Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.5.9. Некоторые особенности консультативной работы со старшими школьниками




В принципе, работая со старшими классами, практический психолог вправе рассчитывать на то, чтобы учащийся сам принял решение обратиться за психологической помощью, почувствовав необходимость в этом. Но дело в том, что в круг своих задач психолог включает не только работу с теми запросами, в основе которых лежит очевидная конфликтная или кризисная ситуация, участия в которой от него ждут, но и проблемы, значимость которых для молодого человека еще не очевидна. А проблема уже есть, и связана она с состояниями самосознания, требующими психолого-педагогического вмешательства, с неблагополучием в самом ходе развития личности. Но чтобы человек озадачился такого рода проблемами, надо сначала научить его видеть их, чувствовать, понимать. Поэтому в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует, не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Разумеется, отношение к этому самого учащегося может быть резко отрицательным. Но когда заинтересованность психолога подлинна, проявляется в тактичной, а не принудительной форме, сами старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. К тому же в распоряжении психолога имеется целый ряд форм и методов работы (индивидуальное консультирование, группы активного социально-психологического тренинга, психолого-педагогические консилиумы, возможности непосредственного воздействия на жизнедеятельность школьника и ее более продуктивную организацию), и он может гибко маневрировать ими.

Это не исключает возможности, что психолог может реально выступать в разных ролях в работе с разными учащимися. Иногда он должен обеспечить ту необходимую психологическую поддержку, которая почему-либо отсутствует или приняла искаженные формы в реальных жизненных отношениях юноши или девушки. Он питает как бы самую плоть этих отношений, отвечая насущным потребностям данного возраста (роль "посредника"). Тем самым психолог содействует восстановлению нормальных связей с миром, посредником в которых и старался быть.

Обеспечив психологическую помощь школьнику, укрепив его в средствах, отвечающих актуальным для него задачам, психолог постепенно сводит на нет свою роль, передавая ее, насколько это возможно, учителям и родным старшеклассника.

Психолог может выступать и в роли "тренера", способствующего упражнению тех или иных психических функций школьника, дефицит которых последний ощущает (навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания), или в роли "гида", связывающего старшеклассника, скажем, с миром профессий, помогая ему успешнее сориентироваться и определиться в этом мире.

При этом, как можно думать, не очень важно, строятся ли отношения консультанта с консультируемыми по вертикали (авторитарные отношения, осуществляемые в рамках директивной стратегии консультирования, развивающейся по заранее продуманному плану) или по горизонтали (демократические, партнерские отношения в условиях недирективной стратегии). В работе с детьми не приходится быть приверженцем какой-то одной стратегии, одного, приоритетного метода. Важно гибко менять их в зависимости от того, какой вид взаимодействия позволит самому школьнику успешнее осуществить необходимые шаги в развитии своей личности.

Но поскольку существенную часть психологического консультирования юношества почти всегда составляет содержательная аналитическая проработка некой важной проблемы, близко касающейся самого ученика и затрагивающей ценности, принятые им установки по отношению к миру, другим людям, самому себе и т.п., то основополагающим методом работы с ними становится диалог. Принципы диалогического общения как наиболее перспективного направления в практике психологической консультации (и даже воспитания и обучения в целом) успешно разрабатываются сегодня советскими психологами (55, 746). Особенностью диалогического контакта являются равноправные отношения (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них), в которые вступают между собой психолог и клиент с целью совместного изучения разворачивающейся в общении между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения.

Эффективность консультирования старших подростков и старшеклассников во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор личностного развития в этом возрасте (1а). Задача психолога заключается не в том, чтобы предложить молодому человеку готовые рецепты и решения мучающих его вопросов, а в том, чтобы по возможности не дать завершиться состоянию внутреннего диалога, перевести его в диалог внешний, придать ему развернутую форму, чтобы, уходя от психолога, молодой человек получил пищу и энергию для обсуждения с самим собой поднятых проблем. С этой целью содержание общения по возможности должно быть направлено в область "последних вопросов" (Ф.М. Достоевский), т.е. таких вечных проблем, как место человека в мире, его судьба, смысл существования, нравственность, служение делу, отношение к близким, и адресоваться к "потенциальному "Я" человека (79а). В столкновении с уникальной ценностной позицией, которую занимает психолог по отношению к личной проблематике школьника, для последнего и происходит познание границ (и ограниченности) видения собственного "Я", понимание перспективных направлений его развития.

Подобное изменение самосознания школьника, к которому в принципе всегда стремится консультант, частично обеспечивается усвоением нового, коррективного по самой природе своей, эмоционального опыта, пережитого в диалогическом общении с психологом, нового для него типа отношений (доверительных, принимающих, уважительных, эмпатических). Такова основа, которая становится условием принятия и избирательного "присвоения" установок и позитивных ценностей, транслированных школьнику психологом в ходе диалога. Но главный эффект, если таковой достигается, выступает в спонтанной работе самосознания, начинающейся уже за рамками общения с консультантом и символизирующей рост его личностного уровня, обогащение возможностей выбора.

Но в общении со старшими школьниками можно руководствоваться и совершенно другими стратегиями консультативной работы. Одно из наиболее разработанных направлений -диагностика и коррекция акцентуаций характера. Хотя акцентуации - грань нормы, в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, они встречаются существенно чаще, чем на более поздних этапах человеческой жизни, когда уязвимые характерологические особенности личности успешно компенсируются. В старших классах юноши и девушки с акцентуированными типами характера не редкость. Некоторые из них представляют проблему не только для себя, но и для товарищей по учению, а чаще - для учителей. Специфика психокоррекционной работы и индивидуальной воспитательной работы в этих случаях получила подробное описание в трудах основателя данного направления А.Е. Личко (41, 42).

Выделим еще раз важную мысль, что язык той теории личности, от которой изначально отправляется практический психолог, обладает известной принудительной силой, определяя в самой основе его позицию по отношению к консультируемому, цели и задачи консультирования, его методы и технику.

Литература

1.Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. - М., 1980.

2.Белопольская И.Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. - Таллинн, 1974.

3.Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дис....канд. психол наук. - М., 1976.

4.Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев, 1986.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

6.Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

7.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М, 1987.

8.Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.

9.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М, 1986.

10.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.

11.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

12.В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1982.

13.Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М" 1984. - Т.3, 4.

14.Гаврилова Т.П. Критический анализ зарубежных психологических концепций "кризисности-бескризисности" перехода от детства к взрослости: Дис....канд. психол. наук. - М., 1985.

15.Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М., 1988.

16.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

17.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

18.Гроховский В.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей и подростков // Профилактика психоневротических расстройств у школьников и учащихся подростков. - Харьков, 1980.

19.Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1983.

20.Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980.

21.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

22.Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера и П.А. Холмовской. - М., 1978.

23.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981.

24.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1987.

25.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.

26.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.

27.Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1976.

28.Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьников. - М., 1987.

29.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

30.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

31.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

32.Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. - М., 1969.

33.Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1976.

34.Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

35.Истомина 3.М. Развитие памяти. - М., 1978.

36.Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - №4.

37.Караковский В.А. Любимые мои ученики. - М., 1987.

38.Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1983. - №6.

39.Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 1975.

40.Коломинский Я.М., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего" возраста.- М., 1988.

41.Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978.

42.Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

43.Кон И.С., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитания. - Тарту, 1974. - Ч. II.

44.Краковский А.П. О подростках. - М., 1970. 40а. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

45.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

46.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.

47.Личко А.Е. Шизофрения у подростков. - Л., 1989.

48.Лозовцева В.Н. и др. Развитие ребенка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту // Психология современного подростка. - М., 1987.

49.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. 45а. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1983-1986.

50.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

51.Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис....канд. психол. наук. - М., 1988.

52.Методические рекомендации по определению функциональной готовности к школьному обучению.- М., 1986.

53.Мир детства: Дошкольник. - М., 1979; Мир детства: Младший школьник. - М., 1981; Мир детства: Подросток. - М., 1982.

54.Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1987. 49а. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М., 1989.

55.Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. - М., 1987.

56.Научно-методические проблемы школьной психологической службы: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - М., 1987. - Т. 1, 2.

57.Новикова Е.В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации // Психологические проблемы индивидуальности.- Л.; М., 1985. - Вып. III.

58.Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. - М., 1987.

59.Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972.

60.Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Отв. ред. А. А. Бодалев. - М., 1987.

61.Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1986.

62.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.

63.Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. - М., 1973.

64.Пахальян В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис....канд. психол. наук. - М., 1981.

65.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

66.Петровская Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

67.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М., 1981.

68.Пивоварова Г.Н. Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей детей // Медицинские проблемы формирования личности. - М., 1978.

69.Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - № 2.

70.Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник и др. - М., 1987.

71.Практикум по психологии. - М., 1972.

72.Прихожан А.М., Юферева Т.И. Об аффекте неадекватности у учащихся 3-го и 5-го классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. - М., 1975.

73.Психогигиена детей и подростков / Под ред. С.М. Громбаха - М., 1985.

74.Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

75.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.

76.Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1980.

77.Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей 6-летнего возраста: Круглый стол//Вопросы психологии. - 1984. - №5.

78.Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания / Под ред. И.В. Дубровиной, Б. С. Круглова. - М., 1985.

79.Репкина Й.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - 1983. - № 1.

80.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М., 1970.

81.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1990.

82.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.

83.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М., 1958.

84.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.

85.Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.

86.Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.

87.Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей в школе // Вопросы психологии. - 1983. - №4.

88.Флоренская Т.А. "Я" против "я". - М., 1986.

89.Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.- М., 1987.

90.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М., 1987.

91.Хамблин Д. Формирование учебных навыков. - М., 1986.

92.Хараш А.У. "Другой" и его функция в развитии "я" // Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. - М., 1986.

93.Хелус 3. Активизация развития ученика в обучении // Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? - М., 1987.

94.Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентации и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников: Дис....канд. психол. наук. - М., 1986.

95.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.

96.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

97.Юрченко И.И., Гильбух Ю. 3. Классы выравнивания в школах Украины // Народное образование. - 1987. - №6.

98.Яковлева Е.Л. Опыт коррекционной работы с младшими школьниками по преодолению неуспеваемости // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987. - Т.1.

99.Erikson E.H. Identity. Youth and Crisis. - New York, 1968.

100.Iirasek I. Pokyny pro administraci a interpretaci orientacniho test skolni zralosti.- Bratislava, 1970.

Часть III. "Трудные" дети

Глава 1. Выделение категорий "трудных" детей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых)

Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. Просьба к психологу "как-то воздействовать" на того или иного "трудного" школьника - одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. При этом в категорию "трудных" попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей. Это делает весьма сложной проблему выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с "трудными" учащимися. В настоящее время в психологии нет единого понимания "трудного" ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Каждый из имеющихся подходов имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор того или иного в практической работе зависит от многих обстоятельств: характера профессиональной подготовки психолога, его теоретических предпочтений, методической оснащенности, наконец, особенностей конкретного случая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.