Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития тэнноизма 5 страница




Таков главный пафос брошюры 1944 г., которая интересна для нас прежде всего как проявление модернизатореких трансформаций идеологии тэнноизма, получивших закончен­ное развитие уже в послевоенный период, когда обоснова­ние уникальности Японии осуществляется гораздо тоньше и в существенно более рациональной форме.

После создания в 1940 г. «новой политической струк­туры» в виде разветвленной полицейско-бюрократической сети органов «движения помощи трону», начиная от Ассоциации помощи трону (Тайсэй ёкусанкай) и кончая местными отделениями «движения», воздействие тэнноистской идеоло­гии было интенсифицировано их повсеместным и повседнев­ным контролем над жизнью широких народных масс. Этой же цели служила воссозданная японскими властями система «соседских общин» (тонаригуми), являвшихся вспомогатель­ными органами полицейского контроля и слежки. С осени 1940 г. власти организовали «общества помощи трону», в которые в принудительном порядке объединялись все учите­ля, журналисты, писатели, музыканты и другие деятели ин­теллектуального труда. В условиях существования «новой политической структуры» был пересмотрен в сторону ужесто­чения закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят закон «Об обеспечении национальной обо­роны» (Кокубо хоан хо), согласно которому распростра­нение сведений, «наносящих вред общественному спокой­ствию и порядку», каралось каторжными работами. Пресса и радио стали подвергаться строжайшей цензуре.

Под контроль Ассоциации помощи трону были поставлены все средства массовой информации. Специально для пропа­ганды идей «сферы совместного процветания» в 1941 г. была учреждена массовая националистическая организация Восточноазиатская лига великой Японии. Особую роль про­паганде тэнноизма придавали в армии, где «моральному воспитанию» отводилось первостепенное значение. Практи­ковались ежедневные получасовые наставления командиром подразделения. В частях и на кораблях проводились также лекции, доклады, выставки, демонстрировались фильмы [50, с. 193].

Таким образом, с 30-х годов, ознаменовавших собой на­чало все более расширявшейся агрессивной войны со стороны Японии, идеология тэнноизма была окончательно приспо­соблена для пропаганды милитаристских идей, а с при­ходом к власти лидеров ультранационалистического толка государственная доктрина приобретает черты тоталитарной идеологии.

В Японии в 30-е годы не наблюдалось ломки системы идей государственного национализма, догмам «кокутай» при­давался более агрессивный характер, культивирование по­читания императора было всецело подчинено задаче добить­ся от всех поголовно японцев готовности умереть за импе­ратора. Все возможные средства пропаганды и индоктрина-ции использовались властями для распространения официаль­ных идей, трактуемых только исходя из интересов войны.

Сочетание усиленной идеологической обработки насе­ления в духе милитаристского тэнноизма с жестокими реп­рессиями инакомыслящих, а также недостаточное развитие сознательности масс к началу войны на Тихом океане привело к тому, что подавляющее большинство японцев относилось к своему военному долгу как к «священной обязанности» и было неспособно критически мыслить. Это не означало, конечно, отсутствия сопротивления политике пра­вительства, наиболее сознательная часть общества не пре­кращала активной борьбы, несмотря ни на какие опасности и гонения. После войны стало известно немало имен лиц, стойко отстаивавших в той или иной форме антимилита­ристские, демократические взгляды. Существовал также достаточно заметный слой пассивных нонконформистов. Есть немало свидетельств того, что в последние годы войны в связи с военными неудачами Японии и затянув­шимся характером войны в народных массах стали распро­страняться критические настроения, многие испытывали сом­нения в возможности победы в войне. И тем не менее было бы неверным недооценивать эффективность воздействия тэн­ноизма на массовое сознание японцев: тотальная индоктри-нация населения привела к широкому распространению исступленной веры в «божественность» императора, в осо­бую миссию народа «страны богов», фанатизма, симво­лом которого стали японские смертники (камикадзэ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.