Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксис как часть языковой системы и как лингвистическая дисциплина




Билет 1.

Мини-тест

Повторяем синтаксис

Вспомни темы: 1) типы сказуемых; 2) виды односоставных предло­жений; 3) знаки препинания при однородных членах предложения.

Выполни предлагаемый тест, проверь свои ответы и определи темы, которые следует повторить.

А1. Указать предложения с составным именным сказуемым.

1) Все участники были как на подбор.

2) И вот я стал читать, удивляясь и восхищаясь.

3) Не могу ясно представить моё будущее.

4) Учитель этот был ревностным сторонником дисциплины.

5) Ты не в состоянии выполнить это задание.

А2. Указать односоставные безличные предложения.

1) Вот что рассказывают видевшие это чудо своими глазами.

2) Пусть говорят что угодно.

3) Мне хотелось во всём подражать старшему брату.

4) Тебе, дитя моё, рано ещё думать об этом.

5) Вызвали неотложку и увезли больного.

АЗ. Указать односоставное определённо-личное предложение.

1) Мне истина всего дороже.

2) От страха Ваську даже подташнивало.

3) Возьми, паренёк, эти вещи в дорогу.

4) Южный берег Крыма захлестнуло небывалым штормом.

5) Короткий привал — и снова в путь!

А4. Указать односоставные неопределённо-личные предложения.

1) При включённом свете фар ехать стало ещё труднее.

2) Было получено сообщение о прибытии груза.

3) В жёлтой прессе много пишут о личной жизни звезд.

4) Сильнее кошки зверя нет!

5) На броневые поезда с ручными гранатами бросались.

А5. Указать предложения с пунктуационными ошибками.

1) Мы старательно готовились к занятиям и читали учебники и кон­спекты.

2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

3) В каждом его шаге и взмахе косой чувствовались уменье, и громад­ная физическая сила.

4) В сундучке мы нашли исписанные пожелтевшие от времени листы бумаги.

5) Большая рыжая собака смотрела на нас, склонив голову набок, с большим дружелюбием.

 

Синтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики. Это 1) часть языковой системы (грамматики), обеспечивающая строение предложения. Главное условие построения – синтаксическая связь, с участием которой создаются словосочетания и предложения. Есть свои синтаксические законы и в построении текста. В синтаксисе действуют определённые типы (образцы, модели) словосочетаний и предложений, по которым строятся реальные высказывания. Состав этих образцов разнится стилистически (ср. синтаксис бытовой и канцелярской речи), меняется со временем. Система синтаксиса испытывает влияние других языков, напр. синтаксис русского языка в 19 в. испытал влияние французского языка. 2) Лингвистическая дисциплина (раздел грамматики), изучающая эту часть языковой системы. Русский синтаксис пережил эволюцию представлений о своём объекте – от соединения слов в 18 в. до многоаспектной организации коммуникативных единиц в 20 в. Изменение синтаксической системы изучает исторический синтаксис.

Синтаксис включает в себя: 1 Синтаксис статический; 2 Синтаксис коммуникативный; 3 Синтаксис текста.

Синтаксис статический. Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный. Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и т. д.

Синтаксис текста. Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста. Это его функциональная зависимость.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов. Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса. Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы. Фундаментальные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

2. Абсолютивация и субстантивация – синтаксически обусловленные процессы.

Субстантивация – это переход слов других частей речи в разряд имен существительных. Больной поправился (субстантивация прилагательного). Подали на второе (субстантивация порядкового числительного). Двое на качелях (субстантивация собирательного числительного), Наше завтра (субстантивация наречия). Раздавалось мерное тик-так (субстантивация звукоподражательного слова).

Субстантивация полная. Окончательный перех’од прилагательного в разряд существительных, с потерей возможности употребляться как прилагательное. Портной, дневальный, служивый, гостиная, бутербродная, пирожное, приданое и др.

Субстантивация неполная. Переход прилагательного в разряд существительных при продолжающемся употреблении в роли прилагательного. Роенный, дежурный, часовой, караульный, ломовой, булочная, кондитерская, пивная, столовая, чайная, слесарная, парикмахерская, заливное, мороженое, сладкое, данные, легкие, суточные, чаевые и др.

Субстантивация окказиональная. Переход прилагательного в разряд существительных в условиях данного контекста. Толстый и тонкий (в рассказе А. П. Чехова).

Абсолютизация – это придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах (»абсолютно твердое тело», «абсолютно непроводящее тело», «абсолютная величина (модуль)» и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.