Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы МБРР и их использование




Финансовые ресурсы Банка формируются за счет собственных и заемных средств (рис. 3.5). К собственным источникам относятся:

• акционерный капитал;

• прибыль от произведенных операций;

• возврат ранее выданных ссуд;

• проценты за пользование ресурсами Банка;

• дополнительные доходы. ■ ■. Акционерный капитал формируется путем подписки стран-челнов

на акции Банка, согласно выделенной квоте, которая приблизительно равна квоте в МВФ. Подписка на акции стран — членов Банка — важ­нейшая переменная, определяющая влияние конкретных стран на дея­тельность МБРР. Принятие решений в руководящих органах Банка осуществляется на основе принципа «взвешенного» числа голосов. Ка­ждая сторона располагает в МБРР 250 «базисными» голосами плюс по одному голосу за каждую акцию в 100 тыс. SDR.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные доходы: плата за ус                    
луги по управлению внешними фондами; трастовым фондом; портфельными инвестициями и др.   Акционерный капитал   Возврат ранее выданных ссуд
  . .    
     
Прибыль от произ­водственных банковских операций         Проценты за пользо­вание ресурсами (ссудный процент)
  Собственные ресурсы  
   
    '  
       
  ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МБРР  
  . .  
  Заемные ресурсы  
    /   \    
  Продажа облигаций   Продажа векселей  
    \   /    
  Правительствам стран, их представительствам, Центральным банкам  

Рис. 3.5. Финансовые ресурсы МБРР


3.3. Всемирный банк и его институты



Подписаться на акции могут только государства — члены МБРР. Примерно 90% подписного капитала образует гарантийный фонд вы­полнения обязательств банка. Остальные 10% капитала должны быть внесены наличными, 1% — в долларах США или в золоте, а 9% — в соб­ственных валютах стран-подписчиц. Часть капитала, внесенная в дол­ларах США, свободно используется МБРР, в то время как капитал в других валютах может быть предоставлен в ссуду только с согласия чле­нов банка, чья валюта будет использоваться. Как правило, такое согла­сие получить нетрудно.

Заемные средства являются вторым важным источником. Главная часть этих средств капитала Всемирного банка поступает от инвесто­ров, действующих на мировом рынке капиталов. Банк является глав­ным заемщиком мирового рынка капиталов. Это объясняется тем, что погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов, а «кредитоспособность суверенных заемщиков опирает­ся на весь потенциал национальной экономики с ее природными ре­сурсами и перспективами роста»1.

Банк использует такую форму займа, как продажа облигаций и век­селей напрямую правительствам, их представительствам и централь­ным банкам. Последние покупают облигации банка или берут на себя долю в предоставленных ими ссудах.

Финансовые ресурсы МБРР первоначально не превышали 10 млрд долл.2 Переориентация деятельности Банка на развивающиеся страны потребовала увеличения объемов финансовых ресурсов. Подписной (акционерный) капитал Банка увеличивался в 1959, 1980 и 1988 гг. В результате в 1988 г. он составлял 140 млрд долл., в последующие годы его объемы продолжали расти, к 1992 г. он вырос на 22% и составил 171,4 млрд долл. В 1997 г. акционерный капитал составил 182 млрд долл., т.е. вырос еще на 6,2%. В 1999 г. капитал МБРР составлял 1581,724 акций на общую сумму 188,2 млрд долл., т.е. по сравнению с 1997 г. акционерный капитал вырос на 3,4% (табл. 3.4). В 2000, 2001 и 2002 гг. акционерный капитал по сравнению с 1999 г. увеличился не­значительно, его рост составил соответственно 0,2, 0,1 и 0,6%. Как пра­вило, доля оплаченного подписного капитала не превышает 6% общей суммы, остальная часть подписки востребуется Банком в случае отсут­ствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Она

1 Анулова, Г. И. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран.
М.: Финансы и статистика, 2001. С. 94.

2 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование
мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд-во АО «Кон-
салтбанкир», 2000. С. 106.


154 Глава 3. Международные финансовые организации

служит гарантийным фондом, под который МБРР заимствует финан­совые ресурсы на мировом финансовом рынке.

Заимствования являются важной составляющей в формировании финансовых ресурсов Банка.

Анализ показал, что внешние заимствования в финансовых ресур­сах составляют в среднем 60% акционерного капитала Банка. Результа­ты работы Банка достаточно эффективны, что отражается в сформиро­вавшейся положительной тенденции к росту чистого дохода Банка. Так, по сравнению с 1998 г. чистый доход в 1999 г. вырос на 22%, в 2000 г. на 60,2%, в 2001 г. на 19,7%, а в 2002 г. на 123,5%. В среднем за пять лет рост чистого дохода Банка составил 56,4%.

Таблица 3.4. Финансовые ресурсы МБРР в 1997—2002 гг., млрд долл. США

 

Основные источ­ники финансовых ресурсов 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Всего
Акционерный капитал 182,4 186,4 188,2 188,6 188,5 189,5 1123,6
Внешние заимствования, в том числе: среднесрочные долгосрочные краткосрочные 96,7 89,0 7,7 103,7 96,9 6,8 115,7 110,4 5,3 110,3 105,6 4,7 106,7 99,8 6,9 110,2 105,3 4,9 643,3 607,0 36,6
Доля внешних заимствований, % 53,0 52,0 61,1 58,4 56,6 58,2 57,3

Составлено по: http://www.worldbank.org. Annual Report 1997—2002.

МБРР использует свои финансовые ресурсы для кредитования различных инвестиционных проектов, сфер и секторов экономики.

Международный банк реконструкции и развития — первый межго­сударственный инвестиционный институт, важной целью которого на ряду с кредитованием является и стимулирование частных инвестиций.

Функции Всемирного банка за годы его деятельности не подверга­лись резкой трансформации, однако в его кредитной деятельности многое изменилось. Стало возможным предоставление бюджетозаме-щающих займов, которые направлены на финансирование бюджетных расходов страны-заемщицы, а не конкретного объекта. Был расширен список возможных реципиентов. На конец прошлого века насчитыва­лось 156 стран, использующих финансовые ресурсы Банка1. Кредиты

http://www.worldbank.org.


3.3. Всемирный банк и его институты



стали выдаваться не только государствам, входящим в состав Банка или их политико-административным единицам, но и любым государ­ственным предприятиям. Однако по-прежнему займы Всемирного банка представляют собой «суверенные обязательства», т.е. погашение основной суммы, выплата процентов и осуществление прочих плате­жей являются обязательством или страны-члена, или ее центрального банка, или аналогичного агентства.

Серьезные изменения в деятельности Банка начались с конца 60-х гг. Во-первых, многие страны начали испытывать трудности с обслуживанием долга, и перед руководством Всемирного банка встала дилемма —- либо списать часть долгов, либо увеличить объем ссуд. МБРР избрал путь увеличения объема заимствований. В результате об­щий объем заимствований к 1981 г. вырос более чем в десять раз и со­ставил 12 млрд долл.1 Эта тенденция сохранилась до конца прошлого века. Объем заимствований в 1999 г. составил 115,7 млрд долл.2

В этот период (1960 г.) создается Международная ассоциация раз­вития (MAP), основной задачей которой является предоставление кредитов на льготных условиях. Акцент в кредитовании смещается от создания основных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону более комплексных программ обеспечения промышленного роста, предоставления основных услуг, улучшения распределения доходов. В 1980—1990-е гг. усиливаются небанковские функции МБРР. Он выступает в роли координатора программ помощи, регу­лирования экспорта капитала и гаранта инвестиций. Создается спе­циальное Международное агентство инвестиционных гарантий (МАИГ).

В круг своих интересов Банк включает демографическую полити­ку, развитие образования и науки, проблемы НТР в развивающихся странах. Основными направлениями, по которым происходит рост вложений, становится финансирование на развитие человеческих ре­сурсов, сельского хозяйства, водоснабжения и санитарных мероприя­тий. Одним из важных направлений деятельности Банка в настоящее время является решение вопросов охраны окружающей среды, вклю­чая стимулирование национальной деятельности по повышению эф­фективности использования энергии и природных ресурсов, в частно­сти, поддержка региональных инициатив, таких как программы по со­хранению Аральского моря, Дуная и др.

В процессе функционирования менялись характеристики проек­тов МБРР: больше внимания стали уделять трудоустройству населе-

1 Мазурова, Е. М. Роль международной организации в регулировании глобальных
экономических процессов // Вестник МГУ. 2002. № 4. С. 51.

2 http://www.worldbank.org. Annual Report 1999.


156 Глава 3. Международные финансовые организации

ния, развитию местных ресурсов и институтов, обучению местных кад­ров, оценке влияния реализуемых проектов на окружающую среду.

Следующим важным изменением стало увеличение внимания к проблеме бедности. Долгое время считалось, что иностранные инве­стиции, направляемые на развитие инфраструктуры, смогут обеспе­чить экономический рост страны, который в свою очередь позволит решить и социальные проблемы. Банк начинает руководствоваться иным подходом, сочетающим ускорение экономического роста с про­граммами повышения производительности труда и уровня жизни го­родских и сельских жителей.

Осложнение проблемы задолженности развивающихся стран сти­мулировало принятие Банком программ кредитования экономических реформ в странах-реципиентах. Кредиты данного вида получили на­звание «кредитов на цели структурной перестройки».

Особенность выделяемых Банком на эти цели кредитов состояла в отсутствии жесткой целевой привязки к конкретным объектам. Стра­ны-заемщицы могут свободно распоряжаться полученными кредита­ми. Однако для достижения целей, на решение которых направлены данные программы (снижение дефицита платежного баланса и обеспе­чение стабильных и устойчивых темпов экономического роста), страна обязана провести преобразования по четырем основным направлени­ям: совершенствование структуры управления экономикой, мобили­зация внутренних источников финансирования, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, ориентация экономики на приоритетное развитие экспортных отраслей. Эффективность таких программ достаточно высока. Банк координирует их совместно со ста­билизационными программами МВФ.

За двадцать лет общая сумма, выделяемая на кредиты структурной адаптации, выросла с 10 до 50% объема обязательств Банка. Примене­ние практики совместного с частными инвесторами финансирования позволило к 2000 г. поднять объем финансирования до 61%'. Коммер­ческие банки охотно сотрудничают с МБРР, так как участие в совмест­ных программах финансирования повышает их престиж и снимает риск неплатежей по выданным кредитам.

Растущая и во многих случаях непреодолимая проблема задолжно-сти развивающихся стран способствовала участию МБРР в 1996 г. со­вместно с другими финансовыми организациями и кредиторами в Но­вой инициативе (Heavily Indebted Poor Countries — HIPC) по сокраще­нию внешнего долга до экономически приемлемого уровня. В рамках НІРС был создан Трастовый, фонд, который освобождает страны,

http://www.worldbank.org. Annual Report 2000.


3.3. Всемирный банк и его институты 157

удовлетворяющие определенным требованиям, от погашения долга посредством предоплаты, приобретения и аннулирование части их долга или оплаты сумм по обслуживанию задолженности по мере на­ступления срока.

Вступление в начале 90-х гг. в МБРР постсоциалистических стран придало его деятельности глобальный характер и повлекло за собой дальнейшую трансформацию кредитной политики Банка. Появился новый вид бюджетозамещающих займов — «реабилитационных», на­правленных на оказание помощи государствам, создающим рыночную модель экономики.

Финансовый кризис 1998 г. изменил акцент отраслевой структуры кредитования Всемирного банка. Резко увеличилась доля инвестиций в финансовый сектор, на его долю в 1999 г. приходилось 29,1%- Ушли на второй план такие направления кредитования, как сельское хозяй­ство и инфраструктура. Доля сельского хозяйства снизилось на 6,3% (табл. 3.5).

Вложения в развитие транспорта сократилось по сравнению с 1997 г. на 12,9%, в городское развитие — на 11,0%. Однако на 2,4% вы­росли вложения в социальные сферу. В 2000—2001 гг. сохраняется тен­денция к росту доли средств, выделяемых на городское развитие, транспорт, социальную сферу и управление. К 2002 г. значительная доля средств направлялась на развитие энергетической отрасли, сель­ское хозяйство и транспорт.

Кредиты Банка, согласно Уставу, должны способствовать созда­нию благоприятного инвестиционного климата для местных и ино­странных инвесторов. Поэтому МБРР значительную часть (до 40%) своих кредитных ассигнований направляет в такие отрасли, куда не­охотно вкладывают средства частные инвесторы (транспорт, электро­энергетика, водоснабжение, городское развитие, сельское хозяйст­во и т.д.). Так, в 1997 г. на эти нужды было направлено 62,7% всех фи­нансовых ресурсов, в 1999 г. их доля несколько снизилась и составила 48%. В то же время доля кредитов для промышленности имеет посто­янную тенденцию к снижению. Если на долю промышленности в 1997 г. приходилось 16,3%, то к 2001 г. она снизилась до 3,5%, так как Банк стремится превратить этот важнейший сектор экономики в клю­чевой объект приложения частного капитала. МБРР осуществляет фи­нансирование промышленного сектора развивающихся стран, прежде всего косвенно, через национальные местные банки развития, кото­рые перераспределяют полученные от Банка средства, непосредствен­но кредитуя небольшие частные предприятия. В этом направлении МБРР действует параллельно с Международной финансовой корпора-


Таблица 3.5. Кредиты, предоставленные МБРР странам по секторам экономики в 1997—2001 гг., млрд долл. США

 

Сектор экономики 1997 г. Доля сектора, % 1998 г. Доля сектора, % 1999 г. Доля сектора, % 2000 г. Доля сектора, % 2001 г. Доля сектора, %
Сельское хозяйство   11,3 1050,3 5,0 1762,2 7,9   7,5 2734,9 10,6
Электро- и другие энергетические от­расли   12,6. 1422,2 6,7   1,5 990,6 6,5 3470,5 13,5
Промышленность   16,3   0,7   2,7 - — 897,8 3,5
Финансы   29,1 2524,9 11,4   11,6 3047,3 11,9
Социальный сектор   10,0 2737,9 13,0 2235,9 10,1 1806,6 11,8 1816,2 7,1
Транспорт 3458,2 23,8 2306,9 10,9 2240,5 10,1 1612,3 10,6 4724,3 18,4
Городское развитие 1843,6 12,6 328,5 1,6 699,5 4,6 ■ 1373,3 5,4
Водоснабжение и ка­нализация 319,4 2,4 438,5 2,1 509,8 2,3 620,5 4,1 236,9 0,9
Управление обще­ственным сектором   8,8 2003,5 9,5 1332,1 6,1   12,2 2480,8 10,0
Прочие сектора   1,4 4496,5 21,3 10 646,9 ■ 48,0 4754,7 31,1 4884,7 ■ . 19,0
Всего 14 524,9 100,0 21 086,3 100,0 22 182,3 100,0 15 276,21 100,0 25 666,71 100,0

Источник: Annual Report 1997—2001; http://www.worldbank.org.


3.3. Всемирный банк и его институты 159

цией — еще одним членом группы Всемирного банка, кредитующим проекты частного сектора.

Основными тенденциями последнего времени являются: сниже­ние доли кредитования Всемирным банком крупных объектов инфра­структуры и увеличение кредитования, направленного на развитие людских ресурсов. Если в первой половине 90-х гг. для оказания соци­альной защиты и поддержки выделялось в среднем по 338 млн долл. ежегодно, то уже в 1999 г. эта цифра составила 2,7 млрд долл., а с 1997г. по 2001 г. в этот сектор было ассигновано более 10 млрд долл.1

Сегодня Банк не только значимый кредитор мирового хозяйства, но и представляет собой информационную структуру мирового клас­са. Им разработаны методы деятельности, основанные на так назы­ваемых тематических сетях, призванных связать сотрудников различ­ных подразделений, которые занимаются одним и тем же сектором. Таких сетей четыре: развитие человеческих ресурсов; экологически и социально устойчивое развитие; развитие финансов, частного секто­ра и инфраструктуры; снижение уровня бедности и управление эко­номикой.

В последнее десятилетие стало значительно усиливаться влияние Банка в обеспечении экономической и политической безопасности в мире, которая во многом зависит от стабильности внутреннего разви­тия, смягчения социальных контрастов в развивающихся странах и развития демократических процессов в странах с переходной эконо­микой. Большое внимание Банк уделяет проблемам разоружения, взаимодействуя с МВФ и ООН. МБРР готовит различные исследова­ния и справочные материалы, позволяющие рассматривать военные расходы в контексте общих потребностей развития.

В 1997 г. на совещании министров финансов и управляющих цен­тральными банками стран «большой семерки» обсуждался вопрос о необходимости реформирования МБРР.

По мнению участников совещания, его необходимо осуществлять в следующих направлениях:

• совершенствование организационных структур и оперативной деятельности;

• больше внимания уделять социальным проектам, борьбе с бед­ностью и коррупцией, распространению передовых знаний и техно­логий;

• обеспечение более полного доступа стран-членов к информаци­онной базе Банка;

• подготовка кадров.

http://www.worldbank.org. Annual Report 1995, 2000.


160 Глава 3. Международные финансовые организации

В основу механизма кредитования Банком стран, переживающих финансовый кризис, по мнению участников совещания, необходимо положить систему предоставления экстренных займов на срок до пяти лет с низкой процентной ставкой.

В целом программа реформы должна быть направлена на повыше­ние эффективности кредитования проектов, реализации реальных по­требностей и содействия развитию частного сектора.

Всемирный банк отреагировал на предложение министров финан­сов и управляющих центральными банками и приступил к осуществле­нию фундаментальной реформы Банка. Совет исполнительных дирек­торов разработал специальный проект, получивший название «Страте­гическое соглашение». Согласно этому документу, акционеры и менеджмент Банка должны осуществлять комплекс мер по обновле­нию своей деятельности. Руководство объясняло необходимость ре­формирования слабой результативностью деятельности Банка. Оцен­ки, сделанные самим Банком, говорят о том, что доля проектов, по ко­торым не удалось достичь устойчивых положительных результатов, составляет 55—60%. Исследование финансовой устойчивости, прове­денное руководством Банка в рамках программы реформирования, выявило наличие долгосрочной тенденции к сокращению чистой при­были МБРР.

Если в 1995 г. чистая прибыль составляла 1354 млн долл., то к

1997 г. она составила 1173 млн долл., т.е. уменьшилось на 13,4%, а в

1998 г. ее величина составила всего 66,5% уровня 1995 г. Доходность вложений упала с 1,01% в 1995 г. до 0,7%, в 1998 г., а норма прибыли уменьшилась с 5,32% в 1995 г. до 3,8% в 1998 г.'

При оценке качества своей работы Всемирный банк использовал три критерия: выбор проекта, предварительный анализ проекта и управление реализацией проекта. Результаты анализа также оказались неудовлетворительными. В среднем за период с 1990 по 1999 г. более чем 40% проектов не смогли получить положительного рейтинга по всем трем категориям' (табл. 3.6).

Анализ показал, что Всемирному банку необходимо срочно осу­ществить значительные преобразования, чтобы эффективно рабо­тать в быстро меняющейся мировой экономике в условиях много­кратно возросшей роли банков и негосударственных организаций, происходящих множественных и разнообразных технологических изменений.

,! Рассчитано по: The Development Committee Report, April. 17, 1998 / World Bank. Washington D.C., 1998. P. 2.


3.3. Всемирный банк и его институты 161

Таблица 3.6. Доля проектов с неудовлетворительно выполненными составляющими, %

 

Критерий 1990-1993 гг. 1994-1997 гг. 1998-1999 гг. 1990-1999 гг.
Всего проектов        
Из них неудов­летворительно осуществлен: выбор проекта        
предварительный анализ проекта        
управление проектом        

Источник: http://www.worldbank.org.

В числе причин неэффективной работы специалисты Банка отме­чают медленную реакцию МБРР на происходящие изменения, слабую способность работать в так называемых ключевых зонах (социальный сектор, сфера банков, строительство институтов и т.д.), а также неэф­фективность его проектов.

Банк наметил четыре направления реформирования:

1) улучшение снабжения ресурсами всей текущей деятельности Банка;

2) фокусирование своего внимания на основных проблемах раз­вития;

3) смена механизмов и инструментов Банка;

4) изменение его главных приоритетов.

Для решения этих задач Банк в рамках «Стратегического соглаше­ния» и счел необходимым осуществить следующие меры:

• уменьшить финансирование административных расходов и на­править средства на более важные операции, достигнув процентного соотношения 40: 60 вместо существовавшего 50: 50;

• создать новый спектр финансовой продукции и консультацион­ных услуг — с уклоном на их уместность и своевременность для кли­ентов;

• упразднить громоздкие, затруднительные и неэффективные про­цессы, чтобы работа банка двигалась быстрее и эффективнее;

• осуществить децентрализацию деятельности по определенным сферам для лучшего выполнения заказов;

• расширить информативную систему управления для того, чтобы синтезировать и распространять мысли о лучшем развитии;

11 - 6465


162 Глава 3. Международные финансовые организации

• создать новое и более сильное партнерство с другими организа­циями в тех областях экономики, где Банк имеет лишь относительное преимущество, так как широкая специализация не может быть эффек­тивной.

Управление Банком также провело серию изменений, направлен­ных на улучшение качества продукции, разработку критериев отбора и оценки качества проектов, повышение роли и статуса Банка.

Реализация программы «Стратегическое соглашение» привела к изменениям организационной структуры Банка, его финансовой и операционной политики, восполнению недостающих средств, увели­чению внимания к проблемам устойчивого развития, укреплению со­трудничества с региональными банками развития. К Банку постепен­но стала возвращаться ведущая роль в кредитовании на цели развития. Улучшилось и качество кредитования. Степень удовлетворенности операциями (по завершенным проектам) увеличилась с 68% в 1990—1996 гг. до 72% в 2000 г., а доля потенциально проблемных про­ектов сократилась с 33% в начале 90-х гг. до 15% в 2000 г.1

Произошло внедрение ряда новых видов займов инвестиционного кредитования: учебно-инновационных (Leming and Innovation Loan) и адаптируемых программных (или корректируемой программы заимст­вований — Adaptable Program Loan) в 1998 г., а также двух новых видов займов на структурную адаптацию — специального и программного. Осуществлен переход к одновалютным займам. В 1999 г. одобрен но­вый финансовый продукт — заем с фиксированным спрэдом (Fixed-Spread Loan) и самостоятельные продукты с хеджированием. Советом исполнительных директоров одобрено несколько новых гарантийных инструментов: частичная гарантия против риска для стран — членов Международного агентства развития (МАР) в 1998 г., частичная кре­дитная гарантия для клиентов МБРР и ее разновидность — политиче­ская гарантия в 1999 г. В настоящее время стоимость подготовки про­екта сократилась и составила две трети от значения пятилетней давно­сти, а период от оценки его обсуждения на Совете директоров до начала реализации сократился в два раза.

Банк начал сокращать объемы финансирования программ струк­турной адаптации, ограничив круг получателей таких займов и усилив требования, предъявляемые к заемщикам. Приоритетным же направ­лением деятельности МБРР снова становится инвестиционное креди­тование.

1 World Bank group: Learning from the past embracing the future / World Bank. Washington D.C., 2000. P. 18.


3.3. Всемирный банкой его институты 163

Одним из важнейших шагов по реализации Стратегического согла­шения является укрепление партнерских отношений. Банк активно сотрудничает с многими международными и региональными органи­зациями развития по вопросам совершенствования международной финансовой архитектуры, борьбы с коррупцией и другим важным про­блемам.

С 1999 г. Банк начал осуществлять пилотный проект Концепции всестороннего развития (KBP) (Comprehensive Development Fraimwork). KBP предусматривает комплексный подход к развитию, ориентированный на конечный результат и основанный на долгосроч­ном видении задач, сформулированных и контролируемых самими странами. В КВР признается значение основных макроэкономических показателей, но институциональные, структурные и социальные со­ставляющие прочной рыночной экономики занимают в проекте важ­ное место.

Таким образом, МБРР осуществил реформирование, в результате которого улучшилось качество кредитования, степень удовлетворен­ности операциями и сократилась доля проблемных проектов.

В то же время, оценивая радикальность реформирования междуна­родных финансовых организаций, специалисты отмечают: «В целом, глобальная финансовая система стала менее надежной, поскольку зна­чительно пострадали авторитет и репутация МВФ....Единственное ра­дикальное предложение по осуществлению реформ было вьщвинуто назначенной Конгрессом США консультативной комиссией (так на­зываемой комиссией Мельтцера). Ее рекомендации предусматривают резкое ограничение функций международных финансовых институ­тов»1. По мнению Дж. Сороса, необходимы более мощные, лучше функционирующие финансовые институты, а не ослабленные и выну­жденные непрерывно отбивать атаки критиков2.

Отмечая важные изменения, которые произошли в глобальной фи­нансовой архитектуре в результате проводимых ими реформ, ученый отмечает необходимость устранения пока еще сохраняющихся про­блем, подрывающих стабильность финансовой системы, к которым он относит:

• нарастающую неадекватность притока капитала в страны пери­ферии (именно в ней корениться основная причина возможных фи­нансовых кризисов);

• превалирование тенденции к ослаблению регулирования финан­совых отношений;

1 Сорос, Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики.
2000. № 12. С. 56,

2 Там же.

11*


164 Глава 3. Международные финансовые организации

• ограниченность осуществляемых реформ1.

По мнению Дж. Сороса, реформы в основном направлены на реше­ние структурных проблем в странах должниках, на сокращение масшта­бов рискованного кредитования и укрепление национальных банков­ских систем. Однако этих мер недостаточно. Основной мерой, способ­ной помочь странам, обремененным долгом, должна стать, во-первых, реализация рекомендаций Комиссии Мельтцера, согласно которой вся — как двухсторонняя, так и многосторонняя — задолженность бед­ных стран-должников, реализующих программы развития в сотрудни­честве с Всемирным банком, должна быть полностью списана. Во-вто­рых, Всемирный банк должен из кредитора превратиться в организа­цию, оказывающую финансовую помощь и техническое содействие развивающимся странам для проведения структурных реформ. В-треть­их, необходимо пересмотреть роль Банка в мировом хозяйстве.

Изначально Всемирный банк занимался кредитованием, прежде всего инфраструктурных проектов, однако под руководством Дж. Вул-фенсона он кардинально переориентировал свою деятельность на сис­темные реформы, направленные на создание человеческого и соци­ального капитала, а также на преодоление бедности. Эта работа, по мнению Дж. Сороса, может быть выполнена гораздо более успешно, если финансовая помощь будет предоставляться в сотрудничестве с другими структурами общества, помимо правительства, — с частным сектором, местными органами власти, неправительственными орга­низациями.

Деятельность Банка может стать гораздо более эффективной, если в его распоряжении будет больше дискреционных фондов (средств, не связанных с гарантиями правительств стран-реципиентов). Такие средства могут быть предоставлены в качестве кредитов, либо безвоз­мездных грантов, либо в виде определенной комбинации этих инстру­ментов (как, например, в случае программ микрокредитования).

Наконец, следует осуществлять ротацию кадров МБРР. В настоя­щее время персонал Всемирного банка состоит из высококвалифици­рованных специалистов, главным образом, из стран третьего мира, ос­новная цель которых — подольше не возвращаться на родину. Наилуч­ший способ обеспечения финансовой ответственности — использовать имеющиеся трудовые ресурсы в течение определенного периода времени. Это заставит менеджмент периодически обращаться к странам-донорам за новыми работниками. Необходимость вести

1 Сорос, Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2000. № 12. С. 57.


3.3. Всемирный банк и его институты 165

борьбу за существование может лучше стимулировать деятельность, чем любой из традиционных методов контроля1.

Дж. Сорос солидарен с Комиссией Мельтцера в том, что функции и методы деятельности международных финансовых институтов долж­ны быть пересмотрены. Это дает основание считать, что реформирова­ние институтов будет продолжено. В то же время следует отметить, что за годы существования МБРР компетенция банка существенно расши­рилась. Банк, откликаясь на изменения мировой экономики, эволю­ционировал от узкоспециальной кредитно-финансовой деятельности к макроэкономическому прогнозированию состояния экономики го­сударств-членов, а также мирового рынка в целом, превратился в глав­ный мировой институт разработки и апробации стратегии развития, в своеобразный интеллектуальный центр мирового масштаба, долго­срочной задачей которого является «...мир, в котором нет бедности2».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.