Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все связи расшатались, и сейчас




Все стало относительным для нас… (Дж. Донн, член «кружка атомистов», XVI – XVII в.)

Вытеснение личностного начала из сферы общения, овеществление связей между людьми открыло возможность становления универсального всестороннего индивида – социального атома, пробуждения и развития самосознания, систематической рефлексии. Основополагающими элементами природного и социального бытия являются самостоятельные индивиды, «корпускулы», взаимодействие между которыми осуществляется внешне регулируемым, механическим образом, и подчиняется жестким законам. Естественнонаучная критика мира могла быть использована и применительно к экономике: Адам Смит рассматривал частнопредпринимательский интерес как аналогию гравитации – «всемирного тяготения» - в области морали.

С введением концепции атомизма в сознание эпохи крепло представление, что материальный мир сам по себе не имеет разумности, цели, и нравственная задача человека – быть «островом разумности» в мире, носителем мысли и субъектом сознательно-целенаправленной деятельности.

Но социализация атомизма – сложный процесс, его принятие шло через христианизацию, теологизацию, через устранение его атеистического духа, первоначально он имел статус «гипотезы». Лишь после укоренения атомизма в сознание европейской культуры «теологическое» обрамление механистической картины мира постепенно отходило на второй план.


[1] В 1525 году после подавления крестьянских выступлений движение Реформации оказалось в руках князей. Когда в 1529 году император Карл V запретил расхищение монастырских земель, сторонники Лютера заявили «протест», отсюда и название нового религиозно-политического движения. С 1555 года, по условиям Аугсбургского религиозного мира, князья получили право сами определять веру в своих владениях, вера в Германии стала «пестрой» - по принципу «чья земля, того и вера». Собор 1545-1563 гг., заседавший в течение 20 лет, официально разделил конфессии; протестанты были объявлены еретиками. Началась волна религиозных войн.

[2] Таинства (сакраментум) – обрядовые действия, где «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Католическая и Православная церковь признают таинства:

1. крещение (при крещении католики окропляют водой, православные – погружают; протестанты крестят совершеннолетних)

2. причастие (хлебом и вином; до второго Ватиканского собора католики причащали мирян только хлебом; протестанты считают причастие не таинством. А символическим обрядом)

3. священство (епископское рукоположение, хиротония, передача благодати Святого Духа)

4. покаяние (исповедь)

5. миропомазание (смазывание частей лица мирром – ароматическим маслом, проводилось при возведении в сан, на престол; в православии обряд связан с крещением)

6. брак

7. елеосвящение (соборование) (католики – над умирающими, православные – и над больными).

Крещение и причастие существовали и в первые века христианства, священство было введено позднее, а другие таинства сложились в IV – V вв. Протестанты признают только крещение и причастие.

[3] Книгопечатание было известно в Китае еще в IX в., а в Японии буддистские сочинения печатались в XI в.. При этом использовались резные деревянные доски, каждая из которых соответствовала одной странице. В XI в. применялись подвижные керамические литеры, которые крепились воском к металлической форме. В первой половине XV в. получили распространение металлические литеры, усовершенствованные в Китае или в Корее. Скорее всего они оттуда каким-то образом попали в Европу, поскольку путешественников тогда было достаточно. Бумага в Европу пришла также из Ки­тая.

Европейское бумажное производство началось в Италии в 1четверти XIV в.. В середине XV в. житель Майнца Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию. Около 1461 г. типограф Бамберга Альбрехт Пфистер впервые включил в напечатанную книгу гравюру на дереве. Книгопечатание распространялось быстро: уже в 1500 г. свои печатни имели 236 городов Европы. За столетие было издано 140—200 млн. книг, в то время как жителей в Европе, включая и Россию до Урала, было немногим больше 100 млн. Книга расширяла горизонты мировоззрения, усилила энергию культурного обмена между народами и историческими эпохами. Книга стала не только мощным средством развития культуры, но и ее символом, являясь вместе с тем «заместителем» культуры - ее видимостью и иллюзией. Книга идеализировала представления о культуре.

[4] С 1580 года лютеране используют также «Книгу согласия», сборник религиозных текстов.

[5] Кальвинистами в 1553 году был сожжен ученый-гуманист Мигель Сервет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.