Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римская цивилизация




 

Греки уже создали великолепную литературу, философию и цивилизацию, когда римляне едва вышли из военной фазы. В этих обстоятельствах было вполне естественно, что римляне, завоевав Грецию, попали под влияние интеллекта и манер греков.

“Очевидно также, что поскольку у греков в течение нескольких столетий существовала великолепная литература в то время, когда у римлян ее вовсе не было, и когда латинский язык все еще был слишком груб для литературных целей, тот период, когда римляне впервые вышли из чисто военного состояния, должен был принести с собой господство греческих идей. Фабий Пиктор и Цинций Алимент, первые местные историки, оба писали по-гречески... После завоевания Греции политическое господство римлян и интеллектуальное господство Греции были в равной мере всеобщими. Покоренный народ, чьи патриотические чувства были значительно ослаблены влияниями, о которых я говорил, охотно согласился со своими новыми условиями, и, несмотря на яростные усилия консервативной партии, греческие манеры, чувства и идеи скоро проникли во все классы и определили все формы римской жизни”[167].

Римская религия никогда не была источником морального воодушевления. Будучи полностью языческой и суеверной, она была совершенно неспособна сдержать распространение скептицизма и неверия среди своих последователей. В результате, по мере культурного развития римлян они начинали открыто презирать свою веру. По крайней мере, они уже решили, что их боги не имеют никакого отношения к ведению практических дел в этом мире. Цицерон пишет, что когда в театрах произносились строки, где говорилось, что боги не заботятся о делах человека, публика приветствовала их громкими аплодисментами[168]. Св. Августин и другие Отцы много времени спустя потешались над язычниками, выставлявшими в своих театрах на посмешище тех самых богов, которым они поклонялись в своих храмах[169].

Дух религиозного благоговения ослабел настолько, что когда флот Августа потерпел кораблекрушение, он торжественно сверг статую Нептуна, морского бога. После смерти Германика люди открыто забрасывали камнями и опрокидывали алтари богов[170].

Религия в Риме на деле была не более чем социальной традицией и утилитарной формулой. Еще раз процитируем Леки: “...(Римская религия) была чисто эгоистической. Это был просто способ достигнуть процветания, отвратить несчастья и прочесть будущее. Древний Рим породил много героев, но не святых. Самопожертвование было патриотическим, а не религиозным. Его религия не была ни независимым учителем, ни источником вдохновения...”[171].

Естественным следствием неприкрытого материализма римлян был империализм и эксплуатация более слабых народов из эгоистических побуждений. Это также было в полной мере унаследовано современной Европой. Согласно Мухаммаду Асаду, “...основной идеей Римской империи было завоевание власти и эксплуатация других народов для блага одной лишь метрополии. Чтобы обеспечить лучшее существование для привилегированной группы, римляне не считали никакое насилие слишком скверным, никакую несправедливость — слишком низкой. Знаменитое “Римское право” было правом лишь для римлян. Ясно, что такое отношение было возможным только на основе полностью материалистической концепции жизни и цивилизации — материализма, конечно, облагороженного интеллектуальным вкусом, но тем не менее чуждого всем духовным ценностям. В действительности, римляне никогда не знали религии. Их традиционные боги были бледной имитацией греческой мифологии, бесцветными призраками, молчаливо принятыми ради общественных условностей. Этим богам ни в коей мере не позволялось вмешиваться в реальную жизнь. Если их спрашивали, они должны были давать пророчества через своих жрецов; но никогда не предполагалось, что они могут устанавливать моральные законы для людей[172].

В свои последние годы Римская империя превратилась в море коррупции и порока. Первоначальная военная дисциплина римлян и простота их морального кодекса были сметены лавиной богатства и роскоши. Мы обязаны Джону Уильяму Дрейперу нижеследующим великолепным изображением условий, которые преобладали в Риме в то время: “Когда империя в военном и политическом смысле достигла своей кульминации, в религиозном и социальном аспекте она дошла до вершин аморальности. Она стала глубоко эпикурейской; ее правилом было то, что жизнь должна быть превращена в праздник, что добродетель — только приправа к удовольствию, а умеренность — средство для его продления. Столовые, сверкающие золотом и украшенные драгоценными камнями, рабы и великолепные одежды, прелести женского общества, где все женщины доступны, роскошные ванны, театры, гладиаторы, — таковы были предметы желаний римлян. Завоеватели мира открыли, что единственная вещь, достойная поклонения, — это Сила. Она могла дать все, чего достигли труд и ремесло. Конфискация имущества и земель, обложение провинций налогами были наградой за успешные войны; а император был символом Силы. Существовал социальный блеск, но это было свечение разложения. Древнего Средиземноморского мира”[173].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.