Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второстепенные члены предложения




Простое нераспространенное предложение представлено только предикативной основой, т.е. его главными членами. Распространение простого предложения — это введение в него таких членов, которые, не являясь компонентами структурной схемы предложения (его предикативной основы), расширяют его состав, во многих случаях вносят первостепенно важную информацию, составляют рему высказывания: Плавает он с четырнадцати лет... (Казаков). Он просил без него не читать эту статью/этой статьи... В распространяющем члене предложения может заключаться значение семантического субъекта: Его отличает принципиальность.

В практике современной средней и высшей школы получила распространение классификация второстепенных членов, учитывающая и грамматические и лексические значения слов, а также синтаксические средства связи этих слов с подчиняющими словами и их значение. Например, словосочетания: говорить с человеком, говорить с волнением, однотипные в грамматическом отношении, имеют в своем составе слова, находящиеся в различных взаимоотношениях друг с другом, что связано с их лексическим значением. В результате и функции управляемых слов различны: с человеком - дополнение, с волнением - обстоятельство.

В последние десятилетия XX века предприняты попытки заменить традиционное учение о структурных типах простого предложения и, следовательно, о его главных и второстепенных членах теорией структурных схем. Так, в «Русской грамматике» (1980) учение о второстепенных членах предложения заменяется учением о распространении структурных схем по правилам сильных присловных связей, по правилам неприсловного распространения или по правилам детерминации.

Второстепенные члены предложения могут распространять как отдельные члены предложения, так и основу в целом. Распространители, относящиеся к слову, которое является главным или второстепенным членом предложения, называются присловными второстепенными членами. Например: К молодым, начинающим писателям Чехов был неизменно участлив, внимателен, ласков (Куприн).

Присловными являются определение, приложение, дополнение, обстоятельство.

Те распространители, которые определяют основу в целом, называются присоставными (приосновными) второстепенными членами предложения, или детерминантами. В роли приосновных второстепенных членов предложения выступают свободные словоформы с субъектно-объектным или обстоятельственным значением. Это детерминирующее дополнение и детерминирующее обстоятельство. При определении их функции учитывается взаимодействие значений самой словоформы и основы предложения: Красоте не нужно бесконечно жить, чтобы быть вечной... (Тургенев). В_ августе почернели длинные, влажные ночи... (Белов).

Детерминанты связаны с основой предложения связью соположения. Впервые понятие детерминанта ввела Н.Ю.Шведова. По семантике Н.Ю.Шведова различает следующие виды детерминантов:

-субъектные: Сыну исполнился год. Мне весело. Матери отрадно смотреть на детей;

- объектные: С детьми много хлопот. Сыну/для сына он хочет только добра; Песни нет без поэта;

-обстоятельственные: По сигналу ракеты двинулись тан­ки. В метель все предметы странно увеличиваются.

Детерминанты — это не новые второстепенные члены предложения, а лишь особые случаи функционирования обстоятельств и дополнений. Основные грамматические признаки детерминантов как особых членов предложения следующие:

1) отсутствие системных связей с каким-то словом (связан с предложением свободным присоединением): Для большого писателя мало знать родной язык (Паустовский);

2) синтаксически закрепленная позиция в абсолютном начале предложения или непосредственно при основе: Во все стороны утонула снеговая волчья степь, без кустика, без жилья (Малышкин);

3) регулярная сохраняемость во всех формах одного и того же предложения: По понедельникам музей закрыт. По понедельникам музей был закрыт. По понедельникам музей будет закрыт;

4) способность сочетаться с предикативной основой любой структуры - двусоставной / односоставной, глагольной / неглагольной: На солнышке тепло. Перед ним встал неразрешимый вопрос.

Большую группу образуют члены с двойной связью. При двой­ной связи член предложения одновременно относится к двум чле­нам предложения: Прозрачный лес один чернеет (Пушкин).

Члены предложения с двойной связью Л.Д. Чеснокова выделила в особую группу под названием «дуплексивы» (глагольно-именные определители). «Специфика дуплексивов, - пишет Л.Д. Чеснокова, — заключается в их синтаксическом значении (двойное от­ношение) и одновременной отнесенности к глаголу и имени независимо от того, какую функцию эти слова (имя и глагол) выполняют в предложении». В дуплексивы включают два типа второстепенных членов предложения с двойными отношениями: атрибутивно-обстоятельственный член и атрибутивно-объектный член предложения: Парнишкой он любил слушать, как гудят телеграфные столбы (Шукшин). Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека (Ушинский).

Члены предложения, способ выражения которых соответствует их синтаксической функции, называются морфологизованными, а члены предложения, способ выражения которых не соответствует их синтаксической функции, неморфологизованными. Например: Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени (Паустовский). Я просил, я умолят тебя не ездить (Л.Толстой).

Определение — второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака и относится к отдельному члену предложения, выраженному словом с предметным значением. Определения выделяются на базе субстантивных словосочетаний с атрибутивным (желание учиться) или субъектным (приезд отца) значением, зависимыми компонентами которых являются согласуемые, управляемые или примыкающие словоформы.

В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения.

Согласованные определения выражаются словами, способными к согласованию: полными прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными: Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо (А.Толстой). На далёких деревьях кричат сонные грачи (Чехов). Я в погоне этой не устану, мне здоровья своего не жаль (Светлов).

Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания: изба лесника, желание работать, костюм в полоску, дверь налево. В номере гостиницы слышал я днем и ночью пароходные гудки, рокот моторов на аэродроме...(Казаков).

Семантика несогласованных определений очень разнообразна, поскольку она складывается под влиянием различных падежных форм и предлогов, а также принадлежности определяющего существительного к конкретным или абстрактным: стихи Некрасова, взрыв большой силы, костюм из габардина, поезд на Москву. Поезд на Москву пришел ночью (Паустовский). Охота странствовать напала на него (Грибоедов). Каждая поездка домой заново бередила ей сердце (Николаева).

Приложение — это связь, при которой в отношения определяемого и определяющего вступают существительные. Согласуемой формой при приложении является падеж, формы рода и числа в согласовании не участвуют: они могут совпадать (гриб боровик, чудо-дерево, думы-тучи) или не совпадать (гриб сыроежка, чудо-богатырь, очки-велосипед). Связь приложения организуется на началах параллелизма падежных значений определяемого и определяющего существительного: юноша-воин, юноши-воина, юноше-воину...

Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, числительным: Это была она, петергофская незнакомка (Паустовский). Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Горький).

Дополнение - второстепенный член предложения, который имеет значение объекта и относится либо к отдельному члену предложения, выраженному словом со значением действия или признака, либо ко всей основе в целом. Присловные дополнения выделяются на базе словосочетаний с объектными отношениями, образованными в основном по способу управления, выражаются преимущественно существительными, местоимениями, субстантивированными словами, реже - сочетаниями, инфинитивом: Прокурор изредка черкал карандашом по бумаге и снова продолжал беседу с предводителем дворянства (Горький). Ищите правды, берегите ее, верьте человеку, который принесет вам чистое слово, не жалейте себя ради правды (Горький).

Присловные дополнения делятся на прямые и косвенные. Прямое дополнение обозначает такой объект, на который распространяется действие, выражаемое переходным глаголом. Прямое дополнение может быть и при других членах предложения, выражаемых предикативными наречиями. Выражается такое дополнение сильноуправляемой формой винительного падежа (при отрицании родительного падежа) без предлога: И дней невинных ей не жаль... (Пушкин). Иван Федорович купил с лотка сушеных фиников (Фадеев).

Косвенное дополнение может выражаться формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и инфинитивом; любой частью речи, заменяющей имя существительное: Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Чехов).

Детерминирующее дополнение называет предмет или объект, или субъекта, которого касается все то, о чем сообщается в остальной части высказывания. Оно является обязательным элементом распространенного предложения: У сильного всегда бессиль­ный виноват (Крылов).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает характеристику действия, признака или ситуации и может относиться к члену предложения, выраженному словом со значением действия, состояния, признака, так и к основе предложения в целом. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, формами косвенных падежей существительного, инфинитивом. По значению выделяются обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, условия, уступки, сопутствующей характеристики. По отнесенности к поясняемому (слову) члену предложения обстоятельства делятся на присловные и присоставные. Одни обстоятельства могут быть только присловными, другие — присловными и присоставными: Газета прочитана от доски до доски (Симонов). Махнуть бы на все рукой, выскочить под дождь и пойти куда глаза глядят (Пришвин) — присловные обстоятельства. От радости кудри вьются, в печали секутся (Поел.) — детерминанты.

Рекомендуемая литература

1. Золотова Г.А. К вопросу о способах выражения членов предложения //Рус. яз. в шк. - 1958. -№ 1.

2. Ломтев Т.П. О второстепенных членах предложения // Рус. яз. в шк. -I960.- №6.

3. Малащенко В.П. О признаках детерминирующих членов предложения //Вопросы синтаксиса современного русского литературного языка. - Ростов н/Д.,1973.

4. Мигирин В.Н. Процессы переходности на уровне членов предложения //Филологические науки. - 1968. - № 2.

5. Никитин В.М. Вопросы теории членов предложения: Пособие по спецкурсу. - Рязань, 1969.

6. Рословец Я.И. О второстепенных членах предложения и их синтаксических функциях // Вопр. языкознания. - 1976. - № 3.

7. Фурашов В.И. Несогласованные определения в современном русском языке. - М., 1984.

8. Чеснокова Л.Д. Семантические типы членов предложения с двойными отношениями: Материалы для спецкурса. - Ростов н/Д., 1973.

9. Шведова Н.Ю. К вопросу о детерминантах: Обстоятельственная и необстоятельственная детерминация простого предложения // Филологические науки. -1973.-№5.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На основании каких критериев разграничиваются второстепенные члены предложения?

2. Какие виды связи устанавливаются между главными и второстепенными членами предложения?

3. Что такое определение? Приведите примеры согласованных определений, выраженных разными частями речи.

4. Чем могут быть выражены несогласованные определения?

5. Что такое приложение? Какие значения они выражают? Приведите примеры приложений.

6. Как разграничиваются дополнения и несогласованные определения?

7. Как отграничить обстоятельства от других членов предложения?

8. Какие по значению бывают обстоятельства? Какими частями речи они могут быть выражены?

9. Что такое детерминант и каковы его грамматические признаки?

10. В функции каких второстепенных членов предложения может употребляться инфинитив?

ЗАДАНИЯ

1. Найдите несогласованные определения. Преобразуйте (там, где это возможно) несогласованные определения в согласованные. Отметьте разницу в значении согласованных и несогласованных определений.

Даже тротуары из желтого кирпича... казались мне теперь милыми и сказочными, как у Андерсена (Паустовский). Страшная судьба Гали поглощала все ее мысли (Паустовский). Сердце мальчика забилось от радости (Катаев). Сухость гор и отсутствие воды пугали меня (Паустовский). На сердце у меня был холод — такой же, как и в вагоне, освещенном жидким светом зимы (Паустовский). Под дыханием мягкой южной ночи мать Темы возбужденно ходит по комнате (Гарин-Михайловский).

2. Найдите приложения. Определите их значение; охарактеризуйте их синтаксические связи с определяемым словом.

Латинист Субоч смотрел на меня круглыми глазами. Старый пароход «Пушкин» доставил нас в Ялту. Дед был на турецком воине, попал в плен и привез из плена... жену-красавицу турчанку. Директор нервничал. Он требовал от нового нашего инспектора, чтобы тот дал ему в помощь лучшего подсказчика-гимназиста. Старушка соседка все время спала («Дальние годы» Паустовский).

3. Замените выделенные существительные инфинитивом. Какова синтаксическая функция инфинитива и каковы синтаксические связи его с зависимыми словами? Всегда ли возможна замена инфинитива существительным?

Председатель распорядился о приводе подсудимых (Л.Толстой). Я пришел к ней, и ее сын, гимназист лет шестнадцати, сразу же, — как будто он давно ждал того, — начал учить меня чтению (Горький). В свободное от войны время отряд обучался стрельбе, рытью окопов, искусству маскировки (Л.Толстой). Выйдя из тюрьмы, она снова стала призывать болгарский народ на борьбу с фашистами (Коженевский).

4. Разграничьте определяемые слова и одиночные приложения; укажите их значение.

Коня взял себе мельник Панкрат (Паустовский). Женщины-журналистки, которых по традициям клуба в зал не пускали, заполнили хоры (Полевой). Плачет девочка-малютка у окна больших хором (Есенин). Старичок хирург в белом халате посмотрел на курсантов (Паустовский). Студент, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого (Тургенев). Песня - крылатая птица - смелых скликает в поход (Сурков).

5. Подчеркните обстоятельства и дополнения и определите их значения. Выделите детерминанты, определите их виды.

В глубине парка стоял дом необыкновенной и мрачной архитектуры (А.Толстой). Чехов умел переживать обиды молча и отшучиваясь (Эренбург). Молодость не имеет понятия о старости, но старость знает молодость наизусть (Гоголь). В раннем детстве меня посещала очень странная греза (Куприн). У сильного всегда бессильный виноват (Крылов). Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц (Бунин). И ему показалось вдруг, что он вспомнил, напал на след (Горбатов). Пете страшно и радостно было внимать их необычной красоте (Л.Толстой).

6. Найдите обстоятельства, выраженные предложно-падежной формой имени существительного, определите их значение и где возможно замените однокоренным наречием. Невозможность такой замены объясните.

Я иногда выходил и без цели шел по Щепной площади (Бунин). Гаврик с блеском играл в ушки (Катаев). Он с наслаждением увидел чисто сервированный стол, самовар, свой собственный сливочник... (Гарин-Михайловский). Мальчишка с жадностью взглянул на шашку (Нагибин). Многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством... (Лермонтов). А кто не захочет сидеть смирно, того я без жалости буду наказывать (Гарин-Михайловский). Я с благодарностью взглянул на нее, и мы пошли (Паустовский).

7. Выделите обстоятельства, определите разряд по значению и способ выражения.

Данилов спрашивал тихим голосом (Панова). Она ехала в город учиться всему тому, о чем она прочитала в небольшой зеленой книжке (Панова). Соловьем залетным юность пролетела (Кольцов). К шуму моря слух привыкал очень быстро (Паустовский). От усталости сами закрывались глаза, но почему-то не спалось (Чехов). Братья его побежали прятаться (Горький). Иди, старик, обратно, и приходи недельки через две (Гайдар). При такой нежной душе она имеет довольно сильный характер (А.Островский).

8. Сопоставьте пары предложений. Какой порядок следования определения, дополнения и обстоятельства нейтрален в стилистическом отношении, а какой — стилистически окрашен?

1. Я гнева вашего никак не растолкую (А.Грибоедов). — Я никак не растолкую вашего гнева. 2. Будет и на нашей улице праздник (Поел.) - Праздник будет и на нашей улице. 3. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист (Исаковский). — Гармонист играет старинный вальс «Осенний сон». 4. Ласковое слово рубля дороже (Поел.). — Ласковое слово дороже рубля. 5. Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет (Поел.). - Зубы кормят волка, ноги носят зайца, хвост бережет лису. 6. Порядок время бережет (Поел.). - Порядок бережет время.

9. Выделите дополнения. В каких примерах их форма продиктована семантико-грамматическими особенностями поясняемого слова? Какими формами слов представлены дополнения?

На голос твой колокола откликнулись вечерним звоном (Блок). Потом солнце прикасается краем к земле и лениво уходит в нее или за нее (Горький). Я еще утром окончил приемку рыбы (Паустовский). На дачах людские голоса заменило шуршание ящериц (Паустовский). И теплым ароматом сохнувшего сена несло из степи (Вересаев). Обедающие рассказывали о вчерашнем концерте в казино, делились впечатлениями от осмотра пирамид и каирских музеев (Вересаев). Кому же придет в голову актрису грамматике учить (А.Островский). Искусство создает тоска по красоте (Горький).

10. Выделите второстепенные члены предложения, выраженные словом и словосочетанием. Какие из них являются морфологизированными, а какие - неморфологизированными?

Вернувшись домой, она затопила железную печурку с трубой в форточку (А.Толстой). Окна с частыми переплетами обращены на желтоватую стену ржи (А.Толстой). Два паровоза, дымя и свистя в темноте, потащили набитый людьми поезд на снежные перевалы (А.Толстой). Серый дым лениво пачкал прозрачность воздуха (Горький). Тотчас за изгородью струилась река с водой цвета крепкого чая (Паустовский). Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток (Паустовский).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.