Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С различными видами связи




Тема 11. Сложные предложения

Задание 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; расставьте недостающие знаки препинания; на полях составьте схемы предложений.

1 вариант Схема
  Помню время когда р..бота на заводе пр..ост..новилась и отец (на)долго уехал из дома искать счаст(?)я (Марш.).  
  Так долго день пр..буждает(?)ся что когда со..нце вы..дет у нас уже и обед (Пришв.).  
  Он о..хв..тил ст..кан руками чтобы с..греть пальц.. и долго м..лчал (Пришв.).  
  Д..вно замет..л что ему всм..трет(?)ся на выру..к.. все пни п..крыты мелк..ми опятами (Пришв.).  
  Слыш..лись голоса л..сных синич..к а лес еще (не) шумел потому что было очень рано и ветер еще только (только) нар..ждался (в)дали (В. Бел.).  
  В важные эпох.. жиз(?)ни иногда в самом обыкнове..ом человек.. разг..рает(?)ся искра геройства (не)извес..но доселе тлевш..я в груди его и тогда он сов..рша..т дела о коих до сего ему (не)случ..лось и грезить (Л.).  
  Остат..к дня т..нулся для Захара (н..)стерпимо долго и когда со..нце зашло и серые тени стали гуще закрывать землю вокруг он почу..ствовал обле..чение (Проск.).  
  Я замет..л что куда (н..)пр..ед..ш.. найдеш.. что(нибудь) замечательное (Гонч.).  
  Но кофе пах так сильно и мне так х..телось есть что я (н..)встала и (н..)ушла (Рол.).  
  Мы пошли по тр..пе и когда стали перех..дить реч(?)ку я ук..зал на следы тигра (Арс.).  
 
2 вариант Схема
  Здесь на луговин.. гулял ветерок и пока мы о..дыхали (н..)один комар (н..)проп..щ..л над ухом (Сол.).  
  Мы так глубоко вр..сли к..рнями у себя дома что куда и как (на)долго (бы) я (не)заехал я всюду ун..су почвы родной Обломовки на ногах (Гонч.).  
  Недаром Салтыков – Щедрин говорил что если хоть на м..нуту замолкн..т л..т..ратура то это будет равн..сильно смерти народа (Пауст.).  
  Мне надо чтобы каждое слово каждая фраза поп..дала в тон к месту чтобы в каждой отдельной фразе по возможности даже взятой отдельно от других слыш..лось отр..жение главно.. м..тива центральное так сказать н..стр..ение (В. Корол.).  
  Пока д..ехал домой пос..дел дома прошло еще два часа так что когда я выш..л было уже св..тло (Л.Т.).  
  И долго буду тем любез..н я народу что чу..ства добрые я лирой пр..буждал что в мой жестокий век во..слав..л я свободу и мил..сть к падшим пр..зывал (П.).  
  Скажи мне ветка Палестины где ты р..сла где ты цв..ла каких х..лмов какой д..лины ты укр..шением была? (Л.).  
  Пока я еще со..бражал в какую сторону пойти глазам внезапно представился ни..кий шалаш возле поля засея..ого г..р..хом (Т.).  
  Едва ярк..е со..нце вышло из (за) горы и стало осв..щать д..лину по которой мы шли в..лнистые обл..ка тумана ра..се..лись и..делалось жарко (Л.).  
  Мой дом везде где есть небесный свод где только слышны звуки пес..н (Л.).  

Задание 2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1) Зимой березы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развертываются кажется будто березы из темного леса выходят на опушку. (Пришв.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Лопатина стало клонить ко сну и он обрадовался когда в дверях появился шофер и доложил что машина готова. (Сим.)__________________________

________________________________________________________________________

3) Мы с Костей вышли из школы и я заметил что пока мы сидели в классе на дворе стало теплей. (Н.Носов) ____________________________________________

________________________________________________________________________

4) Я прислушался и мне показалось что с другого берега реки которая здесь была очень узка неслось к нам осторожное постукивание копыт. (Кор.) ___________

________________________________________________________________________

5) Сабуров посмотрел на поспешно вооружавшихся солдат и ему захотелось как можно скорее добраться по этой пыли до Волги и переправившись через нее почувствовать сразу и бесповоротно что обратной переправы не будет и что его личная судьба будет решаться на том берегу. (Сим.) _____________________

________________________________________________________________________

Задание 3. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1) Она (Елена) стала говорить ему о Шубине о Курнатовском о том что она делала в течение двух последних недель и о том что судя по газетам война неизбежна и что следовательно как только он выздоровеет совсем надо будет не теряя ни минуты найти средства к отъезду. ___________________________________

________________________________________________________________________

2) Солнце еще не вставало но уже заиграл холодок седая роса покрыла травы и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне откуда как одинокий глаз смотрела крупная последняя звезда.___________________

________________________________________________________________________

3) Карета быстро неслась то вдоль созревающих нив где воздух был душен и душист и отзывался хлебом то вдоль широких лугов и внезапная их свежесть била легкой волной по лицу.___________________________________________________

________________________________________________________________________

4) В первый день когда она (Елена) узнала о его болезни она сама чуть не занемогла она как только вернулась домой заперлась у себя в комнате но ее позвали к обеду и она явилась в столовую с таким лицом что Анна Васильевна испугалась и хотела немедленно уложить ее в постель (И.С. Тургенев «Накануне»)_____________

________________________________________________________________________

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите тип связи между частями сложных синтаксических конструкций.

1) Слушать его было так же хорошо как рокот Медвежьей на перекате особенно в вечерней тишине речка долго петляла по тайге и ей есть о чем поведать людям. (Буб.)_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Проплывая в пятнадцати метрах от утеса нельзя увидеть солнце утес весь день в тени и лишь вечером освещенный зарей он ярко пылает густым багрянцем. (Буб.)_________________________________________________________

________________________________________________________________________

3) Направо темнели холмы налево все небо было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то пожар или же собиралась всходить луна. (И.). ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4) Не тряси яблоко пока зелено созреет само упадет. (Посл.)_____________

________________________________________________________________________

Задание 5. Сколько частей в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены.)

Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.

1) 3 3) 5

2) 4 4) 6

Задание 6. Какое предложение состоит из 5 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью? (Знаки препинания не расставлены.) Составьте схемы предложений.

1) В старину когда люди были ближе к природе и непосредственней ворон называли вещуньями но теперь вороны потеряли способность вещать но все-таки они остались сметливы себе на уме.__________________________________________

________________________________________________________________________

2) Река тоже присмирела немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз и она стала неподвижна как будто ее заколдовал волшебник лишив движения._______________________________________________________________

________________________________________________________________________

3) На следующий день когда наступило некоторое затишье Пастухову удалось связаться с санбатом но оттуда ответили что капитана переправили в армейский госпиталь так как требовалась сложная операция.____________________

________________________________________________________________________

4) На трубе лежал иней ведро обжигало пальцы ледяные звезды лежали над безмолвным и черным краем и только в доме Аркадьева тускло светилось окошко дочь его читала до рассвета. ________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 7. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению? (Знаки препинания не расставлены.)

По скатам оврага разрослись дубовые кусты около родничка зеленеет короткая бархатная трава которая почти никогда не видит солнечных лучей.

1) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной

2) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной

3) бессоюзное сложное предложение

4) сложносочиненное предложение

Задание 8. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению? (Знаки препинания не расставлены)

Я не мог понять что сделалось с сестрой она была сконфужена так что слезы выступили у нее на глаза и что смущение ее дойдя до крайней степени перешло в досаду на себя и на Катеньку которая видимо дразнила ее.

1) бессоюзное сложное предложение

2) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной

3) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, подчинительной, сочинительной между однородными придаточными степени

4) сложносочиненное предложение

Задание 9. Какая синтаксическая характеристика не соответствует данному предложению? (Знаки препинания не расставлены.)

Отвесные стены заметенные вьюгою падали на нижние далекие террасы а те расходились все дальше и переходили в береговые рощи над шоссе вьющимся по берегу великой реки и скованная лента уходила туда откуда даже с городских высот нельзя ничего разглядеть.

1) это сложное предложение с разными видами связи: сочинением и подчинением

2) это сложное предложение состоит из четырех частей

3) первая часть этого сложного предложения осложнена обособленным обстоятельством

4) последняя часть этого сложного предложения представляет собой безличное предложение

Задание 10. Какая синтаксическая характеристика не соответствует данному предложению? (Знаки препинания не расставлены.)

Старинный парк угрюмый и строгий тянулся чуть ли не целую версту от дома до реки и именно здесь оканчивался крутым берегом на котором росли сосны с обнажившимися корнями похожими на мохнатые лапы.

1) это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

2) первая часть предложения осложнена однородными подлежащими

3) первая часть предложения осложнена обособленными одиночными определениями

4) вторая часть этого сложного предложения представляет собой двусоставное полное распространенное предложение, осложненное обособленным определением

Задание 11. Какая синтаксическая характеристика не соответствует данному предложению? (Знаки препинания не расставлены.)

Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве пресыщенной горячим солнцем всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания красноватых листьев на деревцах всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху золотые чашечки куриной слепоты желтые цветы ивана-да-марьи возле заброшенных дорожек на которых следы колес обозначались полосами красной мелкой травки возвышались кучки дров потемневших от ветра и дождя слабая тень падала от них косыми четвероугольниками а другой тени не было нигде.

1) это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, подчинительной и сочинительной

2) это сложное предложение состоит из семи частей

3) первая часть этого сложного предложения осложнена обособленным определением и однородными сказуемыми

4) последняя часть этого сложного предложения представляет собой двусоставное предложение

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.