Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развивающе-диагностическая игра




СТРИЖИ, ОРЛЫ И СОКОЛЫ

Н а основе идеи теста корректурной пробы и символов, имеющихся в операционной системе Windows-2000, был создан цикл занятий для учащихся 1–6-х классов. За сравнительно небольшой промежуток учебного времени — минут семь — тренируются (развиваются) одновременно несколько важных для данного возраста качеств. А относительно быстро обработать полученные данные может учитель или воспитатель, хотя первый и последний срез может обрабатывать и психолог.
Полифункциональность игры: развитие внимания, оперативной памяти, пространственного мышления, умения сравнивать — дифференцировать знаки, умение работать с партнером. Развитие навыка самоконтроля, самооценивания: систематическое опрашивание мнений ученика о трудности — легкости, понравилось — не понравилось задание; доволен — не доволен собой.
Диагностические параметры: внимательность, работоспособность, установка на скорость или качество, утомляемость, адекватность самооценки, коммуникативность (лидерство).
Последовательность в определении результатов, то есть стадии оценивания:
• на первом этапе — специалист делает для ученика образец: выделяет зеленым цветом по заданному правилу пропущенный и подчеркивает неправильно зачеркнутый знак;
• в середине игры (только зеленые пометки на полях об ошибках после проверки учителем) — самопроверка и самооценка;
• последняя треть игры — взаимооценка (работа в паре с соседом: обмен своими бланками или совместная поэтапная проверка по половине каждой строчки методом сравнения);
• на заключительном этапе:
а) отзыв педагога (письменный и устный) по индивидуальным и командным (девочки — мальчики; класс — параллель) результатам, их динамике;
б) отзыв ученика (устный или письменный) о процессе игры и полученных им результатах.
Первый и последний текст-бланк в данной игре должны быть одинаковыми, а все последующие задания выбирает учитель, исходя из трудности их выполнения и интереса детей к определенного вида заданиям. Для удобства обработки в большинстве текстов строчки пронумерованы.

Инструкция для педагога
Детям предъявляется бланк с различными знаками, буквами, изображениями. Ученики должны в каждом ряду вычеркивать такой же знак (или изображение), как тот, что стоит первым в строчке. Работа проводится всегда на время с требованием максимальной точности. Общее время выполнения основной работы — 4 минуты. При этом через каждую минуту производится фиксация проверенного. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально.
Выполнению задания предшествует уяснение инструкции и выполнение тренировочного упражнения (две строчки примерно за 1 минуту — показать, попробовать). Надо ответить на вопросы учащихся и начать основной опыт, который, повторяю, длится ровно 4 минуты.
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок, самооценка — по знакам «плюс», «волна», «минус», которые дети проставляют в тексте (см. далее), и общему итогу работы; коммуникативные навыки — по согласованной «бесшумной» плодотворной работе в паре, лидерство — по частой «руководящей» роли ребенка в паре.
Результаты могут быть представлены графически: изменение скорости работы (количество просмотренных букв за единицу времени) — изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Это позволяет в динамике проследить наличие у каждого испытуемого утомляемости, характер устойчивости — неустойчивости его внимания.
По количеству правильно зачеркнутых (обведенных) букв устанавливается степень устойчивости внимания, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебание внимания: если ошибки нарастают к концу опыта, это говорит об общем ослаблении внимания и снижении работоспособности. Уменьшение времени на выполнение задания и отсутствие ошибок свидетельствуют о врабатываемости и достаточной устойчивости уровня активного внимания.
При оглашении результатов каждой игры или после выяснения: кто больше всего проверил строчек (Стриж), не сделал ни одной ошибки (Орел), сумел много проверить и все без ошибок (Сокол), — звучат аплодисменты (педагог каждый раз подает пример позитивной поддержки).
Можно составить особую таблицу с фамилиями всех участников, в которую самозаписью вносятся проверенные итоги серии игр, т.е. все ученики имеют возможность добровольно, после получения своих проверенных работ, самостоятельно зафиксировать собственные результаты в подготовленной педагогом специальной таблице (вписать «орел, стриж, сокол» в 1–2-м классе, а в 3–6-м — указывать количественные данные, хотя с помощью определенного цвета тоже возможно указание на характеристику «полета»).
Для дополнительной тренировки, для домашней работы, а также в целях экономии распечатанных бланков во всех заданиях можно также использовать и второй знак в строчке. Однако в этом случае проводится уже не зачеркивание (одной чертой или двумя — «крест-накрест») по заданному образцу, а заключение знака в «кружок» или в «квадрат». Через несколько игр, после усвоения учащимися правил, эти правила могут видоизменяться в сторону усложнения: в четной и нечетной строчке по-разному обводить искомые знаки или через каждую минуту менять способ выделения, согласно введенному учителем правилу (сначала заранее письменно на доске, затем — устно по ходу игры).
Игра проводится на уроках литературы (чтения), русского языка (письмо), математики или вне уроков. Знаки могут быть связаны с данными предметами.
Мы проводили эту игру в течение одной четверти два раза в неделю, по два раза в день для достижения/закрепления особого состояния концентрации (внимательности).
Предваряющие игру команды необходимо повторять в одном алгоритме и с одинаковым акцентированием отдельных слов, особенно ключевого слова: вни-ма-ние.
Поскольку данная игра выполняется на уроках, то должны быть непривычные для обычного урока способы действий, чтобы игра отличалась от учебных школьных упражнений. Это достигается как нестандартным содержанием, так и самим процессом. Ученики выполняют задание цветными карандашами или фломастерами любого цвета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.