Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов




Девушка с карими глазами в мгновение ока выбежала на сцену.

Что-то опасное почудилось ему в наступившей тишине.

В качестве самостоятельного вида синтаксических отношений комплетивные отношения были выделены в АГ-70, в РГ-80 они получили название «восполняющих» отношений.

Некоторые лингвисты (Валгина Н.С. Синтаксис СРЯ. – М., 1991; 2003) выделяют пятый тип синтаксических отношений в с/с – субъектные – это отношения в с/с, в которых стержневое слово выражает действие или состояние, а зависимое – субъект, который выполняет это действие или испытывает состояние: приезд отца, радость детей. В РГ-80 такие отношения между главным и зависимым словом называются субъектно-определительными.

Все перечисленные отношения в русском языке часто осложняются дополнительными, взаимодействуют друг с другом, образуя синкретичные, контаминированные (диффузные) значения: тарелка с пирожками (атрибутивные отношения + объектные), сердиться из-за письма (обстоятельственные + объектные), домик в лесу (атрибутивные + обстоятельственные).

 

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически свободные и несвободные («СРЯ» Бабайцевой, Максимова, Ч. 3. – М., 1981: цельные) словосочетания.

В свободных с/с каждый компонент достаточно информативен, сохраняет самостоятельность и выполняет роль отдельного члена предложения.

В синтаксически несвободных с/с полнота л/з одного из компонентов ослаблена, то есть он является информативно недостаточным. Компоненты такого с/с тесно связаны по смыслу и в предложении выступают одним членом: Пожилая женщина с мужским лицом и мужской прической стояла у письменного стола, смотрела в пространство усталыми глазами. (Ю. Бондарев). Практический прием разграничения свободных и несвободных с/с заключается в следующем: заменить с/с с управлением на с/с с согласованием. Если семантика не изменится, – с/с свободное: стая волков – волчья стая, опушка леса – лесная опушка, но: стакан молока., край села.

Следует различать синтаксически и фразеологически несвободные сочетания слов. И те и другие являются одним членом предложения, однако фразеологически несвободные хотя и строятся на основе живых синтаксических связей, но по семантике приближаются к слову, воспроизводятся в готовом виде, а не создаются в процессе речи: дать слово– пообещать, принять участие – участвовать, гонять лодыря – бездельничать. Во многих фразеологизмах отсутствуют живые синтаксические связи (шутка сказать, ничтоже сумняшеся), могут быть утрачены или стерты л/з компонентов (бить баклуши, попасть впросак).

Одни исследователи (В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов, Е.И. Диброва), вслед за В.В. Виноградовым, исключают фразеологизмы из состава словосочетаний, считают их своеобразным «мостиком», соединяющим слова и с/с. Фразеологизм и с/с: м.б. общая структурная схема (выполнять задание – гонять лодыря), в состав фразеологизма может входить 2 и более слов, в цельных с/с сохраняется л/з отдельных компонентов, создаем по определенным моделям. Фразеологизм и слово: номинативная функция, память хранит в готовом виде. Другие (Н.С.Валгина, учебник П.П. Шубы, «Синтаксис СРЯ» – СПБ., 2008) выделяют фразеологически несвободные словосочетания, подчеркивая при этом, что изучение фразеологических сочетаний является предметом фразеологии, в синтаксисе они могут быть рассмотрены лишь как компоненты структуры предложения.

Синтаксически несвободные с/с характеризуются тем, что в них легко определяются типы связи, синтаксические отношения, но главное слово в них недостаточно семантически значимо, и роль семантического конкретизатора берет на себя зависимое слово. Поэтому и главное, и зависимое слово выполняют единую синтаксическую функцию. К таким сочетаниям относят:

1) количественно-именные: три патрона, большинство студентов, масса цветов;

2) местоимение + существительное с предлогом из или с: любой из нас, кто-то из детей;

3) сочетания существительных или местоимений, объединенных предлогом с (значение «совместности»): нам с матерью, нитка с иголкой;

4) дающие характеристику человека или животного, включающие в свой состав словоформы с глазами, с лицом, с носом, роста и т.п.: девушка с карими глазами, человек высокого роста;

5) составные и сложные сказуемые: хотел пойти учиться, предложил прогуляться;

6) сочетания со словом, обозначающим фазу чего-либо: В начале войны люди редко думают о будущем;

7) сочетания с оборотами, обозначающими протяженность (временную, пространственную) с предлогами от - до, с - до, из - до: путешествие от Бреста до Челябинска;

8) сочетание существительного или местоимения с прилагательным, где существительное имеет ослабленное л/з: [он удивительно] добрый человек, нечто непонятное [торчало из воды].

Т.о., степень самостоятельности лексического значения компонентов словосочетания, возможности их сочетания между собой могут быть различными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.