Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоактуализация личности в гуманистической психологии: к постановке проблемы




 

Сегодняшнее состояние наук о человеке отмечено особым интересом к проблемам субъективности. Это обусловлено как коренными сдвигами в социальном бытии, так и самой логикой развития человековедческих дисциплин. В ряду вопросов, связанных с человеческой субъективностью, феномену самоактуализации личности отводится важное место. Идея самоактуализации, занимавшая умы философов ещё в Древней Греции, оказалась востребована в 1960-70 гг., получив своё развитие в русле американской гуманистической психологии, в частности в трудах Абрахама Маслоу.

В данной статье мы рассмотрим основные идеи концепции самоактуализации А.Маслоу, выявим главные направления критики этой концепции и предложим возможную линию дальнейшей разработки проблем самоактуализации. Прежде всего, необходимо «вписать» ренессанс идеи самоактуализации в более широкий научный контекст, для чего следует рассмотреть основные предпосылки возникновения гуманистической психологии. Фундаментальные идеи гуманистической психологии имеют глубокие корни в западноевропейской философской традиции, в частности в экзистенциализме и феноменологии (1, 482-484). Осознание уникальности бытия конкретного человека, его экзистенции лежит в основе экзистенциалистского взгляда на природу человека. Философы этого направления отвергают представления об определяющей роли факторов наследственности и окружающей среды в формировании человека и подчёркивают, таким образом, способность человека создавать себя по своему собственному проекту. Отсюда вытекают две неотъемлемых составляющих человеческой экзистенции: свобода и ответственность (2, 319-344). С проблематикой свободы и ответственности в экзистенциализме связана и концепция становления. Как свободное существо человек ответственен за реализацию как можно большего числа своих возможностей, и он живёт подлинной и полноценной жизнью, только если выполняет это условие. В феноменологии основным моментом в изучении человека выступает субъективный опыт, особо подчёркивается его уникальное значение для формирования жизненного мира каждого человека.

Появление американской гуманистической психологии, таким образом, было обусловлено распространением идей феноменологии и экзистенциализма в США. В отличие от континентальных стран Западной Европы, где эти философские направления оказывали значительное влияние на исторические, социологические и психологические исследования ещё в первой половине ХХ в., в Великобритании и Соединённых Штатах до конца 1950-х гг. подобного воздействия не отмечалось. В американских академических кругах бихевиоризм и неопозитивизм вытеснили прагматизм, психоанализ полностью определял развитие клинической психологии и культурной антропологии, а социология и социальная психология основывались на структурно-функциональном анализе. Поэтому в 1960-е гг. феноменология и экзистенциализм, закрепившись на североамериканском континенте, оказали серьёзное влияние на человековедческие дисциплины. В это время феноменология стала активно внедряться в американские университеты, а феноменологическая социология и этнометодология стали одним из главных направлений американской социологической мысли. Кризис бихевиоризма и структурно-функционального анализа в общественных науках привёл к поиску альтернатив. Именно на этом фоне возникла гуманистическая психология, которая затем на протяжении почти двух десятилетий объединяла многочисленных критиков бихевиоризма и ортодоксального психоанализа (3, 106).

Коренное отличие гуманистической психологии от психоанализа и бихевиоризма заключалось в трактовке человеческой природы. Бихевиоризм рассматривал людей как пассивных марионеток воздействий окружающей среды, а психоанализ представлял человека как существо с инстинктивными и внутрипсихическими конфликтами и подчёркивал бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов человеческого поведения. Гуманистическаяпсихология, объявившая себя «третьей ветвью психологии» (3, 107), предложила трактовать человека как существо по самой своей природе позитивное, способное к совершенствованию, в высшей степени сознательное и рациональное, без доминирования бессознательных импульсов.

К движению «развития потенциала человека» можно причислить таких крупных психологов, как Эрих Фромм, Карл роджерс, Гордон Олпорт, Джордж Келли, ролло мэй. Однако гуманистическая психология у многих ассоциируется прежде всего с именем Абрахама Маслоу. Его концепция самоактуализации демонстрирует основные темы и положения, характеризующие гуманистическое направления в психологии (1, 479-527;4, 217-221).

Мы выбрали концепцию Маслоу предметом анализа ещё и потому, что из всех последователей третьей ветви психологии только Маслоу рассматривал все интрапсихические процессы и весь жизненный путь личности через призму реализации её потенциала. К тому же идея самоактуализации является не только фундаментом теоретических построений этого психолога, но и основой «целой философско-мировоззренческой системы» (5, 150). Концепцию Маслоу отличает ряд положений, характерных и для всей гуманистической психологии. Прежде всего это холистическая точка зрения на личность, предполагающая рассмотрение человека как единого, организованного целого. Далее – это особое внимание к присущим только человеку характеристикам: идеалам, ценностям, чувствам и рациональности, что игнорировалось в бихевиоризме и психоанализе. В отличие от психоаналитиков и некоторых неофрейдистов, присоединившихся к гуманистическому направлению психологии, Маслоу придавал главенствующее значение изучению образа жизни, жизненных ценностей и целей именно здорового человека. Особенно он подчёркивает позитивность природы человека, заложенный в ней потенциал самосовершенствования и роста.

Значительное влияние на взгляды Маслоу оказали труды гештальт-психологов Макса вертхаймера и Курта Гольдштейна. Именно у Гольдштейна Маслоу и позаимствовал термин «самоактуализация», который первый понимал как единственный реальный мотив, присущий личности, в то время как все остальные мотивы являются лишь его проявлением (6, 700-701). Следуя логике Гольдштейна, Маслоу рассматривает проблематику самоактуализации в контексте мотивационных процессов, однако Маслоу в мотивационной сфере личности выделяет ряд групп: физиологические, потребности в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в самоуважении и в самоактуализации (7, 77-105). Маслоу предположил, что названные потребности человека являются врождёнными и образуют иерархию. Низшие потребности (в пище, в продолжении рода) являются более насущными, и если они не удовлетворены, то вся активность индивида направлена на их удовлетворение. Таким образом, мотивированность потребностями более высокого уровня возможна при обязательной удовлетворённости низших потребностей. Маслоу допускал, что человек может руководствоваться высшими мотивами при неудовлетворённости низших, но считал это исключением.

Анализ феномена самоактуализации Маслоу проводил на основе неформального анализа жизни людей, которыми сам восхищался. В их числе некоторые известные исторические личности и современники исследователя (7, 222-223). На основе этого анализа Маслоу попытался выделить ряд качеств, присущих самоактуализирующимся людям. Среди них можно отметить следующие: эффективное восприятие фактов реальности; конструктивный подход к неизведанному и жажда познания; свободное и спокойное приятие окружающего мира, других людей и себя; отсутствие самодовлеющего чувства стыда и вины; относительная спонтанность и простота в поведении, предельная естественность и неконвенциональность в чувствах, мыслях и побуждениях; служение некоторому делу, озабоченность какой-либо важной проблемой; потребность в уединении и отстранённости; автономность и независимость от социокультурной среды; наличие «высших переживаний»; глубокое чувство идентификации со всем человечеством; демократичность в межличностных отношениях; философское чувство юмора; креативность и некоторые другие качества (7, 219-259).

В своей последней книге («Новые рубежи человеческой природы») Маслоу попытался рассмотреть самоактуализацию с точки зрения операционального смысла этого процесса и описал некоторые пути, ведущие к реализации человеческого потенциала. Прежде всего самоактуализация требует от человека концентрации на собственных переживаниях, полной поглощённости ими. Именно в этом процессе человек проявляет свою сущность. Человек, по мнению Маслоу, не «чистая доска». Он обладает некоторой глубинной самостью, прислушиваясь к импульсам которой, индивид позволяет ей проявиться. Самоактуализироваться – значит брать на себя ответственность и быть честным перед собой. Самоактуализация – это не только и не столько состояние, сколько процесс каждодневного выбора в пользу личностного роста (8, 48-59).

Несмотря на то что концепция самоактуализации Маслоу наряду с другими теориями в русле гуманистической психологии предложила привлекательную альтернативу «дегуманизированному» и механистическому исследования человека в психоанализе и бихевиоризме, она подвергается критике, во многом обоснованной.

Прежде всего Маслоу критикуют за противоречия в его концепции мотивации. Так, Маслоу допускает значительное число исключений из своей иерархической системы мотивации. Он не предоставляет убедительных доказательств того, что высшие потребности (самоактуализация в том числе) становятся осознаваемыми и доминирующими только при удовлетворении базовых потребностей (1, 506). Некоторые критики обращают внимание на ненаучность, идеологичность и отсутствии строгих эмпирических данных в гуманистической психологии (4, 224) и, в частности, на субъективность в подходе Маслоу к выбору людей, послуживших образцами для создания концепции личностной самоактуализации. Маслоу и сам признавал, что его выводы относительно самоактуализации находятся в области преднауки, однако утверждал, что они научны в том смысле, что излагаются в допускающей проверку форме (8, 49-50). Данная критика затрагивает в основном нюансы эмпирического исследования. Существуют также опасения насчёт последствий распространения так называемой «популярной психологией» идей гуманистического направления. По мнению американского социолога Даниела Янкеловича, внедрение концепции самоактуализации в западное общество и акцентирование независимости индивида от социокультурной среды приводит к серьёзным сдвигам в ценностных ориентациях людей и грозит формированием культуры эгоизма и самолюбования, поэтому он предлагает «сойти с эскалатора Маслоу» и приняться за выработку этики ответственности (9, 234-264).

Однако представляется возможным выявить и более глубокое концептуальное противоречие в концепции самоактуализации. Маслоу, следуя за экзистенциализмом в провозглашении свободы человека в определении хода и качества своей жизни, тем не менее, описывает самоактуализацию как реализацию некоей самости, выступающей в виде предзаданного человеческого потенциала (что также находит выражение в утверждении о врождённости высших потребностей). Это противоречит одному из ключевых моментов экзистенциализма, выраженном в знаменитом тезисе Ж.П.Сартра о существовании, которое предшествует сущности (2, 319-344). Освобождаясь от влияния социокультурной среды, самоактуализирующийся индивид у Маслоу по сути становится «пленником» своих врождённых потенций, пусть даже и изображённых гуманистическим психологом в позитивном ключе.

На наш взгляд, критика концепции самоактуализации с философских позиций должна быть направлена на понимание человеческой природы в гуманистической психологии и в фундированной ею философско-мировоззренческой системе. Альтернативой вышеописанной трактовке человеческой природы может служить разработанная отечественными философами концепция человека как интегрального социального существа (10, 6-11; 11, 69-72), которая преодолевает эссенциализм и снимает дуализм биологического и социального. В данной концепции «сущность человека заключается в том, что это существо, производящее своё собственное бытие и сущность». И именно «производящий способ существования, или универсальная творческая природа человека, определяют ценность, достоинство и величие человека» (12, 47). На основе этого можно предположить, что сущность человека, его потенциал не только и не столько «разворачивается» из некоторых врождённых задатков (которые, несомненно, являются необходимой биологической предпосылкой собственно человеческого существования), сколько творится, конструируется в процессе всей жизни под воздействием социокультурных условий (что находит своё отражение, например, в механизмах социализации и в процессе обучения) и при непосредственном участии самого субъекта, хотя доля этого участия, по всей вероятности, может варьироваться от индивида к индивиду. В русле данного подхода самоактуализация может рассматриваться как реализация сущностных сил человека, которые представляют собой «свёрнутые в потенциальные социальные образования потребности, способности, социальные качества индивида, предполагающие определённую степень социализированности, сформированности, готовности индивида к актуализации их в труде, общении и мышлении» (13, 99).

В заключение отметим, что при всех недостатках концепции самоактуализации, представленной Маслоу в гуманистическом направлении современной психологии, она заслуживает высокой оценки за мощный гуманистический «заряд» и ту роль, которую эта концепция сыграла в преодолении серьёзных недостатков таких влиятельных течений в западном человековедении, как бихевиоризм и психоанализ. Однако объективный научный анализ этой концепции и инкорпорация её идей и результатов в научную философскую антропологию является делом будущего.

Контрольные вопросы

1. На каком фоне происходило формирование гуманистической психологии в западном комплексе наук о человеке?

2. В чём заключается коренное отличие гуманистической психологии от психоанализа и бихевиоризма?

3. Какие течения западной философской мысли послужили источником некоторых идей последователей гуманистического направления в психологии?

4. Что представляет из себя иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу?

5. Как, основываясь на исследованиях А. Маслоу, можно определить феномен самоактуализации?

6. Какие критические замечания обычно высказываются в адрес концепции самоактуализации?

Список литературы

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1999.

2. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

3. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.

4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

5. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3.

6. Reber A. S. Self-actualization // The Penguin Dictionary of Psychology. Second Edition. Published by the Penguin Group, 1995.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

8. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

9. Yankelovich D. New rules, searching for self-fulfillment in a world turned upside down. New York, 1981.

10. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. Ч. 2. Научная теория общества. Пермь, 1993.

11. Оконская Н.Б. Философская антропология: коэволюционные процессы в человеке и обществе // Три точки зрения на философскую антропологию. Севастополь, 1996. Вып. 2.

12. Орлов В.В., Васильева Т.С. Антропология как система наук о человеке // Там же.

13. Калашников М.Ф., Калашникова Е.М. Духовность и индивидуальные сущностные силы человека // Новые идеи в философии. Пермь, 1998. Вып. 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.