Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Северный рубленый дом




Козули

Ушедший старый быт унес с собой загадку происхождения рождественских козуль. Обычай древнейший. Из летописных источников известно, что еще в XVII веке русичи лепили из теста фигурки животных — коней, коров, быков, а потом съедали их на общих трапезах. Историки считают этот обряд отголоском дохристианских верований, когда просьбами, молитвами и заклинаниями человек пытался воздействовать на высшие силы, расположить их к себе и защитить свой дом от напастей. Так ли оно было, теперь можно только гадать, но эти съедобные фигурки называли «козулями», хотя изображать они могли и диких, и домашних зверей, и даже птиц. Вероятно, название сохранилось с совсем уж далеких времен, когда козел был символом плодородия, считался духом хлеба. И поговорка сохранилась: «Где коза бродит, там жито родит; где коза с рогами, там жито стогами».

Когда-то в пышущих жаром печах пеклись целые стада хлебных животных. Чем больше козуль на празднике, тем больше надежд, что умилостивится божество и отблагодарит людей обильным урожаем, приплодом скота, удачной охотой. С приходом христианства козули стали считаться рождественским угощением, хотя сами образцы их продолжали нести в себе признаки бесшабашного народного гулянья — с шутками скоморохов, масками ряженых, переодеваниями. Привычка оказалась столь прочной, что фигурная выпечка вошла составной частью в свадебный обряд: жених дарил невесте хлебную скульптуру. А в конце застолья хлебной фигуркой одаривали каждого гостя (то был знак, что пора расходиться, и саму выпечку называли «разгонной»).

Писахов в своем очерке назвал самыми древними козули холмогорские и мезенские из черного теста, иногда расцвеченные белым тестом. Вот как он описал их: «... Холмогорские козули по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца). И вся фигура козули кажется перенесенной из очень давнего языческого мира. Чудится какая-то оккультная запись в этой странной красивой фигуре. Размер такой козули бывает 5 — 6 вершков. Меньшего размера козули делают без яблок на рогах, а только с птичками (птички напоминают кисти рук с растопыренными пальцами). Пекут козули и маленького размера — около вершка, упрощенные по рисунку, или пытаются придать им сходство с коровой, конем (иногда всадником на коне). Профессор Зелинский в 1913 году заметил, что эти маленькие козули по форме и размеру очень похожи на фигуры каменного века...»

Архангельские козули пекутся из пряничного теста, режутся железными формами (пряничные силуэты) и украшаются (разделываются) сахарной глазурью, белой и цветной (чаще розовой), обильно облепляются «золотом» и «посыпью». Формы, сделанные из железа, иногда довольно толстого, сохраняются долго, переходя их рода в род. Расспросами Писахову удалось установить давность форм до 200 лет, но, несомненно, есть формы и значительно большей давности. Козульщицы часто совершенно не умеют рисовать карандашом, а возьмут палочку или трубочку с глазурью и по сулуэту пряника, повторяя виденное и перенятое у старших, творят удивительные по красоте рисунки. Звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, виноград, вазы с цветами, олень с санями, лев — рисунки наиболее давних форм. Более поздние козули – амазонка, извозчик, собака с будкой, кошка и появившиеся за последние десятки лет паровоз, пароход, велосипед, аэроплан. У современных козульщиц еще шире ассортимент форм, но неизменно у каждой есть конь, олень, птица, женская фигура. Все архангельские козули можно разделить на соломбальские, уемские и архангельские. На несведущий глаз, вроде, все одинаковы. Но приглядевшись, можно различить. Архангельские более изящные и нарядные; уемские более архаичны, просты; соломбальские более массивны, тяжелы по форме и рисунку. Выделяли еще «коммерческую» козулю. Хотя все козули продавали накануне Рождества, коммерческими называли козули, изображающие ненецкие мотивы: чум, оленью упряжку, ненку в национальном наряде. Орнамент таких козуль повторял национальный орнамент наших соседей. Приезжавшие накануне праздника в город ненцы скупали их в большом количестве, часто меняя на свой товар: меха, рыбу, мясо.

Каргопольские «тетерки» готовили к приходу весны.

Узор укладывался из длинных тонких жгутов, приготовленных из особого теста. Орнамент каргопольских «тетерок» хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из трех обводов – «околов», завитых по солнышку. «Околыш» - словно рамка вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «кукушка»… Центральная часть состоит из кружочков – «колечушек», «восьмерушек», «большого креста», «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «полукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнить середину могут и три завитые в разные стороны спирали или четыре односторонние «вьюхи» (рис. 9).

Рис. 9 Приемы лепки: каргопольские тетёрки

 

 

Рис. 10. Жаворонок

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к своим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба, в лазурном поле.

Н. Рубцов

Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево. Из дерева русский крестьянин рубил себе избу, возводил города и села, обносил крепости мощными стенами и башнями, строил церкви, мастерил почти все, что было необходимо в быту, – от сохи до ложки. Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам прежде, чем сложились типы зданий, была выработана определённая строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества! Началось с малого, самого необходимого – с жилья, с дома.

На Руси каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались и строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым и удобным, но еще обязательно и красивым. Строили широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы строили большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, чаще в два, со светелкой над ними, с обширным крытым двором. Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороге, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба - дворец, хоромы светлые! Под одним кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки.

На Севере бытует несколько типов крестьянских изб. Самый распространенный - это брус. Называется он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть — жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяй­ственный двор, уходящий на задворки.

 

Другой тип северной избы носит название «глаголь» и имеет форму буквы «Г». Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.

Ещё один тип избы носит название «кошель». Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме сгруппированы в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина её проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один — короткий и крутой, а другой – пологий и длинный. Дом и вправду становится похожим на кошель.

Северная изба — своеобразный «микромир», защищавший человека в холодные долгие зимы. Высокий подклет, придающий всей избе массивность, монументальность, уникальная по своей продуманности «безгвоздевая» самцовая конструкция кровли, крытый двухэтажный двор с широким взвозом, «кошель», ведущий на поветь, — таковы общие черты большинства северных изб. Чтобы сделать избы красивыми, мастера украшали их резными наличниками, «причелинами», «подзорами», «конями», «курицами», «полотенцами». Детали эти имели и декоративное, и утилитарное назначение.

Посмотришь, что ни изба — свой облик, свой характер. Конечно, привычные архитектурные формы, строительные приемы передавались из поколения в поколение, но, применяя их, каждый плотник непременно вносил что-то свое, особенное.

 

 

Литература

 

1. Архангельский музей деревянного зодчества / Сост. Л. Бострем. – Архангельск, 1984.
2. Архангельские козули. – Архангельск, 1990.
3. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера. Занятие с младшими школьниками / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М., 2001.
4. Бабушкины уроки / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – Архангельск, 1997.
5. Беслеева Л. Архангельские козули//Декоративное искусство, 1967.
6. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М., 1972.
7. Васильева Т. Чудо – покрывала: Лоскутные изделия мастериц Архангельской области // Юный художник. – 1990.
8. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпиколовой и др. – М., 2000.
9. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1988.
10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
11. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М., 1987.
12. Лихачев Д.С. Вступительная статья //Гемп К.П. Сказ о Беломорье. – Архангельск, 1983.
13. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки: Музей народного искусства: Альбом /Сост. Г.П. Дурасова, Г.А. Якровлева. – М., 1989.
14. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера» / Л.А.оИзместьева. – Архангельск, 1992.
15. Мильчик М.И. По берегам Пинеги и Мезени. – Л., 1970.
16. Некрасова М.А. Народное искусство России //Народное творчество как мир целостности: Альбом. – М., 1983.
17. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. Образцы русского деревянного зодчества. – М.: Детская литература, 1981.
18. Памятники архитектурного Севера: Сборник /Сост. А.А. Куратов; вступ. ст. М.И. Меньшикова. – Архангельск, 1991.
19. Русская народная вышивка: Методические рекомендации к программе «Основы народного и декоративно-прикладного искусства на основе традиций Русского Севера». – Архангельск, 1993.
20. Сказки бабушки Ульяны. Запис. Г.П. Дурасовым. – Архангельск, 1980.
21. Федотов Г. Волшебный мир дерева. – М., 1987.
22. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В., др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1996 - 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.