Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тень как доступ к парадоксу




Парадокс любви и силы.

Наверное, сложнее всего примирить такую пару противоположностей, как любовь и сила. Современный мир изорван в клочья этой дихотомией, и случается гораздо больше провалов, чем удачных попыток примирить их.

Невозможно прожить человеческую жизнь без них обоих. Сила без любви становится жестокой, любовь без силы - пресной и слабой. Однако когда два человека тесно сближаются, обычно в их жизни происходит взрыв. Большинство взаимных обвинений между ссорящимися влюбленными или супругами создает столкновение силы и любви. Отдать должное каждому из них и стерпеть напряжение парадокса благороднейшая из всех задач. Очень просто принять одно за счет другого, но это препятствует синтезу, который является единственно настоящим ответом. За неудачей следует распад на части - развод, разъединение, ссора. Истинное следование парадоксу приводит к большей преданности и мистическому объединению, в котором достаточно силы, чтобы преодолеть сложности.

Фанатизм всегда является признаком того, что одному из элементов, составляющих пару, отдано предпочтение за счет другого. Высокий накал фанатизма представляет собой яростное усилие, чтобы удерживать одну половину правды вне игры, в то время как другая половина берет верх. Это всегда формирует хрупкую и недружелюбную личность. Такой вид правоты основывается на чувстве «настоящей правоты». Мы можем захотеть услышать, что говорит другой человек, но испугаться, когда равновесие сил начинает сдвигаться. Старый способ реагирования срабатывает, и вы уверены, что вы проиграете самих себя, если уступите. А как Эго старается, чтобы сохранить «статус кво»! В таком случае нужно довериться высшему, - и иметь смелость пожертвовать своей точкой зрения

ради спасения отношений. Ligar e, суть религиозного опыта, есть связывание, восстановление, объединение вместе, придание целостности, нахождение того, что противостоит разъединенности. Наше будущее опирается на такое представление о религии.

 

Мы начали с обсуждения Тени и можем задаться хорошим вопросом: Что должен парадокс сделать с Тенью? Он должен все сделать с Тенью, потому что там не может быть парадокса — этого возвышенного места воссоединения — до тех пор, пока не произойдет принятие Тени и признание за ней соответствующего места и ценности. Признать собственную Тень означает подготовить почву для духовного опыта. Библия и множество историй повествуют нам о том, что материал для святости нужно отыскать в самых простых местах и среди повседневных событий. В мифах утверждается, что драгоценнейшая жемчужина должна быть найдена в наших ежедневных конфликтах и противоречиях. Ни у кого нет недостатка в подобном опыте. Кто-то однажды сказал, что «Шекспир мог бы заглянуть в любой дом и найти там бессмертную драму». Загляните в жизнь любого человека, и вы обнаружите там парадоксы, что являются подготовкой к религиозной жизни, зрелище которой гораздо величественнее, чем индивидуальная жизнь. Конфликт — парадокс — откровение: таков процесс духовного прогресса.

Кто не влюблялся хоть раз в того, в кого не должен был? Хранить верность этому и оставаться в то же самое время в рамках этических и моральных смыслов значит утвердить стадию Самости, нечто большего, чем отдельное Я.

Кто не проводил большую часть своего времени в рассуждениях о том, взяться ли уже за работу или побездельничать еще немного и остаться в блаженном «нигде»? Ни один из вариантов сам по себе не является священным; но именно в парадоксе между ними находится священное место.

Люди приходят в кабинет для консультирования и с большим смущением и страданием предъявляют конфликт ценностей. Они хотят его разрешения, но могли бы получить нечто большее, если бы могли попросить об осознанности, чтобы суметь вынести парадокс. Моя подруга пришла к назначенному часу на прием к доктору Мейеру из Цюриха, известному единственным словом «да», которое он говорит в ответ на все. В добротном английском стиле моя подруга бесстрашно изложила перед ним всю сложность

своей жизни. Она разрыдалась и прокричала, что не в силах больше это терпеть. «Да, хорошо, - ответил доктор Мейер. - «Теперь что-нибудь случится». Это суровое лечение, но оно правильно для тех, кто в силах его вынести.

Когда неудержимое ядро пробивает неприступную стену, мы обнаруживаем религиозный опыт. Здесь ценно то, что можно вырасти. Юнг сказал однажды: «Найдите то, чего индивидуум боится больше всего, это и есть зона ближайшего развития». Эго формуется как металл между молотом и наковальней.

Это для храбрых, и нелегко найти моральную или этическую опору, достаточно выносливую для этого процесса. Героизм может быть переопределен для нашего времени

как способность выдержать парадокс.

Итак, если говорить практически, что вы делаете? Даже задавание такого вопроса уже выводит вас из центра, потому что это заставляет вас выбирать между действием и бытием. Не беззаботное решение будет работать. Раннее издание Психология сегодня восклицала в самоуверенных фразах на обложке «Не делайте ничего. Присутствуйте там». Можно подшутить над этим, что нам подсовывают буддизм там, где мы в нем вряд ли нуждаемся. Парадокс приводит к следующей стадии развития за счет высокоосознанного ожидания. Эго может больше не делать ничего; оно должно ждать того, что больше его. Доктор Мария-Луиза фон Франк в присущей ей чистосердечной манере рассказывает:

 

Юнг сказал, что быть в ситуации, в которой нет выхода, или находиться в конфликте, у которого нет разрешения, есть классическое начало процесса индивидуации. Это значит быть ситуацией без решения: бессознательное хочет получить безнадежный конфликт, чтобы направить эго-сознание в стену, так, чтобы человек осознал: что бы он ни делал, все неправильно, каким бы путем он ни двигался, все решения будут неверны. Это означает победить превосходство Эго, которое всегда действует, исходя из иллюзии, что у него есть ответственность решать. Естественно, если человек говорит: «Ну, тогда я просто позволю всему идти самому по себе, и не буду принимать решения, а только потяну время и увильну от этого», целостность не достигается, поскольку тогда и правда ничего не происходит. Но если он достаточно этичен, чтобы страдание достигло ядра его личности, тогда обычно... Самость обнаруживает себя. Говоря религиозным языком ситуация без выхода несет значение подталкивающей человека отдаться на волю Всевышнего. На языке психологии, безвыходная ситуация, которую Анима с большим мастерством организует в жизни мужчины, продвигает его к условию, когда он становится способным вместить опыт проживания Самости. Думая об Аниме как о проводнике души, мы склонны думать о Беатриче, ведущей Данте в Рай. Но нам не стоит забывать, что он испытал это только после того, как прошел через Ад. Естественно, Анима не берет мужчину за руку и не ведет его прямиком в Рай; вначале она окунает в кипящий котел, где он варится некоторое время.*

 

Согласиться на парадокс — означает согласиться на страдание, которое больше, чем Эго. Духовный опыт приобретается как раз в этой точке неразрешимости, где мы чувствуем, что больше не можем продвинуться. Это приглашение к тому, что больше, чем единичная индивидуальность.

 

*Мария-Луиза фон Франц. Интерпретация волшебных сказок. (Нью-Йорк спринг публикейшенз,

1970). Гл. VI, п. 4.

 

Глава 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.