Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация в Европе и региональные особенности. Контрреформация 2 страница




В 1557 г. связи с Испанией привели Англию к войне с Францией, в результате которой англичане потеряли Кале. Это вызвало недовольство купцов, и только слухи о том, что Мария находится при смерти, не привели к восстанию.

В 1558 г. Елизавета стала королевой. Правительство Елизаветы установило религиозный компромисс, характерный для реформационного движения в Англии. Снова была ликвидирована власть папы, сохранялись формы организации, существующей в католической церкви, сохранялся епископат и иерархия клира, избегали радикальных форм протестантизма.

Правительство Елизаветы издало суровые законы против католиков. Переход из протестантизма в католицизм приравнивался к государственной измене. Королева провозглашалась Верховным правителем церкви Англии. Акт о единообразии устанавливал единую форму богослужения на английском языке на основе молитвенников 1549-1552 гг. Осталось католическое облачение, распятие, свечи, брак духовенства подлежал особому разрешению.

В 1571 г. был выработан символ веры из 39 глав, где католические догматы сочетались с кальвинистскими.

Во второй половине XVI в. в условиях успешного развития капитализма среди буржуазии и нового дворянства стала складываться религиозная оппозиция абсолютизму. Она выступала под знаменем кальвинизма, поскольку эти классы не удовлетворял половинчатый характер королевской реформации. Английские кальвинисты хотели «очистить» англиканскую церковь от остатков католицизма. Их стали называть пуританами. Умеренные пуритане – пресвитериане – хотели установить кальвинистскую церковь в Англии, радикальные пуритане – индепенденты – отвергали принцип единой национальной церкви, считая, что каждая религиозная община должна быть независимой и свободной. Елизавета ответила: «Английская церковь вполне достаточно очищена, и никакого дальнейшего очищения уже не требуется». Пуритане с этим не смирились…

Реформация в Цюрихе. Ульрих Цвингли (1484-1531), сын сельского старосты, окончил латинскую школу в Берне, в Базельском и Венском университетах, связан с Эразмом, магистр свободных искусств, увлекался гуманистическими штудиями. В 1506 г. стал священником в Гларусе, в 1515 г. был полковым священником в битве при Мариньяно. В 1516 г. стал высказывать отдельные реформационные идеи. После 1517 г. пошел за Лютером, с 1519 г. служит в соборе Цюриха. Изучал св. писание, послание апостола Павла, что явилось его теоретическим обоснованием его учения. Его доктрина – признание священного писания главным источником божественной истины, проповедь должна быть произнесенной на простонародном языке, принимал тезис об оправдании верой, основанной на вере в заслугу Христа, отрицал церковную иерархию, монашество, целибат, посты. Церковь – община благочестивых, она же совпадает с политической общиной, за церковью признавал высшую власть в церковных делах. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Всю реформу понимал как дело разума (объяснялось его практицизмом). На стенах нет украшений, алтарь заменен столом, орган убрали. В отличие от Лютера более лоялен, терпим, диалектичен. Тезис «Верую, чтобы познать». В евхаристии видел лишь акцию напоминательного значения о жертве Христа, главное в его учение идеи божественного провидения и божественного предопределения. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах (1523 г.) – церковь, образуемая общиной верующих, имеет своим главой только Христа, который в евангелии сообщает ей волю бога. Ряд положений направлен против внешней пышности церкви, против «человеческих» привнесений и толкований евангелия, против притязаний папы на роль первосвященника, против мессы в ее католическом понимании, против духовных орденов, и др. Т.н. «духовная власть» не имеет основания в учении Христа, светская власть имеет основание, ей обязаны повиноваться все христиане без исключения, если только она не приказывает противное богу. Власти обязаны защищать угнетенных, даже если те сами не заявляют жалоб. Власти имеют право наказывать смертью по закону. Когда же власти действуют неверно, отступая от линии Христа, тогда они могут быть смещены «mit got». Все чем владеют люди, есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее надо отдавать безвозмездно или на срок. Нормы человеческого общества надо выполнять: крестьяне должны трудиться, наемный работник тоже, должники – платить %. Нерабочие дни – воскресение, и то оно предназначено для молитв. Следуя Аристотелю, Цвингли считал лучшей формой государства – аристократическую.

Учение Цвингли нашло отклик среди бюргерства, городского плебса, крестьянства кантона Цюриха и его фогств. В 1522 г. магистрат города отменил посты, целибат, порвал связи с епископством Констанцским. В 1523 г. появились «67 тезисов» Цвингли, в 1524 г. он победил в двух диспутах. Стали закрываться монастыри, прекратились служение мессы, удалены иконы из церкви, светские лица причащались под обоими видами, запрещалось военное наемничество и получение пенсий от иностранных государей. В Швейцарии сложился протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффгаузен, Констанц) и католический (Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн, Валлис), заключивший союз с Австрией. Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной федерации из протестантских кантонов и имперских княжеств. В 1529 г. в Марбурге встреча по этому вопросу закончилась неудачей. Лютер не хотел идти на компромисс с Цвингли. В 1529 г. начинается первая Каппельская война, которая закончилась победой Цвингли. В 1529 г. «Белый союз» католических кантонов с Австрией был расторгнут, и в этих фогствах стала проводиться реформация. Положение Цвингли осложнилось в самом Цюрихе, его враги обвинили в узурпации власти. Вторая Каппельская война 1531 г., ставившая задачу уничтожить католические кантоны, закончилась поражением войска Цвингли и его гибелью. В 1531 г. союз протестантских кантонов был распущен. Для других земель был установлен принцип: «чья власть, того и вера». Центр реформации переместился на юго-запад Швейцарии.

Реформация в Женеве. Женева – союзные земли – владения епископа, от имени которого управляли Савойские герцоги. Последние стремились возвести в сан епископа одного из своих младших отпрысков. Поэтому были часты столкновения между женевцами и савойцами, помощь женевцам оказывали гугеноты (после лионского восстания 1524 г. в Женеву прибыли гугеноты) и бернцы, после того как бернцы захватили Ваадт, с 1526 г. Женева находится под покровительством Швейцарского союза, по договору в Папернэ права герцога были ограничены. К августу 1535 г. Женева была признана независимой от епископа, и приняла протестантизм. В феврале 1528 г. на диспуте победили сторонники реформации во главе с Фарелем и Фроменом, проповедниками из Франции. В 1532-1536 гг. шли столкновения между католиками и протестантами, последние захватили несколько церквей, имели место акты иконоборчества. Сложилась евангелическая община. После победы Фареля на диспуте 1535 г. католическая месса была отменена, епископ покинул Женеву. В 1536 г. совет города ввел евангелическое вероисповедание, провел секуляризацию монастырских земель, запрещены были попойки и пляски на улицах, праздновалось только воскресение.

В 1536 г. по приглашению Гильома Фареля в Женеве оказался Жан Кальвин (Шовен) (1509-1564). Отец Кальвина (прокурор г. Нуайона, Пикардия) состоятельный чиновник, сначала хотел, чтобы у сына было богословское образование, потом, чтобы стал юристом. Кальвин учился в парижском университете, в Орлеане, окончил правовой факультет в Бурже, принадлежал к гуманистическим кругам, изучал теологию, потом отошел от гуманистов, с 1534 г. связан с реформацией. Бежал в Страсбург, потом в Базель, где в 1536 г. вышло его «Наставление в христианской вере». В 1536 г. проездом на 1 день оказался в Женеве и остался там на всю жизнь. Составил вместе с Фарелем «Статьи об управлении церковью», где излагались основы новой кальвинисткой церкви с упрощенной мессой, пением псалмов, толкованием текстов священного писания. Базой стали приходские общины, в кварталах – советы старейшин (консистории). Самое суровое наказание - исключение из общины. Правда, в 1538 г. вместе с Фарелем был вынужден бежать, но в 1541 г. вернулся по приглашению магистрата, и начал проповедь с того места, где прервал ее в день отъезда. Лучшим вариантом сосуществования со светскими властями считал наличие «министра божьего» (т.е. его самого). Авторитет Кальвина был непререкаем, даже лично враждебный реформатору состав магистрата неоднократно карали лиц, хуливших кальвинизм и Кальвина. Так было с осуждением Мигеля Сервета. В 1553 г. Кальвин потребовал его казни. Магистрат приговорил к сожжению, отказав Кальвину в смягчении формы казни.

В своем вероучении Кальвин не только использовал общереформационные положения. Он дополнил их, по-новому осветил вопросы, поставленные его предшественниками Лютером и Цвингли, которые в общих чертах сформулировали теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его абсолютности и неизменности. Одни осуждены богом на погибель, другие – предызбраны к вечному спасению, при этом господь выносит приговор не только в отношении отдельных лиц, но даже целых народов. Можно попасть в вечное блаженство, но для этого нужно следовать кальвинизму. Богослужение проводились в пустом доме (по образцу Цвингли), проповедь, молитвы, песнопения по псалмам. В связи с учением о предопределении находилась теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. Обязанность владельца являть бережливость, приумножать владение на «благо общине». Богатство духовное выше богатства земного. Бедняк должен нести свое бремя с достоинством, так как это испытание божие, а бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту господню. Труд земной есть дар божий дар, и его главная цель – поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дар земли. Самый достойный труд – крестьянский, лень – величайший порок, выходные дни – воскресенья и праздников 5 дней в году.

Военное наемничество как богопротивное занятие, запретили. Лучшая форма гос. правления – олигархия, худшая – демократия. Кальвин считал, что церковь должна сохранять духовную независимость от гос. власти. Кальвинистская церковь строилась на республиканских принципах. Во главе общины стояли старшины из числа богатых светских лиц, ниже – опытные проповедники-министры, получавшие фиксированную оплату. Этот совет (консистория) ведал всей религиозной жизнью общины. Вопросы о догматах кальвинизма решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и благотворительность. Законодательная власть была у синода, исполнительная – у консисторий. Духовенство должно было иметь научное образование и вести безупречный образ жизни. Преемником Кальвина стал Теодор Беза (1510-1605).

Цвинглианство, выражавшие швейцарские потребности, потерпело поражение. Попытка выйти за пределы Швейцарии потерпела крах. Преемник Цвингли – Буллингер пошел на уступки Кальвину, что нашло отражение в текстах общего символа веры (1549 г.). Кальвинизм же наоборот приобрел общеевропейское значение, организационные принципы кальвинизма использовались гугенотами, польскими панами, в колониях.

Реформация во Франции. В 20-е гг. в XVI в. во Франции начали распространяться реформационные идеи. В идейной подготовке реформации важную роль сыграло гуманистическое движение, центром которого с 1530 г. стала Коллегия королевских лекторов (College de France) в Париже. Под их влиянием во Франции задолго до реформации распространились идеи реформы церкви. Магистр свободных искусств Лефевр д΄Этапль (1450/1455 – 1536/1537) сторонник очищения церкви еще в 1512 г. сформулировал 2 основополагающих принципа будущей реформации – оправдание верой и понимание священного писания как единственного источника религиозной истины. Французское реформационное движение делится на 3 периода: 1. 20-30-е гг. XVI в. – умеренное распространение лютеранства (в городах). В 1521 г. был осужден Лефевр д΄ Этапль и его единомышленники. Французский король был веротерпим; 2. 1534-1559 гг. – выступлениями сторонников новой веры, ростом числа еретиков, расширением социальной базы реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши, составленные протестантами были расклеены в королевском дворце, веротерпимость Франциска I кончилась. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков (Этьен Доле) и около 300 было заключено в тюрьму. В 1536 г. вышло первое издание Кальвина «Наставление в христианской вере» (посвященное Франциску I), и кальвинизм стал вытеснять лютеранство. В 1547 г. Генрих II учредил «Огненную палату» для суда над еретиками, преследовалось черное духовенство и ремесленники. В 1559 г. в Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции, к этому времени в стране было 12 кальвинистских общин в Париже, Орлеане, Руане и др.

3 период с 1560 г. по 1598 гг. – гражданские, религиозные, гугенотские войны. (1562-1598 гг. 8 войн – 1562-1563 гг.; 1567-1568 гг.; 1568-1570 гг.; 1572-1573 гг.; 1574-1576 гг.; 1577 г.; 1580 г.; 1585-1598 гг.) были непродолжительными, с периодами умиротворений, когда наступала перегруппировка сил, заключались тайные сговоры, имели место открытые переходы из одного лагеря в другой; принимали участие иноземцы. Чаще всего испанцы, т.е. политическая картина – постоянное динамическое неравновесие. Лидеры – дворянство, духовенство, часть буржуазии, ремесленники, широкие народные массы – страдающая сторона. Реформационное движение было неоднородно, в нем было 2 направление – буржуазное и дворянское.

Особенности социально-политического развития Франции обусловили распространение кальвинизма в южных и юго-западных городах страны. Хотя сторонники нового учения были и в других городах страны. Но в Лангедоке было сосредоточено 2/3 протестантов Франции, города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье, Ним – стали центрами протестантов. В северных, западных, центральных провинциях Франции причиной распространения реформации была налоговая политика государства.

Что касается крестьянства, то оно в основном осталось католическим. Ядром антиабсолютистской оппозиции стала часть феодальной аристократии при дворе и в провинции – опора – рядовое дворянство, еще сохранившее зависимость от аристократии. В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

Кальвинистский лагерь дворянства локализовался в юго-западных и южных областях Франции, за счет секуляризации церковных владений надеялись поправить свое положение. Их называли гугеноты от швейцарского «eidguenots» (товарищ), вожди – Бурбоны, старший Антуан Бурбон, младший Людовик Конде. Им противостояло католическое дворянство, локализовалось в северо-восточных и центральных провинциях, где находился домен короля, они входили в королевский совет и занимали церковные должности, эта часть дворянства не была заинтересована в проведении секуляризации, но в то же время ей не нравилась опека короля. Вожди – Гизы – Франсуа, главнокомандующий армией, его брат кардинал Лотарингский Карл. Между католиками и гугенотами не было пропасти, часто переходили из лагеря в лагерь, меняя свои конфессиональные убеждения.

Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах т.н. монархомахов (тираноборцев), где говорилось о праве подданных на свержение и даже убийство монархов, забывших свой долг и превратившихся в тиранов, политическим идеалом являлась ограниченная монархия. Но были и убежденные кальвинисты – адмирал Гаспар де Колиньи, военачальник Франсуа де Ла Ну, Агриппа д΄Обинье. В религиозных войнах участвовали все слои населения.

Начало относится к марту 1560 г., когда был раскрыт амбуазский заговор против короля Франциска II (1559-1560) и против влияния на него Гизов. Участниками заговора были – принц Конде, Антуан Бурбон, и другие собирались сместить короля, отстранить Гизов, и сменить династию Валуа, как вырождающуюся. Заговор был раскрыт, участники были наказаны, но главных зачинщиков от казни спасла смерть Франциска и они отделались ссылкой.

В 1560 г. на престол взошел Карл IX (ему было 11 лет, за него правила мать Екатерина Медичи), была сделана попытка примирить страну, использовав теорию веротерпимости и третьей партии канцлера Мишеля Лопиталя. Но борьба шла повсюду, было неспокойно на юге, в Бретани. В 1561 г. был составлен триумвират для охраны католической веры, в него вошли Франсуа Гиз, коннетабль Анн де Монморанси и маршал де Сент-Андре, первые сановники государств.

В 1562 г. после резни гугенотов, распевавших псалмы в риге, в местечке Васси, было положено начало религиозным войнам.

Начался 1 период религиозных войн 1562-1572 гг. (1562-1563 гг., 1567-1568 гг., 1569-1570 гг.). Первые три войны были однотипны: люди брались за оружие, проходили отдельные военные операции, затем наступало хрупкое перемирие, в ходе которого каждая сторона готовилась к реваншу. Первая война противопоставила друг другу две столицы – Париж, верный Гизам, и Орлеан, центр реформации. Сражения, происходившие в основном вдоль главной водной артерии Франции – Луары, были отмечены успехами католиков и гибелью вождей обеих сторон: Антуан Бурбон, сначала благосклонно относившейся к реформации, потом вернувшийся в лоно католицизма, Сент-Андре, убитый под Дре, Конде, попавший в плен, Франсуа Гиз смертельно раненный 18.02.1563 г.

19.03.1563 г. Амбуазский эдикт примирения признает за всеми гражданами государства свободу совести, но ограничивает свободу культа для некоторых лиц в некоторых местах; исключение было сделано для Парижа, где разрешен только католический культ. Этот мир был передышкой.

17.08.1563 г. в Руане было провозглашено совершеннолетие Карла, и он вместе с Екатериной отправляется в вояж по стране с марта 1564 г. по май 1566 г. В рамках этого турне летом 1564 г. (14.06.-2.07) состоялась встреча Екатерины Медичи с дочерью Елизаветой, женой Филиппа II, и его советником герцогом Альбой. У Конде возникает план захвата короля и его матери с целью получения власти, хотя бы формальной, но этот план проваливается.

Основные события второй войны разворачивается в окрестностях Парижа. 10.11.1567 г. исход битвы при Сен-Дени открывает доступ к столице, но через два дня после этого умирает Монморанси. Командование вооруженными силами католиков берт на себя герцог Анжуйский, брат короля. На помощь армии Конде и Колиньи приходит германская армия. Шартр, «чердак столицы», окружен. Мир, подписанный в Лонжюмо 23.03.1568 г., подтверждает принципы Амбуазского эдикта без всяких ограничений. Результат этой войны – Лопиталь получил отставку, у католиков появился новый лидер – герцог Анжуйский.

28.09. и 22.12.1568 г. были опубликованы 2 эдикта короля, которыми король предоставляет подданным свободу совести, но запрещает отправление любых других религиозных культов, кроме католического и галликанского, и приказывает руководителям реформистских церквей покинуть страну в двухнедельный срок, отстраняет от государственных должностей сторонников новой веры, пообещав им возместить убытки, и обязывает членов парламента и сотрудников университетов принести присягу на верность католицизму. Попытка неожиданно обманом захватить Конде и Колиньи терпит неудачу. Протестантские вожди укрываются в Ла-Рошеле. После смерти Конде 13.03.1569 г. в сражении под Жарнаке у протестантов появились новые лидеры Генрих Наваррский и молодой принц Конде. При Монконтуре герцог Анжуйский одерживает победу, но Колиньи перегруппирует свою армию и возвращается на берега Луары. 8.08.1570 г. был подписан мирный договор в Сен-Жермене, который обеспечивал протестантам свободу совести и ограниченную свободу отправления культа, протестантам в обеспечении этих условий предоставляются 4 крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк, Ла-Шарите. Срок действия договора 2 года.

18.08.1572 г. состоялась свадьба Маргариты Валуа и Генриха Наваррского, на празднование которой были приглашены весь цвет партии гугенотов. 22.08. 1572 г. была выстрелом из аркебузы Колиньи. В ночь с 23 на 24 августа было принято решение в Совете приступить к истреблению гугенотов. К реализации решения приступили немедленно, она продлилась несколько дней в Париже и в провинциях. В Париже было убито 2000-3000 протестантов и еще 6000-10.000 в провинциях. В ту ночь Генрих Наваррский перешел в католичество и спасся бегством. Правда, убивали не только за веру, но и политических врагов. Гугенот математик Ла Рамэ был убит 25.08. 1572 г. не за свою веру, а своим личным врагом, конкурентом, точно рассчитавшим безнаказанность преступления. Варфоломеевская ночь имела большой общественный резонанс. Король не были лично в ней виновен, но он взял вину на себя. Это преступление было ошибкой. За кратковременным триумфом Екатерины, полагавшей, что гибель протестантских вождей обезглавит их партию, последовало горькое прозрение.

Начинается второй этап религиозных войн (1572-1576 гг.). Демократические элементы заявляют о себе. Городские судьи и пасторы организуют сопротивление на западе и юге страны. В Ла-Рошель толпами прибывают беглецы: до 54 пасторов со своими прихожанами явились в этот город, где в 1571 г. жители, принадлежавшие к двум разным конфессиям, заявляли, что хотят жить в «добром мире и согласии». Этот город сначала защищал де Ла Ну, затем он выдержал осаду герцога Анжуйского и был спасен вмешательством делегатов от Польши, в которой только что королем избрали Генриха Валуа. Булонский эдикт завершает в июле 1573 г. четвертую религиозную войну (1572-1573 гг.). Свобода совести предоставляется всем протестантам, свобода осуществления культа разрешена лишь в Ла-Рошели, Ниме и Монтобане, а также в домах некоторых высокопоставленных сеньоров. Протестанты на юге не складывают оружие. На собраниях в Ниме и Монтобане они требуют реабилитации жертв Варфоломееской ночи, свободы отправления культа во всем королевстве, гарантий со стороны протестантской Европы. Они находят себе союзников в королевской семье. Герцог Алансонский, четвертый сын Екатеины, руководитель партии «политиков», думает о короне и сближается с гугенотами. Раскрыт заговор, арестованы маршалы Монморанси, де Коссе. Брат Монморанси, Дамвиль, губернатор Лангедока, освобождается от должности и заключает союз с гугенотами юга. Смерть 24-летнего Карла IX (30.05.1574 г.) положила конец политике равновесия.

С 1573 по 1584 г. следуют три войны (1574-1576 гг., 1577 г., 1580 г.). Генрих III был коронован в Реймсе в феврале 1575 г. 15.09.1575 г. вождь «политиков» герцог Алансонский бежит из Лувра, где его удерживал брат. Пришедшая на помощь немецкая армия угрожает Парижу. «Мир брата короля», подписанный в Болье 6.05.1576 г., выглядит как капитуляция правительства. Жертвы Варфоломеевской ночи реабилитированы. Отправление протестантского культа запрещено лишь в Париже и в городах – королевских резиденциях. Протестантам предоставлено 8 крепостей. В каждом местном парламенте созданы смешанные палаты из католиков и протестантов. Политические вожди гугенотов получают прощение и милости.

Третий период войн 1576-1598 гг. Этот компромиссный мир привел к католической реакции, которая решает организовать «священный христианский союз», вождем которого будет герцог Гиз, одержавший в Дормансе единственную победу в последней войне. У этого союза возникнет хартия – «Перонская декларация», в которой объявляется о создании Католической Лиги. У этого союза есть программа Генеральных штатов, которые должны быть созваны как можно скорее. Генрих III попытался взять это движение под свой контроль, возглавив Лигу. На собрании Генеральных штатов в Блуа он заявил, что не потерпит больше одной веры в королевстве «в соответствии с клятвами которые он принес на коронации». Дворянство и духовенство его поддержало, третье сословие устами Ж.. Бодена объявляет себя сторонником восстановления религиозного единства, но «самыми мягкими и богоугодными методами, которые Его Величество сочтет возможными», т.е. без войны. Герцог Анжуйский отошел от своих союзников, Дамвиль поступил так же. Король Наварры, вернувшийся в протестантизм после Варфоломеевской ночи, пытается поддержать единство. Эта война ведется без денег, она отмечена успехами католиков и приводит к миру, заключенному в Бержераке.

Эдикт, подписанный в Пуатье, подтверждает заключение этого мира 8.10.1578 г. По этому эдикту, свободы, предоставленные «миром брата короля», ограничиваются: отправление протестантского культа разрешается только предместьях одного города на бальяж, а также в больших и малых городах, пользовавшихся этим правом «до последнего возобновления военных действий», а также взятых в день заключения мира. Упраздняется половина палат, в которых протестанты составляли 50 %; в тех смешанных палатах, которые сохраняются, они могут иметь теперь только 1/3 мест. Свои 8 крепостей они сохраняют на 6 лет. Эдикт Болье и эдикт Пуатье содержат предпосылки Нантского эдикта.

Пока герцог Анжуйский воюет в Р.В., седьмая война, «война влюбленных» (1580 г.), решение о начале которой было легкомысленно принято Генрихом Наваррским и двором в Нераке и вызывает замешательство среди ее зачинщиков. Мирный договор, заключенный во Фле 26.11.1580 г. восстанавливает положения мирного договора в Нераке от 28.02.1579 г. и передававшего в распоряжение протестантов 15 крепостей на 6 месяцев.

Смерть герцога Анжуйского 10.06.1584 г. поднимает вопрос о наследовании трона, у Генриха III, женатого на Луизе Лотарингской, детей нет. По L.S. наследником становится Генрих Наваррский, глава Бурбонов, который ведет свое происхождение от Роббера де Клермона – одного из сыновей Людовика IX.

Лига была распущена в 1577 г. после того, как ее взял в свои руки Генрих III. После заключения Жуанвильского мира с Испанией 31.12.1584 г. Лига вновь возрождается. Столицей становится Париж, вождем – Генрих Гиз, по прозвищу «Человек со шрамом». 20.03.1585 г. в Перроне подписывается манифест кардиналом Бурбоном, который стремится занять трон и высказывает обвинения в адрес правительства Генриха III. Король подписывает 7.07. 1585 г. Немурский договор, отдающий в руки деятелей Лиги власть и судьбу еретиков. Это возврат к политике репрессий при Генрихе II: запрет отправления протестантского культа в любом виде, высылка протестантских деятелей из страны в месячный срок и высылка в шестимесячный срок любого протестанта, который не отречется от своей веры. Эдикт от 18.07. утверждает эти положения и объявляет о лишении Генриха Наваррского всех его прав. В своей булле папа Сикст V лишает его Наваррского королевства и прав на французский престол.

В восьмой религиозной войне (1585-1598 гг.) под прикрытием религиозных страстей решается судьба монархии. В ней выделяется 3 этапа: первый – характеризуется успехами Лиги: 12.05.1588 г., «день баррикад», делает Гиза хозяином Парижа; муниципалитет распущен, на местах появляются новые власти, король подписывает в Руане эдикт союза, в нем подтверждаются условия Немурского мира и осуждается унижение гос.власти.

Генрих III идет на преступление, в Блуа, где были созваны Генеральные штаты, по его приказу был убит герцог Гиз (23.12.), на следующий день был убит его брат. 5.01.1589 г. умирает Екатерина Медичи. Факультет теологии освобождает всех от присяги на верность королю.

Во главе каждого из 16 кварталов Парижа встает совет из 9 членов, выбранных среди наиболее фанатичных горожан. Герцог Майеннский, брат убитого принца, провозглашен королевским государственным наместником Франции, «за невозможностью выполнения этой роли законным королем». Генрих III мирится с Генрихом Наваррским, единственным вождем гугенотов после смерти в 1582 г. молодого Конде. Две союзные армии начинают осаду Парижа. 1.08. 1589 г. Жак Клеман ранит смертельно короля. Начинается глубокий национальный и международный кризис.

Третий этап последней войны отмечен вступлением в нее Испании, которая поддерживает Лигу. Несмотря на поддержку Англии, Генриху IV приходится дважды бежать из Парижа в Руан из-за наступления переброшенных из Р.В. испанских войск. Генрих IV переходит в католичество 15.07.1593 г. 17.02.1594 г. Генрих был коронован в Шартре. Париж капитулирует 22.03. 30.08. 1595 г. папа Климент VIII провозглашает прощение королю Франции. 17.09. короля снова приняли в лоно Римской церкви.

Нужно ликвидировать последние очаги сопротивления: 17.01.1595 г. объявлена война Испании, которая закончилась подписанием 2.05.1598 г. мира в Вервене.

15.04.1598 г. был подписан Нантский эдикт – протестантское богослужение возможно только в 2-х городах, официальная религия – католицизм, но в то же время за гугенотами сохранено право вероисповедания (кроме Парижа), им можно замещать гос. должности, созывать политические собрания, иметь при дворе своих представителей, в качестве гарантии им было отдано около 200 крепостей, среди которых Ла-Рошель, Сомюр, Монтобан.

Реформация в Италии имела свои особенности. Здесь возникло свое религиозно-философское учение, носило антифеодальный характер, существовало движение изнутри церкви как протест на движение масс, которое ставило укрепление церкви в интересах существующего строя, проведения реформы сверху, приверженцы этого движения группировались вокруг Совета по улучшению церкви, кружков кардиналов Контарини, Пола, Бембо и др. Ратовали за дисциплину и моральное очищение клира, ограничение произвола папы, обновления церковных институтов и восстановление их влияния в народе. Собственно реформационное движение оказалось в Италии не таким широким, как в Германии и Швейцарии. Время реформации – вторая половина 30-х -40-е гг. XVI в. С 1542 г. начинаются гонения на тех людей, кто был связан с реформацией в Италии и их эмиграция. Особенность реформации в Италии – тесное сплетение с критическим рационализмом и гуманистическими традициями Возрождения. Основными центрами реформационных идей были Венеция, Пьемонт, Тоскана, Феррара, Болонья, Неаполь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.