Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственно-психологические начала в деятельности следователя по делам несовершеннолетних




ОМСК 2004

Организация расследования преступлений несовершеннолетних

А.М. Сажаев

(фондовая лекция)

 

Вопросы лекции:

1. Нравственно-психологические начала в деятельности следователя по делам несовершеннолетних.

2. Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних.

3. Планирование расследования по делам несовершеннолетних.

 

Литература:

Л.Л. Каневский. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М., 1982.

Л.Л. Каневский. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. – Уфа, 1978.

Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. - М., 1981.

Н.И. Гуковская, А. И. Долгова. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. – М., 1984.

Расследование преступлений несовершеннолетних создает сложную систему нравственных отношений как между участниками процесса, так между ними и ли­цами, соприкасающимися со следствием. Эти отношения не охватываются только процессуальными нормами; в значительной степени отношения с несовершеннолетним правонарушителем, его родителями, представителями учебно-воспитательных учреждений регулируются нрав­ственными нормами.

Мораль тесным образом связана с практической дея­тельностью людей. Однако основные категории морали в практику работы входят через сознательную деятель­ность человека. В связи с этим психология, занимаю­щаяся анализом человеческих действий и поступков, становится наукой, органически включающейся в прак­тику.

Совместное рассмотрение нравственных и психологи­ческих начал в деятельности следователя по делам не­совершеннолетних обусловлено не только тем, что оба вопроса тесно связаны между собой, но и тем, что не­редко одни и те же факты, имеющие этический и психо­логический аспекты исследования, целесообразно рас­смотреть одновременно (например, проблемы «тона», «контакта»).

К некоторым видам профессиональной деятельнос­ти в социалистическом обществе предъявляются повышенные моральные требования. Кодексы с повышенны­ми моральными требованиями «складываются прежде всего у тех профессиональных групп, объектом деятель­ности которых прямо выступает человек».

Неотъемлемыми качествами сле­дователя являются принципиальность и бдительность, настойчивость и целеустремленность, психологическая наблюдательность и выдержка. Вместе с тем каждый следователь должен обладать и таким профессиональ­но-специфическим качеством, как гуманизм, в основе которого лежит не только уважительное отношение к личности, чуткость и отзывчивость, но и убеждение в безграничности возможностей человека и его способно­сти к совершенствованию.

Установление психологического контакта, будучи условием успешности расследования дел о преступле­ниях несовершеннолетних, во многом зависит от такого качества следователя, как справедливость, которое не­совершеннолетние ставят на одно из первых мест среди других положительных качеств человека. «Никакая Фе­мида, — пишет А. С. Макаренко, — не умеет так точно разбираться в вопросах справедливости, как пацаны». Подросток должен быть убежден, что следователь уде­ляет его делу необходимое внимание, что он к нему хо­рошо расположен, объективно отнесется к его просьбам и жалобам.

В процессе расследования следователь должен пос­тоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя (выявлять его психологические качества, состояния и т. д.). Диагностика психического и эмоционального состояния подростка во многом зависит от умения про­никнуть во внутренний мир подростка, от психологичес­кой наблюдательности. При проведении следственных действий следователь должен учитывать и правильно определять эмоциональное состояние несовершеннолет­него, его действительные побуждения и внутренние пере­живания, ибо далеко не всегда внешнее поведение со­ответствует его внутреннему состоянию.

Известно, что подросток всегда пытается найти ка­кой-то образец для подражания, пример, которому он мог бы следовать. Поэтому крайне важно, чтобы под­росток в лице следователя увидел не только специалис­та высокой квалификации, но и человека широкой эру­диции, разбирающегося в таких областях человеческой деятельности, которые близки несовершеннолетнему (спорт, музыка и т, д.). Следователю полезно помнить, что человек ищет в другом то, чего ему самому не хва­тает. Особенно это относится к подросткам. В связи с этим желательно, чтобы следователь обладал способностью непосредственного положительного эмоциональ­но-волевого влияния на несовершеннолетнего, стал на этой основе авторитетным для подростка. Вместе с тем важно подчеркнуть, что эмоционально-волевое влияние не должно переходить в незаконное психологическое воздействие и внушение, что может привести, к получе­нию искаженной информации.

Следователь по делам несовершеннолетних, осущест­вляя в процессе расследования воспитательные функции, должен обладать и такими качествами, как выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом.

Этические основы предварительного следствия по делам несовершеннолетних специфичны тем, что: а) они тесно связаны с процессом исправления и пере­воспитания несовершеннолетних правонарушителей, ко­торый начинается с момента задержания подростка или вызова его на допрос; б) при наличии психологическо­го контакта и в силу особого доверия к следователю со стороны подростка несовершеннолетний обвиняемый на предварительном следствии впервые может осознать всю пагубность совершенного им и сделать правильные выводы; в) если на предварительном следствии корен­ным образом не изменится сознание и поведение под­ростка, то ввиду незавершенности формирования лич­ности несовершеннолетнего будут, по крайней мере, созданы предпосылки для его перевоспитания. Вся де­ятельность по расследованию преступлений должна быть глубоко этичной, гуманной, и это должны ощущать не только несовершеннолетние, но и их близкие, а также школа, производственный коллектив, в котором учился или работал подросток.

Для установления нормальных взаимоотношений с несовершеннолетним правонарушителем, выработки наиболее эффективных тактических приемов расследования и методов воспитательного воздействия на под­ростка важно, чтобы расследование уголовного дела с самого начала вел один следователь. При передаче дела другому следователю трудно, как правило, сох­ранить психологический контакт и преемственность в
работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетнего.

Принимая какое-либо решение в отношении несо­вершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, осо­бенно меры процессуального принуждения, следователь должен, прежде всего, разъяснить подростку, в связи с чем применена к нему эта мера. Несовершеннолетний правонарушитель должен быть убежден не только в правомерности действий следователя, но и в целесооб­разности, правильности их с нравственных позиций.

По делам несовершеннолетних актуальным является вопрос о своевременном и обоснованном предъявлении подростку обвинения. Закон этот вопрос регла­ментирует. Однако следователь должен учитывать и нравственный момент: степень убежденности несовер­шеннолетнего в том, что в отношении его собраны дос­таточные данные об участии в совершении преступле­ния. Убежденность несовершеннолетнего в объективности и справедливости следователя является важным этапом на пути к глубокому раскаянию. Между тем при опросе большой группы несовершеннолет­них, осужденных за совершение преступлений к различным срокам лишения свободы, на вопрос, «когда вам предъявили обвинение, были ли вы убеждены в том, что следователь собрал достаточные доказательства о совершенном вами преступлении?» — положительный ответ дали только 66%.

К моменту предъявления обвинения следователь должен быть убежден в совершении преступления несовершеннолетним. В противном случае: а) нарушаются отношения, сложившиеся между следователем и несовершеннолетним правонарушителем, которые осно­вывались на доверии, справедливости, на положитель­ном примере и авторитете взрослого; б) в связи с тем что подростки очень чутки и обидчивы, некоторые из них изза несправедливого к ним отношения и «безвы­ходности» положения могут замкнуться.

Опрос несовершеннолетних осужденных показал, что в большинстве случаев (80%) их отношения со следователем строились на доверии и только в 20% случаев — на боязни отрицательных последствий.

Прямая обязанность следователя и его моральный долг при предъявлении обвинения несовершеннолетне­му состоят в том, чтобы не только разъяснить сущность предъявленного обвинения, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причинен родным, близким, как отразилось со­вершенное им преступление на моральной атмосфере в семье. Воспитательная работа с несовершеннолетним обвиняемым на предварительном следствии должна быть рассчитана, прежде всего, на осознанную и актив­ную деятельность самого подростка.

Важное процессуальное и этическое значение имеет рассмотрение ходатайств несовершеннолетнего обвиняемого. Подросток и здесь должен почувствовать заинтересованность следователя в объективном расследовании и выяснении всех обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих его ответственность. Если следователь отказывает в удовлетворении какого-либо
ходатайства, подростку надо разъяснить причину от­каза.

Изложенные этические особенности следственной работы по делам несовершеннолетних дают возмож­ность рассмотреть некоторые психологические особенности процесса предварительного следствия по этой категории дел. Прежде всего это — проблема установления психологического контакта и сохранения доверия к следователю. По делам несовершеннолетних эта
проблема имеет особое значение в связи с тем, что для подростков-правонарушителей наиболее типично недо­верие к взрослым, особенно к тем из них, которые представляют следственные органы. Для многих из них
«авторитета взрослого, его опыта, занимаемого положения... не существует, они не верят в справедливость и нравственность взрослых».

Под психологическим контактом, как нам представ­ляется, следует понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению и восприятию информации, исходящей друг от друга. Установление психологичес­кого контакта предусматривает предварительное изуче­ние личностных качеств, которые могут способствовать установлению контакта (склонность к общению, откро­венность, тактичность и т. д.), или, наоборот, затрудня­ют общение (замкнутость, озлобленность, вспыльчи­вость и т. д.).

На подростка в значительно большей мере, чем на взрослого, оказывают влияние в процессе общения не только слова и поступки людей, но и внешний облик. Мы имеем в виду внешний вид следователя, его внимание и сосредоточенность в беседе с подростком.

Необходимым условием установления психологи­ческого контакта являются безупречное знание следо­вателем материалов уголовного дела и такая манера поведения, которая убеждает несовершеннолетнего в правильности избранной следователем позиции.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения о положительных качествах подростка, его интересах, которые можно удачно использовать для установления психологического контакта. Как это ни странно на первый взгляд, речь идет об установлении и использовании совпадающих позитивных интересов у несовершеннолетнего правонарушителя и у следователя (любовь к спорту, искусству, коллекционированию и т. д.) для преодоления негативного отношения «ко всем взрослым». В. Л. Васильев правильно отмечает, что «если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории «мы», а в следователе видит представителя другой группировки — «они», то это отнюдь не способ­ствует созданию необходимого психологического кон­такта, атмосферы доверия».

Трудно вступают в контакт несовершеннолетние, - ко­торым присущи такие качества, как робость и застен­чивость. Таким подросткам нужно создать непринужденную обстановку, выяснить их склонности, увлечения, любимые занятия и побеседовать с ними об этом.

Изучение следственной практики свидетельствует, что в ряде случаев из-за активной антисоциальной направленности личности и таких качеств, как озлоб­ленность, дерзость, повышенная раздражительность, трудно установить контакт с несовершеннолетним при первом общении. В такой ситуации следователю необ­ходимо действовать путем убеждения, которое, по мне­нию психолога Б. Д. Парыгина, в отличие от других методов «имеет своей целью передачу информации в такой форме, чтобы она превратилась в систему установок и принципов личности или, во всяком случае, существенно повлияла на эту систему». Желательно в таких случа­ях в работе с несовершеннолетним правонарушителем проявлять терпение. Прежде всего необходимо в стро­гой и корректной форме пресечь развязное поведение несовершеннолетнего и разъяснить, как он должен вес­ти себя на следствии. Если аморальное поведение является следствием неправильного воспитания, грубо­го обращения, диктата взрослых, то в дальнейшем не­обходимо проявлять подчеркнуто вежливое обращение, уважение к чувству собственного достоинства, которое раньше принижалось.

Нередко развязность, бравада «преступным» опытом является своеобразным проявлением «взрослос­ти». Грубость, хулиганская выходка, пишет Н.. Мансуров, служат чаще всего не просто выражением внутренней сущности подростка, а средством самоутверж­дения. В подобных случаях следователю целесообразно раскрыть неестественность его поведения, показать, что в обычной "жизни он не проявляет грубость, не ве­дет себя так дерзко, привести выдержки из характе­ристики, из показаний учителей и родителей, обратить внимание на его положительные качества. Такие меры обычно достаточны для того, чтобы снять напряжение, вызванное развязным поведением подростка, и устано­вить нормальные отношения.

Иногда грубое поведение подростка является реакцией на имевшее место ранее несправедливое отно­шение взрослых. Исследования психологов показывают, что всякая, даже малейшая, несправедливость старших болезненно переживается подростком и нередко пом­нится им всю жизнь. Если удастся установить факт и причину несправедливого отношения к несовершеннолетнему со стороны взрослого (в период его учебы, работы в процессе расследования), то следователь должен прореагировать на это и о принятых мерах со­общить несовершеннолетнему.

Развязное поведение несовершеннолетних правонарушителей объясняется также отсутствием пра­вильного представления о нравственных категориях и
понятиях, попыткой походить на нравственно-отрица­тельных людей, увлечением «романтикой» преступной жизни. В подобных случаях подростку нужно раскрыть
подлинный смысл и последствия противоправного пове­дения, показать, что настоящая романтическая припод­нятость, и мечтательность украшают жизнь, насыщают человека приятными, бодрящими переживаниями, рас­ширяют жизненные перспективы, развивают чувства и воображение.

Если следователь сталкивается с упрямством подростка-правонарушителя, то, прежде всего, необхо­димо выяснить, не является ли оно своеобразной фор­мой протеста на грубость и жестокость взрослых или на обоснованные требования к несовершеннолетнему, воспитывавшемуся в обстановке захваливания. Для преодоления упрямства и налаживания психологическо­го контакта целесообразно пригласить педагога, к которому несовершеннолетний испытывает уважение. В беседе подростку необходимо разъяснить важность взаимного доверия, хорошего отношения, которые бу­дут способствовать выяснению всех обстоятельств дела и объективности расследования.

Установление психологического контакта с не­совершеннолетним, совершившим половое преступле­ние, имеет свои особенности. Думается, что расследова­ние таких преступлений целесообразно поручать сле­дователю-мужчине, для того чтобы подросток при допросе в меньшей степени испытывал стыд. При доп­росе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) присутствие третьих лиц желательно свести к минимуму, так как подросток при них будет себя чувствовать скованно, в связи, с чем трудно установить контакт. Участие родителей в допросе несовершеннолетнего об­виняемого по делам о половых преступлениях, по об­щему правилу, нецелесообразно, так как несовершеннолетние испытывают в их присутствии чувство страха и стыда. Кроме того, нередки случаи, когда родители пытаются помешать ходу следствия, влияя на подрост­ка. В соответствии с УПК в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя, либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Если следователь решил пригласить педагога, то желательно, чтобы это был мужчина и чтобы подрос­ток не был с ним знаком. Перед началом допроса необходимо предварительно побеседовать с адвокатом и педагогом об особенностях их участия в допросе, над­лежащим образом сформулировать вопросы и задавать их, соблюдая такт.

Установление психологического контакта является первым шагом в деятельности следователя при рассле­довании преступлений несовершеннолетних. Следующий шаг — создание обстановки, налаживание таких отноше­ний, при которых сохранилось бы доверие к следова­телю.

Чтобы проводимое следственное действие было эффективно, следователь должен соблюдать следующие условия: а) все процессуальные действия должны осуществляться в рамках закона, на что каждый раз необ­ходимо обращать внимание подследственного, чтобы он был убежден в законности и обоснованности всех дей­ствий следователя; б) следователю необходимо обес­печить законность действий всех других должностных лиц, правомочных совершать какие-либо действия в от­ношении несовершеннолетнего подозреваемого и об­виняемого, что, несомненно, будет способствовать повы­шению авторитета следователя в его глазах; в) такти­ческие приемы проведения отдельных следственных дей­ствий и методы психологического воздействия должны быть глубоко этичны и осуществляться в соответствии с законом; г) отношение следователя с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым должны строиться на доверии, без обмана, фальши и заигрывания, что не ис­ключает требовательности к поведению подростка и принципиальности в принимаемых решениях; д) несо­вершеннолетний правонарушитель должен быть убеж­ден в том, что следователь даже после получения от него правдивых показаний проявляет неослабленный инте­рес к делу, и что он действительно заинтересован в уста­новлении истины; е) если психологический контакт с несовершеннолетним возник у следователя на базе ин­тересов в какой-то определенной области деятельности, то полезно периодически обсуждать с подростком эту проблему; ж) следователь обязан проявлять интерес к самочувствию и настроению несовершеннолетнего; если подросток арестован, необходимо информировать его о положении дел в семье, о здоровье родителей, о пози­ции школы, коллектива к решению судьбы подростка.

Неотъемлемым элементом психологического кон­такта является манера обращения и разговора с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым, тон ре­чи следователя. А. С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» подчеркивает, что воспитание тре­бует самого серьезного тона, самого простого и искрен­него. Следователю необходимо точно выражать свои мысли и чувства. Надо, чтобы речь его была живой, яр­кой и выразительной. В обращении с подростком недо­пустима монотонная и однообразная речь. Темп речи желателен не быстрый. Недопустима слишком громкая и резкая речь, которая так же, как и тихая, вызывает утомление, скуку. Следователю необходимо знать, что характер речи, манера произношения выражают чув­ства говорящего, особенности душевного склада. По нему можно определить доброжелательность или враждебность говорящего, его настроение. Тон речи не должен быть властным или, наоборот, вялым.

Важным психологическим моментом, который должен учитываться следователем при подготовке и проведении следственного действия с участием несовер­шеннолетнего правонарушителя, является относительно быстрая утомляемость подростка, которая объясняется интенсивным физическим и интеллектуальным разви­тием, в связи, с чем допросы или иные следственные
действия с участием несовершеннолетних должны быть непродолжительными. По сведениям Н. Дан, малолет­ние могут быть внимательными и сосредоточенными оп­ределенный промежуток времени: от 5 до 7 лет — Около 15 минут, от 7 до 10 лет — около 20 минут, от 10 до 12 лет — около 25 минут, более 12 лет — около 30 минут. Практически, продолжительность допроса несовершеннолетнего обвиняемого не должна превышать часа.

Длительность допроса 14—15-летних подростков может быть сокращена, если несовершеннолетний проявляет рассеянность, апатию. При продолжительности следственного действия более одного часа необходимо де­лать перерыв,

Несовершеннолетние обвиняемые иногда обра­щаются к следователю с просьбой не доводить до све­дения родителей или коллективов, в которых они учатся
или работают, о совершенных ими общественно опасных действиях или отдельных обстоятельствах преступления. Такая позиция объясняется чувством стеснительности, стыдливости и пробуждающейся потребностью в само­воспитании, желанием сохранить в глазах родных и дру­зей чувство собственного достоинства. Несомненно, что факт совершения преступления нельзя скрыть ни от
родных, ни от общественности. Это необходимо разъяснить подростку. Представляется, что просьбу о не дове­дении до сведения коллектива или родителей о некото­рых обстоятельствах совершенного преступления можно
удовлетворить, если это будет способствовать искрен­нему раскаянию виновного и его исправлению.

Думается, что, если подросток содержится под стражей, сведения о здоровье родителей, благополучии в семье, о самочувствии и настроении самого подрост­ка, о положении дел по месту работы несовершеннолет­него должны беспрепятственно передаваться следователем вне зависимости от позиции подростка и его ро­дителей в отношении расследуемого события,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.