Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Захлестывание кромки низовых пожаров 2 страница




При тушении пожаров в горных лесах особенно важным является соблюдение некоторых специальных правил техники безопасности. Необходимо, например, иметь ввиду, что весьма опасной является лощина между двумя грядами или отрогами, по которым быстро поднимаются "головы" пожара. Нельзя также находиться выше кромки пожара на крутом (более 20 градусов) не горевшем склоне, особенно если склон покрыт хвойным молодняком, кустарником и скоплениями других горючих материалов. Наиболее же опасными местами являются лощины, ложбины и распадки с крутым подъемом в тот момент, когда пожар распространяется по ним вверх.

 

Особенности тушения крупных пожаров

 

Крупными считаются пожары, распространившиеся на значительных площадях, для тушения которых сил и средств самих лесхозов и авиаотделений недостаточно, в связи с чем в помощь им привлекаются население, силы и средства местных предприятий, организаций и учреждений, а при необходимости - невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения.

Крупные пожары в большинстве случаев бывают в засушливые периоды и ветреную погоду. В разных частях периметра вследствие наличия большого разнообразия горючих материалов развиваются пожары разных видов и интенсивности, формируется ряд самостоятельных фронтов с высокой изрезанностью и извилистостью кромки огня. Это обусловливает необходимость использования при ликвидации таких пожаров разных технических средств и тактических приемов. При их выборе следует также учитывать наличие сил и средств борьбы, текущие и прогнозируемые погодные условия.

При тушении крупных пожаров прежде всего должны быть правильно организованы управление и руководство значительным числом людей, действием отрядов, команд (бригад), обеспечены согласованность и связь между отрядами.

В этих целях на каждом крупном пожаре рекомендуется организовывать штаб под руководством опытного специалиста (работника лесной охраны), в составе которого должны быть работники, обеспечивающие наземную разведку пожара, связь с отдельными отрядами и командами, снабжение работающих продуктами, организацию отдыха, снабжение средствами пожаротушения, связи и транспорта, горючим и смазочными материалами, а также оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших.

Периметр крупного пожара рекомендуется разделять по имеющимся на местности рубежам (ручьи, реки, болота, широкие дороги) на отдельные сектора и участки с таким расчетом, чтобы, прорыв пожара на одном из участков не вызвал необходимости изменения плана тушения и перегруппировки сил и средств на соседних участках.

При тушении крупных пожаров необходимо максимально использовать уже имеющиеся в лесу рубежи и преграды, а также учитывать различную горимость окружающих пожар участков, оперативно маневрировать силами и средствами, сосредоточивая их в первую очередь на умело выбранных "ключевых позициях", отрезая огню путь к наиболее опасным в пожарном отношении участкам и ценным насаждениям.

Если пожар действует днем в благоприятных для его распространения метеорологических условиях, а рабочих и средств пожаротушения недостаточно, следует перенести тушение на вечер. Попытки остановить распространение пожара днем в таких условиях, как правило, не имеют успеха и приводят к изматыванию людей, тогда как вечером появляется реальная возможность вести успешную борьбу с пожаром имеющимися силами и средствами. Дневное время лучше использовать на подготовительные работы: рекогносцировку, составление плана борьбы, подвоз средств пожаротушения, питьевой воды и т.п.

Днем при неблагоприятных для работы условиях вести борьбу с пожаром необходимо только на тех участках, где огонь может нанести большой ущерб (хвойные молодняки, лесные культуры и др.).

 

Дотушивание пожаров

 

После локализации пожара руководитель тушения обязан лично осмотреть границы пройденной пожаром площади с тем, чтобы убедиться в надежности локализации. При большой площади, пройденной пожаром, для осмотра границ должны быть привлечены другие работники, имеющие подготовку и опыт в тушении лесных пожаров, при этом каждому назначается для осмотра соответствующий участок периметра пожара.

Особое внимание при осмотре должно быть уделено границе пожара с подветренной стороны, участкам, где локализация производилась отжигом от проложенных опорных полос.

Там, где будет выявлена необходимость усилить локализацию, должны быть немедленно приняты соответствующие меры по прокладке дополнительных заградительных полос.

Одновременно с осмотром границ пожара должно быть организовано дотушивание очагов горения, оставшихся на пройденной огнем площади. На сильно захламленных площадях целесообразно дать горючим материалам основательно выгореть, а затем приступать к дотушиванию.

Дотушивание проводится засыпкой очагов горения грунтом, заливанием их водой, растворами химикатов до полного прекращения горения. Горящие дуплистые пни, валеж, порубочные остатки (колодины) распиливают, тлеющие муравьиные кучи, пласты дернины, корневые лапы деревьев вскрывают, заливают или засыпают землей. При дотушивании на площади, пройденной верховым пожаром, особое внимание следует уделять ликвидации скрытых очагов горения в дуплах сухостойных и гнилых деревьев. Сухостойные и подгнившие деревья вблизи кромки следует спиливать, чтобы исключить возобновление пожара при их падении через кромку.

Дотушивание в первую очередь проводится по периметру пожара, постепенно удаляясь от периферии к центру. Первоочередное внимание уделяется подветренной части периметра, как наиболее опасной в отношении возобновления пожара.

После крупных пожаров, когда ликвидация оставшихся очагов горения на всей площади затруднена, работы по дотушиванию проводятся по периферии пожара на полосе не менее 100 м в глубь пройденной огнем площади.

В центральной части пожара (более 100 м от кромки) можно окапывать очаги горения, оставляя их на догорание. Не пройденные огнем участки леса, оставшиеся внутри площади пожара, необходимо отжечь.

После беглых пожаров со слабым прогоранием мохового покрова дотушивание очагов горения необходимо проводить по всей площади во избежание повторного пожара на той же территории.

Если рабочих и средств пожаротушения для быстрой ликвидации всех очагов горения по периферии пожара недостаточно, необходимо в местах, где есть опасность возобновления распространения пожара, проложить дополнительные заградительные минерализованные полосы.

В горных лесах на крутых склонах для предупреждения скатывания вниз тлеющих шишек, остатков горящих стволов, сучьев и пр. надо проложить внизу перед кромкой пожара канаву шириной 0,5 м.

 

Окарауливание пожаров

 

Окарауливание пожаров состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади и в особенности кромки, с целью предотвратить возобновление распространения пожара.

Окарауливание следует проводить группой рабочих такой численности, чтобы она могла держать под постоянным наблюдением всю периферию пожара, систематически обходя его по полосе локализации.

Окарауливание обычно организуется еще в процессе остановки пожара, когда рабочие-тушильщики, по мере продвижения вдоль кромки (или по трассе отжига) оставляют позади себя караульных, которые ликвидируют загорания за опорной полосой и дотушивают очаги по периферии пожара.

Для каждого караульного отводится определенный участок кромки пожара протяженностью в зависимости от степени опасности возобновления горения (наличие мощного слоя подстилки, валежа, сильный ветер и т.д.). Протяженность участка вдоль минерализованной полосы, который может удержать от переброса огня один пожарный с лесным огнетушителем при разных классах пожарной опасности по условиям погоды и скорости ветра, приведена в табл.

 

Протяженность участка вдоль минерализованной полосы шириной 2-4 м, который может удержать от перебросов огня один пожарный с лесным огнетушителем, м

Класс пожарной опасности по условиям погоды Скорость ветра, м/с
0-6 6-12 12-18
II      
III      
IV      
V      

 

Окарауливание пожаров в районах наземной охраны во всех случаях организуется силами лесхозов под руководством работника наземной охраны лесов, а в районах авиационной охраны, если пожар был потушен авиационными командами, окарауливание осуществляется авиационными силами под руководством работника авиалесоохраны или доставленными на их замену работниками лесной охраны лесхозов.

На территориях, где проводится авиационное патрулирование лесов, наблюдение за пожарами и их окарауливанием, кроме того, осуществляется с воздуха.

Продолжительность окарауливания определяется в зависимости от условий погоды. В районах наземной охраны лесов оно может быть прекращено лишь по распоряжению лесничего или вышестоящего по должности работника лесхоза, а в районах авиационной охраны - начальника авиаотделения.

После прекращения окарауливания периодический осмотр места пожара осуществляется наземными или авиационными средствами, вплоть до выпадения осадков в количестве не менее 3-5 мм.


ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНОГО ПОЖАРА

 

Связь, и в первую очередь радиосвязь, является важнейшим средством управления работами по охране лесов от пожаров. Именно наличие бесперебойной и надежной связи является залогом эффективного управления при организации борьбы с лесными пожарами. Ключевым вопросом для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения является наличие развитой системы связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами невозможна без координации действий авиационных и наземных сил. И здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиационной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

 

· непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотделениями;

 

- радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен немедленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радиостанции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10—15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

- радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, которые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

- радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении пожаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

- радиосвязь авиаотделения со своими авиапожарными станциями и всеми обслуживаемыми лесхозами;

- радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживаемыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией соответствующего лесхоза.

 

Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиабазой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Перерывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой производятся с разрешения диспетчера авиабазы.

Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и расписание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствующих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радиостанций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, согласованному с авиабазой.

Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, решаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сообщается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса циркулярной связи.

С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радиостанции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции имеют право только с разрешения летчика-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраняемой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблюдатель закончил очередной сеанс связи.

После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель устанавливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происходит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лесхозом свои дальнейшие действия.

За 5—10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза летчик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается только после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту связную радиостанцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с радиостанцией авиазвена или авиабазы.

Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответствующего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обязан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу с помощью средств связи, находящихся в его распоряжении.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диапазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помощью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапредприятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед началом пожароопасного сезона.

Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:

· стационарная радиостанция КВ диапазона — 2 шт.;

· стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной службы — 2 шт.;

· стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы — 1 шт.;

· мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) — 1 шт.;

· звуковещательная станция для воздушных судов — 1 шт.;

· электромегафон — 1 шт.

 

В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотделений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воздушного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотделение для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом также передает ему сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбросить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от которого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристики и мер по его тушению.

Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основном по радио, а при отсутствии радиосвязи — при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов.

При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.

Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изложены в Инструкции по авиационной охране лесов.

Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в тот лесхоз, на территорию которого пришла беда. Раньше для передачи сообщений в пункт приема донесений лесхоза с самолета сбрасывали сигнальный вымпел — красный флажок с длинной белой лентой, в которую завязывалась схема обнаруженного пожара с его координатами. Чтобы определить эти координаты авиапатрулю приходилось около тридцати минут кружить вокруг поднимающегося столба дыма и считать просеки от какого-нибудь ориентира. Только после этого с небольшой долей уверенности можно было ставить точку на карте и выяснять, какой квартал леса горит и какому лесхозу он принадлежит.

Очень целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигационный комплекс GPS (стоимостью полторы тысячи долларов), который необходим не для вождения самолета. С помощью этого прибора, работающего через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания. На каждом обнаруженном пожаре это дает до 30 минут экономии летного времени. Если посчитать, что один час полета обходится в 8—9 тысяч рублей, то аппаратура окупается очень быстро.

Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы — как стационарные, так и возимые и носимые.

Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделениями авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по возможности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприятиями, организациями и учреждениями.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема донесений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лесной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих, занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую телефонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными наблюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.

В районах, где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (дополнительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадочная площадка.

По штатам ПХС полагается иметь (в зависимости от типа ПХС) следующие типы радиостанций:

· стационарная («Лен-В», «Гранит-М», «Маяк», «Полет-1», «Полоса-2», «Ангара-IV»);

· передвижная («Лен-В», «Маяк», «Карат»);

· переносная («Кактус», «Ласточка», «Ромашка»).

 

В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяющая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний между ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударственной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостанций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В расписании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и другие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центральная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводится патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или по патрулированию лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза.

Основными техническими средствами связи являются телефонная проводная связь и радиосвязь, вспомогательными — односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информационно управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством персональными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и KB диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

КВ радиосвязь еще продолжительное время будет занимать основное место в системах управления и обмена информацией среди организаций лесного хозяйства, которые находятся в отдаленной и труднодоступной местности.

Продолжительное время в этом диапазоне использовались и до сих пор еще используются отечественные радиостанции разработки 60—70-х годов прошлого столетия (РСО-30, РСО-300, «Ангара-1», «Нива-М», «Карат» и др.), которые уже давно морально и физически устарели.

Для повышения эффективности использования имеющегося парка КВ радиостанций был разработан комплекс технических средств обмена информацией по радиоканалу между периферийным оборудованием и ПЭВМ для создания мобильной сети сбора, подготовки и передачи алфавитно-цифровых данных с помощью интеллектуальных пультов без прокладки физических линий связи на расстояние до 1000 км.

Повышение эффективности использования даже устаревших КВ радиостанций (типа «Ангара-1», РСО-30 и др.) достигается использованием метода пакетной радиосвязи, на основе применения специального пакетного контроллера — ВИП-М (выносной интеллектуальный прибор — модернизированный). Прибор представляет собой микропроцессорное устройство, совмещенное с модемом для передачи данных по радиоканалу.

Использование ВИП-М обеспечивает автоматизированный сбор текстовой информации и передачу сигналов от разбросанных на сотни километров друг от друга объектов. Устройство может работать не только от сети переменного тока, но и от бортсети самолета или автомобиля. Таким образом, появилась возможность получать информацию как со стационарных, так и с движущихся объектов. Следует отметить, что прибор доступен даже неподготовленному пользователю. Такая система под названием «Поток» разработана и успешно вне­дрена предприятием «Инком». «Поток» обеспечивает централизованную рассылку и сбор информации, сбор стандартных форм документов, отображает маршруты движения подвижных объектов на электронной карте, дает возможность ведения журнала всех операций. Удаленные пункты, входящие в общую систему, благодаря ВИП-М могут не только готовить, хранить, передавать и распечатывать на принтере текстовую информацию и стандартные формы документов, но принимать из центра сигналы и команды оповещения с выдачей звукового или светового сигнала. Скорость обмена по КВ радиоканалу достигает до 600 бит/с, по УКВ радиоканалу — до 2400 бит/с. Оборудование, установленное на подвижных объектах, снабженное спутниковыми навигационными приборами, дает им возможность передавать информацию о том, где этот объект находится в конкретное время.

Область применения системы — авиабазы охраны лесов от пожаров, управления лесами, лесхозы. Система уже используется на 11 авиабазах охраны лесов от пожаров (Западно-Сибирской, Иркутской, Томской, Уральской, Ханты-Мансийской, Красноярской и ряда др.).

Прибор ВИП-М может использоваться и с УКВ радиостанциями. Причем наилучшие результаты показывают радиостанции с частотной модуляцией и кварцевой стабилизацией частоты. Станции с фазовой модуляцией либо непригодны для этой цели вообще, либо требуют серьезной доработки

В настоящее время появилось новое поколение КВ радиостанций, имеющих исключительные возможности по обеспечению надежной связи с выходом в коммутационную телефонную систему общего пользования. Наиболее эффективным в этом диапазоне частот является применение однополосной амплитудной модуляции. В этом случае энергия передатчика не используется на передачу несущей частоты, которая не несет полезного сигнала. Передается только одна из боковых частей спектра сигнала (ОБП), которая содержит всю полезную информацию.

В отдаленных лесных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока находят применение и средства космической связи. Так, мобильная спутниковая связь активно применяется лесхозами при тушении лесных пожаров, в частности, в Республике Коми, Хабаровском и Красноярском краях. Свою роль в предотвращении пожаров сыграло внедрение системы дистанционного раннего обнаружения лесных пожаров с помощью спутниковой связи в Республике Коми. Эта система позволяет при обнаружении пожара прямо с места связаться через спутник с любым телефонным номером и вызвать помощь. Сейчас такое средство имеет более половины из 32 лесхозов Коми.

Спутниковые средства связи предоставляют широкий спектр современных телекоммуникационных услуг, таких как голосовая телефонная связь, передача факсимильных сообщений и данных со скоростью до 144 кбит/с (включая пакетную передачу данных). Современные спутниковые телефоны обладают достаточно широкими возможностями и вместе с тем просты в эксплуатации. К спутниковому телефону можно легко подключить компьютер, факсимильный аппарат, видеотерминал или какие-либо другие устройства в зависимости от круга решаемых задач.

На территории России можно использовать несколько систем спутниковой связи. Самые надежные спутниковые телефоны работают в сети Инмарсат. Весьма распространены спутниковые телефоны Инмарсат типа ТТ-3060А. Подобные спутниковые телефоны обеспечивают глобальную и самую надежную на сегодняшний день связь, включая телефонию, факс, передачу данных и доступ в Интернет.

Спутниковые телефоны системы Глобалстар более подходят для использования в качестве дополнения к сотовому телефону. Трубки спутниковых телефонов Глобалстар весят от 400 до 500 граммов. Спутниковый телефон Telit SAT 550 может работать в двух режимах — спутниковом и сотовом. Переключение между режимами может быть автоматическим (при выходе из зоны покрытия сотовой связи телефон автоматически начинает искать спутник), либо ручным — через меню. Достаточно прочный спутниковый телефон; используется в основном на неосвоенных территориях. Батареи хватает на 1,5 часа разговора или 20 часов ожидания. Есть зарядное устройство от прикуривателя автомобиля. Появился комплект для передачи данных, что позволяет организовать доступ в Интернет (при скорости в 9,6 кбит/с). Этой скорости вполне достаточно для проверки почты или передачи от 6 до 15 одностраничных документов в формате Microsoft Word без рисунков.


НАВИГАЦИЯ

 

Ориентирование на местности

 

Основными способами ориентирования на местности являются:

- с помощью навигационной аппаратуры;

- по карте (аэрофотоснимку);

- по компасу (по сторонам горизонта);

- по ориентирам.

 

Ориентирование с помощью навигационной аппаратуры

Одним из наиболее современных и удобных способов определения своего местоположения является навигация при помощи спутников. Системы спутниковой навигации создали две страны в мире - Россия (ГЛОНАСС) и США (GPS).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.