

1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени?

1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины?

1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.

2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.

3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Известно что слоны в диковинку у нас.

2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка.

4) Что волки жадны всякий знает.

Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели?

1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад.

Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________

2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________

3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________

4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________

5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________

6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________

7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________

8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________

9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________

10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________

11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________

12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________

Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________

2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________

3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________

4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________

5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________

6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________

7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________

8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________

9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________

10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________

Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений.

1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________

2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________

3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________

4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________

5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________

6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________

Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями.

1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________

________________________________________________________________________

5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________

________________________________________________________________________

В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы.

1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Песня, которую вполголоса пели девушки, не нарушала тишины, которая стояла над полем. _________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.

 

1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке. ______________

________________________________________________________________________

3) Сообщи нам о дне приезда. ______________________________________

________________________________________________________________________

4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания.

1) Надо хорошо учиться __________________________________________

_______________________________________________________________________

2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______

________________________________________________________________________

3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________

______________________________________________________________________

4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________

_____________________________________________________________________

Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.

Предложение Схема
  Снег уже … осел что местами можно по насту проехать.  
  Трудился … крестьянин мой что градом пот с него катился.  
  Ветер выл с … свирепой выразительностью что казался одушевленным.  
  В … стороне где находился рудник занималось зарево.  
  Воздух нагрелся.. что трудно было дышать.  
  Охотник рассказал нам … как найти его жилище и предложил остановиться у него дома.  
  Никогда Павка не старался … как в свой первый рабочий день.  

Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.