Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словосочетание




Иосиф Бродский

Вадим Шефнер

Виды синтаксической связи

Синтаксические единицы.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА

1. Выпишите из текста синтаксические единицы разных уровней:

а) синтаксему;

б) словосочетание;

в) простое предложение;

г) сложное предложение;

д) сложное предложение усложнённого типа.

2. Выпишите примеры синтаксических конструкций со следующим характером компонентов:

а) слово + словоформа;

б) словосочетание + словоформа;

в) словоформа + словоформа;

г) слово + простое предложение;

д) словоформа + простое предложение;

е) простое предложение + простое предложение;

ё) простое предложение + сложное предложение;

ж) сложное предложение + сложное предложение.

3. Выпишите примеры соединений с разными видами синтакси-

ческой связи:

а) с сочинительной;

б) с подчинительной;

в) с координацией;

г) с тяготением;

д) с соположением;

е) с интродукцией;

ё) с аппликацией.

4. Приведите примеры разных средств синтаксической связи:

а) флексии;

б) предлоги;

в) союзы;

г) частицы;

д) местоимённые слова;

е) лексико-семантические группировки слов.

 

СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова −
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова − словно раны, слова − словно суд, −
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, −
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит − я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они, −
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту −
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость − как буря, иль горе − как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

 

Мои слова, я думаю, умрут,

и время улыбнется, торжествуя,

сопроводив мой безотрадный труд

в соседнюю природу неживую.

В былом, в грядущем, в тайнах бытия,

в пространстве том, где рыщут астронавты,

в морях бескрайних − в целом мире я

не вижу для себя уж лестной правды.

Поэта долг − пытаться единить

края разрыва меж душой и телом.

Талант − игла. И только голос − нить.

И только смерть всему шитью − пределом.

1. Выпишите примеры соединений слов, которые не являются

словосочетаниями (по концепции В.В.Виноградова).

2. Выпишите соединения слов, которые по концепции В.А. Бело-шапковой являются сочинительными словосочетаниями.

3. Выделите свободные словосочетания, проанализируйте их смысловую цельность и грамматическое оформление. Обратите внимание на несвободные сочетания слов, укажите их вид (лексикализованные, морфологизированные и синтаксически неделимые).

4. Приведите примеры словосочетаний, в которых средствами выражения синтаксических отношений являются:

а) формы слов;

б) предлоги;

в) устойчивый порядок слов.

5. Выпишите примеры:

а) простых словосочетаний;

б) сложных словосочетаний.

6. Выпишите примеры словосочетаний:

а) с обязательной связью;

б) с необязательной связью;

в) с предсказуемой связью;

г) с непредсказуемой связью;

д) с собственно-синтаксическими отношениями;

е) с лексико-синтаксическими отношениями.

7. Выпишите словосочетания со следующими видами подчинительной связи:

а) обязательной, предсказуемой;

б) обязательной, непредсказуемой;

в) необязательной, предсказуемой;

г) необязательной, непредсказуемой.

8. Приведите примеры словосочетаний разных лексико-грамматических типов:

а) субстантивных;

б) адъективных;

в) прономинативных;

г) глагольных;

д) адвербиальных.

9. Выпишите примеры словосочетаний:

а) с атрибутивными отношениями;

б) с объектными отношениями;

в) с субъектными отношениями;

г) с обстоятельственными отношениями;

д) с комплетивными отношениями.

10. Выпишите словосочетания, в которых наблюдаются комплексные, контаминированные значения.

11. Выпишите примеры словосочетаний с разными способами связи:

а) согласованием;

б) управлением;

в) примыканием.

12. Выпишите примеры словосочетаний:

а) с полным согласованием;

б) с неполным согласованием;

в) с сильным управлением;

г) со слабым управлением;

д) с собственно примыканием;

е) с именным примыканием.

13. Выпишите примеры словосочетаний, которые построены по следующим структурным схемам:

а) прил. + сущ.

б) нар. + прил.

в) глаг. + сущ. в В.п.

г) глаг. + сущ. в Т.п.

д) глаг. + сущ. в П.п.

е) числ. + сущ.

14. Сделайте анализ простого и сложного словосочетания по следующему плану:

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого слова. Назвать главный и зависимый компонент.)

2. Охарактеризовать по количественно-компонентному составу (простое или сложное).

3. Определить грамматическое значение (атрибутивное, объектное, субъектное, комплетивное, обстоятельственное).

4. Как оформляется грамматическое значение:

а) структурная схема;

б) характеристика по морфологической природе стержневого компонента;

в) вид подчинительной связи (предсказуемая – непредсказуемая, обязательная – необязательная, собственно синтаксическая – лексико-синтаксическая);

г) способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание, именное примыкание);

д) средства связи (флексия, предлоги, порядок слов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.