КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовые ресурсы МБРР и их использование
Финансовые ресурсы Банка формируются за счет собственных и заемных средств (рис. 3.5). К собственным источникам относятся: • акционерный капитал; • прибыль от произведенных операций; • возврат ранее выданных ссуд; • проценты за пользование ресурсами Банка; • дополнительные доходы. ■ ■. Акционерный капитал формируется путем подписки стран-челнов на акции Банка, согласно выделенной квоте, которая приблизительно равна квоте в МВФ. Подписка на акции стран — членов Банка — важнейшая переменная, определяющая влияние конкретных стран на деятельность МБРР. Принятие решений в руководящих органах Банка осуществляется на основе принципа «взвешенного» числа голосов. Каждая сторона располагает в МБРР 250 «базисными» голосами плюс по одному голосу за каждую акцию в 100 тыс. SDR.
Рис. 3.5. Финансовые ресурсы МБРР
3.3. Всемирный банк и его институты Подписаться на акции могут только государства — члены МБРР. Примерно 90% подписного капитала образует гарантийный фонд выполнения обязательств банка. Остальные 10% капитала должны быть внесены наличными, 1% — в долларах США или в золоте, а 9% — в собственных валютах стран-подписчиц. Часть капитала, внесенная в долларах США, свободно используется МБРР, в то время как капитал в других валютах может быть предоставлен в ссуду только с согласия членов банка, чья валюта будет использоваться. Как правило, такое согласие получить нетрудно. Заемные средства являются вторым важным источником. Главная часть этих средств капитала Всемирного банка поступает от инвесторов, действующих на мировом рынке капиталов. Банк является главным заемщиком мирового рынка капиталов. Это объясняется тем, что погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов, а «кредитоспособность суверенных заемщиков опирается на весь потенциал национальной экономики с ее природными ресурсами и перспективами роста»1. Банк использует такую форму займа, как продажа облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Последние покупают облигации банка или берут на себя долю в предоставленных ими ссудах. Финансовые ресурсы МБРР первоначально не превышали 10 млрд долл.2 Переориентация деятельности Банка на развивающиеся страны потребовала увеличения объемов финансовых ресурсов. Подписной (акционерный) капитал Банка увеличивался в 1959, 1980 и 1988 гг. В результате в 1988 г. он составлял 140 млрд долл., в последующие годы его объемы продолжали расти, к 1992 г. он вырос на 22% и составил 171,4 млрд долл. В 1997 г. акционерный капитал составил 182 млрд долл., т.е. вырос еще на 6,2%. В 1999 г. капитал МБРР составлял 1581,724 акций на общую сумму 188,2 млрд долл., т.е. по сравнению с 1997 г. акционерный капитал вырос на 3,4% (табл. 3.4). В 2000, 2001 и 2002 гг. акционерный капитал по сравнению с 1999 г. увеличился незначительно, его рост составил соответственно 0,2, 0,1 и 0,6%. Как правило, доля оплаченного подписного капитала не превышает 6% общей суммы, остальная часть подписки востребуется Банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Она
1 Анулова, Г. И. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. 2 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование 154 Глава 3. Международные финансовые организации служит гарантийным фондом, под который МБРР заимствует финансовые ресурсы на мировом финансовом рынке. Заимствования являются важной составляющей в формировании финансовых ресурсов Банка. Анализ показал, что внешние заимствования в финансовых ресурсах составляют в среднем 60% акционерного капитала Банка. Результаты работы Банка достаточно эффективны, что отражается в сформировавшейся положительной тенденции к росту чистого дохода Банка. Так, по сравнению с 1998 г. чистый доход в 1999 г. вырос на 22%, в 2000 г. на 60,2%, в 2001 г. на 19,7%, а в 2002 г. на 123,5%. В среднем за пять лет рост чистого дохода Банка составил 56,4%. Таблица 3.4. Финансовые ресурсы МБРР в 1997—2002 гг., млрд долл. США
Составлено по: http://www.worldbank.org. Annual Report 1997—2002. МБРР использует свои финансовые ресурсы для кредитования различных инвестиционных проектов, сфер и секторов экономики. Международный банк реконструкции и развития — первый межгосударственный инвестиционный институт, важной целью которого на ряду с кредитованием является и стимулирование частных инвестиций. Функции Всемирного банка за годы его деятельности не подвергались резкой трансформации, однако в его кредитной деятельности многое изменилось. Стало возможным предоставление бюджетозаме-щающих займов, которые направлены на финансирование бюджетных расходов страны-заемщицы, а не конкретного объекта. Был расширен список возможных реципиентов. На конец прошлого века насчитывалось 156 стран, использующих финансовые ресурсы Банка1. Кредиты
http://www.worldbank.org. 3.3. Всемирный банк и его институты стали выдаваться не только государствам, входящим в состав Банка или их политико-административным единицам, но и любым государственным предприятиям. Однако по-прежнему займы Всемирного банка представляют собой «суверенные обязательства», т.е. погашение основной суммы, выплата процентов и осуществление прочих платежей являются обязательством или страны-члена, или ее центрального банка, или аналогичного агентства. Серьезные изменения в деятельности Банка начались с конца 60-х гг. Во-первых, многие страны начали испытывать трудности с обслуживанием долга, и перед руководством Всемирного банка встала дилемма —- либо списать часть долгов, либо увеличить объем ссуд. МБРР избрал путь увеличения объема заимствований. В результате общий объем заимствований к 1981 г. вырос более чем в десять раз и составил 12 млрд долл.1 Эта тенденция сохранилась до конца прошлого века. Объем заимствований в 1999 г. составил 115,7 млрд долл.2 В этот период (1960 г.) создается Международная ассоциация развития (MAP), основной задачей которой является предоставление кредитов на льготных условиях. Акцент в кредитовании смещается от создания основных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону более комплексных программ обеспечения промышленного роста, предоставления основных услуг, улучшения распределения доходов. В 1980—1990-е гг. усиливаются небанковские функции МБРР. Он выступает в роли координатора программ помощи, регулирования экспорта капитала и гаранта инвестиций. Создается специальное Международное агентство инвестиционных гарантий (МАИГ).
В круг своих интересов Банк включает демографическую политику, развитие образования и науки, проблемы НТР в развивающихся странах. Основными направлениями, по которым происходит рост вложений, становится финансирование на развитие человеческих ресурсов, сельского хозяйства, водоснабжения и санитарных мероприятий. Одним из важных направлений деятельности Банка в настоящее время является решение вопросов охраны окружающей среды, включая стимулирование национальной деятельности по повышению эффективности использования энергии и природных ресурсов, в частности, поддержка региональных инициатив, таких как программы по сохранению Аральского моря, Дуная и др. В процессе функционирования менялись характеристики проектов МБРР: больше внимания стали уделять трудоустройству населе- 1 Мазурова, Е. М. Роль международной организации в регулировании глобальных 2 http://www.worldbank.org. Annual Report 1999. 156 Глава 3. Международные финансовые организации ния, развитию местных ресурсов и институтов, обучению местных кадров, оценке влияния реализуемых проектов на окружающую среду. Следующим важным изменением стало увеличение внимания к проблеме бедности. Долгое время считалось, что иностранные инвестиции, направляемые на развитие инфраструктуры, смогут обеспечить экономический рост страны, который в свою очередь позволит решить и социальные проблемы. Банк начинает руководствоваться иным подходом, сочетающим ускорение экономического роста с программами повышения производительности труда и уровня жизни городских и сельских жителей. Осложнение проблемы задолженности развивающихся стран стимулировало принятие Банком программ кредитования экономических реформ в странах-реципиентах. Кредиты данного вида получили название «кредитов на цели структурной перестройки». Особенность выделяемых Банком на эти цели кредитов состояла в отсутствии жесткой целевой привязки к конкретным объектам. Страны-заемщицы могут свободно распоряжаться полученными кредитами. Однако для достижения целей, на решение которых направлены данные программы (снижение дефицита платежного баланса и обеспечение стабильных и устойчивых темпов экономического роста), страна обязана провести преобразования по четырем основным направлениям: совершенствование структуры управления экономикой, мобилизация внутренних источников финансирования, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, ориентация экономики на приоритетное развитие экспортных отраслей. Эффективность таких программ достаточно высока. Банк координирует их совместно со стабилизационными программами МВФ. За двадцать лет общая сумма, выделяемая на кредиты структурной адаптации, выросла с 10 до 50% объема обязательств Банка. Применение практики совместного с частными инвесторами финансирования позволило к 2000 г. поднять объем финансирования до 61%'. Коммерческие банки охотно сотрудничают с МБРР, так как участие в совместных программах финансирования повышает их престиж и снимает риск неплатежей по выданным кредитам. Растущая и во многих случаях непреодолимая проблема задолжно-сти развивающихся стран способствовала участию МБРР в 1996 г. совместно с другими финансовыми организациями и кредиторами в Новой инициативе (Heavily Indebted Poor Countries — HIPC) по сокращению внешнего долга до экономически приемлемого уровня. В рамках НІРС был создан Трастовый, фонд, который освобождает страны, http://www.worldbank.org. Annual Report 2000. 3.3. Всемирный банк и его институты 157 удовлетворяющие определенным требованиям, от погашения долга посредством предоплаты, приобретения и аннулирование части их долга или оплаты сумм по обслуживанию задолженности по мере наступления срока. Вступление в начале 90-х гг. в МБРР постсоциалистических стран придало его деятельности глобальный характер и повлекло за собой дальнейшую трансформацию кредитной политики Банка. Появился новый вид бюджетозамещающих займов — «реабилитационных», направленных на оказание помощи государствам, создающим рыночную модель экономики. Финансовый кризис 1998 г. изменил акцент отраслевой структуры кредитования Всемирного банка. Резко увеличилась доля инвестиций в финансовый сектор, на его долю в 1999 г. приходилось 29,1%- Ушли на второй план такие направления кредитования, как сельское хозяйство и инфраструктура. Доля сельского хозяйства снизилось на 6,3% (табл. 3.5). Вложения в развитие транспорта сократилось по сравнению с 1997 г. на 12,9%, в городское развитие — на 11,0%. Однако на 2,4% выросли вложения в социальные сферу. В 2000—2001 гг. сохраняется тенденция к росту доли средств, выделяемых на городское развитие, транспорт, социальную сферу и управление. К 2002 г. значительная доля средств направлялась на развитие энергетической отрасли, сельское хозяйство и транспорт. Кредиты Банка, согласно Уставу, должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для местных и иностранных инвесторов. Поэтому МБРР значительную часть (до 40%) своих кредитных ассигнований направляет в такие отрасли, куда неохотно вкладывают средства частные инвесторы (транспорт, электроэнергетика, водоснабжение, городское развитие, сельское хозяйство и т.д.). Так, в 1997 г. на эти нужды было направлено 62,7% всех финансовых ресурсов, в 1999 г. их доля несколько снизилась и составила 48%. В то же время доля кредитов для промышленности имеет постоянную тенденцию к снижению. Если на долю промышленности в 1997 г. приходилось 16,3%, то к 2001 г. она снизилась до 3,5%, так как Банк стремится превратить этот важнейший сектор экономики в ключевой объект приложения частного капитала. МБРР осуществляет финансирование промышленного сектора развивающихся стран, прежде всего косвенно, через национальные местные банки развития, которые перераспределяют полученные от Банка средства, непосредственно кредитуя небольшие частные предприятия. В этом направлении МБРР действует параллельно с Международной финансовой корпора- Таблица 3.5. Кредиты, предоставленные МБРР странам по секторам экономики в 1997—2001 гг., млрд долл. США
Источник: Annual Report 1997—2001; http://www.worldbank.org. 3.3. Всемирный банк и его институты 159 цией — еще одним членом группы Всемирного банка, кредитующим проекты частного сектора. Основными тенденциями последнего времени являются: снижение доли кредитования Всемирным банком крупных объектов инфраструктуры и увеличение кредитования, направленного на развитие людских ресурсов. Если в первой половине 90-х гг. для оказания социальной защиты и поддержки выделялось в среднем по 338 млн долл. ежегодно, то уже в 1999 г. эта цифра составила 2,7 млрд долл., а с 1997г. по 2001 г. в этот сектор было ассигновано более 10 млрд долл.1 Сегодня Банк не только значимый кредитор мирового хозяйства, но и представляет собой информационную структуру мирового класса. Им разработаны методы деятельности, основанные на так называемых тематических сетях, призванных связать сотрудников различных подразделений, которые занимаются одним и тем же сектором. Таких сетей четыре: развитие человеческих ресурсов; экологически и социально устойчивое развитие; развитие финансов, частного сектора и инфраструктуры; снижение уровня бедности и управление экономикой. В последнее десятилетие стало значительно усиливаться влияние Банка в обеспечении экономической и политической безопасности в мире, которая во многом зависит от стабильности внутреннего развития, смягчения социальных контрастов в развивающихся странах и развития демократических процессов в странах с переходной экономикой. Большое внимание Банк уделяет проблемам разоружения, взаимодействуя с МВФ и ООН. МБРР готовит различные исследования и справочные материалы, позволяющие рассматривать военные расходы в контексте общих потребностей развития. В 1997 г. на совещании министров финансов и управляющих центральными банками стран «большой семерки» обсуждался вопрос о необходимости реформирования МБРР. По мнению участников совещания, его необходимо осуществлять в следующих направлениях: • совершенствование организационных структур и оперативной деятельности; • больше внимания уделять социальным проектам, борьбе с бедностью и коррупцией, распространению передовых знаний и технологий; • обеспечение более полного доступа стран-членов к информационной базе Банка; • подготовка кадров. http://www.worldbank.org. Annual Report 1995, 2000. 160 Глава 3. Международные финансовые организации В основу механизма кредитования Банком стран, переживающих финансовый кризис, по мнению участников совещания, необходимо положить систему предоставления экстренных займов на срок до пяти лет с низкой процентной ставкой. В целом программа реформы должна быть направлена на повышение эффективности кредитования проектов, реализации реальных потребностей и содействия развитию частного сектора. Всемирный банк отреагировал на предложение министров финансов и управляющих центральными банками и приступил к осуществлению фундаментальной реформы Банка. Совет исполнительных директоров разработал специальный проект, получивший название «Стратегическое соглашение». Согласно этому документу, акционеры и менеджмент Банка должны осуществлять комплекс мер по обновлению своей деятельности. Руководство объясняло необходимость реформирования слабой результативностью деятельности Банка. Оценки, сделанные самим Банком, говорят о том, что доля проектов, по которым не удалось достичь устойчивых положительных результатов, составляет 55—60%. Исследование финансовой устойчивости, проведенное руководством Банка в рамках программы реформирования, выявило наличие долгосрочной тенденции к сокращению чистой прибыли МБРР. Если в 1995 г. чистая прибыль составляла 1354 млн долл., то к 1997 г. она составила 1173 млн долл., т.е. уменьшилось на 13,4%, а в 1998 г. ее величина составила всего 66,5% уровня 1995 г. Доходность вложений упала с 1,01% в 1995 г. до 0,7%, в 1998 г., а норма прибыли уменьшилась с 5,32% в 1995 г. до 3,8% в 1998 г.' При оценке качества своей работы Всемирный банк использовал три критерия: выбор проекта, предварительный анализ проекта и управление реализацией проекта. Результаты анализа также оказались неудовлетворительными. В среднем за период с 1990 по 1999 г. более чем 40% проектов не смогли получить положительного рейтинга по всем трем категориям' (табл. 3.6). Анализ показал, что Всемирному банку необходимо срочно осуществить значительные преобразования, чтобы эффективно работать в быстро меняющейся мировой экономике в условиях многократно возросшей роли банков и негосударственных организаций, происходящих множественных и разнообразных технологических изменений. ,! Рассчитано по: The Development Committee Report, April. 17, 1998 / World Bank. Washington D.C., 1998. P. 2. 3.3. Всемирный банк и его институты 161 Таблица 3.6. Доля проектов с неудовлетворительно выполненными составляющими, %
Источник: http://www.worldbank.org. В числе причин неэффективной работы специалисты Банка отмечают медленную реакцию МБРР на происходящие изменения, слабую способность работать в так называемых ключевых зонах (социальный сектор, сфера банков, строительство институтов и т.д.), а также неэффективность его проектов. Банк наметил четыре направления реформирования: 1) улучшение снабжения ресурсами всей текущей деятельности Банка; 2) фокусирование своего внимания на основных проблемах развития; 3) смена механизмов и инструментов Банка; 4) изменение его главных приоритетов. Для решения этих задач Банк в рамках «Стратегического соглашения» и счел необходимым осуществить следующие меры: • уменьшить финансирование административных расходов и направить средства на более важные операции, достигнув процентного соотношения 40: 60 вместо существовавшего 50: 50; • создать новый спектр финансовой продукции и консультационных услуг — с уклоном на их уместность и своевременность для клиентов; • упразднить громоздкие, затруднительные и неэффективные процессы, чтобы работа банка двигалась быстрее и эффективнее; • осуществить децентрализацию деятельности по определенным сферам для лучшего выполнения заказов; • расширить информативную систему управления для того, чтобы синтезировать и распространять мысли о лучшем развитии; 11 - 6465 162 Глава 3. Международные финансовые организации • создать новое и более сильное партнерство с другими организациями в тех областях экономики, где Банк имеет лишь относительное преимущество, так как широкая специализация не может быть эффективной. Управление Банком также провело серию изменений, направленных на улучшение качества продукции, разработку критериев отбора и оценки качества проектов, повышение роли и статуса Банка. Реализация программы «Стратегическое соглашение» привела к изменениям организационной структуры Банка, его финансовой и операционной политики, восполнению недостающих средств, увеличению внимания к проблемам устойчивого развития, укреплению сотрудничества с региональными банками развития. К Банку постепенно стала возвращаться ведущая роль в кредитовании на цели развития. Улучшилось и качество кредитования. Степень удовлетворенности операциями (по завершенным проектам) увеличилась с 68% в 1990—1996 гг. до 72% в 2000 г., а доля потенциально проблемных проектов сократилась с 33% в начале 90-х гг. до 15% в 2000 г.1 Произошло внедрение ряда новых видов займов инвестиционного кредитования: учебно-инновационных (Leming and Innovation Loan) и адаптируемых программных (или корректируемой программы заимствований — Adaptable Program Loan) в 1998 г., а также двух новых видов займов на структурную адаптацию — специального и программного. Осуществлен переход к одновалютным займам. В 1999 г. одобрен новый финансовый продукт — заем с фиксированным спрэдом (Fixed-Spread Loan) и самостоятельные продукты с хеджированием. Советом исполнительных директоров одобрено несколько новых гарантийных инструментов: частичная гарантия против риска для стран — членов Международного агентства развития (МАР) в 1998 г., частичная кредитная гарантия для клиентов МБРР и ее разновидность — политическая гарантия в 1999 г. В настоящее время стоимость подготовки проекта сократилась и составила две трети от значения пятилетней давности, а период от оценки его обсуждения на Совете директоров до начала реализации сократился в два раза. Банк начал сокращать объемы финансирования программ структурной адаптации, ограничив круг получателей таких займов и усилив требования, предъявляемые к заемщикам. Приоритетным же направлением деятельности МБРР снова становится инвестиционное кредитование. 1 World Bank group: Learning from the past embracing the future / World Bank. Washington D.C., 2000. P. 18. 3.3. Всемирный банкой его институты 163 Одним из важнейших шагов по реализации Стратегического соглашения является укрепление партнерских отношений. Банк активно сотрудничает с многими международными и региональными организациями развития по вопросам совершенствования международной финансовой архитектуры, борьбы с коррупцией и другим важным проблемам. С 1999 г. Банк начал осуществлять пилотный проект Концепции всестороннего развития (KBP) (Comprehensive Development Fraimwork). KBP предусматривает комплексный подход к развитию, ориентированный на конечный результат и основанный на долгосрочном видении задач, сформулированных и контролируемых самими странами. В КВР признается значение основных макроэкономических показателей, но институциональные, структурные и социальные составляющие прочной рыночной экономики занимают в проекте важное место. Таким образом, МБРР осуществил реформирование, в результате которого улучшилось качество кредитования, степень удовлетворенности операциями и сократилась доля проблемных проектов. В то же время, оценивая радикальность реформирования международных финансовых организаций, специалисты отмечают: «В целом, глобальная финансовая система стала менее надежной, поскольку значительно пострадали авторитет и репутация МВФ....Единственное радикальное предложение по осуществлению реформ было вьщвинуто назначенной Конгрессом США консультативной комиссией (так называемой комиссией Мельтцера). Ее рекомендации предусматривают резкое ограничение функций международных финансовых институтов»1. По мнению Дж. Сороса, необходимы более мощные, лучше функционирующие финансовые институты, а не ослабленные и вынужденные непрерывно отбивать атаки критиков2. Отмечая важные изменения, которые произошли в глобальной финансовой архитектуре в результате проводимых ими реформ, ученый отмечает необходимость устранения пока еще сохраняющихся проблем, подрывающих стабильность финансовой системы, к которым он относит: • нарастающую неадекватность притока капитала в страны периферии (именно в ней корениться основная причина возможных финансовых кризисов); • превалирование тенденции к ослаблению регулирования финансовых отношений; 1 Сорос, Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2 Там же. 11* 164 Глава 3. Международные финансовые организации • ограниченность осуществляемых реформ1. По мнению Дж. Сороса, реформы в основном направлены на решение структурных проблем в странах должниках, на сокращение масштабов рискованного кредитования и укрепление национальных банковских систем. Однако этих мер недостаточно. Основной мерой, способной помочь странам, обремененным долгом, должна стать, во-первых, реализация рекомендаций Комиссии Мельтцера, согласно которой вся — как двухсторонняя, так и многосторонняя — задолженность бедных стран-должников, реализующих программы развития в сотрудничестве с Всемирным банком, должна быть полностью списана. Во-вторых, Всемирный банк должен из кредитора превратиться в организацию, оказывающую финансовую помощь и техническое содействие развивающимся странам для проведения структурных реформ. В-третьих, необходимо пересмотреть роль Банка в мировом хозяйстве. Изначально Всемирный банк занимался кредитованием, прежде всего инфраструктурных проектов, однако под руководством Дж. Вул-фенсона он кардинально переориентировал свою деятельность на системные реформы, направленные на создание человеческого и социального капитала, а также на преодоление бедности. Эта работа, по мнению Дж. Сороса, может быть выполнена гораздо более успешно, если финансовая помощь будет предоставляться в сотрудничестве с другими структурами общества, помимо правительства, — с частным сектором, местными органами власти, неправительственными организациями. Деятельность Банка может стать гораздо более эффективной, если в его распоряжении будет больше дискреционных фондов (средств, не связанных с гарантиями правительств стран-реципиентов). Такие средства могут быть предоставлены в качестве кредитов, либо безвозмездных грантов, либо в виде определенной комбинации этих инструментов (как, например, в случае программ микрокредитования). Наконец, следует осуществлять ротацию кадров МБРР. В настоящее время персонал Всемирного банка состоит из высококвалифицированных специалистов, главным образом, из стран третьего мира, основная цель которых — подольше не возвращаться на родину. Наилучший способ обеспечения финансовой ответственности — использовать имеющиеся трудовые ресурсы в течение определенного периода времени. Это заставит менеджмент периодически обращаться к странам-донорам за новыми работниками. Необходимость вести 1 Сорос, Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2000. № 12. С. 57. 3.3. Всемирный банк и его институты 165 борьбу за существование может лучше стимулировать деятельность, чем любой из традиционных методов контроля1. Дж. Сорос солидарен с Комиссией Мельтцера в том, что функции и методы деятельности международных финансовых институтов должны быть пересмотрены. Это дает основание считать, что реформирование институтов будет продолжено. В то же время следует отметить, что за годы существования МБРР компетенция банка существенно расширилась. Банк, откликаясь на изменения мировой экономики, эволюционировал от узкоспециальной кредитно-финансовой деятельности к макроэкономическому прогнозированию состояния экономики государств-членов, а также мирового рынка в целом, превратился в главный мировой институт разработки и апробации стратегии развития, в своеобразный интеллектуальный центр мирового масштаба, долгосрочной задачей которого является «...мир, в котором нет бедности2».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |