Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природные сообщества родного края




Как люди обживали Север

Задачи: выявить, как человек научился приспосабливаться к климатическим условиям Севера, организуя хозяйство и быт; показать, как развивался город (село).

Основные понятия: связи между живой и неживой природой, приспособление живых организмов к условиям жизни на Севере – недостатку тепла, света, избыточной влажности; особенности быта и сельского хозяйства.

Демонстрации: традиционный северный дом-двор, современный дом (квартира), хозяйство северян и др.

Творческие практические задания: сравнение традиционного северного дома-двора и современного крестьянского дома (квартиры).

 

Элементы содержания занятия

1. Почему люди стали селиться на Севере?

2. Почему для строительства Архангельска было выбрано устье Северной Двины?

3. Как приспосабливались люди к природным условиям Севера – недостатку тепла, света, избыточной влажности? Традиционный северный дом-двор и современное жильё, быт поморов. Особенности сельского хозяйства. Старинная и современная одежда северян.

 

Задачи: уточнение представлений о природных сообществах родного края, выделение основных составляющих каждого сообщества.

Основные понятия: природные сообщества – лес, луг, водоём; лесные богатства.

Демонстрации: иллюстрации, показывающие взаимосвязь растений и животных в сообществах, гербарии растений сообществ, рисунки животных.

Творческие практические задания: выращивание на подоконнике огородных культур.

Экскурсии: в лес (на луг, водоём).

 

Экскурсия «Наблюдения в лесу».

1. Какие деревья встречаются в лесах нашей местности?

2. Сколько в лесу ярусов древесной растительности? Из каких растений состоит каждый ярус?

3. Из каких растений состоит в лесу подрост (подростами называются молодые подрастающие деревья и подлесок, т.е. кустарники и мелкие, низкие деревья).

4. На свежей лесосеке обратите внимание, от каких пней появляется поросль, а от каких не появляется.

5. Найдите на листьях ольхи, осины, берёзы и др. шарики и другие наросты: это «орешки», образовавшиеся от уколов различных насекомых. Рассмотрите и зарисуйте их.

6. Сравните величину листьев, выросших на свету и выросших в тени у одного и того же дерева. Например: у берёзы, осины, смородины.

7. По пням недавно спиленных деревьев определите их возраст, считая по годичным кольцам: при отсчёте, чтобы не сбиться, отмечайте каждые 10 колец карандашом.

8. На этих же пнях рассмотрите, одинаковой ли толщины все кольца, нет ли среди широких колец узкого? Чем это можно объяснить? Нет ли подряд нескольких узких колец? Чем это можно объяснить? Нет ли колец неровной толщины с разных сторон пня? Чем это можно объяснить?

9. Возраст молодых сосен и елей, когда они растут густо, легко определить, не срубая их, по годичным мутовкам ветвей. Определите возраст нескольких деревьев, зарисуйте их и запишите ответ.

10. Выберите самые толстые деревья различных пород. Сантиметровой лентой измерьте обхват их стволов на высоте груди и запишите результат измерений. Определите самое толстое дерево, растущее в вашей местности.

11. Сравните два дерева, например, сосну или ель, растущие в глубине леса, с деревьями, растущими на опушке и стоящими совершенно одиноко, и опишите разницу в корне, форме ствола, высоте от земли до первой живой ветки. Зарисуйте эти деревья в тетради.

12. Соберите в пакетики коллекцию семян древесных растений, записывая на пакетиках дату сбора и породу. Сочные плоды следует предварительно высушить.

13. Какие грибы вашей местности считаются съедобными, а какие ядовитыми? Зарисуйте их и подпишите названия.

14. На каком дереве листья начинают желтеть и постепенно опадать раньше других?

 

Экскурсия «Природное сообщество – луг»

Задания для учащихся:

1. Возьмите образцы почвы и определите её механический состав и влажность.

2. С помощью лопаты сделайте почвенный разрез глубиной 30-40 см, определите толщину гумусного слоя.

3. Рассмотрите и опишите строение луговой дерновины и распределение корневой системы по почвенному профилю (разрезу).

4. Определите количество ярусов в растительном сообществе луга.

5. Изучите состав травостоя луга:

а) по хозяйственно ценным видам (лекарственным, злакам, бобовым)

б) по сорным и ядовитым видам.

6. Проведите наблюдение за растениями: цветением, опылением, размножением, семенами.

7. Проведите наблюдение за летающими насекомыми (бабочками, мухами, шмелями и др.). Определите их связь с растениями (их влияние на растения и значение растений в жизни насекомых).

8. Определите хозяйственное значение луга.

 

Первая помощь при травмах, обморожениях, порезах, ожогах; профилактика заболеваний.

Задачи: формирование представления о травмах, их видах и оказании первой помощи; о заболеваниях, наиболее распространенных на Севере, и их профилактике.

Основные понятия: заболевание, травма, порез, обморожение, ожог, профилактика, респираторное заболевание.

Экскурсия: в медкабинет с целью ознакомления со способами профилактики.

Практическое занятие: оказание первой помощи при поверхностных повреждениях кожи.

Для подготовки урока можно использовать санитарные нормы и правила СанПиН 02.04.02г. 1178-02.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.